Спортивный психолог в баскетбольной команде. Функции, цели и особенности работы
Когда мы только создавали наше агентство, то четко решили для себя, что добиваться результата в своей профессиональной области будем не совсем привычным для России путем – совершенствуя в меру наших сил и возможностей сами «законы жанра».
Не станем лукавить: данное желание – это не альтруизм (хотя и крайне приятно в том числе сделать что-то хорошее для всеми нами любимой игры), а все-таки вложение в бизнес. Все просто: развивая возможности рынка, мы развиваем сферу предоставляемых нами услуг, а значит и возможности наших клиентов. Ну и, конечно, воплощать это вдвойне комфортнее, находясь в авангарде. Говоря проще, задавая эту самую новую тенденцию.
Таким вот очередным эксклюзивным сервисом для наших подопечных стали услуги спортивного психолога. Опция, согласитесь, для российского баскетбола все еще не привычная. Однако мы на собственном примере уже успели убедиться в ее эффективности.
Но об этом чуть позже. А пока, позвольте представить: Анастасия Сторожева – выпускница кафедры спортивной психологии РГУФКСМиТа, специалист молодой, в баскетбольном мире еще широко не известный, но весьма грамотный, трудолюбивый и амбициозный.
В дальнейшем, повторюсь, мы, думаю, еще не раз расскажем о том, как и в чем именно Анастасия помогает нашим клиентам, и как это отражается на их спортивных результатах. Сегодня же мы попросили нашу героиню поделиться мыслями о том, в чем же вообще заключается идея присутствия спортивного психолога в баскетбольной команде. И так ли это важно. Или вообще – необходимо?
Здравствуйте, представители мира баскетбола.
Многие тренеры и спортсмены уже при нашем первом знакомстве задают мне вопрос: а что ты, спортивный психолог, можешь сделать для моей карьеры, зачем ты мне нужна? Ответов на него я могу найти немало.
Современный спорт высших достижений – это совокупность высочайших требований к физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Конкуренция внутри команды и конфликты, плотный график тренировок, соревнований, постоянные переезды, перелеты, частые и долгие расставания с близкими людьми – все это в какой-то момент отражается на психическом состоянии баскетболиста, а значит и общем командном духе, влияет на результат.
И здесь необходим дополнительный вспомогательный инструмент для поддержания боеспособного состояния коллектива и каждого его отдельного игрока. Данным инструментом как раз и может стать спортивный психолог, имеющий представление о нюансах вида спорта, особенностях технико-тактической подготовки, командных взаимоотношениях, работе тренерского штаба и многих других составляющих рабочего процесса профессионального клуба.
Спортивная группа имеет свой график работы, с определенной задачей на конкретный период ее подготовки – к игре, сезону и т.д., а спортсмен – ряд отличий от средне статического человека, для которого показатели нормы будут совершенно иными. Выходит, что для спорта хорошо и приемлемо, то не всегда полезно и эффективно в жизни вне его. Например, ежедневная работа при высочайших физических, интеллектуальных и психических нагрузках, и особые условия взаимоотношений внутри коллектива, где один и тот же человек является и товарищем, и конкурентом. Спортивный психолог как раз и обладает теми знаниями и умениями, чтобы находиться внутри данного процесса.
И именно по этим причинам специалисты других направлений нашей деятельности в спорте (в силу его специфики) окажутся недостаточно компетентными. Например, семейные психологи имеют дело с формами отношений, которые нельзя примерять на взаимодействия внутри спортивной группы. Их медицинские коллеги, или психиатры работают с отклонениями от нормы, заболеваниями – наркомания, алкоголизм, шизофрения и т.п. Они будут искать «болезни» и «лечить» их медикаментозно. Что, согласитесь, к спорту, роли атлета в команде, его способности выполнять свои профессиональные обязанности, а зачастую и вообще к повседневной жизни, имеет тоже весьма отдаленное отношение.
Бывает, даже бытует представление, что психолог – это шаман, шарлатан, способный не более, чем много говорить и обещать исцелить от всех невзгод. Как показывает опыт, такие случаи происходили, и они нещадно портили репутацию всей отрасли спортивной психологии. Особенно, если повторить сказанное выше и учесть, что и без того культура внедрения психологии в спорт в нашей стране практически отсутствует.
В общем, к сожалению, зачастую, ни руководство клубов, ни тренеры, ни даже сами спортсмены не понимают, какую роль психологи способны сыграть в жизни команды, чему научить игроков и в каких ситуациях – казалось бы, на первый взгляд даже от них не зависящих – им помочь. Попросту потому, что никто из них не знает, в чем именно заключается работа специалистов такой области.
Хотя в настоящее время есть специалисты, сосредоточенные на взаимодействии со спортсменами. И ими разрабатываются программы по подготовке атлетов, команд, тренеров с учетом особенностей вида спорта.
Давайте рассмотрим их основные направления деятельности.
Работа с тренером
Часто наставники воспринимают психолога, как некоего конкурента, полагая, что они и без посторонней помощи очень тонко чувствуют все процессы, происходящие внутри своего коллектива. И, конечно, опираясь на личный опыт, прекрасно знают все механизмы взаимодействия с ним.
