Марита Давыдова: «Вкус шампанского – самый правильный вкус победы!»
Бронзовая призерка Универсиады-2015 рассказала о том, как стать чемпионкой АСБ, закончить университет в Майами и подписать профессиональный контракт с испанским клубом.
– Твоя фамилия в списке кандидатов в студенческую сборную России сразу же вызвала негативные комментарии в интернете. Расскажи о своем высшем образовании и о том, почему любые упреки по данной теме в твой адрес беспочвенны.
– Несмотря на то, что я из абсолютно баскетбольной семьи, учеба и образование всегда были для моих родителей в приоритете. Поэтому, закончив одну из лучших школ Москвы с золотой медалью, я подала документы в три вуза, и во все меня приняли. Я выбрала МСХА, потому что в то время в академии была сильная баскетбольная команда, а тренировала ее замечательная Татьяна Викторовна Гомельская и легендарный Князь – Анатолий Мышкин. К тому же в вузе были отличные условия для тренировок. У нас было три тренировки в неделю, но лично я могла в любой день приходить в зал и работать над индивидуальными навыками. Я хотела продолжить спортивную карьеру, но, как я уже сказала, получение мной хорошего образования для моих родителей было важнее. Поэтому на семейном совете мы решили не подписывать профессиональный контракт ни с какой командой. Мои подруги, ставшие игроками молодежных команд Премьер-Лиги, тренировались по 6 дней в неделю. И конечно на полноценную учебу времени у них не оставалось. Я же в МСХА в первую очередь училась на экономиста, сама сдавала экзамены по техническим и специальным дисциплинам. Помню, как на вопрос одного журналиста ответила, что счастлива, потому что перед полуфинальной игрой чемпионата АСБ закрыла сессию. «Что сдавали?» – спросили меня. И я ответила: «Зачет по истории свеклы!» (смеется) Несмотря на то, что в МСХА я серьезно училась, после занятий я шла тренироваться. Три раза в неделю с командой. В другие дни – сама. Если в эти дни в Москве были папа или старший брат, они приходили в зал и помогали мне. Подбирали мячи и отдавали мне передачи, когда я тренировала бросок. Или бегали со мной ускорения, работая над скоростными качествами. Иногда мы играли один на один.
Отыграв два сезона за МСХА, я собрала приличную «коллекцию» командных и личных наград. Мы стали чемпионами АСБ, чемпионами Европы и мира среди студентов. Я получила приз MVP Ассоциации и приняла участие в Матче звезд. К тому же, несмотря на то, что я выступала только за студенческую команду, я сыграла за молодежную сборную России на чемпионате Европы в 2012-м году, где мы завоевали серебряные медали. Кроме того, четыре сессии я закрыла на одни «отлично». И так как профессионального контракта у меня не было, я получила приглашение поехать учиться в FIU. Мне предложили полную стипендию, которая полностью покрывала расходы на мое образование и проживание в США. Тогда для меня это стало неожиданностью. Мне пришлось срочно «подтянуть» английский, чтобы сдать TOEFL (обязательный экзамен для всех иностранных студентов и специалистов, которые собираются учиться или работать в США). Так, летом 2012-го года началась новая страница в моей жизни.
Американская система студенческого спорта серьезно отличается от российской. Будь ты хоть олимпийским чемпионом, если ты студент, ты должен учиться. Никто не будет ходить и просить «поставить» тебе зачет. Конечно, спортсмены – гордость университета. Они звезды в кампусе. Все их знают и следят за их успехами. Помню, как профессор по эконометрике в дни игр начинал свои лекции так:
– Good morning. What is the day today?
– Wednesday... – отвечал кто-нибудь из студентов.
– No! It's a GAME DAY!
При этом никаких поблажек на лекциях или экзаменах спортсменам не делают. Лично мне казалось, что порой к нам предъявлялись даже повышенные требования, ведь мы были элитой университета.
Приведу еще один пример, как серьезно в США относятся к образованию спортсменов. Два года назад мужская баскетбольная команда нашего университета могла бы сыграть в играх «Мартовского безумия», то есть по спортивным результатам (соотношению побед и поражений в конференции) они попадали в число 64-х лучших команд Америки. Однако их не допустили к играм плей-офф и взяли другой вуз, так как у парней средний балл за экзамены был ниже проходного. И никому и в голову не могло прийти завысить баскетболистам несколько оценок. Или взять в команду «гения» или «ботана», чтобы поднять средний балл.
