Обмены драфт-пиков НБА меняли ход истории: Мэджик не попал в «Юту», Баркли не в «Клипперс», Сабонис не в «Бостоне»
Часть первая: сделки до драфта.
В прошедшее воскресенье закончился 76-й сезон Национальной Баскетбольной Ассоциации. И по традиции почти сразу за финалом следует драфт – так что уже сегодняшней ночью пройдет 76-й драфт НБА.
Система драфта в американском спорте построена на простом принципе. Чем хуже команда выступила в прошлом году, тем выше она будет выбирать. Это правило существует с самого изобретения драфта в НФЛ в 1936-м. Футбольные функционеры согласились, что распределять сильных новичков по слабым (читай: бедным) командам нужно, чтобы никто не банкротился. Если все клубы стабильны, то и вся лига стабильна, эту идею в Америке понимали еще в 1930-е.
С той же мыслью стартовали и первые драфты в баскетболе. Сначала это были совместные драфты соперничающих БАА и НБЛ, спустя три года турниры объединились в НБА. Худшая команда лиги получала 1-й пик, выбирала под ним топ-игрока и могла мгновенно преобразиться. Так «Лейкерс» в 1958-м получили Элджина Бэйлора и уже в 1959-м играли в финале НБА.
Благодаря этому простому принципу в спорте должен соблюдаться баланс: чем слабее команда на момент драфта, тем больше у нее шансов стать лучше по его итогам.
Если бы все было так просто.
На драфте НБА-2025 первые 12 команд будут выбирать по очереди, которую им определил прошедший сезон и скорректировала лотерея драфта (где с крохотными шансами победил «Даллас»). Но под 13-м номером, под которым должен был выбирать «Сакраменто», о своем выборе объявит «Атланта», которая по плану была лишь 14-й. А под пиком «Атланты» будет выбирать «Сан-Антонио».

Все потому, что в НБА (как и в других лигах) право своего выбора можно обменивать/продавать. И эта возможность была заложена в самой задумке драфта в 1936-м. Сначала это был обмен прав на выбранного игрока – и в НФЛ с первого же драфта-1936 менеджеры стали практиковать выбор новичка для его последующего обмена в другую команду, если, например, тот отказывался подписывать контракт или за него предлагали отличную компенсацию.
НБА переняла все эти практики НФЛ. В середине пятидесятых «Никс» повадились ежегодно сбрасывать своих игроков в Гудзон в «Пистонс», получая взамен драфтпики. В день драфта-1956 они отдали будущую звезду НБА Джина Шу за 6-й пик. Через год разменяли сразу двух членов Зала славы баскетбола – Хэрри Гэллатина и Нэта Клифтона – на 2-й выбор «Пистонс» в 1957-м. А осенью того же года они решили добавить в «Детройт» и третьего великого игрока «Никс» 50-х, разыгрывающего Дика Макгуайра. Так как драфт давно прошел, «Пистонс» заранее отдали свое место в очереди на следующем драфте-1958, еще не зная, каким оно будет (в итоге сезон они закончили третьими с конца).
И с тех пор клубы НБА постоянно обмениваются пиками не только в день драфта, но и задолго до него. Будущие пики первого, второго, третьего раунда стали менять владельца за несколько месяцев и даже лет до самой церемонии и определения места в очереди.
В этом году будет 59 выборов («Никс» были оштрафованы на пик второго раунда из-за кривых переговоров с Брансоном еще три года назад). Из них 39 пиков на драфте-2025 уже принадлежат другой команде – это рекорд в современную двухраундовую эпоху. Например, с №13 по №32 будет двадцать выборов, но только под одним команда будет выбирать под своим изначальным пиком. У «Бруклина» есть 5 пиков в первом раунде драфта и еще один во втором, в то время как у «Денвера» – вообще ни одного пика сегодня.
В итоге будущие звезды НБА часто достаются на драфте совсем не той команде, которая должна стоять на этой позиции по итогам прошедшего сезона. У каждого клуба найдется как минимум один такой «упущенный пик». Часто этот пик добрасывали в обмен, ставший в итоге успешным – вряд ли кто-то в «Хьюстоне» горюет из-за потери Майкла Рэя Ричардсона (4-й пик), которым пожертвовали ради Мозеса Мэлоуна, всего лишь одного из величайших центровых в истории баскетбола.
И все равно вопрос «а что если бы?» не закрыт. А что если бы в тех обменах отдали другую компенсацию, а эти выборы на драфте удалось сохранить и использовать так же удачно?
