НБА нельзя представить без броска с отклонением. Уилт им баловался, Джордан довел до идеала, Кобе выигрывал матчи
Третья часть сериала о бросках современной НБА.
Мы уже вспоминали броски с одной ноги и закидоны со своей половины. И все же это – «ситуационные» броски, их редко исполняют по желанию, чаще – по необходимости, когда остальные варианты атаки уже недоступны. У «фейдуэя», то есть броска с отклонением, совсем другая репутация: его берут в арсенал те, кто максимально уверен в себе.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/7/7e/6f56841ca489ab9af8715bbfda691.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Пионер отклонений играл еще в 1950-х
Все дороги ведут в Рим, а большинство современных бросков можно отнести к креативному гению Пола Аризина, легендарного форварда «Филадельфии Уорриорз» 1950-х. Тогда баскетбол еще придумывали на ходу, постоянно внедряя в него что-то новое. Вот и Аризин стал видным изобретателем.
Сначала он одним из первых стал бросать в прыжке одной рукой – причем отталкиваться приходилось повыше, поскольку нужно было как-то спасаться от блок-шотов вследствие невыдающегося роста (193 см, другие великие форварды эпохи, Боб Петтит и Дольф Шэйс, к примеру, были 206 и 203 см). По той же причине и для обмана ожиданий соперников Аризин стал выполнять свои броски в прыжке в движении.
Забавно, что нововведение Аризина стало ответом на неудобство, которое сегодня даже сложно разместить в голове. Дело в том, что матчи НБА проходили на тех же площадках, которые использовали под дискотеки и танцевальные вечера. В результате этого пол был очень скользким, и Аризин решил отталкиваться повыше, а не бросать из статичного положения, чтобы ноги не уехали из-под него во время подготовки к атаке кольца.
Современники Аризина говорят, что он умудрялся играть с астмой. Этот недуг он тоже умудрился обратить себе на пользу – баскетболист старался искать открытые броски и создать себе пространство для атаки. Такая потребность вынудила Аризина прыгать во время броска не вертикально, а с отклонением назад.
Так что именно Аризин считается изобретателем броска с отклонением. А родоначальником моды на такой бросок стал его одноклубник.
Великий центровой подхватил эстафету
В начале 1960-х Аризин успел два сезона поиграть в одной команде с Уилтом Чемберленом. И могучий центровой умудрился тоже взять на вооружение бросок с отклонением.
Гигантский Уилт набирал бесконечно много очков и с лучшим процентом в НБА, поэтому по статистике может показаться, что он просто подбирался к кольцу поближе и перекладывал мячик в корзинку. Но арсенал Чемберлена был широким, включая бросок, который можно описать как смесь одноногого джампера Дирка Новицки с броском от щита Тима Данкана.
Замечания поколения, которое видело Уилта в действии, абсолютно легитимны – нельзя забывать вклад в развитие баскетбола его первопроходцев. Если бросок Новицки считался «ненакрываемым», то Уилту вообще не имело смысла сопротивляться в таких ситуациях – слишком уж высока точка выпуска мяча.
Кстати, Уилта нещадно критиковали за то, что играет не как типичный центровой, не ищет контакта, а бросает с отклонением. Хотя эффективность этих бросков была не намного ниже, чем у его данков с двумя защитниками на плечах.
Его Воздушество или Его Фейдуэйшество?
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/6/6e/a5e4ad9104f8180da4f378f9e9f56.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
История НБА началась не с Майкла Джордана, но к 2025-му как будто бы так и есть. Когда речь заходит о бросках с отклонением, то вряд ли есть более культовое движение, чем «дворники на стекле» – обманное движение плечами от лидера «Чикаго» с последующим разворотом и выпуском мяча со средней дистанции.
Технику броска с отклонением Джордан отполировал уже после возвращения из бейсбола, то есть после 1995 года. На старте карьеры Майкл предпочитал обыграть соперника лицом к лицу, но по мере старения взял на вооружение игру спиной к кольцу и превратился в ведущего апологета средних бросков. Вспомните любой знаменитый победный бросок Джордана – высока вероятность, что это будет бросок как раз с 4-6 метров.
Парадокс, но на старте карьеры в середине 80-х Джордан отнюдь не был суперснайпером со средней дистанции. Да, сразу стало понятно, что набирать очки для него не составляет труда, но бросок в прыжке хромал. И Фил Джексон утверждает, что разговоры о своей слабой черте Майкл… правильно, took it personally, то есть обиделся на критиков и вознамерился доказать им, что они не правы.
В начале 1990-х Джордан расширил свой арсенал движений за счет джеб-степов с места и средних бросков после дриблинга. К периоду второго три-пита (1996-1998) Джордан уже доминировал по части бросков со средней. Сейчас есть догма, что эффективность двухочковых по сравнению с трехочковыми начинается от 50% реализации. Так вот Джордан подошел к этому показателю максимально близко – в сезоне-1996/97 он реализовывал 49,5% всех средних бросков и забивал 52% (!) дальних средних (от 4,5 метров и до трехочковой линии).
Как и со многими элементами, Джордан не был первым и не был последним. Но он был лучшим. Его бросок с отклонением до сих пор остается эталоном для последующих поколений.
