8 мин.

Максим Кирьянов: «Мне не платят, поэтому я не хочу работать» – это удел слабых». Суперлига готовится к новому сезону

Новичок БК «Самара» Максим Кирьянов рассказал о подготовке к новому сезону, вспомнил о финансовых проблемах «Урала» и сравнил Владимира Пичкурова с Майклом Джорданом.

 

- Команда три недели, как вышла из отпуска. С каким настроением ребята готовятся к новому сезону?

– Я пришел, по большому счету, в уже сложившийся коллектив. И меня, и других новичков он принял хорошо. Все тренируются исключительно с позитивными эмоциями, все хотят работать. Ничего лишнего, тем более, тренировки у нас довольно интенсивные.

- Сергей Зозулин известен своими высокими требованиями к игрокам. Тебе легко работается под его руководством?

– Мы только еще начали подготовку к сезону и больше работаем над физическими кондициями, поэтому характер Сергея Александровича, наверное, пока не сильно проявился. Что мне в нем нравится: он четко говорит каждому игроку, чего от него хочет. Каждого подозвал и каждому объяснил: от кого-то он ждет прохода, от кого-то – защиты. Это облегчает нашу работу. И, надеюсь, мы сможем хорошо с ним сработаться.

- Ты вернулся в Самару после нескольких лет игры в других городах. Какие факторы повлияли на твое решение о возвращении?

– Всегда тянет вернуться домой. Я и уезжать-то отсюда никогда особо не «горел», просто так складывались обстоятельства. А поиграть дома я давно уже хотел, здесь и «своя» площадка, да и просто хочется пожить рядом с семьей. За последние два года в Самаре создана очень хорошая команда, которая стремится добиться высоких результатов и уже показала, что способна на это. Не просто отбывать номер – а бороться за призовые места.

- В БК «Самара» традиционно ставка делается на своих воспитанников, на самарских игроков. Соответственно, и спрос с них повышенный. Ты готов к дополнительной ответственности?

– Вполне готов. Тем более, в прошлом сезоне в «Урале» я был не на первых ролях, а мне хотелось быть одним из лидеров команды, вести ее за собой. Думаю, каждый игрок, у которого есть амбиции, этого хочет. У меня эти амбиции есть. И хочется показать и доказать, в первую очередь самому себе, что когда-то я уехал из Самары не просто так, что сейчас я возвращаюсь в родной город уже сложившимся игроком.

- Как оценишь для себя итоги сезона, проведенного в Екатеринбурге?

– Сезон в любом случае пошел мне в плюс. Мы заняли четвертое место – для меня это пока самый высокий результат. У клуба была непростая ситуация, и травмы, и другие факторы пытались нас подкосить, но тренер Олег Окулов всегда настраивал нас на борьбу, призывал никогда не останавливаться. Работа с этим тренерам вообще была для меня очень полезна: он просил от меня немного другой игры, не той, к которой я привык. Я узнал много нового и о своей собственной игре, и о командной. И второй тренер, Вадим Филатов имел свое видение игры. Оба тренера – профессионалы, и передали мне свои знания. А то, что я не был на ведущих ролях – значит, это неспроста, значит, были игроки сильнее меня. Это давало дополнительный стимул для работы.

- Как вообще работалось в ситуации, когда все вокруг знали о непростой финансовой ситуации в клубе?

– Такая ситуация бывает в каждом клубе. Я с этим сталкивался и в ЦСК ВВС, и в Новосибирске. Всегда есть риск, что тебе задержат зарплату. Может быть, на неделю, может быть, на месяц, может быть, на полгода… Но профессионалы понимают, что при этом ты не можешь остановиться и прекратить работать. «Мне не платят, поэтому я не хочу работать» – это удел слабых.

- Еще раньше, в Ревде, ты отыграл сезон в одной команде с родным братом, Алексеем, также хорошо известным баскетболистом. Играть вместе с братом – каково это?

– Когда-то, когда я был маленьким, я мечтал об этом, с самого детства тянулся за братом, можно сказать, шел по его стопам. И, конечно, я был рад, что удалось сезон провести с ним вместе. Жаль только, что мы «пересеклись», когда Алексей был уже, наверное, не в лучших своих кондициях, ему было 32 года. Хотелось бы поиграть с ним, когда он был помоложе… Он поддерживал меня, все-таки он гораздо опытнее, подсказывал, как себя вести и что надо сделать. Бывало, мы с ним и конфликтовали на тренировках, могли сорваться и наорать друг на друга, но это нормально, до каких-то крайностей у нас не доходило.

- Кто еще, кроме брата, помог твоему становлению в баскетболе?

– В первую очередь, конечно, родители. Они оба легкоатлеты. Мама, например, когда-то поставила мне технику бега, научила каким-то элементам легкой атлетики, не относящимся к баскетболу. И у меня всегда были сильные тренеры: и Сергей Вилович Швецов в детстве, и позже Сергей Александрович Мокин. Они не только талантливые тренеры, но еще и сильные личности, и не просто учили нас баскетболу, а прививали нам жизненные ценности, помогали пройти так называемую школу жизни.

- Подолгу живя вдали от родного города, по чему самарскому ты больше всего скучал?

