Знаете, кто бы сейчас пригодился этой «Миннесоте» в плей-офф? Праймовый Кевин Гарнетт
Разминулись эпохами.
В документальном мини-сериале Goliath о жизни Уилта Чемберлена красной нитью проходит тема, которая всплывает каждый раз при упоминании легендарного центрового НБА.
Он недостаточно часто и много побеждал.
Сумасшедшее количество рекордов, невероятные индивидуальные заслуги – но всего два чемпионских титула. В отличие от 11 чемпионских перстней у его конкурента Билла Расселла. На протяжении трех часов повествования спикеры признают, что в этом аспекте Чемберлен проиграл поединок с Расселлом. Мораль сериала сводится к сентименту «лишь бы человек был хороший». Но на 10 секунд на экране появляется один экс-игрок НБА, который идет наперекор этой позиции.
«Победы? В задницу победы! Что можно сделать в одиночку? Нужны как минимум трое-четверо классных игроков, чтобы за что-то бороться. Кто-нибудь об этом подумал? Но куда же без разговоров типа: «Эй ты, лузер, ты не умеешь побеждать». От этого не сбежать».

Эти слова произнес Кевин Гарнетт. Форвард как нельзя лучше понимает трагедию Уилта. У Гарнетта тоже был свой исторический конкурент, который считается победителем их дуэли. Но Тима Данкана окружали выдающиеся партнеры, пока Гарнетт тух в окружении посредственностей больше десяти лет в «Миннесоте».
Конечно, Данкан был выдающимся игроком, одним из величайших в истории баскетбола. Но и принижать наследие Гарнетта несправедливо, поскольку он отдал «Тимбервулвз» дюжину своих лучших сезонов, а взамен получил лишь один финал конференции и клеймо неудачника.
Кевин Лав отыграл за «Миннесоту» шесть лет, но ни разу даже не вышел с командой в плей-офф. Карл-Энтони Таунс провел здесь девять сезонов, но тоже чаще оставался вне плей-офф, чем играл там. Первого Гарнетт втрое опережает по суммарному вкладу в победы (win shares) за карьеру в «Вулвз», Таунса – почти вдвое. Иными словами, в истории «Миннесоты» был Кевин Гарнетт, и были все остальные. Да, Энтони Эдвардс к 23 годам уже во второй раз играет в финале конференции (где «Тимбервулвз» сейчас горят 0-2 «Оклахоме» без признаков, что удастся повернуть серию вспять). Но даже ему еще… кхм… в общем, далеко ему еще до Гарнетта.

Страшно представить, чего мог бы добиться Гарнетт, будь у него такая же крепко сбитая команда, как нынешние «Вулвз». В ней Эдвардс может себе позволить дать слабину и опереться на глубокий и звездный фронткорт, топового персональщика Макдэниелса, славного ветерана Конли. А если бы у Гарнетта в «Миннесоте» был одноклубник уровня самого Эдвардса – тут впору переписывать историю НБА 2000-х от и до.
Но что, если бы не у Гарнетта был Эдвардс, а у Эдвардса был бы Гарнетт? Спойлер: все было бы классно, поскольку с годами Гарнетт все больше выглядит как игрок, опередивший свое время.
Гарнетт, в отличие от других легенд, обожает сегодняшнюю НБА
Как и в случае с Чемберленом, Гарнетт парадоксальным образом встает на защиту современной НБА в очных и заочных спорах с другими экс-игроками. Бывший одноклубник Кендрик Перкинс не упускает случая потроллить современную молодежь за мягкотелость. Еще один легендарный «кельт» Пол Пирс считает, что нынешние игроки НБА не предлагают ничего нового в плане навыков.
«Сейчас больше тренируются индивидуально, меньше играют в коллективе. Мы чаще играли 5-на-5 и старались проявить себя, придумать что-то новое. А кого сегодня можно назвать шоуменом? На ум приходит разве что Кайри Ирвинг с его дриблингом. Но даже в случае с Кайри – он пришел на смену парням вроде Рода Стрикленда. Морэнт высоко прыгает? В наше время был Винс Картер!» – говорил Пирс в подкасте.
Низкий поклон и огромный респект Гарнетту, который признает мастерство сегодняшних баскетболистов.

