Трибуна
8 мин.

Максим Шелекето: «На матч против «Црвены Звезды» в Белграде пришло 17 тысяч человек, это что-то непередаваемое»

От редакции: вы читаете официальный блог «Спартака-Приморье» на Sports.ru.

Максим Шелекето – самый титулованный игрок «Спартака-Приморье», он выигрывал Кубок Европы, Кубок России, становился серебряным и бронзовым призером Единой лиги ВТБ.

- Начнем с самой актуальной темы. Насколько тяжело воспримите, если чемпионат Суперлиги доигран не будет?

– В связи с тем, что происходит сейчас в мире, я с удовольствием поеду домой. Когда такое происходит, а ты находишься на другом конце света, чувствуешь себя не очень комфортно. А что касается чемпионата, я готов к любому решению. Как скажут, так и будет.

- Есть мнение, что результаты текущего чемпионата надо аннулировать. Слышали об этом, как относитесь?

– Как можно аннулировать то, чем ты жил 8 месяцев? Я считаю, это несправедливо. Не знаю, какое в итоге решение примет Российская Федерация Баскетбола, но аннулировать результаты я считаю неправильно.

- Вы верите в то, что 10 апреля, как говорилось ранее, будет принято решение о возобновлении чемпионат?

– Мое мнение – чемпионат Суперлиги не возобновится. Только я считаю, что надо это решать быстрее, а не ждать 10 апреля. Мы находимся в семи тысячах километрах от дома и просто ждем, а находится в подвешенном состоянии и сидеть в четырех стенах тяжело морально.

Максим Шелекето

- О вашей карьере. Вы родились в небольшом городе Саратовской области, а почему-то баскетболом начали заниматься в Ижевске. Как начиналась ваша карьера?

– Отец у меня военный, поэтому по городам мы попутешествовали. Новое звание – новый город. Так я оказался в Ижевске, где пошел в школу. По телевизору увидели рекламу бегущей строкой – набираются мальчики-первоклассники в баскетбольную секцию. А на следующий день как раз тренер зашла в наш класс. На первое занятие, как помню, всего три человека пришло. Но потом прибавлялись и прибавлялись мальчишки.

- А как попали в школу московского ЦСКА?

– До 15 лет я играл в Ижевске за команды своих возрастов, немного старших, бывало и за студентов, и меня уже собирались отдавать в частную спортивную школу в Москву. Но наш тренер показала меня главному тренеру команды Высшей лиги «Купол-Антей» Николаю Михайловичу Гришину. Меня пригласили на тренировку. Помню, что мне было немного не по себе – 15 лет и я в команде мастеров. Меня оставили. Так два сезона я отыграл сначала в Высшей лиге, которую мы выиграли, а затем в Суперлиге Б. Между этими сезонами привлекался в кадетскую сборную России, мы тогда стали третьими на чемпионате Европы, и тогда же попал в сферу интересов ЦСКА. И в 17 лет уехал в Москву. Позвал меня Евгений Пашутин, но он стал главным тренером основной команды, а «молодежке» с нами работал Сергей Базаревич. В системе ЦСКА я провел три сезона.

- И в 20 лет уехали играть в рижский ВЭФ. Почему выбрали заграницу?

– Дело в том, что я получил травму плеча, восстановился не до конца, но все же летом поехал на молодежный чемпионат Европы. Но личными успехов я там не добился. С ЦСКА контракт был закончен, а других предложений из клубов элитного дивизиона не было. Зато был интерес со стороны ряда европейских команд. Выбрал ВЭФ потому, что Латвия близко к России, нет проблем с языком, так как многие говорят по-русски. Так я попал к Валдису Валтерсу, легенде советского баскетбола. Это был первый сезон возрождения ВЭФа, до этого команда не участвовала в чемпионате несколько лет с советских времен. Мы заняли четвертое место, и в принципе это то место, которое должны были занять вслед за грандами – АСК, «Баронсом» и «Вентспилсом».

- Потом у вас были и «Локомотив-Кубань», и УНИКС, и «Химки»… Уже гранды российского баскетбола. Вы становились обладателем Кубка Европы, выигрывали медали Единой лиги ВТБ. А какой сезон считаете самым успешным в вашей карьере?

– Было несколько запоминающихся сезонов. Победы в Еврокубках, медали – это все, кончено, хорошо. Но лично я получал удовольствие от баскетбола, когда играл в «Локомотиве» у тренера Божидара Малковича. Мы тогда проиграли «Химкам» в 1/4 Еврокубка, а в ПБЛ заняли третье место, обыграв, кажется, «Триумф» в серии за «бронзу». После этого сезона я точно чувствовал удовлетворение от проделанной работы. Запоминающимся был сезон в «Химках», когда мы обыграли «Гран-Канарию» в финале Еврокубка. Да почти в каждом сезоне что-то запоминается. Когда с УНИКСом мы играли в Белграде против «Црвены Звезды» на матч пришло 17 тысяч человек. Там творилось что-то непередаваемое. В России такое не встретишь.

