Евгений Полищук: Наслаждался жизнью, когда играл в «Спартаке»
В эти дни 5 лет назад под сводами «Олимпийца» была поднята майка легендарного защитника «Спартака-Приморье» Евгения Полищука.
Евгений Полищук играл за «Спартак» с 2002 по 2011 год под неизменным 15 номером, стал самым результативным игроком за всю современную историю приморской баскетбольной команды, на его счету 2418 очков.
Единственный игрок, дважды становившийся чемпионом Суперлиги в составе нашей команды (в 2005 и 2011 годах).
Это интервью вышло ровно 5 лет назад.
- Вопрос, который, наверное, интересует всех болельщиков. Чем занимаетесь сейчас после окончания баскетбольной карьеры?
- Работаю. Работаю много, активно, на месте не сижу. Работа связана с рыбопродукцией, я занимаюсь приемкой, складированием, отправкой товара.
- По баскетболу не скучаете?
- Скучаю, конечно. Как же без этого. Но все свободное время предпочитаю проводить иначе. Со спортом завязал. Живу за городом, где много хлопот – дом, огород. На остальное просто мало времени.
- Вас можно приравнять к таким легендам приморского спорта, как, Миша Русляков у «Луча»… Узнавали ли вас на улице и узнают ли сейчас?
- Бывало, что узнавали. В какой-то мере популярность была, но все познается в сравнении. Всегда перед глазами были примеры популярности масштабней и серьезней.
- С кем-то из тех ребят, с которыми играли, общаетесь, видитесь?
- Недавно, где-то пару недель назад, общался с Костей Нестеровым. Андрей Фетисов и Никита Моргунов в этом году заглядывали в гости, когда на матч с нашей командой приезжал питерский «Спартак». Павел Белоусов с женой приезжали отмечать новый 2018 год, погостили у нас тогда около двух недель. Недавно случайно встретились и пообщались с Константином Еременко-Кестнером, который после завершения своей карьеры остался в нашем городе и работает сейчас тренером. Сказать, что общаемся с кем-то из спортсменов каждый день, не могу. Тем не менее, общение такое очень приятно, разумеется, нам есть что вспомнить.
- Ваша карьера была продолжительная и успешная, вы дважды стали чемпионом Суперлиги, играли в элитном дивизионе. Какие моменты карьеры были сами важными?
- Самые яркие воспоминания связаны с начальным периодом выступлений за «Спартак-Приморье», первым чемпионством, да и со вторым тоже. Время, проведенное в баскетболе, пролетело быстро, однако воспоминаний оставило большое количество. Почти все они очень яркие и значимые для меня.
- О чем думали, когда завершилась карьера игрока, баскетболу вы же отдали половину сознательной жизни?
- О чем я только не думал… Могу сказать, что это был самый сложный период в жизни. Сейчас я уже долгое время, более четырех лет, работаю в организации, которая по счету уже шестая после того, как закончилась спортивная деятельность. Мне за короткий промежуток времени довелось поработать в разнообразном качестве в самых различных, не связанных между собой, сферах. Именно тогда частенько накатывали волны переживаний, связанные с тем, что в 30 лет можно было еще поиграть, продолжить заниматься любимым делом. Но произошло на самом деле все вовремя, так как осталось больше времени на то, чтобы перестроиться, адаптироваться, измениться и приспособиться к новым условиям и реалиям. Помимо очень полезного жизненного опыта, в тот период я также получил третье высшее образование. Трудностей, как мне казалось, тогда было слишком много, но зато сейчас чувствую себя гораздо лучше и спокойнее. Думаю, что с такими сложностями рано или поздно сталкивается каждый спортсмен. Но мне повезло в том, что у меня появилась возможность себя проявить как-то иначе, и в данный момент мне комфортно, приложенные усилия были не напрасны.
- Что сложнее – тренироваться и играть или заниматься сейчас «гражданской» работой?
- Для меня ответ на этот вопрос очевиден. Сейчас работа занимает гораздо больший объем в моей жизни. Больше ответственности, больше обязанностей, даже больше телодвижений. Для меня спорт – это хобби, это всегда было в удовольствие. Конечно, бывают разные тренировки, есть изматывающие предсезонные сборы, от которых вряд ли кто-то может получать удовольствие, но в целом в «Спартаке» работа для меня была в радость. Я наслаждался тем временем, это были очень яркие и прекрасные моменты, они были практически беззаботными.
- У вас был опыт и тренерской работы, вы были помощником, а затем главным тренером молодежной команды. Было ли вам комфортно на этой должности?
