Стеф против Сабрины – не первый эксперимент НБА с конкурсами на Матче звезд. Но все предыдущие провалились
Иногда нужно быть проще.
Субботние конкурсы стали такой же неотъемлемой частью Уикенда всех звезд НБА, как сам главный Матч звезд. Слэмданки, трехочковые на скорость, конкурс мастерства, матчи знаменитостей и новичков – эти мероприятия существуют уже десятилетиями.
Именно в баскетболе появилась сама идея вставить в программу Матча всех звезд какие-то состязания на отдельные навыки. В НХЛ конкурсы появились в 1990-м, в бейсболе официально – в 1985-м («Хоумраун Дерби» в 1960-е было телепроектом, проводившимся не под эгидой MLB), через год после первого слэмданк-контеста НБА. А если откатиться чуть раньше, телевещатель НБА, канал CBS, в конце 1970-х проводил разнообразные состязания прямо по ходу баскетбольного сезона. Ну а родился слэмданк-контест, как известно, в Американской Баскетбольной Ассоциации еще в 1976-м.
На Уикенде всех звезд-2024 провели новый конкурс – вероятно, разовое мероприятие: баскетбольная «Битва Полов». Звезда женской НБА Сабрина Ионеску из «Нью-Йорк Либерти» все-таки не отняла у лидера «Голден Стэйт» Стефена Карри корону главного трехочкового снайпера современности.
У Ионеску уже есть победный опыт в противостоянии с Карри, правда, в другом конкурсе: «Да, мы соревновались. И спросите у него, кто победил. Это была я. Но мы играли в H-O-R-S-E, так что... Мы обменялись парочкой попаданий с середины площадки. Счет дошел до четырех, потом он промахнулся, я победила».
В H-O-R-S-E (по-нашему, в «козла») побеждала Сабрина, в конкурсе данков явно победил бы Стеф (да, на тренировках он все еще ставит сверху и в 35), трехочковую дуэль выиграл все-таки Стефен. 29:26!
Но в таких мероприятиях не всегда все всегда шло по заготовленному плану. В том числе и с представителями семейства Карри.
Ветеранский конкурс трехочковых (2019)
Отец Стефа Делл уже был хедлайнером похожего конкурса – до стандартной трехочковой перестрелки на Уикенде всех звезд-2019, проходящего в «Шарлотт», местная легенда вышла на паркет в компании друзей-ветеранов и заключила с сыновьями – Стефеном и Сетом – благотворительное пари: за каждый точный трюльник от экс-игроков в мини-раунде братья Карри отправили бы по 1 тысяче долларов в благотворительный фонд.
Команда у Делла была что надо: Рэй Аллен, Марк Прайс, Глен Райс...
...Рэй промазал все 5 бросков, у Делла – 2 из 10, Прайс попал один раз, «чемпионом» этого раунда, получается, признается Глен Райс с 3 из 5. Решили не позориться перед благотворительным фондом и выписали чек на 35 тысяч.
У Ионеску есть в любом случае шанс стать первой, даже не победив. Пока что в трехочковых перестрелках на Уикенде всех звезд все баскетболисты не из НБА всегда выглядели хуже действующих игроков. А таких случаев до Сабрины и бригады Делла Карри было два, причем оба – в основном конкурсе: в 1993-м Крэйг Ходжес был без команды, но имел право защищать свой прошлогодний титул лучшего снайпера – не защитил и даже в финал не пробился.
Другой случай был аж в 1980-е.
Советский баскетболист на Уикенде всех звезд НБА (1989)
«В первую очередь, трехочковая линия располагалась на метр дальше, что было для меня непривычно. Думаю, даже самый плохой снайпер НБА того времени имел преимущество перед лучшими спортсменами Европы, так как он каждый день бросал с такого расстояния, а для нас это было необычно», – вспомнил 10 лет назад тогда тренер подмосковных «Химок» Римас Куртинайтис в интервью для официального клубного блога на Sports.
«Возвращаясь в то время, могу сказать, что кроме оптимизма и желания ничего не было, я не был готов психологически. Одним словом, был очень большой недостаток опыта именно в таких соревнованиях».
Римаса пригласили в Америку как лучшего снайпера Европы – чтобы сравнить навыки представителей двух континентов (немец Детлеф Шремпф уже участвовал в конкурсах, но никогда не играл за европейский клуб, переехав в Америку в 17 лет).
