Именные перстни, болельщики на трибунах, жесткие наказания. Как устроена жизнь игрока в американской школе
От редакции: вы читаете официальный блог «Спартака-Приморье» на Sports.ru.
Пора следить за американским студенческим баскетболом. Воспитанник «Спартака-Приморье» – двукратный чемпион школьной лиги и без пяти минут студент университета.
Глушков Александр Романович, родился 23.09.2001 во Владивостоке. Первый тренер – Сушко Эдуард Алексеевич. Рост: 210 см. Вес: 95 кг.
Карьера: 2015-16. «Спартак-Приморье» (Приморский край) – ДЮБЛ; 2016-17. «Сахалин» (Южно-Сахалинск) – ДЮБЛ; 2017-18. МБА (Москва) – ДЮБЛ; 2018-20. Blue Ridge School (штат Вирджиния, США).
Статистика в сезоне-2019/20 в VISAA (школьная лига США): 22,6 очка, 16,1 подбора в среднем за игру.
- Как принималось решение поехать учиться в США?
– Летом 2018 года в составе сборной Москвы-2 готовился к Спартакиаде, а в это время тренер Школы «Блю Ридж» из Вирджинии Кейд Лемке со своей семьей приехал в Россию в отпуск. Он оказался в нашем тренировочном лагере, так как знал тренера Александра Антипова. Кстати, у него уже был в школе воспитанник этого тренера. И Кейд Лемке по рекомендации Александра Игоревича, который видел во мне перспективу и очень хотел чтобы я продолжал совершенствоваться как игрок, обратил внимание на меня, пригласил к себе в школу, и я, недолго думая, согласился. Такой шанс я не мог упустить.
- Вы были одним из тех русских парней, кто поехал в том году в США?
– Да, пригласили только меня.
- А тот парень, который до этого уехал, еще учился в школе?
– К тому времени он закончил школу, поступил в университет, который расположен в полутора часах езды от школы, и учится сейчас на третьем курсе.
- Получается, что вы один русский в школе?
– Да, один. Только один преподаватель учил русский язык, когда сам учился с в институте, и мог сказать несколько предложений.
- Почему вы сейчас находитесь во Владивостоке? Приехали на каникулы, но не смогли вернуться в США из-за пандемии?
– Да, я прилетел домой на весенние каникулы и должен был вернуться обратно 16 марта, но из-за всей этой ситуации улететь не получилось. Сначала посещение школы отменили до 30 апреля, а потом и вообще до конца учебного года. И сейчас учебный процесс у всех идет дистанционно.
- Обучение для вас бесплатное?
– Бесплатного образования не для граждан США там нет. Тем более школа, в которой учусь я, частная и это школа-пансионат.
- Давайте про баскетбол. Два года подряд вы становились чемпионами своего штата Вирджиния. Расскажите про этот чемпионат, какой его уровень, если сравнивать с российскими молодежными лигами?
– Всего за сезон мы проводим порядка 40 игр. Это не только игры чемпионата, но и матчи других турниров с командами не только нашего штата. Тренер много делает, чтобы мы играли больше, и, наверное, нет больше команд, у которых было бы столько игр. Еще одно большое отличие – у нас пять тренеров. Баскетбол от российского школьного отличается очень сильно, и не только от российского. В 2018 году перед Новым годом мы летали в Англию на турнир, и там игроки соперника не так шли в контакт, бежали не так хорошо, как это делали мы. Школьный чемпионат штата я бы мог сравнить с уровнем Единой молодежной лиги ВТБ. Уровень некоторых команд, с которыми играли на турнирах, еще выше, потому как это команды из топ-100 всей Америки. Играли с командой, которая занимает 5 место в рейтинге, играли с командами из шестого и восьмого десятков. А наша команда в этом году заняла 47 место в этом рейтинге, это высшее достижение нашей школы за всю ее историю.
- А как команды попадают в этот топ? Вы же выиграли чемпионат своего штата, и на этом соревнования заканчиваются.
– Как я уже сказал, мы играли не только в чемпионате штата, но и в других турнирах. В своем штате мы установили рекорд, не проиграв ни одного матча. А всего выиграли 30, а проиграли 5.
