15 мин.

«Вау, ты из России? Это же далеко… Водка, медведи…» Как российский баскетболист играл в Австралии

22-летний воспитанник дальневосточного баскетбола Валентин Хмельницкий рассказывает о том, как в поисках игровой практики уехать в Австралию, тренироваться там под руководством чемпиона НБА и члена Зала славы ФИБА, а потом перебраться в чемпионат Камбоджи.

 

– Я родился в городе Райчихинск Амурской области, сейчас живу в Благовещенске. Заниматься баскетболом я начал в 2006 году, когда мне было 13 лет, в ДЮСШ № 2 под руководством Игоря Борисовича Кирюшина, который и привел меня в баскетбол. В 2008 году на отборочные игры к чемпионату «Дети Азии» мы приехали сборной Амурской области  во Владивосток, тогда в составе у нас был Дима Узинский, форвард нынешнего «Спартака-Приморье». Помню, нас не взяли в сборную Дальнего Востока, ссылаясь на то, что мы якобы еще «молодые».

Тогда у меня и началось знакомство с руководством владивостокского «Спартака»: пообщался с тренером команды ДЮБЛ, и мне предложили перейти в систему клуба. Я согласился и в итоге провел в «Спартаке» пять лет, прошел этапы ДЮБЛ и «молодежки», а вот в основу, к сожалению, не попал. В 2013 году, после того, как молодежный чемпионат закончился,  я отправился в Китай, в команду второго дивизиона, провел там несколько месяцев – тренировался и учился. Но специфика чемпионата Китая такова, что играют в основном опытные парни из Америки. Кому нужен 20-летний пацан? В итоге мне сказали: «Извини, ты нам не подходишь». После этого я и отправился в Австралию. 

- Как возник вариант с переездом в Австралию? И как «технически» удалось это осуществить?

– Идея перехода в Австралию возникла у меня в 2012 году, когда только еще начался сезон в молодежке. Уже тогда я понимал, что ставку на меня никто делать не будет, да и с главным тренером у меня были не лучшие отношения, он не видел меня в составе, я сидел все игры, не получая время, которое хотел. Но при этом я продолжал тренироваться, потому что мне это было интересно и нужно. И я подумал: зачем сидеть на лавке? может, в другой стране я буду интересен какой-нибудь команде? Спросил совета у отца – он сказал: действуй.

Я сделал какое-то небольшое видео, статистикой, конечно, не выделялся – как ее получить, когда не играешь? Нашел агента из Австралии, но, посмотрев все мои данные, он сказал, что я не подхожу, в итоге все закончилось печально. Но я не унывал. Закончился сезон – поехал в Китай, там тренировался. И уже там мне пришло конкретное предложение от руководства клуба «Мельбурн Тайгерс». Заметил меня, как оказалось, член Зала славы ФИБА, трехкратный Чемпион НБЛ Австралии Линдси Гейз. Посмотрев мое видео, он пригласил меня в Австралию. С тех пор и началось наше сотрудничество. У меня были серьезные проблемы с визой, из-за чего пришлось потратить очень много времени, но в итоге все закончилось успешно.

Предсезонку мы провели уже с тренером Гейзом. На следующий день по прилете в Австралию я отправился в зал и месяц работал по индивидуальной программе. Работа с Гейзом стала для меня огромным опытом, он поправил мне бросок и помог во многих других компонентах. Отличный тренер. Он попробовал меня и в НБЛ в команде «Мельбурн Юнайтед», но туда я не подошел – молодой еще. Что ж, буду над этим работать, еще не все потеряно.

Главным фактором перехода стала возможность получить хорошую игровую практику, возможность перейти из молодежного во взрослый баскетбол, получить время, которого я не имел в России. Тренер мне доверял – главным тренером у нас был Эндрю Гейз, сын Линдси, чемпион НБА в составе «Сан-Антонио», тоже член Зала славы ФИБА. Мы нашли с ним общий язык, я делал то, что от меня требовал.

