2000-е сегодня кажутся темным временем для НБА. Справедливо ли это?
Мои первые баскетбольные воспоминания датируются примерно 2004-м годом, так что в честь юбилея этого факта можно немного поностальгировать. Потому что в последнее время у меня складывается впечатление, будто восприятие истории НБА как будто выстроилось в иерархию. Причем эти хронологические «пласты» для меня отмериваются именно в четвертый год десятилетия.
2024-й – это настоящий момент. К нему все шло и сложилось именно так, как оно выглядит сейчас. Можно долго рассуждать о том, как все могло бы оформиться «если бы да кабы», но имеем то, что имеем.
Второе место в моем внутричерепном рейтинге занимают размытые «90-е». Не лихие, а наоборот, самые что ни на есть трушные. Великолепный век, если позволите. Причем начался он тоже в 1994-м, потому что Джордан 2.0 еще не начался, а в финалах рубились центровые, которые эту эпоху и олицетворяли – Хаким раздел Юинга, Робинсон и Шака, а потом уже начались хорошо знакомые времена, где Родман тоже играет за «быков», которые забарывают Пэйтона/Кемпа и Стоктона/Мэлоуна.
В НБА Джордан пришел в 1984-м – в год первого противостояния в финале «Лейкерс» Мэджика и «Селтикс» Берда. И Билл Симмонс вообще утверждал, что НБА сформировалась в своем теперешнем виде именно в 1984-м.
Хотя в своей «Книге баскетбола» он не мог предсказать 2014-й и трехочковую революцию. Именно тогда Стефен Карри показал, что в баскетбол можно играть принципиально иначе, поэтому спустя 10 лет мы и существуем в той парадигме, которую он организовал вместе с «Уорриорз».
Все, что до 1984-го – темный лес. Что будет после 2024-го – пока неизвестно. А вот в 2004-2014 годах как будто «все бегали абсолютно голые». И недавно я узнал, что определение для Средневековья как «темного времени» придумали как раз в эпоху Возрождения. Так и в НБА – раньше гоняли какой-то шурум-бурум, а теперь вот настоящий бацкет начался.
Почему так получилось?
Ужасно медленный убийца с крайне неэффективным оружием
Первое, что бросается в глаза – это результативность. В 1954-м набирали в среднем 80 очков за игру, в 1964-м – 111, в 1974-м – 105, в 1984-м – 110, в 1994-м – 101, а в 2004-м – 93. То есть вот таким вот крюком в 50 лет лига вернулась в родные пенаты. И с 1950-х клубы НБА никогда больше не набирали так мало очков, как в 2000–2004 годах – единственным исключением был локаутный сезон-1998/99.
К слову, для североамериканского спорта это вполне естественная история – в каждой лиге был период, который ассоциируется с просадкой результативности. В бейсболе «мертвая эпоха» пришлась на 1900-1920-е, в НФЛ – 1970-е, в НХЛ – на 1994-2005 годы. НБА встретила начало века с рекордно низким темпом игры и ставкой на защиту.
Даже если вы помните мегадраку между «Пистонс» и «Пейсерс» в 2004-м, то вряд ли вы помните, что счет на момент начала вакханалии был 97:82 в пользу «Индианы». И это прямо-таки уверенная победа с крупным счетом, поскольку в мае того же года «Пистонс» выиграли финал Восточной конференции и того же соперника со средним счетом за серию 75,2:72,7. Средний темп той разборки был всего 84 владения – на этом фоне даже сегодняшний «Нью-Йорк» Тибодо (95,2) кажется пиковым Джастином Гэтлином на первенстве бани в Глуповской области.
Маятник истории качается то в одну сторону, то в другую – как в 2024-м НБА приходится думать, как сделать так, чтобы матчи не были слишком результативными, так и в 2004-м она задала новый вектор развития на повышение атакующей эффективности. «Пистонс» закрыли одну эпоху чемпионством, а дверь в новую вышиб Стив Нэш, сходу взявший два титула MVP в 2005-м и 2006-м годах.
Око за око, изоляция за изоляцию
В начале нулевых НБА экспериментировала с правилами зонной защиты, хотя и ввела правило трех секунд в защите. Но конец 90-х и начало 2000-х все равно запомнились как эпоха изоляций, то есть противостояния игрока с мячом и его оппонента один на один. Застревать в полупозиции между своим и чужим соперником запрещалось, благодаря чему рождались дуэли.
Изоляции сами по себе сложновато считываются в 2024-м – вместо баскетбола поочередных владений я ощущаю себя избалованным сегодняшним движением мяча и осознанным поиском неравноценных разменов. Но еще усыпительнее смотрятся архивные игры с медленными изоляциями через пост. Пока Яо Мин добредет до чужой трехсекундной, пока он займет позицию, пока ему доставят мяч… Шэйн Баттье рассказывал, что в период его выступлений за «Мемфис» (2001-2006) больше половины каждый тренировки уделялось разбору защиты против центрового в посте. 20 лет спустя 3/4 владений хочется перемотать из-за нудности.
В период ковида НБА публиковала матчи из прошлого в хорошем разрешении. Одной из таких игр была встреча «Орландо» и «Вашингтона» из 2004-го, когда Трэйси Макгрэйди набрал рекордные для себя 62 очка. Сегодня удивляет не только то, как мало игроки перемещаются по площадке в сравнении с сегодняшней игрой, но и то, насколько Ти-Мак выглядит сильнее любого своего опекуна. Собственно, поэтому и мяч ему доставляют снова и снова. Монотонно это или нет – решайте сами.