Литовец набрал всего 9 баллов – один из худших результатов в истории.
«Я бил на такой скорости, что просто-напросто не контролировал попадания. Это были мои первые соревнования по трехочковым, ведь в Европе еще такие конкурсы не проводились, мы этого не знали. Я не чувствовал времени и дистанции. Когда тренировался в Литве, то ставил стойки с мячами с левой стороны, так как мне удобнее бросать с левой руки, но в США все намного динамичнее и оперативнее, скорость бешеная, они не любят лишних пауз и остановок, поэтому и матчи НБА с большим количеством тайм-аутов и остановок смотрятся на одном дыхании. Я хотел спросить, можно ли мне подвинуть стойку и поставить с левой стороны, но едва я открыл рот, уже заиграла музыка, стартовал отсчет, и я с непривычной правой стал бросать, смазав все пять первых попыток. В итоге, получилось лишь девять попаданий. На тренировках все было отлично, набирал по 24 балла. Были игроки, которые даже не успевали выбросить пару мячей, настолько спокойно и неторопливо они делали свое дело».
В 90-е в Европе появилось много интересных снайперов, но НБА решила больше никого не приглашать извне. Главной заботой стал не конкурс трехочковых, а стухающий конкурс данков.
Что придумали вместо слэмданк-контеста (1998-2001)
После унылого конкурса-1997 лига решила вообще отменить это мероприятие в 1998-м. Вместо него появился «2Ball».
Что такое «2Ball»?
Вот что-то такое:
Конкурс, в котором дуэты игроков НБА-ЖНБА бросали на время с предопределенных точек (каждая давала разное количество баллов за попадание), был придуман для раскрутки женской НБА, первый сезон которой прошел в 1997-м. Перед вторым сезоном аудитории НБА показали такое «превью» сестринской лиги.
Сам конкурс «ПараШаров» раскручивали бесплатным CD с новой видеоигрой с тем же названием «2Ball». Которая тоже была совсем не новой – это была демо-игра для первой PlayStation на основе аркады NBA Jam Extreme (тогда произошел раздел легендарной игровой франшизы NBA Jam на две независимые серии от разных разработчиков, и из одной хорошей игры сделали две посредственные – HangTime и NBA Jam Extreme).
Демо-игра даже не оставила следов на youtube, а конкурс 2Ball провели еще дважды – в 2000 и 2001 годах.
Три-на-три со знаменитостями Hoop-it-Up (2002)
На смену 2Ball 2002-м пришла игра 3х3 под брендом юношеских соревнований Hoop-it-Up.
Команды состояли из 1 действующего игрока НБА, 1 легенды, 1 баскетболистки ЖНБА и 1 селебрити: Тимберлейк, Джейми Фокс, Эштон Кутчер...
Провели турнир два раза, ставка на то, что нелепо пасующие на звезд НБА знаменитости будут сильно интересны публике, не сыграла. В 2003-м одновременно проводили Hoop-it-Up и первый отдельный матч знаменитостей, в итоге со следующего МВЗ решили оставить только второе шоу – пусть любители позорятся, не вовлекая в это настоящих баскетболистов.
На смену Hoop-it-Up пришел конкурс «Shooting Stars», отличавшийся от «прадедушки» 2Ball только с более четкими правилами и командами-трио вместо дуэтов. В конечном итоге и это мероприятие сгинуло, последний раз его проводили в 2016-м.
Клатч-челлендж (2022)
Так, что тут у нас...
Да это же 2Ball!!! Снова-здорово.
Этот конкурс провели два года назад один раз и решили больше не повторять – после того как Скотти Барнс и Тайриз Макси устроили какой-то кошмар, не сумев забросить с двух метров ни разу.
Прошло два года, Барнс и Макси дебютируют на Матче всех звезд, никто не думает о возрождении «Клатч-челленджа», «тубола» или как там это называется...
Игра в «КОЗЛА» (2009, 2010, +2020)
2Ball – это такая вывернутая наизнанку версия старого-доброго «Козла», только соперничают командами, бросают с фиксированных точек и без фантазии.
А ведь если и есть какое-то культовое и знакомое всем соревнование с баскетбольным мячом, то это именно H-O-R-S-E (забудьте про 1х1! никогда звезды НБА не будут рисковать получить повреждение в таком интенсивном конкурсе).
