10 мин.

Ринат Абитов: «Лучшие российские студенты могли бы играть в американских студенческих командах»

Тем, кто внимательно следят за жизнью Ассоциации студенческого баскетбола, наверняка знакомо имя Рината Абитова: прошлым летом он принимал самое активное участие в работе тренировочного лагеря АСБ в подмосковном Раменском. Он один из тех, кто в деталях знаком с американским студенческим баскетболом и может сравнить его с российскими реалиями. Сейчас он помогает Сергею Базаревичу в работе в самарских «Красных Крыльях» и после одной из тренировок Ринат рассказал о своей богатой на события жизни и поделился своим мнением по самым разным, так или иначе связанным с баскетболом, проблемам.

 

 

Впечатления от американского баскетбола

 

- У тебя очень интересная и необычная биография. Можно ли в нескольких словах рассказать об основных поворотах в твоей жизни?

- Да, в моей жизни было несколько интересных поворотов. Я вырос в Аксае, небольшом городе на западе Казахстана, кстати, недалеко от Самары. Там не было никаких предпосылок к тому, чтобы я стал баскетболистом и тем более тренером. Но любовь к баскетболу и постоянные тренировки и игры с друзьями привели к тому, что я до сих пор «болен» этой игрой. Не происходило ничего сверхъестественного, просто меня ничто другое не интересовало – только баскетбол. А самой большой мечтой было учиться и играть в Америке.

Поэтому после школы я выбрал курс обучения в одном из американских колледжей. Там я поиграл, может быть, не так много, но само присутствие дало мне очень много не столько даже в плане собственной игры, сколько в понимании того, что же такое «американский баскетбол». В США я повзрослел и набрался опыта (прежде всего, житейского: когда ты один в чужой стране – многому учишься). Конечно, я не бросал спорт и, так или иначе, всегда был в баскетболе.

Мне повезло два месяца по приезде в США тренироваться у Джона Лукаса, известного тренера, имеющего опыт работы в НБА. Я понял, что очень люблю спорт, получил сертификат тренера по физподготовке. И когда я искал варианты, где бы мне поработать и набраться опыта – я вернулся к Джону Лукасу уже в новом качестве, в роли ассистента и тренера по физподготовке. А потом стал тренером по баскетбольной технике и баскетбольным навыкам.

- Какова была «технология» твоего переезда в США? И как ты решился на это, ведь перебраться в 18-летнем возрасте из маленького городка в Казахстане в США – шаг очень ответственный и даже экстремальный…

- Все оказалось довольно-таки просто. Было больше волнения, все-таки США – новая и неизведанная страна... Я благодарен своим родителям за то, что они меня поддержали в моем стремлении, хотя, не скрою, они были не в восторге, узнав, как далеко от них я уезжаю. Что касается «технологии», то это был обычный процесс поступления в учебное заведение, разница лишь в том, что в моем случае это происходило дистанционно. Существует много компаний, которые занимаются подобными делами. Они за определенную плату оформляют за тебя все бумаги, и ты, уже будучи студентом, зачисленным в колледж или университет, получаешь визу и едешь в США.

- Итак, ты оказался в Хьюстоне. Какими были твои впечатления от знакомства с американским баскетболом?

- На момент своего приезда в США я был самоучкой, без опыта, без какого-либо баскетбольного «образования». Поэтому вполне естественно, что я испытал некоторый шок, увидев, что игра идет совершенно на другом уровне, причем не столько технически, сколько физически: очень жестко, атлетично и на высоких скоростях. Мне пришлось в 18 лет многому заново учиться. Это было очень сложно, но и интересно одновременно.

Одно дело, когда для выхода на новый уровень тебе нужно поработать над каким-либо одним аспектом, физическим или техническим, другое – когда нужно работать над всем сразу, пытаясь в 18 лет приобрести все то, что ты к этому возрасту упустил. Причем у меня ведь и в Америке не было тренера, потому что я не сразу попал в команду и тренировался или в лагере у Джона Лукаса или с новыми друзьями. Этот путь был нелегким, но все трудности меня только заводили, и мне нравилось по много часов проводить в зале, работая над собой. Я понимал, что можно всего добиться своей работой. Для меня те условия, в которых я оказался в США, были идеальными, они казались глотком свежего воздуха. И я был готов ко всему, готов работать над собой по максимуму.