– Я вообще люблю свой город. Для меня Самара – это город лета. Я каждое лето приезжал сюда и получал настоящий кайф от того, что под боком наша Волга, здесь прекрасная погода, даже если идет дождь – я все равно получаю удовольствие. Меня всегда сюда тянет. Здесь дом. И хочется поиграть перед своими родными и знакомыми, чтобы мама и мои первые тренеры походили на игры…

- У тебя в Самаре есть какое-то любимое место? Куда бы ты первым делом повел друзей, приехавших из другого города?

– Как, наверное, и у любого жителя Самары, мое любимое место – набережная. Тем более, она сейчас буквально пропитана духом спорта и здорового образа жизни. Мне там очень нравится. Единственное, если ко мне приедет кто-то из друзей, играющих в другой команде – на набережную уже их не поведешь, будет уже слегка прохладно… Да по ходу сезона и не до этого. Увидеться на площадке, перекинуться парой слов, узнать, как дела – и все…

- В Екатеринбурге «Урал» делил зал с баскетбольным УГМК и волейбольной «Уралочкой». Ты сам следишь за другими видами спорта или тебе хватает баскетбола?

– Если и слежу, например, за футболом, то по минимуму. Читаю, конечно, новости. Но максимум – это посмотреть забитые голы, если сыграли какой-то результативный матч, как недавно «Барселона» с «Севильей». Игру целиком смотреть не стану, мне достаточно и голов. А вот за НБА, российской Суперлигой и Единой лигой стараюсь следить: результаты, кто сколько набрал, особенно из знакомых… Но все равно мне больше нравится играть самому, нравится само участие в процессе: «для развлечения» люблю поиграть и в футбол, и в волейбол, и, конечно же, в баскетбол. То есть я больше игрок, чем зритель.

- По твоему собственному признанию, в прежних командах от тебя, в основном, требовали игры в защите. Против кого из соперников было сложнее всего защищаться?

– Если брать Суперлигу, здесь есть несколько игроков, имеющих какие-то особенные навыки. Например, Олег Бартунов. Он заходит за тебя, «сажает» тебя на спину – и какой бы хорошей ни была твоя скорость, обойти его будет очень сложно, он грамотно ставит корпус, благодаря чему получает преимущество. Свои игровые особенности есть и Владимира Пичкурова, игравшего в Самаре. Он хорошо выполняет финты, как говорится, «играет глазами». Когда-то в детстве тренер Сергей Швецов говорил нам про Майкла Джордана: «Посмотрите, как он финтит глазами! Он языком может сделать финт и убрать защитника». Вот и у Пичкурова такая же манера, он будто играет с тобой. Тяжело играть и против Александра Карпухина, с которым мы вместе были в «Урале»: он начинает делать вышагивание, вроде бы и медленное – но все равно уходит от тебя… Легче играть против тех, кого ты превосходишь в скорости: оппонент делает один шаг – а ты успеваешь сделать полтора. Я вспомнил троих, но у многих игроков есть какие-то любимые навыки или движения, за счет которых они и ловят защитников.

- А у тебя есть такие? Или это секрет?

– Когда-то в Ревде Роман Двинянинов научил меня открываться, через заслоны уходить на другую сторону. Стоишь и смотришь на защитника, только он отвернулся – ты резко стартуешь. За счет этого ты можешь выиграть два шага, полшага, четверть – в любом случае получаешь преимущество. Вообще же в баскетболе очень много различных тонкостей, всего и не расскажешь. А любимый финт? Даже не знаю… Я играю за счет физических данных: разбежаться, хорошо выпрыгнуть…

- Ты два сезона играл против «Самары». Какое впечатление оставляла наша команда? Как она виделась соперникам?

– Матчи против «Самары» всегда были тяжелыми в плане физической нагрузки. Многие команды ведь играют позиционно: пришли в нападение, расставились, не спеша начали играть комбинацию, какие-то заслоны… «Самара» же играет в быстрый и агрессивный баскетбол, это всегда тяжелее для соперника. Плюс, значительную часть матча они могли играть прессингом – это еще сложнее. Еще бросалось в глаза, что все игроки, не только центровые, как оголтелые шли на подбор. А если команда после своей атаки идет на подбор и забирает мяч у тебя «с головы» – это отбирает у тебя еще больше энергии, идет двойная-тройная затрата сил. Чуть расслабился, не поставил спину – и соперник получает еще 14 секунд на атаку, а ты снова работаешь на ногах в защите, и из-за этого только сильнее устаешь.

- Чего ты ждешь от нового сезона? Для себя лично и для команды?

– Если у тебя будет хорошая личная статистика, а команда не добьется результата – в этом нет никакого смысла. Хотя я, конечно, хочу улучшить свои показатели. Но отмечу, прежде всего, что у нас собирается очень сильная команда. И мы можем занять, хотя даже не можем, а займем, в этом сезоне высокое место. Но конкуренция будет не меньшей, чем в прошлом сезоне. Добавилась команда из Южно-Сахалинска, которая уже набрала хороших игроков. Плюс, почти в прежнем составе остался «Новосибирск», Ревда стала еще сильнее… Несмотря на это, хочется добиться максимального результата. Тем более, в нашей команде на главных ролях – местные ребята. Для меня это дополнительный стимул: добиться успеха, выступая в родном городе, гораздо приятнее, чем где-то вдалеке.

Материал подготовлен для издания «Самарская Газета»

Фото: БК «Самара»