И в НБА пробовали внедрить перестрелку в программу Уикенда. Получилось, как обычно, ужасно.
В 2009-м Кевин Дюрэнт, собравший уже 4 «штрафных буквы» из 5, устроил красивый камбэк против Джо Джонсона и О Джея Мэйо и стал первым официальным чемпионом по «Козлу» НБА. Конкурс проводили под открытым небом, у него была необычная атмосфера. В следующем году соревнование осталось в программе...
...но его переместили в зал и сделали максимально унылым.
Дошло до того, что время, отведенное на трансляцию, истекло. TNT торопили оставшихся игроков (Дюрэнта и Рондо), чтобы они поскорее закончили это безобразие. Дюрэнт решил просто бросать трехочковые, рассчитывая, что мазила Рондо не сможет повторить. А Рондо продолжал и продолжал попадать. Промазал только с восьмой (!) попытки.
Смотреть на это было невыносимо:
H-O-R-S-E прискакала еще один раз – в пандемию-2020 ее устроили «на удаленке».
Интересная идея, плохо воспринималась из-за ограничений по видеосъемке, была осуществима только в единственном экземпляре:
«Хот-шот» (2008)
До НБА идею с игрой в «козла» на Уикенде всех звезд опробовали на D-лиге (теперь – G-лига), то есть фарм-лиге НБА. В конце 00-х в программу Уикенда пытались вставить как можно больше конкурсов с игроками Лиги развития, чтобы хоть как-то напомнить зрителям о ее существовании. По тому же принципу на Матче восходящих звезд сейчас играет сборная Джи-Лиги.
Были и H-O-R-S-E, и данки, и трехи, и «Хот-шот» – пародия на Shooting Stars НБА, где игроку Лиги развития помогал... болельщик. И болельщику было запрещено бросать с иных дистанций, кроме как из-под кольца.
Выиграли Карлос Пауэлл и некий неизвестный «Уилл», видео не сохранилось.
(если так подумать, Карлос Пауэлл не более известен, чем «Уилл»).
Колесо данков (2002)
Ничего выдумывать с конкурсами не нужно было бы, если бы основное событие субботы – конкурс данков – всегда был бы на уровне.
К сожалению, на годы с классной борьбой и мощными данками приходится столько же хлипких контестов. Лига регулярно пытается перетрясти формат, чтобы добавить интереса. Но он только падает.
В 2002-м игроки должны были исполнять не домашние заготовки, а случайно выпавший им данк. Крутите барабан!
Абсурда хватало: Стиву Фрэнсису выпал данк Джулиуса Ирвинга, в котором нужно было взять мяч одной рукой. Увы, кисть разыгрывающего Фрэнсиса была не такой широкой, как у Доктора Джея, и повторить данк он не смог. «Все честно. Такие правила. Как со свистками судьи, тут ни с чем не поспоришь», – признал поражение Стив.
А лига признала свое поражение и больше не просила данкеров ставить сверху «по методичке». Конкурс данков без фантазии – хуже, чем конкурс данков без мастерства.
Конкурс данков с профессиональными данкерами (2010 и 2011)
А что насчет конкурса данков без звезд? Давно публика сетует, что топ-игроки не хотят участвовать в этом деле. Чтобы как-то их застыдить, в начале 2010-х НБА устроила отдельных конкурс между лучшими данкерами США, которые весь год отбирались на предварительных турнирах на Большое Событие.
Большое событие никого не заинтересовало. Air Up There стал первым чемпионом «Шоудауна» НБА, через год в финале уступил звание Young Hollywood. Третьего «Шоудауна» не было.
Плей-ин для конкурса данков (2010)
Это только кажется, что идею плей-ин придумали при Адаме Сильвере в «Пузыре»-2020. Она появилась еще за 10 лет до этого при Дэвиде Стерне!
Только определяли не последние путевки плей-офф, а последнего участника конкурса данков. За 4-е место в отборочном раунде боролись Демар Дерозан и Эрик Гордон (не могли подобрать более равных соперников, понимаем).
Демар легко выиграл. Этот раунд оказался не хуже основного, потому что хуже основного быть он и не мог, 2010-й был одним из худших конкурсов в истории, только один данк получил 50 баллов.