- Честно признаться, не очень комфортно. Это совсем другая деятельность. Она в корне отличается. Было сложно себя перепрограммировать на то, что ты уже не игрок, а тренер. Мне казалось, что я должен мгновенно перестроиться, должен был сразу понять и осознать то, как действовать, чтобы качественно подготовить игроков и дать командный результат. Разумеется, сразу в работе возникла масса сопутствующих сложностей и проблем, постоянно возникали вопросы, для решения которых требовалось время, труд и терпение. В такой нервной обстановке невозможно чувствовать себя комфортно.
- Так интересно сложилась ваша карьера, что ваш же тренер Владимир Полянин впоследствии стал вашим помощником в молодежной команде?
- Да, получилось действительно интересно и неожиданно. Владимир Федорович Полянин был моим вторым тренером, а первым был Игорь Георгиевич Макаров. И тот, и другой дали мне большой объем баскетбольных умений и знаний, дали основу. Без них я никогда ничего в спорте не добился. Безмерно благодарен им. Полагаю, что Владимиру Федоровичу пришлось чуть сложнее, все же мой переходный возраст сказался. Мягко говоря, не всегда он был доволен мной, но ему многое удалось изменить, и со временем поводов для проявления тренерского негатива я предоставлял значительно меньше. Я считаю Полянина специалистом наивысшего уровня, поэтому считаю, что администрация клуба тогда приняла правильное решение. Не уверен в том, что правильным было бы назначать меня первым, а его вторым... Но у жизни, видимо, свое чувство юмора…
- Главный тренер дает указания и поручения помощнику. Легко ли ученику давать задания учителю?
- Не легко! Да и заданий я ему давал не больше, чем он мне. Если серьезно, то все обязанности мы распределили в самом начале. Он забрал на себя в большей степени тренировочный процесс, функциональную подготовку. А тактическая подготовка и сам игровой процесс – это была зона моей ответственности, но, опять же, не без помощи второго тренера. Тем более Владимир Федорович тогда с удовольствием, как мне показалось, принял роль главного ассистента. Очень тогда помог своей работой и мне, и клубу.
- В качестве игрока вы поработали с большим количеством опытных тренеров. Тактические действия кого из них вы брали за основу, уже находясь в качестве тренера?
- Каждый из тренеров, с которыми я работал, внес свой вклад. И это не просто слова. Не хотел бы кого-то из них выделять, так как у каждого были какие-то свои особенности тренерской методики. Первый, интеллектуальный в баскетбольном смысле, скачок в понимании тактических взаимодействий произошел в период управления командой Андреем Николаевичем Кибенко. Затем каждая смена тренера сопровождалась вливанием каких-то новых знаний. Но когда мне было уже под 30, и по идее я уже должен был знать о тактике практически все, в команду пришел Борис Георгиевич Ливанов. Произошел не скачок, а какой-то взрыв. Сколько у нас было видов защиты в том сезоне, как мы меняли защиту, как сам тренер управлял игрой. Многое из того, что я тогда увидел, было для меня новым. Работа Ливанова, его авторитет и харизма произвели на меня сильное впечатление. Поэтому, находясь уже в качестве тренера, пытался брать пример с методики и модели поведения Бориса Георгиевича.
- А были моменты еще до окончания карьеры, когда вы хотели бросить баскетбол и заняться чем-то другим?
- Когда получил первое высшее образование в 22 года, было принято решение, что со спортом надо завязать и работать по специальности. Как раз в тот сезон «Спартак» вышел в Высшую лигу, и мне поступило предложение, от которого я никак не мог отказаться.
- А родители сильно влияли на то ваше решение?
- Мои родители тогда были уверены, что необходимо было начинать работать по специальности. Мол, не зря же столько учился. Но ведь и баскетболом к тому моменту я уже занимался достаточно долго и надеялся, что не зря. Разумеется, эта ситуация привела к конфликту интересов. Но нужно отдать должное мудрости моих родителей. Они хоть и любят навязывать свою волю, всегда в случаях, если я уперся и что-то там решил, принимали и мирились с моей позицией.
- А Сергей Пейлатович Клигер мог влиять на ту ситуацию?
- Сергей Пейлатович, конечно же, повлиял. Он тогда прикладывал массу усилий для того, чтобы дать всем, в том числе и моим родителям, понять то, что «Спартак-Приморье» - это всерьез и надолго. Для меня он не только основатель и главный организатор всего баскетбольного движения в нашем регионе, но и тот человек, который персонально для меня открыл окно в мир профессионального спорта. Мне кажется, невозможно преувеличить степень влияния Сергея Пейлатовича на все процессы и ситуации, связанные с баскетболом в нашем крае.