6 мин.

Сергей Зозулин: «Я до сих пор люблю баскетбол и востребован. Это главное». К 40-летию тренерской деятельности

1 сентября 1975 года Сергей Зозулин начал свою тренерскую карьеру. Сегодня, спустя сорок лет, главный тренер БК «Самара», заслуженный тренер СССР вспоминает, как все начиналось, выделяет главные принципы в работе тренера и называет тех, кто оказал на него наибольшее влияние.

 

1975 год. Начало работы

Летом 1975 года я получил диплом Института физкультуры в Алма-Ате. Прошло уже сорок лет, а ощущения такие, будто это было только вчера.

К тому моменту я уже год как помогал своему тренеру и на полставки работал в районной спортивной школе. Хотя, если быть честным, там я работал в основном для того, чтобы получать деньги. У меня уже была семья, дочери от первого брака 5 сентября 1975 года исполнилось два года. Семью нужно был кормить. Я, еще когда учился на третьем-четвертом курсе, летом работал в стройотрядах, тогда там можно было заработать хорошие деньги, которых хватало практически на весь год. Хотя денежный вопрос ни тогда, ни сейчас для меня не стоит на первом плане.

А осмысленная работа в качестве тренера началась именно с 1 сентября 1975 года, когда я по распределению попал в Школу высшего спортивного мастерства при министерстве просвещения Казахской ССР. Мне был 21 год, я помогал своему первому тренеру Александру Степановичу Дроздову, плюс «на общественных началах» набрал несколько групп детей от 8 до 11 лет. Одно дело – просто приходить и вести занятия, распыляться на что-то еще, и совсем другое – когда ты полностью сосредоточен на одном деле.

Конечно, с каждым из тех, с кем я начал работать, хотелось добиться максимального результата, хотя я тогда еще и не понимал, какой именно результат будет максимальным: выиграть первенство школы, первенство района, города или еще что-то… Главное было – выиграть. Хотя в первых матчах, которые мы проводили весной 1976 года, мы играли против значительно более старших ребят: мои были 1963-1964 годов рождения, соперники – 1959-го, 1960-го, 1961-го… Естественно, всем помногу проигрывали…

Первое время я занимался селекцией – набором детей, а также помогал в подготовке к Всесоюзной спартакиаде школьников, которая в 1976 г. проходила во Львове. Участие в ней принимали юноши 1959-1960 годов рождения, которые еще учились в школе. Во многих командах тогда были известные игроки: Вальдемарас Хомичюс, Александр Белостенный, многие уже играли в Первой лиге союзного чемпионата, а кто-то подключался и к Высшей лиге. То есть уровень Спартакиады был довольно высок.

Почему мне понравилось работать тренером? Прежде всего, это работа с детьми, которые хотят играть. Я старался бороться за каждого игрока. Например, у Андрея Филиппова, который потом стал мастером спорта, чемпионом Европы среди молодежи, были некоторые проблемы со здоровьем, Юрию Жуканенко в семье не разрешали заниматься спортом … И вот эта борьба за ребят давала возможность их направлять, мотивировать – даже не на какие-то достижения, а чтобы они просто приходили на тренировки, преодолевали себя…

 

Главная идея тренерского ремесла

Оглядываясь назад, могу сказать, что и спустя сорок лет главная идея тренерского ремесла осталась прежней: мотивация своих подопечных. Если тренер пришел на занятие, пусть он все знает очень здорово, но просто все показал и рассказал, не смотивировал своих игроков – думаю, они не будут профессионально расти. А вот смотивировать игрока, показать своим собственным примером, что ты заинтересован в том, чтобы он себя преодолел – это очень важно.

В 1975-1976 годах я проделал большую работу в плане селекции. Не зря говорят, что любым другим видом спорта может заниматься и добиваться успехов буквально любой человек. В баскетбол же играют самые одаренные. В баскетбол может играть человек ростом 2 м 30 см – а может и не играть. Может играть парень 1 м 60 см, как Маггси Богз – а может и не играть. Здесь значение имеют не только ростовые и физические данные, хотя сейчас именно они лежат в основе селекции.

Но все-таки самое главное – отношение игрока, его мотивированность, понимание того, какие свои лучшие качества нужно развивать, чтобы они принесли пользу и ему, и всей команде. Это – самое важное из того, что я понял за годы работы.

Хотя мы все равно игрока, чтобы он добился результата, воспитываем эгоистом. Баскетбол – командный вид спорта, но без самоутверждения отдельных игроков здесь невозможно ничего добиться. Игрок растет и начинает «пожирать» своих партнеров. Если команда уже не соответствует его уровню, чтобы добиваться успеха, он, конечно, перейдет в другую, более сильную. Это жизнь, от этого никуда не деться. Вот, например, Владимир Пичкуров: он здорово прибавил за время, проведенное в Самаре, и перешел в клуб более высокого уровня.

И это – выбор каждого человека. Я могу в этой ситуации только что-то посоветовать, права же принимать за кого-то решение я не имею. Выбор каждый, даже маленький ребенок, делает сам.

 

Воспитанники и учителя

У меня было много воспитанников, они выигрывали молодежные чемпионаты Европы, становились призерами мировых первенств, побеждали на Олимпийских играх. На начальном этапе мне были дороги Андрей Филиппов, который хотел заниматься, Юрий Жуканенко… Свои проблемы были у Валеры Тихоненко… У каждого игрока, как только ты начинаешь с ним плотно общаться, обнаруживается море проблем. И ты должен помочь их решить не только как главный тренер, но и как старший товарищ, как друг. Сейчас я работаю с ребятами, которые по возрасту годятся мне даже не в сыновья, а во внуки. Стараюсь их понимать и нацеливать на результат, потому что знаю: без достижения результата каких-либо материальных благ они не получат.

Что касается тренеров, у которых я учился, то «подглядывал» я у многих, выборочно что-то у них брал.

Примером для меня были двое. Мой первый тренер Александр Степанович Дроздов привил мне любовь к спорту и баскетболу. Это уже потом, став взрослым, я осознал, как мне повезло, что он меня увлек, и я стал заниматься баскетболом. Многие из тех ребят, с кем я вырос, прошли через тюрьму: воровство, бандитизм… Второй человек – директор Школы высшего спортивного мастерства в Алма-Ате Владимир Ефимович Шейдин. Он стал мне старшим другом, немало его советов помогли мне в дальнейшем.

Вообще же на каждом этапе карьеры у меня была возможность общаться со многими интересными людьми. Например, со Станиславом Ереминым, с которым мы и соперничали, и работали вместе. Или Сергей Белов – это целая эпоха в советском баскетболе. Считаю, мы до сих пор еще не оценили его вклад как игрока и как тренера в современную Россию. Из всех российских баскетболистов это человек номер один.

Конечно, как тренеру мне хотелось равняться на Владимира Кондрашина. Это уникум от природы, какие нестандартные решения он принимал! Уникальным по своей энергетике и по тому, как он преодолевал различные трудности, был и Александр Яковлевич Гомельский…

Много было тех, с кем я соперничал, с кем соперничал и у кого одновременно учился… Главное – я до сих пор люблю баскетбол и востребован. Самая большая моя удача – это то, что я остался тренером и продолжаю работать. Еще многого хочется добиться. Иногда спрашивают: откуда у меня берутся силы? Самое важное – стремиться добиваться максимального результата. 

Сергей Зозулин об итогах сезона Суперлиги-2014/2015

Российские тренеры от первого лица:

Александр Полинкевич (БК «Самара»)

Игорь Куделин

Эдуард Сандлер («Спартак-Приморье»/»Сахалин»)