- Сложно играть против таких болельщиков?

– Находиться сложно в таком зале. Ежеминутное давление сказывается. Но в то же время интересно, когда против тебя или за тебя такое количество болельщиков.

- Сербы же и курят в зале, постоянно бросают что-то на паркет…

– Да, я нормально так получил монетой по шее. Хорошо, что она не ребром прилетела, а плашмя.

- Лимит на легионеров. Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в российских чемпионатах?

– Я не против легионеров в целом. Но когда их девять в команде, то это, по-моему, перебор. Слышал такое, что русские игроки – лентяи, не работают, играют только из-за паспорта. Но все, кто так говорит, с баскетболом не связаны. Да, они видят, что на площадке играют пять американцев, а русские сидят на скамейке и просто получают деньги. Но остального процесса, что происходит за площадкой, они не знают. Я согласен с тем, что играть должен тот, кто сильнее. Но мы не в равных условиях. У американцев школа посильнее, и они уже в более выигрышных условиях находятся, чем мы. Посмотрите, какие у них школьные чемпионаты, студенческие, не говоря уже о лучшей лиге мира NBA. Поэтому я не согласен с тем, что русские ничего не делают. Я уже сколько лет в баскетболе, и поэтому меня обижают слова, что мы лентяи.

- Была бы ваша воля, какой бы лимит установили в Единой лиге ВТБ?

– Может быть, я буду не точным, может быть, кто-то со мной не согласится. Но, когда был лимит – три легионера и два россиянина на площадке, какой-то результат был. Мы выиграли чемпионат Европы, была «бронза» на Олимпийских играх. Если был результат, то зачем это было менять. Да, возможно, это искусственное взращивание, но поддержка своих все равно должна быть. Легионеры повышают уровень баскетбола, но, по-моему, уровень результатов России на международной арене упал. Но есть руководители Единой лиге ВТБ, есть президент Российской Федерации Баскетбола Андрей Кириленко, у которых, думаю, есть план, чтобы все наладилось.

- Но есть шанс у Суперлиги давать больше игроков для сборной. Да и уровень нашей лиги растет. Так не считаете?

– Не умаляя заслуг Мотовилова и Сопина, вызов в сборную – это больше было не от хорошей жизни. Да, они молодцы, но набрать 12 человек из одной из лучших лиг Европы, которой является Единая лига ВТБ, как-то надо. Что касается уровня Суперлиги, я играл в ней до этого три года назад, и хочу сказать, что уровень заметно подрос. Опять же и иностранцы стали чаще привлекаться многими клубами, и русские ребята возвращаются из Лиги ВТБ. Но попасть в сборную России из Суперлиги ближе к нереальному, хоть парни и доказали, что это можно сделать. Но это был разовый шаг.

- Сколько еще вы собираетесь играть в баскетбол?

– Да не старый вроде еще! Пока есть силы, буду играть. Не собирался еще заканчивать.

- Под 45 номером вы играли во многих клубах. Почему именно он?

– С детства я играл по 13 номером, но, когда приехал в ВЭФ, этот номер был занят. И почему-то выбрал 45, просто так захотелось. И с 20 лет я так и играю под этим номером. Достаточно редко, когда кто-то себе выбирает этот номер, и не надо ни с кем спорить и менять номер, когда приходишь в команду.

-  Вы своего сына своего видите баскетболистом?

– Да, хочу, чтобы он стал баскетболистом. Хотел я его во Владивостоке отдать в секцию, но здесь нет групп для шестилетних мальчишек, только для более старших – 8-9 лет. По росту он подходит, но ментально, думаю, не готов тренироваться со старшими. Его может это сломать.

- Но не все родители-спортсмены хотят, чтобы их дети профессионально занимались спортом – переезды, травмы…

– Но жизнь спортсмена же интересная. Я вот человек, который боится летать. Но я поехал играть на Дальний Восток. А новые знакомства?! Сколько людей я знаю, сколько знают меня. Сколько я попутешествовал за свою карьеру. Это же интересно! Материальная сторона опять же. Мало, у кого есть такая работа. Поэтому я хотел бы, чтобы у сына получилось все в баскетболе, но давить на него не буду, точнее постараюсь это не делать.

- А в каких городах и странах вам понравилось больше всего?

– Есть определенные места, которые обязательно надо посетить, если есть возможность. Например, Венеция – это уникальный город. Больше всего запомнился мне. Как устроен город на воде, архитектура. Очень красиво! А пляжный отдых мне понравился в Доминикане – спокойно, песочек, водичка.

Фото: wwww.spartakbasket.ru