Я не так много забивал, в среднем за игру я набирал 6,5 очка и 2,4 подбора. В основном я помогал в защите, да и в нападении отрабатывал свои минуты. Иногда было страшно выходить, например, в старте и играть 30 минут: ты выходишь на площадку – а перед тобой парень, который играл в D-лиге, и ты думаешь, как против него защититься… Но я научился справляться с волнением. К тому же это уже был огромный шаг вперед по сравнению с тем, что было в России: ты два года сидишь на скамейке, выходишь изредка на пару минут – а что ты за них сделаешь? А после еще и скажут, что ты не отработал отведенный тебе отрезок… Но это уже в прошлом.

Линдси и Эндрю Гейзы:

 

- Какие еще варианты продолжения карьеры у тебя были?

– В России у меня вариантов больше и не было, только если играть в АСБ. 

- Сопоставимы ли финансовые условия в Австралии с тем, что есть сейчас в России?

– Об этом сказать не могу, так как не играл в России ни в Вышке, ни в Суперлиге. В Австралии с финансами проблем нет. Во втором дивизионе зарплаты примерно от тысячи долларов США в месяц и выше. В НБЛ, конечно, платят больше – от десяти тысяч долларов. 

- Многое ли раньше знал об Австралии и местном баскетболе?

– Об Австралии я и до переезда знал уже многое: сестра моей девушки живет в Сиднее, мы с ней все подробно обговаривали, она мне очень помогла с этим переездом. И о баскетболе в  Австралии я тоже знал многое, так как и тренер мне все подробно рассказал, да и сам я смотрел в интернете. 

- Что произвело наибольшее впечатление по приезде в Австралию? Тяжело ли было привыкнуть к жизни там?

– Поразила внутренняя инфраструктура: насколько чисто на улицах, хорошие дороги, вежливые люди, соблюдающие закон – в общем, то, чего не увидишь у нас. Замечательная красивая страна, где люди никуда не торопятся, как говорится, живут в кайф, потому что и зарплаты соответствуют уровню жизни. Австралия – очень дорогая страна: везде надо за все платить, но это стоит того, чтобы увидеть ее изнутри. Океан тоже поразил, ведь Австралия – это самый далекий континент. Удивительная природа – кенгуру, коалы… Все это производило яркое впечатление. И сам Мельбурн интересен: современные небоскребы здесь сменяются памятниками викторианской эпохи. Сложнее всего мне давался языковой барьер, потому что у австралийцев очень трудный акцент. Но в целом к жизни в Австралии я привык за пару месяцев. 

- Что из себя представляет местный чемпионат?

– Я играл во втором дивизионе чемпионата страны. Он включает семь штатов. Это Big V, где я играл за «Тайгерс», QBL, ABL, SBL, SEABL (она делится на два отдельных чемпионата – «Юг» и «Восток») и Waratah League. В каждом штате – от 10 до 14 команд, а помимо этого каждый штат имеет еще Первую лигу и Вторую лигу, и там тоже от 10 до 15 команд. В общем, команд и баскетбола в Австралии очень много. Главная лига страны – NBL, где выступают восемь команд и играют баскетболисты высокого уровня – от Евролиги до НБА. Все эти лиги – коммерческие, они не зависят от бюджета государства (американская модель).

Мы сыграли много матчей: предсезонка, Кубок, регулярка. Всего 24 матча, из них я провел 16. В плей-офф мы не попали, закончили сезон за последнем месте, так как играли «своими», в команде не было легионеров, я был единственным европейцем. И состав у нас был молодой: средний возраст команды – 22 года, самому возрастному игроку было 30 лет. В этом году у «Тайгерс» играют три легионера, а из прошлогоднего состава несколько парней уехали в NCAA.

Что касается уровня игроков в лиге, где я играл – там действует лимит на легионеров: разрешены три иностранца. Так что мне еще повезло мне туда попасть, потому что все команды берут ребят из США, Европы, D-лиги…  

- В чем проявляется местная специфика?