«Неа! Игроки из моих времен не смогли бы играть в сегодняшней НБА! Между тем, что было 20 лет назад, и тем, что есть сейчас – большая разница. Сегодня в игре полно креатива. В ней есть нерв, есть борьба, есть место разным дерзким штучкам», – ответил Пирсу Гарнетт.
Между позицией Кевина и мнением многих других экс-игроков – ощутимая оппозиция. И можно понять почему. Современники Гарнетта смотрят на сегодняшнюю НБА – и не видят себя в ней. А Гарнетт не просто видит – он как будто хотел бы играть сейчас, а не тогда, когда ему пришлось. Ярче всего сожаления Гарнетта проявляются в его словах о том, что в его время игроков заставляли соответствовать определенному формату, в то время как в 2025-м в цене именно уникальность и универсализм.
«Мы, бывшие игроки, смотрим на баскетбол через определенную линзу. Теперь нужен новый взгляд, который позволит нам уважать нынешних игроков. Мы должны ценить их. Мы должны ответить себе – достаточно ли мы прославляем сегодняшний баскетбол?
Мне кажется, мы смотрим на сегодняшний баскетбол не с того ракурса. Эти парни могут сделать показ, уйти вбок с дриблингом и бросить трехочковый с одной ноги! Мы никогда ничего подобного не видели и не воспринимали бы подобное всерьез. Вембаньяма так недавно бросил. Я такое даже в уличной игре представить себе не могу! Мы так бросаем с дочерью, когда просто страдаем фигней во дворе. А тут ты видишь подобный бросок в профессиональном матче, где на кону стоят реальные деньги.
Да в мое время его бы убили за такую хрень. Но сегодня – это его бросок. Он вообще не «большой», он защитник или легкий форвард. А мы игнорируем это. Мы берем этого трехметрового инопланетянина и говорим ему: «Для тебя есть коробка, она называется «бигмен». Давай залезай в нее». Нахрен это дерьмо», – выпалил Гарнетт в одном из подкастов.

