10 мин.

Матч всех звезд НБА – опять в новом формате. Но это не те реформы, которые спасут игру

Это вообще чинится?

«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»

Так наверняка думает комиссионер НБА Адам Сильвер про Матч звезд. Как бы он, бедняга, ни крутил его формат и каким бы образом ни преобразовывал – воз и ныне там. Даже есть мнение, что внутрисезонный турнир, Кубок НБА, который все-таки является частью регулярного чемпионата, – это тоже попытка заменить Матч звезд, который потому и скучный, что не идет в зачет турнирной таблицы.

В 2025-м руководство НБА вновь решило, что велосипед требует перепридумывания. Поэтому 16 февраля нас ждет мини-турнир с участием трех мини-команд по 8 человек и команды-победителя Матча молодых талантов. Даже если новый формат окажется успешным, то он не избавит сам феномен Матча звезд НБА от ряда парадоксов.

Несуразность № 1: мест на всех не хватает

К настоящему моменту НБА достигла такой глубины по уровню таланта, что не все игроки, которых можно считать заслуживающими участия в Матче звезд, оказались его участниками в этом сезоне. Список тех, кто оказался всего лишь «достоин упоминания», но все-таки не вошел в составы на игру, внушительный. Зак Лавин проводит отменный сезон, а может взлететь еще выше после перехода из «Буллс» в «Кингс». Норман Пауэлл взял на себя роль Кавая Ленарда для бедных, Тайриз Макси наконец-то стал первой опцией в отсутствие «большого брата» Эмбиида...

Отсутствие Домантаса Сабониса в составах заставляет думать, что эксперты начали что-то подозревать насчет характера его статистики, но его вклад в положительный баланс побед у «Кингз» на фоне увольнения главного тренера и бесформенности уходящего Де’Аарона Фокса можно было бы вознаградить. Если же ориентироваться только на личную статистику, то окажется, что в истории НБА было всего три игрока, которые не попали на Матч звезд, набирая в среднем минимум 10 очков, 12 подборов и 5 результативных передач. Их зовут:

  • Домантас Сабонис (2022) – 18,9 + 12,1 + 5,2

  • Домантас Сабонис (2024) – 19,4 + 13,7 + 8,2

  • и Домантас Сабонис (2025) – 20,8 + 14,4 + 6,5

Больше всего должно быть жалко Кайри Ирвинга, который поддерживал «Даллас» на плаву, пока Лука Дончич отсутствовал, а менеджмент строил коварные планы по его обмену. Разыгрывающий «Мэверикс» ведет себя максимально прилично и переживает что-то вроде карьерного ренессанса.

Девин Букер рыхло начал сезон – предположительно из-за усталости после Олимпиады – но вкатился в регулярку и вполне сможет претендовать на попадание в сборную All-NBA, если сможет поддерживать январскую продуктивность. И будет редкий случай – человек официально в топ-15 игроков НБА, но не был в этом сезоне на Матче звезд.

Несуразность № 2: это соревнование имиджей, а не навыков

Не будем перегибать палку и утверждать, что «дайте им право голоса – они вам навыбирают какую-то дичь». Но болельщики действительно выбирают участников Матча звезд специфическим образом. Они голосуют за имена и продвигают своих кумиров вместо тех, кто демонстрирует высокий уровень игры.

Джаррет Аллен уступает в голосовании Джоэлу Эмбииду и Джимми Батлеру, которые вообще ничего не сделали, чтобы удостоиться какой-то почести. Джа Морэнт тоже напропускал игр, но оказался в топе по мнению фанатов, в то время как его одноклубник Джарен Джексон, проводящий отличный сезон, по голосам еле-еле вошел в топ-10 фронткорта Западной конференции.

Может быть, правы те эксперты, которые считают, что болельщики начинают действительно голосовать за игрока спустя 2-3 года после того, как он всерьез раскрывается. Потому что за этот период он все-таки успевает наработать себе репутацию и некое имя, чтобы на него обратили внимание.