– Меня поразило, как клубы делают ставку на своих воспитанников. После Второй лиги ребята моего возраста уезжают играть в NCAA, кто-то переходит в НБЛ, а кто-то так и играет во Второй Лиге и получает за это зарплату. Очень много ребят уезжает в Америку – хорошо отлажена работа скаутов.

Поразило развитие детского баскетбола: помимо нашей команды в системе клуба есть юношеская команда (вроде нашей ДЮБЛ), потом U10, U12, U14, U16… То есть ребята там проходят все этапы подготовки. По-настоящему удивило, как там относятся к детскому спорту. Не забуду, как до нас на базе всегда тренировались малыши от 5 лет. Родители приводят их в клуб первый раз на тренировку – а ребятам сразу выдают экипировку, полный комплект формы, вплоть до носков, и все с символикой клуба. Так дети с малых лет воспитываются в системе клуба. Поразили залы, в которых тренируются дети на базе «Тайгерс»: четыре зала, кафе, сауны, бассейны… Одним словом, сказка. Особенно, если вспомнить, в каких условиях я сам когда-то начинал тренироваться – в детском зале школы размером едва ли не метр-на-метр…

Мы также тренировались на базе клуба, у каждого клуба есть еще и свои базы за городом, но там обычно проходит предсезонка. А на городской базе всегда открыты зал, тренажерка, бассейн. Хочешь – приходи и индивидуально тренируйся в любое время, в выходной или до тренировки, не хочешь – не приходи, дело, как говорится, твое.

Австралийский футбол:

 

- Насколько популярен баскетбол в Австралии?

– Очень популярен, люди любят эту игру. Этому способствуют и отличная инфраструктура, и внимание СМИ, которые всегда анонсируют предстоящие матчи. И с посещаемостью даже во втором дивизионе проблем нет. Например, ты едешь на игру в маленький городок – и зал на тысячу мест там всегда будет полон. Во-первых, куда еще людям там ходить? И к тому же каждая команда имеет свою арену. А из матчей НБЛ и вовсе делают шоу, там всегда приходят от трех тысяч человек и больше. Выделяются, конечно, матчи между командами Мельбурна и Сиднея – это всегда дерби. «Тайгерс», правда, с командой из Сиднея играли всего пару раз на Кубок – мы выступаем в разных лигах.

Да и вообще спорт в Австралии популярен. На матчи по австралийскому футболу собирается и по сто тысяч человек. Мне как-то удалось побывать на игре – ощущения просто невероятные… А еще крикет, теннис, футбол, регби, волейбол, хоккей – и на все это собираются полные стадионы… Словом, Мельбурн – настоящий город спорта, там столько различных спортивных объектов, сколько, к сожалению, не встретишь на моем родном Дальнем Востоке.

Правда, именно из-за того, что в Мельбурне так много всевозможного спорта, на наших домашних играх зрителей было не так много, иногда собиралось человек 150-300, в зависимости от того, какой соперник приезжает. Но без поддержки своих фанатов мы все равно не оставались. 

- За соотечественниками, выступающими в НБА, в Австралии следят?

– Конечно, и очень пристально. Кайри Ирвинг, Эндрю Богут, Патрик Миллс, Арон Бэйнс, Мэттью Деллаведова, Данте Экзам – в своей стране все они звезды. Когда они прилетают в Австралию, всегда проводят мастер-классы, всегда пользуются вниманием СМИ. А помимо них еще много ребят играет и в Европе. Есть в австралийском баскетболе и настоящие легенды. Например, Эндрю Гейз, который был у нас главным тренером – в Австралии его знают все. 

- Играют ли в Австралии, кроме тебя, россияне?