- В чем заключается секрет успеха школы в последние годы? На сайте школы написано, что за последние 6 лет баскетбольная команда выигрывала чемпионат 4 раза, при том, что история школы насчитывает более чем столетнюю историю?
– Дело как раз в том, что в школу пришли опытные тренеры, которые постоянно работают над тем, чтобы команда становилась сильнее, ищут новых игроков не только в Америке. В прошлом году у нас были игроки из Индии, Бахрейна, Пуэрто-Рико, Нигерии, Нидерландов, я из России. Администрация школы делает большой акцент на баскетбол, помогает всячески в том, чтобы мы добивались результата.
- Какие призы вы получили за победу, перстни как в NBA?
– Стандартно получили медали и плакетки, а именные перстни в прошлом году нам сделали немного позже от школы. В этом году пока не успели, но вроде тоже должны сделать.
- Кстати, на фото в инстаграме у вас на табличке написано: «Победитель второго дивизиона». Есть первый, он круче?
– Эта градация по численности учеников в школах, в первом дивизионе команды как правило слабее, так как это обычные публичные школы без специализаций.
- На сайте школы еще написано, что выпускники играют в первом дивизионе NCAA. Это действительно так, вы знаете этих ребят?
– Да, выпускники школы играют во всех дивизионах, и в первом, и во втором, и в третьем. В первом больше всего. Например, Мамади Диаките из университета Вирджинии, он в этом году выставляется на драфт и должен быть выбран в первом раунде. Аамир Симмс учится на третьем курсе университета Клемсона и уже вошел в символическую «пятерку» своей конференции, считающейся сильнейшей в ассоциации. И еще несколько ребят, всех перечислять не буду.
- А какие перспективы остаться в США и поступить в университет есть у вас, может быть, есть предложения?
– У меня есть предложения от двух университетов первого дивизиона, но я пока жду, чтобы выбрать лучшее для себя. Чтобы была учтена моя роль в команде и образование чтобы было то, которое я желаю.
- На каких условиях будет обучение в университете?
– Полностью бесплатное обучение на первом курсе. Если прогрессируешь, играешь за команду, хорошо учишься, не страдаешь ерундой, «сколаршип» продлевают дальше на второй, третий и четвертый курсы. К сожалению, такие условия предлагают не всем, так как команды выбирают себе лучших игроков.
- А какая роль у вас в школьной команде?
– В прошлом сезоне у нас был игрок, который учился все четыре года в школе и в итоге поступил в университет первого дивизиона. Он был основным центровым, а я играл на позиции «четвертого номера». Он ушел, и в этом сезоне в основном я играл на позиции «пятого». Получалось хорошо, тренеры хвалили, от этого и пошло внимание от университетов.
- Вы попали в незнакомую среду, вокруг все были англоговорящие. Насколько хорош был ваш английский, когда вы только приехали в Штаты?
– Во Владивостоке до 8 класса я учился в школе №57 с английским уклоном. Затем, когда попал в систему «Спартака-Приморье» и переехал жить в «Спарту», продолжил усердно заниматься английским. Родители хотели, чтобы я хорошо знал язык, поэтому с репетитором я занимался с 4 класса. Когда переехал в Москву, было не до репетитора, так было больше игр, больше тренировок, но в школе все равно был английский. И только в конце сезона я нанял репетитора, интенсивно занимался разговорным, когда появилась перспектива уехать из России. Конечно, когда приехал в Америку, я осознал, что мой английский не настолько хороший, как я думал. На уровне была грамматика, был какой-то словарный запас, но уровень разговорного английского был низкий. Мне очень тяжело было выразить свои мысли, очень плохо понимал, особенно когда говорили быстро. Но со временем адаптировался, месяца за два начал понимать, участвовать во всех разговорах.
- А каково изучать математику, физику, химию на неродном языке?
– Я не скажу, что это очень тяжело. В начале были трудности, но потом, когда адаптировался, стало понятней. Даже некоторые термины я знаю на английском, но не уверен, что знаю, как это назвать по-русски. В «хайскуле» есть несколько уровней математики, я нахожусь на предпоследнем, а на последнем занимаются пара ребят из Китая, они не спортсмены, приехали получать только образование, поэтому нет проблем.
