«Для большинства баскетбол 3х3 — это по-прежнему что-то на уровне стритбола на асфальте». Из 3х3 — в Единую Лигу ВТБ
Владислав Карпов — один из тех, кто в декабре призван был помочь столкнувшейся с кадровыми проблемами «Самаре». И наверняка один из самых «неизвестных» для широкой баскетбольной общественности: через месяц ему исполнится 28, но профессиональную карьеру он, по сути, начал только сейчас.
Матчи в Единой Лиге ВТБ с разницей в десять лет, баскетбол 3х3 и «самарская пятерка» против ЦСКА — в большом интервью Владислава.
- Долгое время первым и последним для тебя матчем в Единой Лиге ВТБ была игра в составе «Красных Крыльев» против «Байзонс» в марте 2015 года. Как часто ты вспоминал ту игру?
- Периодически вспоминаю, конечно. Алексей Щукин и Юрий Кортуков, тоже сыгравшие в том матче, сейчас работают тренерами в структуре «Самары», часто с ними видимся — это еще один повод для воспоминаний. Я набрал тогда 7 очков, помню трехочковый и проход, а вот как набрал еще 2 очка — уже не помню. Было классно. Хотя ситуация вокруг матча была немного странная, но появилась возможность сыграть в Единой Лиге. Тем более, мы поехали не куда-то в Саратов — а сразу в Финляндию, тем интереснее получился дебют.
- Наверное, уже смирился, что та игра так и останется для тебя единственной в Лиге?
- Нет, никогда так не думал. Наоборот, я всегда стараюсь думать о том, что ты никогда не знаешь, что будет дальше. Последние годы и показали, что за совсем короткое время все может кардинально поменяться. И мысли, что все, «дверь» в Единую Лигу для меня закрыта, меня никогда не посещали. Когда я играл в молодежке УНИКСа, я привлекался к тренировкам с основной командой, а один раз я даже сыграл за нее. Правда, это была товарищеская игра с «Пармой». Было очередное «окно» на сборные, большинство игроков разъехались — и меня привлекли за основу.
- Почему после молодежки УНИКСа ты не продолжил профессиональную карьеру?
- Были варианты пойти в Суперлигу или Высшую лигу. Но я пообщался с тренерами и понял, что в том возрасте, мне был 21 год, лучше хоть где-то играть большие минуты, чем сидеть и терять год-два. А большие минуты я бы не получил. Тем более, я учился на последнем курсе бакалавриата. И остался в Самаре. Как раз у нашего университета появилась команда в АСБ. Тогда я считал этот вариант наилучшим для себя. И, если сейчас посмотреть: два года в АСБ, потом появилась команда 3х3 — все сложилось вполне удачно.
- В эти дни как раз проходит Матч звезд АСБ. Несколько лет назад и ты принимал в нем участие. Как оценишь уровень студенческого баскетбола в России?
- Когда я играл, думаю, несколько команд из АСБ вполне могли быть конкурентоспособны, может быть, не в Суперлиге, но как минимум в Высшей лиге. Да и многие игроки-«студенты» могли бы играть на профессиональном уровне, а кто-то трудом, упорством и тренировками достиг бы и Единой Лиги. С того же Матча звезд АСБ, куда отбирают лучших игроков со всей страны, многих ребят точно можно было бы попробовать в профессионалах. Да, к слову, многие же в итоге и оказались либо в командах 3х3, либо в командах Высшей лиги. И то, что выстроила АСБ — это очень хорошо. Конечно, воспроизвести в России систему NCAA сложно. Но в целом у АСБ многое получается.
- В 2020 году ты попал в команду «Самара 3х3» и точно многое можешь рассказать о развитии баскетбола 3х3 в России «изнутри»...
- Он на суперподъеме. Я отыграл четыре года — и каждый год, каждый сезон были какие-то шажки в сторону улучшения чего-либо, тех же трансляций, например. Как молодая олимпийская дисциплина, думаю, баскетбол 3х3 будет еще раскручиваться и раскручиваться. И рано или поздно в большинстве профессиональных клубов появятся команды 3х3. Мне кажется, руководители клубов увидят в этом свой интерес: покажешь свой уровень в чемпионате — сможешь привлечь новых спонсоров, а это, в свою очередь, даст новые возможности...
