Интервью с тренером по баскетболу Евгением Халанготом
«Нельзя сказать: «Проведи в зале 10 000 часов и станешь профессиональным спортсменом». В баскетболе так не получится»
Евгений, как у вас возник интерес к баскетболу? У вас есть опыт в соревнованиях?
В баскетбол пришёл в пятом классе. Ходил на тренировки, участвовал в соревнованиях (среди команд моего возраста). Играли в основном на школьных и городских соревнованиях, хотя несколько раз удалось съездить сыграть на турниры в другие города, было очень интересно. Однако в классе седьмом-восьмом начал понимать, что мне не стать профессиональным игроком, но баскетбол я к тому времени очень полюбил и хотел быть с этой игрой. Так и пришло понимание, что можно стать тренером и помогать другим стать лучше и добиться профессиональных вершин.
Как игрок не много участвовал в соревнованиях, в основном школьного и студенческого уровня, а вот как тренер уже объездил полстраны: региональные, межрегиональные и международные турниры, различные этапы первенства и чемпионатов страны.
Каково, на ваш взгляд, быть профессиональным спортсменом и почему им сложно стать?
Быть спортсменом — это невероятно сложная работа, которая требует дисциплины, самоотдачи, желания, таланта, и, помимо этого, нужно везение (избежать травм в начале карьеры, найти своего тренера и агента, которые будут верить и вкладывать в тебя).
Нельзя сказать: «Проведи в зале 10 000 часов и станешь профессиональным спортсменом». В баскетболе так не получится. Нужна хорошая антропометрия, психологическая устойчивость, талант. И вот только тогда, когда всё это есть (хотя бы чуть-чуть), вот тогда 10 000 часов в зале могут помочь.
Как считаете, какую роль играет высшее образование для тренера? Что нового вы открыли для себя в профессии, обучаясь в институте в Тобольске по специальности «Тренер и учитель физической культуры»?
Роль играет не только высшее образование, но и образование в целом. Необходимо постоянное изучение нового материала. Я серьёзно — постоянное изучение! У меня, например, нет ни одного дня без новой информации. И самое интересное, что чем больше я узнаю, тем больше нахожу новой информации для изучения.
Когда кто-то из молодых тренеров говорит, что всё знает, мне остаётся только улыбнуться и сказать: «А я до сих пор учусь».
Из последнего: две недели изучал новую зарубежную программу по баскетбольному скаутингу. Сейчас активно начал применять её в своей работе.
С чем была связана тема вашей дипломной работы? Приходилось ли обращаться к ней, уже работая?
Работа касалась психологической подготовки баскетболистов. Раньше активно применял некоторые методы из неё, а потом нашёл более эффективные. И сейчас уже с новыми знаниями могу написать докторскую диссертацию. (Смеётся.)
Вы 13 лет проработали тренером в детско-юношеской спортивной школе. Изменился ли детский баскетбол за это время?
Поработать с детьми — это отличный опыт, они учат терпению, пониманию. За 13 лет удалось поработать с четырьмя командами разных возрастов, одну провёл со 2-го по 11-й класс.
Баскетбол меняется всегда, меняются системы подготовки, поэтому и надо постоянно учиться и искать новые знания.
С какими трудностями в работе с детьми вам пришлось столкнуться?
Работа с детьми и интересная и трудная одновременно, но, пожалуй, самое сложное — это не дети, а их родители.
Родителям нужны медальки и победы, им всё равно, у кого выиграли их дети. Когда ребёнок получает медаль, родители хвалят тренера, а в противном случае — в поражениях виноват тренер. Получается такая интересная ситуация: игрок растёт, когда играет с теми, кто сильнее или равен ему по силам. Но тут без поражений никуда, а раз есть поражения, то есть и недовольство родителей. «Тренер должен!» — девиз многих родителей. При этом они могут не отпустить своего ребёнка на тренировку или на спортивные сборы, а потом будут спрашивать, почему он не попадает в состав. Поэтому основная сложность — донести до родителей важность правильной постановки цели при обучении детей баскетболу.