Получился такой контраст: с одной стороны, я изнутри увидел этот высочайший, отличающийся от нашего уровень, начиная от молодых ребят и заканчивая профессионалами, с другой –  я понимал, что вполне реально его достичь, раз я, ранее занимавшийся только самостоятельно, мог с этими ребятами соперничать на равных.

- Что ты можешь сказать об уровне команды и отношении к баскетболу непосредственно в твоем колледже?  Насколько известно, Houston Community College – не самый «раскрученный» именно в баскетбольном отношении колледж…

- У нас была очень интересная ситуация. Команда была готова, нам выделили финансы, наняли тренеров и укомплектовали состав, но из-за технических проблем с залом, не из-за размеров или вместимости, а именно из-за технических проблем (в США такое тоже бывает, хотя мы думаем, что это возможно только у нас), нас не допустили до официальных соревнований. В итоге мы играли с теми же самыми командами, которые участвовали в чемпионате Ассоциации, вели свой счет побед и поражений, но эти игры были неофициальными.

- В американских фильмах часто можно видеть, что даже на матчах школьных команд собирается полный зал болельщиков. Вы хоть и не участвовали в официальных турнирах, проводили и домашние матчи, и ездили к другим командам. Как у вас обстояло дело с организацией матчей?

- Несмотря на то, что нас не допустили до официальных игр, у нас сохранилось все необходимое для «большого баскетбола». В нашем зале были две трибуны, рассчитанные чуть меньше чем на тысячу зрителей, было все необходимое оборудование, вся инфраструктура. Если честно, по американским меркам наш колледж был одним из самых «неорганизованных». Но по российским меркам, думаю, он был бы на достаточно высоком уровне. Да, над многим надо было бы еще поработать, многое изменить, но в целом все необходимое было, и нам было комфортно. Мы обходились без каких-либо изысков, но тренеры и тренировки у нас были, были выезды (правда, не очень далеко, в пределах штата, но все же)… Группы поддержки вот не было, но зрителей все равно развлекали, в перерывах выступали различные творческие коллективы, которым таким образом давали шанс проявить себя. И зрители, несмотря на товарищеский статус матчей, приходили за нас поболеть, поддерживали нас.

 

 

О казахстанском баскетболе

 

- Осенью 2011-го, после пяти лет в США, ты вернулся в Казахстан…

- У меня появилась возможность поиграть в профессиональном клубе, выступающем в чемпионате Казахстана – «Барсы» из города Атырау. А после новогоднего перерыва мне предложили выступить в новой роли – роли играющего тренера по физподготовке: в Казахстане таких специалистов нет, а мне и знания позволяли, и опыт подобной работы уже имелся. Так что сезон я заканчивал в роли играющего тренера. Конечно, много игрового времени я не получал, но об этом нисколько не жалею. Во-первых, я понял, что такое «организованный» баскетбол и, опять же, открыл какие-то новые аспекты, над которыми стоит еще поработать. Во-вторых, мы стали вторыми в национальном чемпионате, уступив только «Астане», которая наголову сильнее остальных команд. Получить серебряную медаль было очень приятно, и я считаю это своей маленькой победой, тем примером, который, возможно, кому-то будет полезен, показывая: даже в наших условиях есть, к чему стремиться.

- В Казахстане баскетбол имеет славные традиции: здесь, например, вырос олимпийский чемпион Валерий Тихоненко. Но сейчас на слуху только один клуб, «Астана», выступающая в Единой лиге ВТБ. Мы ничего, по большому счету, не знаем ни о других командах, ни о казахстанских игроках. Что из себя сейчас представляет казахстанский баскетбол?

- Если говорить об уровне игроков, то он растет. Та же «Астана» влияет в этом отношении на остальные команды: пытаясь «догнать» «Астану» они с каждым годом привлекают все более сильных легионеров, рядом с которыми растут и местные ребята. Но казахстанский баскетбол в целом сейчас находится на непонятной стадии: у нас несколько лет не спонсируют сборную – команду, совсем недавно добивавшуюся в Азии неплохих результатов в соперничестве со сборными мирового уровня, такими как Китай, Иран или Иордания, участниками мировых первенств и Олимпийских игр.

И эта ситуация удручает, ведь Казахстан может финансово осилить создание и функционирование сильной лиги. Наверное, говоря о причинах, почему баскетбол здесь не развивается так, как хотелось бы, следует указать на отсутствие заинтересованных людей. В Астане такие люди, например, есть, тот же Валерий Тихоненко вернулся работать в родную страну, за что ему отдельное спасибо. Пока есть такой сильный клуб как «Астана» – можно надеяться на развитие всего национального баскетбола: остальным командам нужно будет подтягиваться до ее уровня, развиваться, набирать молодых игроков.