– Россиян в чемпионате Австралии никогда не было, я стал первым таким счастливчиком (смеется). Поэтому в клубе все удивились, когда я прилетел. «Вау, ты из России? Это же далеко… Водка, медведи…» – постоянно меня этим подкалывали. Мозгов, Кириленко, Швед, Карасев, ЦСКА и Евролига – вот, пожалуй, и все, что в Австралии знают о нашем баскетболе.

Но россиян-эмигрантов, живущих сейчас в Австралии, я встречал много. В Мельбурне есть даже «Русский район». Многие из них помогли мне освоиться в этой стране. Например, мой хороший друг Даниил, который работает при нашем консульстве – сейчас мы с ним постоянно на связи в скайпе. Он меня, кстати, на приеме у губернатора штата Виктория познакомил с российским консулом Владимиром Морозовым. Меня представили как баскетболиста из России – консул спрашивал, как я попал в Австралию, и пожелал мне удачи в спорте. 

- Как проводил свободное время, если такое вообще было?

– Когда были выходные или небольшие перерывы по ходу сезона, я работал помощником тренера в Chase Basketball Academy в Мельбурне, занимался с детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Тренировал я, как говорится, для себя, чтобы не сидеть дома без дела, когда есть свободные час-два до или после тренировки, но за это еще и платили – 20 долларов в час, по австралийским меркам это не так много (в Австралии минимальная установленная законом зарплата – 18 долларов в час). Еще осматривал достопримечательности, их в Мельбурне очень много, ездил по штату Виктория, посмотрел разные города, был на пляжах серферов, в сафари-парке, ходил на матчи по регби и австралийскому футболу. Сейчас я болею за команду «Essendon Bombers» – поскольку жил в районе Эссендон.  

С российским консулом Владимиром Морозовым:

  

- Какие-нибудь забавные случаи в Австралии происходили?

– Например, идет тренировка, занятие в самом разгаре, предстоит игра на выезде, разбираем тактику, главный тренер не в духе… А второй тренер опоздал на тренировку и пришел, захватив с собой картошечку с гамбургерами. Сел на лавку, главный ему: «Ты где бродишь?» – «В Маке был». Дает свисток и говорит: «Ребята, налетаем!..» В итоге – пауза, все ринулись к столу, перекусили немного, посмеялись от происходящего и дальше слушать главного…

Еще в конце сезона, когда отыграли последнюю игру, в раздевалке всем говорят спасибо. Дошла очередь и до меня. Главный говорит: «V, я знаю, что ты ни...я не понимаешь из того, что я тебе скажу – вся команда засмеялась – но ты молодец, что прилетел сюда с другого полушария, отыграл за нас и помог нам. Это достойно уважения». Это все, что я запомнил из его слов. 

- Сейчас ты готовишься к сезону, который проведешь в Камбодже. Как тебя туда занесло?

– Прилетев из Австралии в Россию в отпуск, я написал нескольким агентам, но все безуспешно. И клуба дома тоже не нашел. Поэтому, не раздумывая, подписал контракт с одним из азиатских агентов, проявившим заинтересованность в моих услугах. Он и предложил мне вариант с Камбоджей. Лига здесь только образовалась под эгидой ФИБА-Азия, существует первый год. Клуб «Дэвис Пэйнтс» предложил мне отличные условия: и в плане финансов, и питание, и проживание, и транспорт, и игровое время… Почему и не поиграть, если к тебе относятся также, как у нас к легионеру?!. Здесь удивительное место, правда, лига не самая сильная, потому что только еще начинают приглашать игроков. Помимо меня, здесь играют много ребят из США, правда, из низших лиг. Думаю, в следующем году в каждой команде здесь будет уже по четыре легионера: лига также коммерческая, спонсорская, люди охотно идут смотреть баскетбол – здесь для них это еще новинка, война закончилась всего 17 лет назад, и только сейчас начинается развитие спорта.

- Какие впечатления остаются от Камбоджи?