Необходимо понимать, что психолог не претендует на место и авторитет тренера, а является лишь его специализированным помощником, стремится стать «буфером» между ним и командой или отдельно взятыми игроками. Ведь, какие бы небыли отношения внутри во время рабочего процесса, субординация все равно присутствует и на площадке, и, зачастую, в личной беседе с подопечными. И она вполне способна «замылить» ситуацию или не позволить той быть правильно прочитанной тренером. Психологу же, имеющему специальные знания и наблюдающему по сути со стороны, для понимания сути проблемы нужно меньше времени и далеко не всегда необходимо «называть все своими именами».
Таким образом, психолог оказывает помощь клубу в организации тренировочного процесса в следующих аспектах, которые, как правило, взаимно дополняют друг друга:
налаживание взаимоотношений и устранение конфликтных ситуаций,
анализ и построение работающих игровых комбинаций,
помощь спортсменам в освоении технико-тактических действий с помощью психотехник,
принятие на себя большей части психоэмоциональной нагрузки от баскетболистов,
проведение психокорректирующих, восстановительных мероприятий,
проведение обучения технике секундирования в процессе тренировок и соревнований.
Все это дает тренеру новые возможности управления и контроля команды и каждого игрока в отдельности.
Работа с командой
Баскетбол – командная игра. А это значит, что важно проводить работу по созданию командного духа, коллективного имиджа, сплоченности, рабочих отношений, играющих звеньев (совместимых партнеров). Для этого психолог организовывает психофизиологическое обследование, социометрические исследования и тематические групповые тренинги.
Например, тренинг «Командообразование» направлен на создание имиджа, командного духа и мышления, нахождения оптимальных звеньев взаимодействия игроков, многогранное познание баскетболистами и тренером друг друга.
Тренинг «Лидер» проводится для спортсменов с целью выявления лидерских черт каждого игрока, раскрытия и обучения лидерским качествам, раскрепощения и развития способности заявить о себе и принять на себя ответственность за происходящее с человеком и окружающими его людьми в спорте и жизни.
Психолог, по итогам исследований и тренингов, основываясь на психофизиологических показателях, пишет заключение и рекомендации по существующим игровым связям. В дальнейшем тренер решает, как этой информацией ему воспользоваться – какие выстраивать и отрабатывать новые тактические комбинации и командные взаимодействия.
Работа с баскетболистом
Спортсмены в своем большинстве не имеют представления о собственных особенностях и потенциале психики, о своих возможностях самоконтроля, саморегулирования.
Для того, чтобы помочь им находить в себе скрытые резервы, приводить себя в боевую готовность перед каждой игрой, психолог организовывает первоначальную диагностику и выстраивает модель личности атлета, которая дает общее представление о человеке.
На полученной диаграмме очень хорошо видно, над чем именно необходимо работать, какие личностные характеристики следует корректировать, или какая организация тренировочного процесса больше подходит именно для данного спортсмена. На основании этого с баскетболистом проводятся психокорректирующие мероприятия (работа с мотивацией, уверенностью в себе, над страхами и прочими индивидуальными особенностями в зависимости от актуальности их состояния).
Затем, спортсмена обучают основным приемам психорегуляции для дальнейшего использования их на тренировках и в играх. И, наконец, техникам, позволяющим легко и быстро осваивать новые технические и тактические действия, быстрее восстанавливаться после тяжелых нагрузок и перегрузок, травм.
Иными словами, у спортсмена мало времени для восстановления своих ресурсов. И здесь помочь ему может не только тренер, грамотно дозирующий и выбирающий нагрузки, но и психолог, способный научить своего подопечного за короткий период времени высыпаться, релаксировать и набираться сил для очередного матча.
В условиях соревнований, психолог корректирует психическое состояния команды, привносит в ее жизнь новые мотивы, задает установки, способствующие преобразованию коллективного духа.
У многих возникнет вопрос: не станет ли спортсмен зависим от присутствия психолога? Ответ прост: хорош тот специалист, кто учит атлета готовиться самостоятельно, дает необходимые знания и умения, позволяющие игроку быстро преодолевать трудности, выходить из неблагоприятных состояний.
Еще один важный аспект – работа психолога в день матча. В течение короткого периода времени (чтобы не отвлекать игрока от командных мероприятий) проводится диагностика актуальных состояний баскетболистов, по которой можно определить, насколько каждый спортсмен готов к выходу на площадку. Эта информация также поступает к тренеру. На ее основе психолог может скорректировать психическое состояния команды, задать психологические установки, способствующие преобразованию коллективного духа, общего настроя и каждого отдельного игрока.
После игры психологом проводятся восстановительные мероприятия, совместно с тренерским штабом анализ действий и разбор ошибок.
Все это лишь часть той работы, которую проводит спортивный психолог в баскетбольном клубе. Сферы развития мастерства спортсменов и тренера не должны ограничиваться только техников и тактикой, так как в психике человека сокрыты немалые ресурсы и потенциал каждого из нас. И умение управлять ими, не менее важно для победы, чем доведенные до автоматизма броски и комбинации.
Автор: Анастасия Сторожева
А по самой статье - больше похоже на реферат.
"Одно из.." это у тех, кто по-настоящему любит спорт и относится к нему ответственно. А когда создаются какие-то искусственности, что в росфутболе/росюаскетболе в части каких-то квот на русские паспорта, иностранцев, на непонятно откуда и в чьих интересах появляющиеся Лиги и объединения.... то тут как минимум думается, что это делается в чьих-то интересах, явно не спортивных. А уж как наши игроки-то довольны простым фактом рождения на 1/6 или 1/8 планеты..