Данк-команды (2014)
В 2013-м и 2014-м лига решила устроить «общий зачет». За победу в каждом конкурсе боролись не только игроки; они еще и представляли свою конференцию. Каждая победа приносила какое-то число баллов в копилку Запада или Востока.
И в 2014-м, чтобы мотивация данкеров была более понятной (вы не за себя играете! данкбол – командный вид спорта!), их объединили в две команды по конференциям. Как выглядит командный турнир по слэмданкам?
Ну, по затее НБА, сначала идет «фристайл»-раунд. 90 секунд, делайте втроем столько данков, сколько захотите. Судьи определят лучшую команду, и та решит, стартовать ей первой или второй в следующем «баттл»-раунде.
В «баттл»-раунде, к сожалению, не было рэп-баттлов (хотя бы Лиллард в команде Запада!). Игроков просто поделили на три пары-дуэли. Исполняли по данку, получали баллы, проигравший выбывал. Дальше – второй «баттл»-раунд. Конференция, которая первой одержит 3 победы, объявляется чемпионом.
Только НБА не рассчитала такой сценарий: 3 игрока Востока (Пол Джордж, Джон Уолл, Терренс Росс) победили во всех трех парах над Западом (Лиллард, Харрисон Барнс, Бен Маклемор). Второго баттл-раунда не случилось. Конкурс внезапно закончился.
«Баттловые» данки, которые игроки готовили для конкурса, не запомнились. Запомнилось их нелепое оформление:
Но самое кривое в этом командном турнире, что у конкурса слэмданков не было слэмданк-чемпиона. Был победивший Восток. Джона Уолла по результатам фанатского голосования признали «Данкером Вечера».
Как не старайся, невозможно поставить этот титул в один ряд с победами не то что Картера, Джордана или Уилкенса, но даже Джереми Эванса, Оби Топпина и Мэка Маккланга.
«А мне понравилось, – сказал тогда свеженазначенный комиссионер НБА Адам Сильвер. – Мне понравилось с трибун. По ТВ я не видел, так что не знаю, как это выглядело для всех. Но я, конечно же, вижу комментарии в соцсетях и реакции от СМИ. Хорошая новость в том, что у меня есть год на исправление. Все можно сделать лучше.
В этом году мы экспериментировали. Не хочу отговаривать свою команду от экспериментов. В любом бизнесе иногда надо рисковать. Мы попробовали новое, и у нас будет возможность для улучшения этого формата».
Спойлер: формат не улучшили. С 2015-го слэмданк-контест вернулся к классике.
А НБА до сих пор не нашла новый вариант конкурса для Уикенда, который не стыдно оставить в программе.
Фото: Gettyimages.ru/Sarah Stier, Tim Nwachukwu
Но у меня конкрусы всегда будут ассоциироваться с ужасной деградацией замечательного конкурса мастерства. Раньше был в тысячу раз интереснее, был любимым. Сейчас какой то кал. Неужели он там мало собирал раньше, что его надо было "модернизировать". И неужели, сейчас рейтинги не стали хуже?
Кобе-Мэджик, Тимак-Дрекслер, Паркер-Керр. Какая-то своя очень дружеская, добрая и праздничная атмосфера.
Часто общее впечатление очень зависит от личной харизмы участников - те же Мэджик, Кобе, Шак, Майкл были созданы для подобных ивентов и большинство конкурсов с ними успешны сами по себе невзирая на формат, организацию etc. Они хорошо шутят, ярко улыбаются, комфортно себя чувствуют хоть с микрофоном на весь зал, хоть на вечернем шоу. И ыюдля зрителей конкурсы - лишь нестандартныы антураж; главное тут - звезды. Среди поколения звезд 2010-х подобных шоуменов не видно - большинство интроверты илм скромняшки. Остается надеяться на молодежь типа Эдвардса.
Это абсолютно реальный бросковый уровень всех вышеперечисленных.
Ионеску (весьма вероятно) - женщина с лучшим броском в истории (посмотрим, на Кларк, конечно, но пока так).
Интерес пропадает, так как уже все было, конкурс по трёхам - надоел, хоть от другого кольца кидай... Данки уже почти все исполнили, просто повторяют данки бывших игроков...
Да и сам МВЗ превратился в тупое беганье от кольца до кольца, чтобы бросить три с логотипа...