По стопам Майкла пошли звезды 2000-х
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/4/ea/09f6c19964e3c8e17f355a90571e8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Все, кого называли наследником, последователем или копией Джордана – у всех есть в репертуаре бросок с отклонением. Хотя многим этот навык пришелся по вкусу еще при наличии самого Майкла в лиге. Например, Грант Хилл обладал широким арсеналом движений, в который входил и бросок с отклонением.
Кобе Брайант воспроизвел Джордана наиболее точно, полно и четко. Он прошел похожий путь – был способен участвовать в конкурсах бросков сверху в молодости, но потом перестроился в пользу фирменных приемов, на которые можно было положиться. Как и Джордан, Кобе мог развернуться через любое плечо и наказать соперника ложным показом, если тот пытался противостоять броску слишком агрессивно.
«Я использовал бросок с разворотом, когда у меня не было достаточно пространства. Это требовало определенной силы кисти, поскольку нужно было не просто развернуться и отклониться, но также вложить в мяч достаточно силы и выбрать подходящую траекторию. Особенно он помогал мне против более высоких соперников или при сдваиваниях», – рассказывал в свое время Кобе.
Заметили упоминание сдваиваний? Фишка Кобе как снайпера была в том, что он не стеснялся передерживать мяч и не любил избавляться от него, даже когда ему противостояли несколько оппонентов. Один из наиболее памятных победных бросков Кобе против «Финикса» – это на 100% его стихия. Ни с кем не поделился моментом, ни на кого не рассчитывал, но протащил мяч и сделал свое дело. Броском с отклонением, да.
Величие Кобе заключается как раз в том, что самоуверенностью он загонял себя в сложные ситуации. Но героически вытаскивал себя из них за (давно уже сбритые) волосы, поражая кольцо под грузом ответственности и с колоссальным уровнем сопротивления. Он был лидером по броскам со средней дистанции без передачи от партнера и сделал своей фишкой то, что может восприниматься и как эгоизм в командной игре.
Бигмены тоже распробовали бросок с отклонением
Но если Кобе воспроизвел то, что уже практиковали до него, то Дирк Новицки сумел добавить в этот рецепт новый ингредиент. Немецкий здоровяк не просто бросал с отклонением, но делал это с одной ноги и выпячивал второе колено вперед, чтобы дополнительно обезопасить себя от защитника. В итоге коронный прием Новицки стал настолько культовым, что ему даже памятник установили именно в такой позе.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/4a/02f62ff9a48ccad584cb4819670d5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Хотя в отношении броска с отклонением есть загвоздка, которую в качестве претензии предъявляли ко многим игрокам, которые брали на себя атаку кольца в важные моменты. Кевина Гарнетта, к примеру, упрекали за то, что он уповал на средний бросок в ключевых эпизодах, хотя отклонение назад лишает его шанса побороться за подбор в случае промаха после собственного броска.
Пик Гарнетта пришелся на середину 2000-х – и 20 лет спустя Джейсон Тейтум огребает от экспертов за то, что порой слишком увлекается бросками с отклонением в стиле Кобе, своего кумира детства.
В XXI веке без броска с отклонением не обходился ни один игрок, который считался топ-бомбардиром – Трейси Макгрейди и Пол Пирс, Дуэйн Уэйд и Кармело Энтони, Кевин Дюрэнт и много еще кто. Кей Ди использовал бросок с отклонением всю карьеру, поскольку этот прием вкупе с ростом и длиной рук позволял ему атаковать кольцу как в молодости на последних секундах, так и забивать через длиннющие щупальцы Виктора Вембаньямы.
С отвалом с семи метров? Без проблем
Из числа последователей великих игроков с классным «фейдуэем» выделялся пиковый Кавай Ленард. Он до сих пор в короткие периоды здорового состояния не стесняется полагаться на средние броски. А свой ключевой бросок в карьере он выполнил с таким отклонением, что дожидался его результата, сидя на корточках в ауте.
Из числа недооцененных мастеров броска с отклонением можно назвать Ламаркуса Олдриджа. Закат его карьеры совпал с постепенным отказом от медленных владений через пост, но 20 тысяч очков за карьеру и 7 Матчей звезд позволяют спорить о том, что этот парень – теневой кандидат на включение в Зал славы в будущем.
И баскетбол не стоит на месте – сегодня броски с отклонением распространяются даже на трехочковые попытки. Фирменный бросок Николы Йокич «Сомбор шаффл» представляет собой безумное сочетание броска с отклонением и степбека с одной ноги.
И если такие броски оказываются в лишь вынужденной мерой в связи с истечением времени, то другие баскетболисты испытывают границы дозволенного на прочность, пуляя издали с отклонением с одной ноги просто потому что.
Хотя был уже один парень, который занимался чем-то подобным 40 лет назад.
Легенда, что с него взять.
Ранее в сериале:
Новинка НБА-2025 – трехочковый бросок с одной ноги. Болл, Вемби и Янг уже взяли на вооружение
Фото: Gettyimages/Ron Jenkins / Stringer, Jonathan Daniel / Staff, Robert Laberge / Staff, Lutz Bongarts / Staff