В США я училась на факультете экономики. Училась старательно. В Майами круглый год лето. Температура всегда больше 25-ти градусов, рядом океан, Оушен-драйв с крутейшими ночными клубами... Представляете, в каких нечеловеческих условиях приходилось учиться! (смеется) Однако, три года, проведенные в FIU, я прилежно училась и была отличницей. Почти все экзамены сдавала на «А», иногда на «Б». Поэтому кроме спортивных успехов, были отмечены и мои образовательные. Я входила в «3.0 Club» – элитный клуб студентов, показывающих хорошие результаты как в спорте, так и в учебе. А в последний год учебы NCAA выбрала меня в символическую сборную All Academic Team конференции. Эта награда дается пяти лучшим студентам по совокупности спортивных и учебных показателей. При этом никаких поблажек ко мне, как к иностранке, не было. Все экзамены на английском я сдавала наравне с другими студентами.
Этим летом я закончила FIU и получила диплом «Bachelors of Arts in Economics. Cum Laude» – аналог российского красного диплома.
– После окончания университета ты вернулась в Россию…
– Вернувшись в Россию, я решила, что было бы неплохо получить диплом о высшем образовании и дома. И восстановилась в МСХА. Все три года я была в академическом отпуске. Поэтому мне было так странно, когда началась та истерика по поводу моего участия в Универсиаде. Считаю, что выбрав не профессиональный баскетбольный клуб после школы, а выступление в АСБ за МСХА, а потом в NCAA за FIU, я точно заслужила право называться студенткой. Я очень благодарна своей подруге Алине Коток, которая, кстати, дважды навещала меня в Майами и приходила на мои игры студенческой лиги, за то, что она «заступилась» за меня в той дискуссии в интернете. И даже грозила привлечь обидевших меня к уголовной ответственности за клевету!
Одна из самых ценных вещей, которой научили меня университетские годы – это то, что нет ничего ценнее семьи и друзей.
Восстановившись этим летом в МСХА, я поняла, что за три года все очень изменилось. Уже нет той любимой мной команды. Татьяна Викторовна больше не работает в вузе. Я подумала и решила, что два диплома об экономическом образовании мне не нужно. И перевелась в вуз, который когда-то заканчивал мой отец. Теперь я студентка МГАФКа, учусь на кафедре баскетбола. Думаю, что диплом о физкультурном образовании будет полезен. Как и знания, полученные в спортивной области.
– Этим летом ты стала бронзовой призеркой Универсиады в Южной Корее. Не возникало каких-то сложностей из-за того, что в сборной ты была единственным игроком не из профессионального клуба?
– Я не испытывала никаких сложностей ни во время подготовительных сборов, ни во время самой Универсиады. Большинство партнеров по студенческой сборной я хорошо знала по выступлениям за кадетские, юниорские и молодежные сборные России. А с теми девчонками, с которыми познакомилась на сборах до Кореи, сразу нашла общий язык. У нас вообще была очень дружная команда, где все постоянно поддерживали друг друга.
– Ты общалась с кем-нибудь из тренеров сборной, когда играла в Америке?
– Честно скажу, что с тренерами сборной во время моей учебы в США я не общалась. Впервые о своем возможном участии в Универсиаде я услышала от брата, судьи по баскетболу. В апреле он судил полуфинальную серию Премьер-Лиги в Екатеринбурге. На играх про меня спросили у брата директор УГМК Максим Рябков и главный тренер «Спарты энд К» Александр Васин. Они знали, что я учусь в Майами и играю за команду университета. Именно тогда я узнала, что меня хотят вызвать на сборы студенческой сборной России.
– Чем тебе запомнилась Универсиада-2015?
– Самое яркое впечатление от Универсиады – это сама Универсиада. Я никогда раньше не была на подобных Всемирных играх, где собирается столько спортсменов со всего мира! Главное впечатление – это атмосфера. В деревне спортсменов все время было что-то интересное и необычное. Идешь, например, на ужин, а рядом со столовой стоят 30-40 спортсменов из, скажем, Чили и Анголы... Вдруг африканцы начинают петь, играть на каких-то необычных национальных музыкальных инструментах. А чилийцы начинают танцевать. Такие латиноамериканские танцы под африканские ритмы. И спустя несколько минут к ним присоединяются студенты из Швеции, Кореи, России и Украины, Сербии и Швейцарии... И вот этот дружный интернациональный хор танцует и поет. А потом все вместе идут на ужин.
Еще одно впечатление от Универсиады – в Корее реально было два разных вида соревнований. Кто-то становился лучшим на спортивных площадках, а кто-то из участников боролся за звание самого удачливого собирателя... значков! На Универсиаде все меняются значками, обвешивают ими рюкзаки, бейсболки, ленточки, на которых висят аккредитации. Достать значок Вануату или Островов Кука – как выиграть золотую медаль!
Ну и кроме того я была счастлива встретить в Корее моих подруг, с которыми училась в университете FIU в Майами. Так я встретила Лею Монтавон из Швейцарии, которая выступала за сборную своей страны по волейболу. Поэтому кроме сборной России в волейбольном турнире, я болела еще и за швейцарок.
– А с чем связаны твои самые яркие воспоминания о чемпионате АСБ?