Сюда же можно вписать тот парадокс, что сам факт голосования болельщиков означает наличие интереса к Матчу звезд. Но его рейтинги-то падают! То есть выбор кандидатов имеет некое значение, а сама игра – нет.

Несуразность № 3: парадокс Ламело Болла

Матч звезд – специфическая штука, где соревновательность уступает роль шоуменству. Именно поэтому многие игроки, включая Сабониса-младшего, по своему стилю игру не очень подходят для этого праздника жизни. А вот Ламело Болл еще как подходит.

Разыгрывающий «Шарлотт» – это воплощение всего того, чем одновременно хорош и плох Матч звезд. Стиль Болла-младшего (как внешний, так и игровой) как будто бы создан для того, чтобы феерить на таком мероприятии. Так что Ламело вполне объяснимо стал лидером фанатского голосования на место защитника от Востока. Тем более, что и статистика позволяла ему на это претендовать. Но против него сыграл тот факт, что он а) щеголяет своим баскетбольной сумасшедшинкой на маленьком рынке и б) занимается этим в команде, которая ни на что не претендует.

Трэй Янг не столь популярен у нейтральных болельщиков, но его было бы логично ожидать на Матче звезд чисто как мастера аллей-упов, который точно подарит игре несколько зрелищных моментов. Но и журналисты, голосовавшие вместе с болельщиками за стартовые пятерки, и потом тренеры, подбиравшие запасных на МВЗ, проигнорировали ярких разыгрывающих в пользу тех, кто приносит эффективность, но не добавляет красок.

На другом конце этого спектра можно разглядеть даже не Сабониса, а, скажем, Дирка Новицки. Великий немец принимал участие на Матче звезд 14 раз, но после пика карьеры попадал в число участников за былые заслуги. Да и вообще кому интересно смотреть на средние броски Дирка на фоне всеобщего показушничества? Да, он и Тим Данкан вели свои команды к победам, но действовали на площадке недостаточно вычурно. Отчасти болельщики наверняка применяли эту логику к Сабонису, который смотрелся бы как белая ворона в компании убератлетов, которые радуют зрителей способностью залезть в кольцо по локоть.

Так что же тогда Матч звезд – музей или медиа-шоу?

Несуразность № 4: Матч звезд как строчка в резюме

Раньше выбор в старт на Матч звезд помогал суперзвездам выбить более крупный контракт, поскольку это достижение давало возможность подписываться на супермаксимальные деньги. В 2017-м этот нюанс из коллективного соглашения убрали – и правильно сделали. Но это не отменяет того факта, что Матчи звезд все еще являются универсальной мерой статуса игрока.

Самый банальный вопрос – кого считать «звездой» НБА? Самый простой ответ – того, кто ездил на Матч звезд хотя бы раз. Ну, или того, кто получает большие деньги. И парадокс здесь в том, что Матчи звезд все равно помогут твоим агентам в переговорах. Да и пресс-служба твоей новой команды в случае обмена или подписания сможет представить какого-нибудь Андре Драммонда как «двукратного участника Матчей звезд». Звучит красиво, не правда ли?

При перечислении заслуг легендарных игроков количество Матчей звезд тоже обычно занимает одно из первых мест. Член Зала славы, столько-то чемпионских перстней и столько-то Матчей звезд. Даже символические сборные сезона остаются на потом, хотя лучше отражают игровые заслуги.

Несуразность № 5: уважение к старшим

Голосование на Матч звезд остается неидеальным, в нем по-прежнему нет 100%-ной защиты «от дурака». Болельщик или представитель медиа может отдать голос за ветеранистого ветерана, поскольку «ну куда же без него-то». Молодой игрок покажет уважение кумиру. Это способ внести вклад в то, чтобы исторический вес баскетболиста стал еще более ощутимым.

МВЗ – это как звездочка, которую можно повесить на погоны игроку, завершающему карьеру. Хотя если собрать песок, который высыпался из 40-летнего Дирка во время его прощального Матча звезд, то его хватило бы, чтобы посыпать лед в моем дворе и уберечь меня от ушиба ребра.