- Что с дисциплиной в американской школе и из чего состоит день игрока баскетбольной команды?
– Дисциплина в этой школе очень жесткая. В школе учатся только парни. Вы спрашивали, в чем заключается успех школы. Так вот, в ней нет внешних факторов, которые могут отвлекать. Есть только учеба и спорт. Помимо баскетбола в школе развит футбол и лякросс. Распорядок дня отличается в зависимости от дня недели. Понедельник, среда, четверг: в 7:30 завтрак, 8:10 – школьное собрание, 8:48 – 12:25 первые три урока, потом обед, а в 13:48 еще два урока. Потом тренировка, которая длится 2,5 часа, ужин, затем 2 часа дается на выполнение домашней работы. В 23:00 – отбой, выключается интернет, и необходимо выключить свет в комнате. Если будет несколько нарушений, то будут наказания.
- Какого плана наказания?
– Есть два вида наказаний. Так называемый «вок эбаут», когда заставляют ходить от здания администрации до спортивного зала, это примерно минут 5 ходьбы, но количество таких кругов может быть несколько. Второй вид наказания – это общественные работы, когда накосячил посильней. В этом случае надо убираться на территории, помогать в столовой, мыть корпуса. А если сильно нагрубишь учителю, то могут выгнать из школы.
- Сколько у вас было наказаний первого и второго уровней?
– Второго уровня не было ни разу. А первого уровня однажды была оплошность, это было в самом начале. Еще не знал всю систему, не увидел сообщение и не пришел на собрание. Все всё поняли, но наказание все равно должно было быть для порядка, и я прошел четыре раза от администрации до зала. Вообще у меня хорошая репутация в школе, я вошел в топ-10 учеников по оценкам.
- В остальные дни какая программа?
– Во вторник и пятницу всего по три урока. Кстати, уроки как пары в университете, они идут по полтора часа. Эти дни уроки заканчиваются в 12:45, и после обеда немного времени на отдых, в 2 часа заходили в зал и заканчивали тренировки часов в 6, так что тренировки продолжительные. В субботу в школе выходной, но всегда были мероприятия, которые необходимо было посещать обязательно. Это могла приехать музыкальная группа из университета, или мы упаковывали еду для малоимущих, и прочие разные активности. А воскресенье – полностью свободный день, только обязательно утром в 11:30 необходимо отметиться.
- Чем занимались в выходной? В этот день можно было нарушить режим, сходить к девчонкам из соседней школы?
– Не знаю, к сожалению или к счастью, смотря для кого, эта школа находится в лесу в 30 минутах езды от ближайшего города. Поэтому не так просто куда-то сходить. Можно было съездить в торговый центр, в ресторан, подстричься. Но я в основном находился в кампусе, иногда только с друзьями из команды выбирались. А так обычно ходил в зал, занимался индивидуально.
- А что с питанием в школе, проблем не было?
– В школе трехразовое питание, на выбор всегда по два каждого вида блюд на выбор: стойка с салатами, горячими блюдами, десертами. Американцы обычно супы не едят, но для учеников из других стран есть стойка с двумя видами супов. Голодным никогда не оставался, можно было брать, сколько хочешь, все было вкусно. Иногда брал контейнер для еды и накладывал с собой, это считалось в порядке вещей, потому что просто так в любое время в столовую не попадешь.
- А доступ к тренажерному залу всегда свободный?
– Тренажерный зал открыт во время спортивных мероприятий после школы и в определенное время в выходные.
- Есть сложившееся мнение, что на даже на школьные соревнования в Америке приходит по несколько тысяч болельщиков. Было ли так у вас?
– Это правда. Американцы очень любят баскетбол и получают кайф от этой игры. На наши игры не всегда приходило много болельщиков, но несколько раз, когда мы играли в больших залах против хороших команд, на трибунах было по тысяче-две зрителей. Тренеры нас возили на игры NBA и NCAA. До того, как я попал в Америку, университетский баскетбол я не смотрел, не думал, что он интересный, но по накалу страстей студенческий баскетбол круче, чем NBA. Уровень очень высокий, огромные залы, болельщики очень хорошо поддерживают команды: это и студенты, и выпускники, да и просто местные болельщики.