- Девушки из «Самары 3х3» каждый год были в медалях чемпионата, выигрывали Кубок и Суперкубок России — чего для побед не хватало мужской команде?
- Иногда нам не хватало дисциплины, иногда какой-то уверенности, может быть, стоило подтянуть свой уровень... При этом, хотя по сравнению с девочками, конечно, это выглядит скромнее, но и у нас были успехи. В конце концов, мы два года назад выиграли регулярный чемпионат — а это не так просто, ведь тебе нужно стабильно отыграть четыре тандема, это восемь туров. Мы и в прошлом сезоне могли хорошо выступить, например, на Гранд-финале, но не сложилось, в четвертьфинале проиграли соперникам из Сербии с разницей в одно очко. Мое мнение: если что-то не получается — нужно усерднее тренироваться. Усилия и терпение рано или поздно принесут свои плоды.
- Можешь назвать троих лучших сейчас игроков 3х3 в России?
- Сложно выбрать. В чемпионате России много сильных игроков. Можно выделить, например, несколько команд, в которых один-два игрока стабильно показывают высокий уровень. Это Bionord Pro, питерский ЦОП, «Московский», который добавился в новом сезоне, «Автодор», собранный из игроков бышей «Руны». А назвать трех или даже четырех «лучших» игроков — это будет очень субъективно.
- К слову, в сентябре тебя впервые пригласили в сборную России 3х3...
- В сборную я ехал с мыслью, что это шанс проявить себя. Как сложится дальнейшая ситуация, будет ли сборная играть в официальных турнирах, мы не знаем, это от нас не зависит — но у меня есть желание представлять Россию хоть на товарищеских турнирах в Сербии, хоть на турнирах более серьезного статуса. Была мотивация и работать на сборах, и играть. У всех ребят в сборной настрой именно такой: рвение и желание победить в каждой игре. И у Стаса Шарова из олимпийской сборной 2021 года, с которым я ближе познакомился на сборах — этот настрой, наверное, и был одним факторов того, что наша команда в Токио дошла до финала.
- Команды «Самары» в турнирах 3х3 после осеннего Кубка России пока не выступают. Но тебя пригласили на тренировки к команде Единой Лиги ВТБ. Помнишь свои эмоции от приглашения и от первой тренировки?
- Тренировку помню. Она и была не так давно, да и вообще было бы сложно забыть такое событие. Тогда еще в команде оставался Хейден Далтон, а остальные легионеры уже уехали. Это было 2 декабря, а вот саму идею, что меня хотят привлечь к тренировкам, я слышал еще за месяц до того. И за этот месяц успел все обдумать и пережить. Конечно, некоторое волнение было. Но не было ни мандража, ни какой-то боязливости. Я знал, куда я иду, плюс-минус представлял себе атмосферу в команде, знал игроков и тренеров — я же ходил на домашние матчи и имел представление о команде, пусть и со стороны. Поэтому вполне спокойно себя чувствовал. Сначала мы сходили в тренажерку, где я познакомился с Драженом Анзуловичем и его помощниками, а в зале сразу включились в работу 5х5. Не все у меня получалось. Но в целом тренировки и у Анзуловича, и у Владислава Коновалова мне нравятся и разнообразием, и интересными взаимодействиями, и отработкой действий в защите.
- Что было самым сложным после нескольких лет игры «по любителям» при возвращении в профессиональный баскетбол 5х5?
- Понятно, что игра один на один, когда тебе нужно защищаться, например, против Антона Карданахишвили, здесь гораздо сложнее: намного выше класс игроков и ярче проявляются их индивидуальные качества. Очень много схем и взаимодействий, которые нужно было запомнить в кратчайшие сроки. Плейбук у тренера может включать 30-40 комбинаций, а некоторые тренеры, знаю, могут использовать и 60 комбинаций. Против конкретного соперника ты применяешь определенные взаимодействия — и должен быть готов их вспомнить. Наверное, именно запоминание комбинаций можно назвать самым сложным. Но здесь уже срабатывает мышечная память, не зря же мы постоянно прокручиваем их на тренировках.
- Встречал комментарии в духе: докатилась «Самара», из 3х3 игроков приглашает. Не задевает такое отношение?