– Я вообще люблю Азию, потому что и жил в Китае, и в России с самого детства живу рядом с Китаем, в Благовещенске. После сезона я, кстати, поездил по Китаю, рекламировал кроссовки, потренировался, пообщался с парнями из СВА. Сначала меня пригласили на рекламу кроссовок моделей «Леброн 12» и «Кайри 1». Это была официальная презентация «Найк» в нескольких городах: Пекин, Шанхай, Гонконг… Мы проходили тесты, был небольшой тренировочный лагерь, игры пять-на-пять, приезжали ребята из CBA и тоже там тренировались, еще с нами тренировался Лестер Хадсон, игрок «Клипперс», он много рассказывал о НБА. Было очень интересно, а для меня это был еще и дополнительный маркетинг – я раздал несколько интервью местным СМИ. Вообще за китайским чемпионатом слежу очень внимательно, в Китае баскетбол – чуть ли не самый популярный сейчас вид спорта.

Камбоджа – недорогая страна, здесь много мест, которые еще надо посетить. Кафе, рестораны, море, пляжи, очень много туристов. Люди всегда улыбаются… Мне здесь нравится. Я уже прилетел сюда, прошел обследование, уже идут тренировки. Чемпионат здесь идет всего четыре месяца, так что буду стараться помочь команде, все мысли сейчас об этом, а потом уже агент будет думать о моем будущем в азиатских чемпионатах. Не исключаю и вариант возвращения после сезона в Камбодже в Австралию – мы поддерживаем связь с тренером Линдси Гейзом. В этом сезоне вернуться в Австралию не удалось, потому что возникли некоторые проблемы с визой, это довольно сложная процедура. 

- За российским баскетболом удается следить?

– По возможности смотрю онлайн матчи Единой лиги, слежу за новостями на различных сайтах. Особенно нравится игра «Нижнего Новгорода», хорош был в этом сезоне и «Автодор»: команда преподнесла немало сенсаций, на ее матчах полные трибуны, сумасшедшая поддержка фанатов – это круто… Да и за «Спартаком-Приморье», конечно, слежу. После финала Суперлиги сразу написал Диме Узинскому и Андрею Зверкову, поздравил ребят с серебром. Постоянно созваниваемся с парнями, переписываемся, они спрашивают, как у меня дела, я интересуюсь их новостями… В этом году «Спартак» всех удивил, приятно, что играют свои, те, с кем мы занимались в интернате и играли в молодежке: Дима Узинский (мы с ним из одного города), Андрей Зверков, Юра Митюк, Игорь Петров. Приятно смотреть, что парни играют и стараются показывать хороший баскетбол. Еще, например, Роман Григорьев, отличный игрок, сейчас выступает в Европе – в чемпионате Кипра. Да много парней играют кто где…

 

- Как в целом можно оценить опыт жизни игры на другом конце света?

– Для меня игра в Австралии стала отличной проверкой, ведь это был мой первый профессиональный сезон. Считаю, этот опыт себя оправдал. Я получил главное: доверие тренера в игре, опыт работы с таким профессионалом как Линдси Гейз, ведь это легенда, приятно, что он обратил на меня внимание, тренировал меня, приходил на матчи, следил за выступлением нашей команды. Наконец, я получил минуты, о которых последние два года в России не мог и думать, приятно, когда ты нужен в игре, а ты к тому же еще и иностранец, приятно чувствовать, что ты чего-то стоишь. Это все еще скажется на моем будущем. А на данном этапе у меня в мыслях только работа, работа, работа… Главное – пахать, работать над собой и не останавливаться на достигнутом.

Фото из архива Валентина Хмельницкого.

«Нужно воспитывать своих игроков и оставить какое-то наследие». Правила жизни «Спартака-Приморье» и его президента

«В России баскетболу не хватает рекламы и маркетинга». Линас Лекавичус – о суперлиге и российском баскетболе в целом

Сергей Красавцев: «Если у молодого игрока есть возможность играть за границей и он к этому готов – стоит попробовать»

«ЛеБрон Джеймс? Простой парень…» Мартинас Андрюшкявичюс – об НБА и жизни в России