– О выступлении в чемпионате АСБ всегда вспоминаю с удовольствием. Особенно о первом годе, когда мы выиграли чемпионат, а я стала MVP сезона и приняла участие в Матче звезд в Казани. Самые яркие впечатления связаны как раз с Матчем звезд, где мне удалось поиграть и пообщаться со звездой NBA Робертом Орри.
В самом чемпионате некоторых соперников мы обыгрывали легко, но с Иваново и РГУФКом у нас были настоящие битвы. Разумеется, вспоминается победа в чемпионате – я тогда впервые обливалась шампанским. Самый правильный вкус победы.
Кроме того, тот период вспоминается еще и в связи с нашими поездками в Валенсию на чемпионат мира среди университетов и в Кордобу на чемпионат Европы среди вузов. Валенсия очень понравилась. Там мы стали чемпионами мира. А больше всего запомнилось, что перед финальным матчем наш «money man», менеджер нашей команды Петрович подарил каждой из нас по огромной плюшевой игрушке! Так и играли финал – на скамейке запасных семь игроков, тренеры, Петрович и 12 огромных игрушек.
– В этом году ты была на Суперфинале Лиги Белова. В целом, как оцениваешь те изменения, которые произошли в АСБ по сравнению с сезоном-10/11, когда ты играла за МСХА?
– В последние годы мне посчастливилось посмотреть несколько финальных турниров знаменитого американского «Мартовского безумия» – решающей стадии чемпионата NCAA. Откровенно говоря, сравнивать наш и заокеанский турнир не совсем корректно. Ну хотя бы потому, что в США финальные игры собирают аудиторию в несколько десятков тысяч зрителей, в МГУ же было несколько сотен болельщиков. Хотя и там, и здесь свободных мест не было. Правда, в США билеты надо заказывать заранее, а в Москве мне посчастливилось оказаться на хорошем месте просто потому, что мне его заняли подруги. Сам же вход в зал МГУ был бесплатным.
От наших финалов самое сильное впечатление осталось от интернет-трансляций. В последний день первые игры я смотрела на сайте, потом следила за развитием событий по дороге в МГУ в метро (в Москве в подземке появился WI-FI, что стало приятной неожиданностью) и наконец в зале. Видеотрансляции изменились разительно по сравнению с теми, когда я играла в финалах. Показ с трех-четырех камер и прекрасный баскетбольный комментарий. Правда, опять не буду сравнивать с трансляциями студенческого первенства в США. Достаточно сказать, что этот чемпионат в течение всего сезона идет по главному спортивному телеканалу ESPN.
В играх ребят произвела впечатление эмоциональная атмосфера, когда победители встреч определялись в самом конце. Как у девушек, так и у юношей, оба победителя оказались из числа команд, которые на были заведомыми фаворитами.
Может быть, сравнение российского Суперфинала АСБ с американским во многом откровенно не в нашу пользу, но уверена, что и никакой другой студенческий финал ни в какой другой стране мира ни по зрелищности, ни по атмосфере, ни по уровню, ни по трансляции не может сравниться с нашим.
– Поддерживаешь ли связь с бывшими одноклубницами по МСХА?
– В МСХА у нас была потрясающая дружная команда. Со многими поддерживаю связь. Например, Саша Черепанова – капитан нашей студенческой команды, навещала меня в Майами, ходила ко мне на игры...
– Расскажи об опыте работы с Анатолием Мышкиным, нынешним тренером женской сборной России. Чему тебя научил Анатолий Дмитриевич?
– Я очень благодарна Анатолию Дмитриевичу за то, что играя за МСХА, мне разрешалось делать абсолютно все. Я была самой высокой в команде, но при этом Князь заставлял меня выводить мяч в передовую зону, играть в роли плеймейкера, бросать с дистанции. Я думаю, что два года, проведенные в МСХА, серьезно обогатили мой баскетбольный арсенал и помогли мне лучше понять нгру.
– Где мы увидим тебя в новом сезоне?
– Сейчас я улетаю в Испанию. После окончания Универсиады мне предложили контракт две команды Премьер-Лиги. Но почти тут же такое же предложение поступило и от клуба испанского первого дивизиона из города Аспейтия – «Azkoitia Azpeitia ISB». Эта команда – дебютант испанского первого дивизиона, славится своей кропотливой работой с молодыми игроками. Обещают много игрового времени. Будет возможность подтянуть испанский язык, который я начала учить в Майами. А городок Аспейтия находится в стране Басков в 35-ти километрах от города Сан-Себастьян, который в 2016-м году станет официальной культурной столицей Европы. Оценив все плюсы и минусы, я согласилась подписать свой первый профессиональный контракт с новичком испанской Liga Femenina.
***
Беседовал Антон Виноградов
Фотографии из личного архива Мариты Давыдовой