Но насколько игроку интересно принимать участие во всей этой кутерьме в десятый, пятнадцатый, двадцать первый раз? Это почетно, но многие старики НБА наверняка предпочли бы почиллить на диванчике, дать телу отдых перед второй частью сезона, не мотаться на еще один выездной матч. Календарь и так непростой, цель – чемпионский титул, а не прочая мишура. А что касается возможности пообщаться со  звездными коллегами, так этого добра у легендарных игроков сейчас достаточно, больше, чем было в прежние эпохи. И так продавливают обмены друг к другу.

Должен ли в таком случае игрок получать преференции, если еще ни разу не выбирался на Матч звезд? Пусть, мол, съездит и почувствует, что это такое, пощупает атмосферу и проникнется собственной заслуженностью. Тем более, что попадание на Матч звезд игрока с небольшого рынка или нижней части турнирной таблицы будет громкой новостью для всего региона.

Критикуешь – предлагай!

Можно ли как-то разрешить имеющиеся противоречия?

Консервативный вариант – оставить 12 человек в заявке

Ничего не меняем под предлогом, что так было всегда (на самом деле – нет: например, на первых МВЗ Берда и Мэджика в 80-е вызывали по 11 человек, при этом в начале 70-х – по 14, а начинали когда-то с 10). Изменения формата не сказываются на исторических заслугах, а вот количество выборов на Матч звезд остается серьезной строчкой в послужном списке. Так что давайте мыкаться с вариантами проведения уикенда, но процесс выбора оставим неизменным.

Компромиссный вариант – увеличиваем заявку до 15 на 15

Современные проблемы требуют современный решений, говорил один мудрец. И в 2020-х серьезным оружием многих сильных команд НБА стала глубина ротации. То есть теперь в лидерах значатся не клубы, выстроенные вокруг одной суперзвезды, а настоящие коллективы с более ровным распределением обязанностей. И такие команды, вроде «Кливленда»-2025, стоит поощрять несколькими игроками на Матче звезд. Но с расширением заявки в ростере найдется место и для лидеров второсортных команд, которые вынуждены солировать на фоне перекати-поле и саундтрека Эннио Морриконе.

Аргумент против: в последние годы появилась тенденция впихивать невпихуемое, включать всюду всех желающих, делать меньше ограничений. Так сначала произошло с размытой позицией центрового на Матче звезд, затем – со всеми позициями в сборных All-NBA, так может произойти с Матчем звезд, поскольку заявка из 15 человек скажется на том, что значение этого статуса снизится.

Писаем против ветра – 10 на 10 с изменением формата

Говорят, Адам Сильвер вбросил на вентилятор за кулисами, предложив перейти на 10-минутные четверти. Что ж, тогда и Матч звезд можно сократить до десяти участников, каждое попадание будет еще престижнее.

А что касается формата – пусть Матч звезд проводится на площадке университетских размеров, чтобы топ-баскетболистам пришлось толкаться в ограниченном пространстве по правилам, приближенным к ФИБА. Жалуются же американцы, что на международных турнирах им непривычно играть. Вот пусть хоть где-то привыкают.

Радикальный вариант – внедряем олимпийский вид спорта

В НФЛ недавно поняли, что Пробоул, местный аналог Матча звезд, из-за отсутствия контакта превратился в посмешище. В это же время, флаг-футбол, бесконтактную версию футбола (якобы бесконтактную – кто играл, тот поймет) продвигают как олимпийский вид спорта. Поэтому и центральное мероприятие перепридумали заново.

На Олимпиадах уже два вида баскетбола – классический и 3х3. Так что оставляем заявку из 24 человек или увеличиваем до 28-32. Потом делим всех игроков на 6-8 команд по четыре человека и отправляем их играть по правилам баскетбола 3х3. Можно еще привлечь к этому делу сборную США по 3х3, где выступает Джиммер Фредетт.

Пусть Леброн хоть чуть-чуть позащищается.

Фото: Gettyimages/Kevin C. Cox, Tim Nwachukwu, Pool, Stacy Revere; East News/Fatih Aktas / ANADOLU / Anadolu via AFP, Fatih Aktas / ANADOLU / Anadolu via AFP