- Скажем так, я к такой позиции отношусь с осторожным пониманием. Большинство людей, которые играют, работают или следят только за баскетболом 5х5, не представляют себе, что такое баскетбол 3х3 сегодня. Для большинства, как я могу судить, 3х3 — это по-прежнему что-то на уровне стритбола, рубилово на асфальте на улице, куда ребята раз в неделю выходят покидать мяч. На самом деле, это уже давно и далеко не так. Странно и встречать мнение, что, раз вы из 3х3, то ничего не понимаете в баскетболе 5х5. Так а в 3х3-то мы откуда попадаем, с какой базой? У нас же нет спортшкол, которые специализировались бы на баскетболе 3х3. Даже если вы будете собирать команду 3х3, скажем, U18 или U23 — вы все равно соберете ее из игроков ДЮБЛ или молодежки. И многие игроки из 3х3, как и в случае с АСБ, спокойно могут «зайти» в Суперлигу, а некоторые — и в Единую Лигу. И такие примеры есть, тот же Дмитрий Чебуркин, которого я знаю с детства, после нескольких лет в 3х3 перешел в «Парму».
- 11 декабря ты отыграл очередной матч в чемпионате области — а ровно через неделю, спустя почти десять лет, вернулся в Единую Лигу ВТБ, да еще и в матче против ЦСКА. Что происходило в тот день?
- Чувства, на самом деле, были такие же, как и во время любого другого матча. Понятно дело, на чемпионате области совсем другая обстановка на матчах, да и я в другой роли. Но мыслей: нифига себе, я выхожу против ЦСКА! — у меня не было. Когда Анзулович сказал: иди подготовься, через пару минут выйдешь — я просто пошел размяться, а потом вышел на площадку. Это все равно тот же баскетбол. В голове у меня одно: хочу играть! Если тренер доверит, я пойду играть. На четыре минуты — так на четыре минуты. Но было классно. Впервые в сезоне выйти на площадку против ЦСКА — это здорово. И, конечно, прикольно было после матча поблагодарить за игру Алексу Аврамовича: летом я смотрел, как он отлично отыграл против сборной США в полуфинале Олимпиады — а сейчас сам против него сыграл. Вот это было интересное чувство. Но, опять же, без какого-то мандража.
- И все равно, когда против ЦСКА выходит «самарская пятерка» — наверняка даже вы на площадке почувствовали значимость этого момента?
- Я уже говорил об этом после матча: только, наверное, московские клубы могут «позволить» себе выпустить на площадку пять местных игроков, возможно, «Локомотив-Кубань», у которого выстроена хорошая система подготовки. У других клубов, не думаю, что такое когда-то было. И это классно! Не только для «Самары», но и для всего российского баскетбола. Но, по себе знаю, когда ты на площадке, то даже не думаешь: а кому ты пас отдал? самарский он или нет? а кто подбирает? Есть партнеры, кому ты отдаешь передачу, или от кого ты получаешь передачу, а откуда они, из Самары, Москвы или Санкт-Петербурга — во время игры это вообще не важно. Хотя болельщикам, наверное, именно это придает дополнительный интерес: ничего себе, могут и пять местных игроков выйти!
- У «Самары» сейчас не самый удачный отрезок, несколько поражений подряд — насколько сильно это давит на команду?
- Наша команда еще сможет удивить! Любой, кто следит за баскетболом, знает: эта игра очень непредсказуема. Даже наша последняя на сегодня победа над «Локомотивом-Кубань» это подтверждает: три американца уже уехали, и наверняка все думали, что Краснодар выйдет и просто классом нас задавит... Да и во втором домашнем матче с ним, неделю назад, мы неплохо смотрелись. Три матча за последний месяц, думаю, мы могли выиграть, будь чуть удачливее. Нужно понимать, что сейчас у команды сложный период: практически у каждого из игроков новая роль, поменялся тренер и, соответственно, так или иначе поменялась концепция игры. Нужно время, чтобы перестроиться и заново сыграться. Конечно, все мы хотим побеждать, никому не нравится, когда что-то в игре не получается и ты проигрываешь. Будем проходить через это. Будем тренироваться и играть — а там уж как сложится.