Самые наглядные примеры неидеального обмена пика от каждого из 30 клубов НБА:

Все обмены, завершившиеся выбором звезды под приобретенным пиком, здесь не отражены. В таблице – по одному самому яркому примеру таких обменов пика для каждого клуба НБА, в отдельных случаях – альтерантивные варианты. Но все равно не поместились такие интересные примеры, как Род Стрикленд (изначально пик «Чикаго»), Трак Робинсон («Финикс»), Терри Портер («Даллас») и современные: Джейлен Уильямс («Клипперс»), Микэл Бриджес («Лейкерс»), Шенгюн («Бостон»), Макси («Оклахома»), Вагнер («Чикаго») и даже Гершон Ябуселе («Даллас») .
Ниже – немного подробностей по самым интересным из обменов.
● Все помнят, как «Бруклин» Прохорова отдал все пики за стариков из «Бостона», и потом «Селтикс» реализовали эти активы в Брауна, Тейтума и чемпионский титул. Но многие забывают, что началась эта скупка еще до переезда «Нетс» из Нью-Джерси. И обмен пика-2012 был еще хуже. В дедлайн «Нетс» отдали очевидно высокий пик (плей-офф им не светил) на драфте, который считался глубоким, получив взамен рассыпающиеся колени Джеральда Уоллеса.
● Драфт-1970 считается одним из сильнейших – много звезд, членов Зала славы, сразу три человека из списка 75 величайших. Двое из троих были взяты под пиками «Голден Стэйт». Но не самими «Уорриорз», ведь пик в первом раунде они отдали за права на центрового Зелмо Бэйти, убежавшего в АБА и так и не подписавшегося с ГСВ, а за пик второго выручили 33-летнего игрока, набиравшего 6 очков за игру. Два самых ярких защитника 1970-х «Пистол» Пит Маравич и «Тайни» Нэйт Арчибальд могли дебютировать вместе за «Голден Стэйт».
● Переход второгодки Стива Нэша в день драфта-1998 из «Финикса» в «Даллас» считается грабежом – потому что те манипуляции с обменами шли в связке с выбором Дирка Новицки под 9-м пиком «Милуоки». Но для «Финикса» тот обмен Нэша был не таким и ужасным – полученный пик потратили на одного из лучших игроков «Санс» XXI века Шона Мэриона. Да и Нэш потом вернется в клуб и создаст турбо-связку с Шоном.
● До середины 80-х неограниченно свободных агентов в НБА не существовало, за каждый переход нужно было организовывать компенсацию. Череда таких переходов привела к обмену сдувшегося центрового Боба Макаду из «Бостона» в «Детройт». «Детройт» отдавал драфтпик, не подозревая, в насколько хреновой форме был Макаду. Так «Пистонс» в итоге отдали «Бостону» свой 1-й номер на драфте-1980 (и эту историю мы еще вспомним во второй части текста).
● В те годы пики летали по лиге в обменах, как птицы перед землетрясением – во все стороны. И больше всего этот кавардак любил владелец «Кливленда» Тед Степиен. «Даллас» когда-то 5 лет владел пиками «Кэвз», потому что Степиен ими разбрасывался. Но главные потери «Кливленда» попали не в «Даллас». Это два великих форварда и чемпиона, причем выбранные в разном диапазоне: №1 драфта-1982 Джеймс Уорти и взятый только во втором раунде-1986 Деннис Родман.
Из-за того, в какую яму Степиен вогнал «Кэвз» своими безрассудными обменами, НБА ввела «правило Степиена». Теперь нельзя менять два пика первого раунда подряд, хотя бы раз в два года у клуба должна оставаться возможность усиления через драфт.
● Результат сделки не всегда можно оценить даже спустя несколько лет. В 1978-м «Клипперс» только что переехали из Баффало в Сан-Диего и отдали далекий пик в «Филадельфию» за яркого (по игре, имиджу, имени и отблеску прожекторов в лысине) защитника Уорлда Би Фри. Фри тут же стал лидером молодого клуба и даже получал голоса на MVP. Но командых успехов не было. К 1984-му Уорлд уже перестал считаться звездой, а полудохлые, уже покидавшие Сан-Диего «Клипперс» все еще должны были выбор за тот обмен. №5, Чарльз Баркли.

● Еще один отложенный на долгие годы переход пика – «Ванкувер» отдал пик в «Детройт» за 35-летнего Отиса Торпа. Канадцы так и оставались на дне, пик был с защитой, поэтому обязательство переносилось на все новый и новый год, пока в 2003-м защита не снизилась до топ-1. По итогам лотереи «Гриззлис» (уже переехавшие в Мемфис) стали лишь вторыми – и пик уехал в «Детройт».
То, кого именно «Пистонс» под ним выбрали, уже другая история.