Потом вы стали тренировать профессиональную баскетбольную команду. С игроками высокого уровня интереснее работать?
Просто это совсем другое, не лучше и не хуже. Если ребёнка нужно всему научить, условно, с нуля, то у профессиональных игроков уже есть определённые умения и знания, и остаётся только включить данные знания в тактику командной игры, чтобы получить результат.
Мне с профессиональными игроками интереснее тем, что необходимо знать больше терминологии, тактики, вариантов игры.
Для выстраивания тренировочного процесса вы смотрите видео не только с тренировками по баскетболу, но и волейболу, футболу, другим подвижным играм. Насколько вообще важно баскетболисту хорошо играть в смежные виды спорта?
Мои команды часто разминаются с помощью подвижных игр. Что касается других видов спорта, то, конечно, навыки игры определённо могут помочь баскетболисту.
Есть ли корреляция между умением играть, условно, в гандбол и более хорошей игрой в баскетбол — тут точно не могу ответить, может, и есть.
Сербский тренер Желько Обрадович отмечал, что считает шахматы важным и полезным навыком для баскетболиста. Согласны ли вы с этим утверждением?
Шахматы учат думать на несколько ходов вперёд, а для баскетболиста — это очень важный навык! Можно сказать, что баскетбол — это шахматы в движении. И в баскетболе, и в шахматах необходимо логическое мышление. На тренировках игроки проходят очень много комбинаций, а в игре необходимо просчитывать наперёд, какая из комбинаций лучше подойдёт в тот или иной игровой момент.
Я сам немного играю, но не скажу, что на каком-то хорошем уровне. Знаю, что конь ходит буквой «Г», а защищать надо короля. (Смеётся.)
Когда работал с юношеской командой, там было несколько игроков, кто хорошо играл в шахматы и показывал хорошую игру на площадке. Так что с уверенностью могу сказать, что умение играть в шахматы — полезный навык для баскетболиста.
Вы десять раз выигрывали первенство Тюменской области со своей командой. Можно ли это назвать доминацией вашего коллектива в турнире?
Да, выигрывал 10 раз, и несколько раз был призёром, но все эти победы были с командами разных возрастов. Какие-то команды выиграли очень уверенно, а каким-то приходилось проявлять характер в игре. Поэтому не скажу, что была доминация в турнире, просто хорошо готовились и тренировались.
В каких профессиональных клубах играют ваши воспитанники?
Из троих моих воспитанников, бронзовых призёров молодёжной лиги ВТБ, профессиональную карьеру продолжает лишь один — Владислав Шадуро (играет в ЦСП-Химки в Высшей лиге). Несколько ребят выбрали учёбу в институтах и играют в лиге АСБ, один стал тренером по баскетболу.
Сейчас вы работаете в городе Химки в центре спортивной подготовки с командой, которая выступает в чемпионате России в дивизионе «Высшая лига». Как оцените потенциал своего коллектива? Рассчитываете на какую-то конкретную строчку в турнирной таблице?
2023 год выдался очень интересным. Я переехал в Химки и стал только профессиональным тренером (в сезоне 2023-2024 уже не тренирую детские команды), окунулся в мир большого спорта и могу с уверенностью сказать, что тут нужно многое знать и уметь применять данные знания в работе.
Цель всегда одна — быть в медалях.
Также последние пару лет вы занимаетесь обучением других тренеров. Учитывая этот опыт, какими советами вы можете поделиться со своими коллегами?
Могу назвать это своим хобби: собирать информацию и делиться ею с другими тренерами. Обрабатывая информацию, учусь сам и помогаю другим. Поэтому могу посоветовать: всегда ищите новое (новые формы защиты, новые формы нападения, новые упражнения и др.).