Большинство игроков НБА переобулись в низкие кроссовки. А они разве не приводят к травмам?
НБА и баскетбол меняются с годами, это естественный процесс. Но иногда эти изменения происходят таким образом, что на них обращаешь внимание только постфактум. И когда поезд уже ушел, хочется возмутиться: «Стоп, почему меня не предупредили? Я вообще-то против!»
Например, с чего вдруг тренеры команд НБА перестали носить классические костюмы? Теперь они одеты более расслаблено — поло или спортивная кофта с символикой команды, спортивные штаны, кроссовки. Новый дресс-код, позволяющий тренерам одеваться более неформально, внедрили во время пандемии, но решили не отменять.
То есть все, время стильных мужчин с галстуками на бровках осталось в прошлом? Жаль, очень жаль.
Хотя с бытовой точки зрения тренеров понять можно. Эрик Споэльстра, например, признавался, что на момент назначения главным в «Майами» у него тупо не было костюмов, поэтому ему приходилось одалживать их у Пэта Райли. Похожая ситуация была у Фрэнка Вогеля, которому в свое время костюмы предоставил Рик Питино. Теперь же тренерам не приходится думать о своем внешнем виде и тратиться на химчистку, а собираться на выезды стало в разы проще.
Или вот культура напульсников и различных повязок. Пионером повязок на голову считается Уилт Чемберлен, в 2000-х их носили с большой охотой, а сегодня они уже не пользуются популярностью. Кто-то делал их частью своего стиля, кто-то прикрывал облысение, но факт остается фактом. Был период, когда игроки распробовали повязки с завязками в стиле ниндзя, но их запретили. Так что сегодня из числа звездных апологетов аксессуара на голове можно назвать разве что Шая Гилджес-Александра, Энтони Дэвиса и Паскаля Сиакама.
Хотя различные рукава в популярности не потеряли. Спасибо Аллену Айверсону, его дело живет и поныне. Сегодня, как мне кажется, уже не надо никому объяснять, что это не только вопрос профилактики травм (как изначально было у Ансвера), но также красоты и стиля. И я даже не говорю про многочисленные вариации термобелья и «рукавов» на ногах — сейчас, скорее, голые ноги будут чем-то необычным, нежели закрытые тайтсами, наколенниками и различными подушками.
С позиции зрителя у меня нет преференций в одну или другую сторону. Тренеры раньше выглядели прекрасно, но в постковидную эпоху человечество, видимо, решило, что комфорт должен стоять на первом месте. По различного рода повязкам я тоже не скучаю, хотя и уважаю игроков, которые отдают предпочтение более коротким шортам вместо мешковатых. В целом, плевать.
Но вот когда дело касается обуви — это уже близко к инструменту, который помогает баскетболистам делать их работу. И если НБА в 2020-е сделала выбор в пользу трехочковых, то игроки ушли от традиционных «высоких» кроссовок и теперь в «низкой» обуви, похожей на теннисную.
Я обратил на это внимание, когда изучал историю травм Гранта Хилла. Обычно ту печальную историю трактуют однозначно — период выступлений за «Орландо» сломала неудачная операция на лодыжке, а карьеру спасли волшебные врачи «Финикса». Но была там еще одна интересная деталь. Хилл сотрудничал с Fila в 1990-х, и вместе они добились успеха, но после травм форвард предпочел прекратить партнерство. Стороны воссоединились в 2018-м, но финишный этап карьеры Хилл провел, играя в Nike. Причем он делал выбор в пользу высоких кроссовок, которые якобы давали дополнительную защиту голеностопа — в 2010-х были лютейше популярны модели со словом Hyper — Hyperdunk, Hyperfuse и Hyperize.
И ходили слухи, что врачи команд НБА негативно относились к определенным «высоким» кроссовкам. Логика там была простая — иммобилизация лодыжки, может, и избавит вас от вывиха, но тогда урон переходит на колено. Вот приземляешься ты кому-то на ногу, но высокий кроссовок не дает твоему голеностопу вывернуться, в результате чего в неестественное положение отправляются другие смежные суставы.
Возникает когнитивный диссонанс — баскетбольные кроссовки, даже их абстрактный образ в вакууме, ассоциируются с высоким силуэтом и шнуровкой не на лодыжке, а на берцовой кости. Но ученые поднабрали информации и выяснили, что высокие кроссовки не дают никаких преимуществ. То есть, конечно, можно и нужно сочувствовать легендам прошлого, которые играли в тряпочных «Конверсах». Но теперь выяснилось, что эта самая тряпочность не замуровывала стопу в тиски.
Если верить гиду по баскетбольным кроссовкам от ESPN, то разделение на высокие и низкие модели началось в 1970-х — у «Адидасов» для Карима Абдул-Джаббара было аж две версии. Сейчас также до сих пор жива серия низких кроссовок имени Клайда Фрейзера Puma Clyde (сегодня — Clyde All-Pro). Легендарные «Конверсы» для Мэджика Джонсона и Лэрри Берда были высокими, а ранние «Джорданы» — массивными. В 90-х мода на высоту и объемы достигла своего пика, поскольку то была эпоха центровых, которые предпочитали объемную обувь — достаточно взглянуть на утюги, которые носили Дэвид Робинсон (Nike Air Command Force), Патрик Юинг (Ewing 33 High популярны и сегодня) и Шак в период сотрудничества с Reebok.
В нулевые здоровячки типа Дуайта Ховарда и Тима Данкана еще носили кроссовки повыше, но представители задней линии, в пользу которых и сдвигался баскетбол НБА, ценили легкость и сцепление. Эволюцию взглядов можно отследить по именной линейке Леброна, который начинал с грузных моделей, но постепенно вторгся на территорию лоукатов, пока окончательно не приплыл к аналогам «Кобиков». В 2024-м даже Яннис уже бегает в кроссовках, которые 20 лет назад мог бы раскручивать Айверсон, но никак не игрок передней линии.
Это закономерная эволюция, поскольку высокие кроссовки считались специализированными под баскетбольные нужды, а низкие можно использовать под повседневную носку. Может показаться, что капитализм победил заботу о безопасности спортсменов — мол, они раскручивают модели, которые больше приглянутся обывателям, но при этом навредят самим баскетболистам. Но только вот ученые не нашли никакой корреляции между травмами лодыжек и высотой кроссовок.
Научное исследование, которое я нашел после непродолжительной гуглежки, рассмотрело 25 тысяч появлений игроков на площадке в сезоне-2020/21 и выяснило, что высокие кроссовки носят 6% баскетболистов, 33% отдают предпочтение усредненным вариантам, а 61% — низким. Исследователи зафиксировали 77 значительных травм голеностопа (привели к пропуску одной и более игр) среди 66 игроков, которые вывели исполнителей из строя на 713 дней. 48% травмированных сообщили, что раньше уже имели похожие повреждения, а средний возраст травмированных был в среднем на 1,1 года выше, чем у избежавших травм. Но между группами по типу кроссовок разницы не было. Высота обуви также не влияла на частоту повторных повреждений и серьезность травм.
Лично мне нравится, как выглядят пухлые кроссовки из 90-х, но я не ношу их на площадке. Перевыпущенные «Айверсоны», «Гранты Хиллы» или даже «Оладжувоны» слишком отстали от сегодняшних стандартов спортивной обуви по части технологий. Так что носить культовые «Джорданы» из 90-х на улице — это пожалуйста, а вот играть в них — увольте.
Хотя плохому танцору даже нанотехнологичные кроссовки из 2054-го не помогут.
Посмотрите на последние JA или BOOK - 100% повседневный силуэт, спортивное только материалы.