Саммит худших ГМ-ов объявляется открытым
Драфт НБА-2000 считается одним из слабейших в истории, поэтому он породил значительную лакуну по части талантов. Но в 2003-2004 годах лигу пополнили такие атлеты, как Виктор Хряпа и Сергей Моня, а также другие прикольные ребята вроде Леброна Джеймса и Дуэйна Уэйда. К середине нулевых центровые потихоньку перестали властвовать на площадке, а игрокам задней линии открыли пути к кольцу, что стало особенно важно для атлетичных вингов. По большому счету центр внимания переместился с игроков формата Шака на игроков формата Кобе.
Как мне кажется, понятие драфт-баста ассоциируется с нулевыми, когда НБА привыкала к новым реалиям – экспериментировала с европейцами (которые 20 лет назад хуже адаптировались к американскому баскетболу), плюс плохая работа генменеджеров – это тоже про нулевые. Сегодня в этом смысле все умные, плохие контракты чаще случаются не по глупости, а из-за того, что не сработала объяснимая логика (как с Лонзо Боллом). Так что улучшилось не только качество игроков, но и руководителей.
И если вы посмотрите нетоповый матч НБА начала XXI века, то наверняка удивитесь, как много на площадке игроков, которые мало что умеют. Все ютятся поближе к трехсекундной в попытках заковырять мяч в кольцо. Если игрок передней линии способен сделать два шага назад, то это уже откровение.
Спорт вне насилия
Я много раз слышал, что в начале нулевых НБА пыталась избавиться от образа «гангстерской» лиги, введя дресс-код. Что Дэвид Стерн не понимал все эти понты с брюликами, цепочками и широкими штанами. Окей, Айверсон остается иконой этой хип-хоп моды и по сей день, поэтому и 20 лет спустя все вспоминают Ансвера, видя широкие шорты Тре Манна из «Шарлотт». Консервативному белому руководству НБА казалось, что мешковатая одежда ассоциируется с бандитскими разборками и криминалом, а им хотелось стать продуктом, который не проблемно показывать и детям.
Но я не слышал, чтобы кто-то связывал насилие за пределами площадки с самим содержанием баскетбола. Я не уверен, что здесь курица, а что яйцо, но мне кажется, что жесткий и медленный защитный баскетбол, особенно в исполнении людей, выполняющих черновые функции (а таких в баскетболе нулевых было изрядное количество), приводит к стычкам и конфликтам, это естественно. Поэтому дресс-код – это показушная мера, в то время как, например, запрет держать игрока, проходящего заслоны без мяча – это самое настоящее орудие против грубости.
Это как в том отрывке из «Гриффинов»: это не рэперы из 80-х, расслабленные и с магнитофоном, это рэперы из 90-х с пушками и в банданах. Примерно так же произошло с баскетбольным и внеигровым насилием в НБА за последние 20 лет – в то время как «Джейл Блейзерс» были всамделишными преступниками, то Джа Морэнт на их фоне выглядит как баловник с водяным пистолетиком.
С другой стороны, в 2024-м тоже иногда полезно не подставлять другую щеку, а ответить обидчику. Как это сделал Крис Пол, вступившийся за Вембаньяму.
Хотя погодите, в какую эпоху Пола выбрали на драфте?
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Александр Гальперин, Михаил Киреев; КХЛ/Смирнов Илья; wikipedia.org/Roopeank; vk.com/ska
Именно тогда Стефен Карри показал, что в баскетбол можно играть принципиально иначе, поэтому спустя 10 лет мы и существуем в той парадигме, которую он организовал вместе с «Уорриорз».
всегда, когда читаю такие вещи про Карри и ГСВ, вспоминаю дачного другана из 00х, который не переваривал баскетбол, и удивлялся малому количеству трёх, типа почему так мало кидают, если за них дают 3 очка вместо 2, и не надо при этом потеть и толкаться под кольцом. мысль о том, что этому баскетбольному визионеру место в нба, меня до сих пор не покидает....
А нынешний баскетбол, если не ошибаюсь, придумал тот самый Дэрил Мори, цифровой, блин, маньяк, который долго доказывал что 3 очка это больше чем 2 очка, что 2 очка из под кольца это те же 2 очка, но с гораздо более высоким процентом и что штрафные это вообще соль земли...и падаван его, Харден, приуспел в этом как никто.. а ГСВ просто разбавили цифровой баскетбол большим количеством комбинаций.
И насчет спейсинга и трешек - тут доля правды есть, но тем не менее Майами времен Биг Трио не были командой дальних бросков и того самого "цифрового баскетбола"...произошел этот скачок не после финала 2011, а начиная с сезона 12-13 когда, собственно, Харден и появился в Хьюстоне...чисто для наглядности - количество выброшенных трешек в сезоне
11/12
Рокетс - 1330
Хит - 1030
12/13
Рокетс - 2369
Хит - 1809
Стали бросать на 80% больше издали, на 80%, Карл))))
И да, я из тех извращенцев, которые всегда на МВЗ смотрели конкурс трёхочковых и на слэмданк-контенте ходил за чаем с бутером на кухню 😂
1330/66 =~20
2369/82 =~29
Всего в районе 40-45% прирост, что в общем тоже неслабо (хотя и не так сокрушительно как 80)