Помимо прочего, Казахстан удачно расположен географически. Например, «Барсы» из Атырау в нынешнем сезоне играют в Балтийской лиге: город географически находится в европейской части страны, а команде нужно как-то разнообразить свой сезон, поскольку в национальном первенстве выступают всего шесть клубов.

 

 

О российских студентах

 

- Сезон-2011/2012 ты провел в Казахстане, а летом прошлого года мы с тобой встретились в тренировочном лагере АСБ. Как ты попал в Раменское?

- Когда летом 2011 года я возвращался из США, то на три дня сделал остановку в Москве. Она была запланированной: были люди, которые хотели познакомиться с методикой Джона Лукаса, а поскольку я с ним работал, то мог ее показать. Я провел несколько открытых тренировок для ЛБА (Любительской баскетбольной академии – прим. авт.) и команды МГАФК, чемпионов АСБ того сезона. В Академии тренировки очень понравились. Они заинтересовались, потому что вообще интересуются новыми технологиями и стараются следовать западным моделям. Так наши интересы совпали, и мы продолжили сотрудничество. Минувшим летом мне предложили поработать не только в лагере ЛБА, но и в лагере АСБ. Отработать четыре смены подряд было, конечно, довольно тяжело, но я остался доволен, приобретя огромный опыт.

- В лагере АСБ ты работал с лучшими российскими баскетболистами-студентами. Хорошо знакомый со студенческим баскетболом США, какую оценку ты можешь дать нашим игрокам? Как они выглядят в сравнении с американскими «коллегами»?

- В Америке молодых игроков можно разделить по одному критерию: может ли этот игрок играть в студенческий баскетбол или нет. В школах ведь играют многие. А вот в студенческую команду, а тем более на стипендию (а когда ты являешься одним из лучших игроков команды, ты получаешь стипендию и бесплатно учишься) попадают далеко не все. То есть какие-то ограничения, так или иначе, существуют. Пусть это будет третий дивизион NCAA, формально самый слабый – это все равно серьезный уровень, и ты потом можешь с гордостью говорить, что играл в студенческой команде.

И я могу сейчас сказать, что лучшие российские студенты могли бы играть в американских студенческих командах. Пусть, если смотреть правде в глаза, это будут и не топовые коллективы. Хотя, например, Никита Иванов, с которым мы работали в лагере АСБ, а сейчас в самарских «Красных Крыльях», мог бы попасть и в солидную команду: ему всего 21 год, у него хороший потенциал и он до сих пор многому учится.

- В США баскетбольная система четко структурирована: школьники – студенты – профессионалы. У нас же есть «настоящие» студенты, которые, скажем так, в свободное от учебы время играют в баскетбол, а есть «студенты», которые числясь в университете, играют в профессиональном клубе. В этой нашей несбалансированности есть потенциал для дальнейшего развития?

- Конечно, есть. Если чемпионат будет проводиться в четко структурированном виде, его организация будет и впредь улучшаться – я верю, что пусть и не все, но ведущие российские вузы смогут позволить себе развивать «баскетбольную программу»: нанимать серьезных тренеров, ставить какие-то цели на сезон… Тогда, возможно, сложится та самая ячейка, которой сейчас не хватает: когда ребята, по каким-то причинам не занимавшиеся в детско-юношеских школах и не попавшие в разного рода дубли профессиональных клубов или ДЮБЛы, смогли бы пройти через организованную программу, при которой им придется бороться за место в составе команды и соперничать на высоком уровне (здесь можно вспомнить, например, создание Международной студенческой лиги). Это даст шанс, пусть и всего в нескольких вузах, ребятам также к чему-то стремиться и также добиваться поставленных целей.

Я верю, что та идея, та модель, к которой сейчас стремятся в АСБ, правильная, и она приведет к развитию всего российского баскетбола. Да, возможно, на постсоветском пространстве не будет системы драфта, когда игроки студенческих команд будут выбираться профессиональными клубами, но я уверен, что игроки все равно будут получать свои шансы. Ведь проводятся международные турниры, различные Универсиады, где игроки могут проявить себя на достаточно высоком уровне. Так что шанс будет у многих.

Фото из архива Р. Абитова

Материал подготовлен специально для сайта АСБ