Давайте попробуем перевести это с языка очень эмоционального парня. Во времена Гарнетта большинство игроков передней линии были ограниченными по навыкам. Долгое и нудное получение мяча в посте, заталкивание спиной, много борьбы и толкотни. Если вас раздражает то, как Руди Гобер ковыряется у кольца с мячом в руках – не смотрите НБА нулевых, там такого навалом. Гарнетт умел намного больше, но время для такого арсенала в сочетании с такими габаритами еще не настало.
Рост Гарнетта стал его проклятием
По-хорошему, Гарнетта вообще не надо сравнивать с Данканом – это как сравнивать Кевина Дюрэнта и Николу Йокича.
Если бы Гарнетту позволили быть Дюрэнтом, он оставил бы иной след в истории НБА. Во-первых, это вопрос телосложения. Тони Кукоч тоже ехал в НБА субтильным парнишкой, но в нем видели четвертого номера и раздули до необходимого уровня массивности. Человек-тростинка не превратился с концами в невразумительную пародию, но трансформировался в более тривиальную версию самого себя. Как и случае с Гарнеттом могут показаться странными жалобы о том, что они играли и выглядели «как-то не так». Оба добились невероятных высот, без вопросов. Но было бы жутко интересно посмотреть, как они сумели бы реализовать свои дарования в более подходящую эпоху.
Кукоч и Гарнетт – игроки удивительной пластики, которые выглядели бы уместнее в современную «худощавую» эру. Когда смотришь на молодого Гарнетта, то эти его спички вместо рук вызывают ассоциации с чем-то паучьим. А пауки – это не только Дюрантула, но и Донован «Спайда» Митчелл.
С возрастом Гарнетт превращался в классического здоровяка с низким центром тяжести. Как и Кукоч, в стереотипного бигмена он не перевоплотился, но был вынужден адаптироваться под игру против по-настоящему крупных парней. Четвертый номер времен Гарнетта – это Карл Мэлоун, а никак не растянутый по вертикали атакующий защитник.
Именно семифутовость не позволила в свое время Гарнетту вырваться из той самой бигменской коробки. Его уместнее сравнивать со Скотти Пиппеном или даже Грантом Хиллом. Пусть против Данкана выходит кто-нибудь другой.
Взять хотя бы известный бросок Гарнетта с разворотом. Выполнял он его филигранно, выпуская мяч на недосягаемой для защитников высоте. В такие моменты он больше напоминал Кобе Брайанта или Кавая Ленарда, но никак не стереотипного бигмена своей эпохи.
Гарнетта в то время часто упрекали, что это слишком трусливый прием, который исключает его из борьбы за отскок. Гарнетт и правда выполнял его с отклонением, чтобы не лезть в мясорубку под кольцом. Он был слишком субтильным, чтобы держать контакт с массивными тушами форвардов-оппонентов. Иногда даже создается впечатление, что Гарнетту было неудобно обыгрывать через пост, поскольку он, возможно, предпочел бы обыгрывать лицом, раздергивая защитников кроссоверами. Пиноккио мечтал стать настоящим мальчиком, а Гарнетт мечтал быть семифутовым Трейси Макгрейди.
В 1990-е и 2000-е баскетбол подразумевал меньше перемещений без мяча. Если игрок получил мяч на усах, то все остальные ждут конца его владения, а не «катят» под кольцо под его передачу. Гарнетт старался не перетягивать мяч, но из поста трудно быть распасовщиком, если только партнеры не стоят вчетвером на трехочковой дуге. Нечто приближенное к сегодняшнему спейсингу помогало Хакиму Оладжувону доминировать. Но «Миннесота» не сумела снабдить Гарнетта набором подходящих одноклубников.
К сожалению, Гарнетт не был провидцем, который бы внезапно решил в 2000-х играть так, как это стало актуально в 2020-х. Касается это и трехочковых бросков, которые сам Гарнетт исполнял редко. И обычно неуместно прогнозировать, что тот или иной игрок из прошлого сумел бы адаптировать под новую реальность с акцентом на периметр. Но если про кого и можно так говорить, то это про Гарнетта, выдающегося мастера дальних средних бросков.
К сожалению, Гарнетту редко приходило в голову бросить издали, даже когда он получал много пространства. Удар, шаг вперед и атака с пяти метров – вот это больше в духе времени.
Ни о каком растягивании пространства тогда никто не думал, но Гарнетт стал для стретч-форвардов и центровых тем же, чем стал «Психо» Хичкока для слэшеров – прототипом, на который можно ориентироваться. Тем более, что Гарнетт запросто забивал трехочковые, когда этого кровь из носу требовала ситуация.
Наконец, трехочковая революция подразумевает не только наличие броска у всех и каждого, но и навык защищаться от них. И в этом у Гарнетта тоже не было бы проблем. Данкан считается выдающимся оборонцем, но Тимми был великолепен в том функционале, который тогда требовался от игроков его габаритов: противостоять пост-апам, закрывать линии прохода под кольцо, подстраховывать. И Гарнетта тоже сравнивали с ним, хотя он мог бы выполнять другую роль, став 210-сантиметровым Дрэймондом Грином. Собственно, он и был таким Дрэймондом, но уже в «Бостоне» и лишь ненадолго. Хорошо, что до травмы правого колена в 2009-м, оставившей лишь процентов 70 от прежнего Кевина, он успел взять заслуженный титул с «Селтикс».
В «Миннесоте» же Гарнетт недосчитался парочку призов Лучшему оборонительному, поскольку не поражал цифрами блок-шотов (лишь один раз в десятке) и перехватов (четырежды в топ-20 НБА). Но он обладал выдающимся чутьем на подстраховку и сильным вертикальным взрывом, запросто «сидел в ногах» против игроков задней линии за счет боковой подвижности.
А еще качественная игра в защите вращается не только вокруг навыков, но и вокруг желания, заряженности. Вот уж с чем у Гарнетта никогда не было проблем. Представляете этот фонтан эмоций и непрекращающегося трэш-тока в одной команде с Эдвардсом?
Наверняка Кевин Гарнетт будет испытывать смешанные чувства, если «Миннесота» выйдет в финал или даже возьмет титул в ближайшие годы. Кевин будет рад за город, но на секундочку в его голове прошелестит что-то вроде: «Я тоже был этого достоин».
Ты и правда был достоин, Кевин.

Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel/Getty Images; East News/AP Photo/Ann Heisenfelt, Kirby Lee via AP
ЗЫ: Что не отменяет того факта, что игрок он был выдающийся и явно недобравший гаек.
Действительно, он умел всё с ростом 210! А баскетболу в те годы и половина его навыков не пригодилась. В начале карьеры он поражал пластикой и навыками, которые не свойственны игроку его роста, а концу карьеры стал малоподвижным классическим суровым 4ым номером
Эммм... А у Миньки был выбор кому эти деньги отдавать? КГ был первым франчайзом организации, боролся за звание МВП (одну статуэтку взял), выкинул из ПО Сакраменто... И это я не учитываю ещё тот факт, что он продолжал быть лояльным в то время, когда в Минни никто не хотел приходить. А если и приходили, то надолго не задерживались
Чем именно Кевин эти деньги не заслужил?