● Как насчет того, чтобы отдать сразу два пика в топ-10 на двух будущих драфтах? «Нью-Йорк» так может. Будущий член Зала славы баскетбола Ламаркус Олдридж (№2), лучший оборонительный игрок НБА-2014 Жоаким Ноа (№9, своп на №23, чтобы соблюсти правило Степиена) – оба они могли дебютировать и провести лучшие годы в «Никс», если бы те не отдали пики… а кстати, какую звезду они получили за такой мощный пакет?
Карри.
Эдди Карри.
Упс.
(ради этой прекрасной истории я не поставил в строчку к «Никс» игрока, чьи заслуги превосходят ЛМА и Ноа вместе взятых – это Скотти Пиппен в 1986-м. Да и Пиппен еще появится во второй части)
● Поскольку обмены пиков – это бизнес-операции НБА, а не часть клубной культуры, команды объединены именно по организационному принципу, а не по тому, как сейчас принято оценивать их происхождение. Пики «Сиэтла» стали пиками «Оклахомы» не в результате обменов, просто у них одна финансовая история на двоих.
Так же и «Хорнетс»/«Бобкэтс» в 2014-м вернули клубное наследие всего «Шарлотт», но с точки зрения переходов и драфтпиков именно «Пеликанс» остаются продолжателями истории «Хорнетс» 1988-2002 (история о выборах двух разных «Шарлотт Хорнетс» будет во второй части про сделки в день драфта, вы уже сейчас можете догадаться, кто эти двое).
● Я не смог выбрать, кого невыбранного оставить у «Орландо» – у Кукоча, конечно, три перстня, зато Кириленко играл на Матче всех звезд НБА. Оба выбраны под довольно низкими пиками, но «Орландо» и от такого усиления в 90-е / 00-е не отказался бы.
● Бостонские болельщики часто благодарят за Тейтума «Бруклин» (отдал незащищенный пик-2017) и «Филадельфию» (влюбилась в Фульца и уступила Джейсона, еще и доплатив). Может быть, иногда еще «Лейкерс», взявших на том драфте Болла вместо Тейтума, и «Финикс», который убедил Джоша Джексона погазлайтить «Селтикс» на преддрафтовых просмотрах, чтобы те точно выбрали не его под №3. И забывают сказать «спасибо» «Сакраменто». Ведь изначально №3 в 2017 – это позиция «Кингз», но Владе Дивац подарил это право выбора «Филадельфии». Ради чистки платежки. Чтобы подписать Рэджона Рондо на один год.
● Интересно, что многие «потерянные» выборы в какой-то момент карьеры залетают именно в тот клуб, который мог их выбрать, если бы не обменял свой пик: те же Ноа в «Никс» и Мэрион в «Мэвз» (даже кубок взял!), троица югославов Драгич, Нуркич, Миличич, а также не указанные в таблице Дэн Марли в «Кэвз», Трак Робинсон в «Санз» и Отис Бердсонг в «Нетс».
● Самые внимательные могли заметить, что в таблице – 29 команд. Просто 30-ю нужно было вынести на отдельную картинку.
Это «Юта Джаз». А точнее, «Новый Орлеан», ведь в Солт-Лейк-Сити клуб перевезли только в 1979-м после пяти лет на юге США. Но за эти пять лет они наворотили…

Во второй половине 1970-х почти ни один драфт НБА не обходился без того, чтобы на нем кто-то не получил будущую легенду под пиком «Джаз». На все это повлиял момент основания клуба. Совсем недавно из-за низкого зрительского интереса помер другой «Новый Орлеан» – клуб АБА «Бакканиэрс» переехал. Чтобы не допустить подобного, боссы «Джаз» решили еще до дебюта команды заручиться поддержкой фанатов.
А что для этого лучше всего? Чтобы была доморощенная звезда, кумир местных, выпускник университета Луизиана Стейт. А кто главная звезда LSU? Шакил О’Нил. Ладно, ему пока только два года, кто вторая? Боб Петтит. Петтит завершил карьеру 9 лет назад. Третья? Пит Маравич.
Отлично.
За Маравича (которого она получили так дешево в 1970-м) «Атланта» заломила огромную цену. Никакого правила Степиена еще не существовало. «Джаз» отдали пики первого раунда в 1974 и 1975, а заодно добавили несколько пиков второго в 1976 и позднее.
Клуб расширения тяжело комплектовать без новичка из первого раунда. «Новый Орлеан» бегал по рынку НБА, скупил полдесятка разных центровых и в одной из сделок отдал еще и пик-1976.
Первый год Маравича в команде посредственностей – провал: 23 победы, последнее место и первый пик, только этот первый пик же у «Атланты». Как она им воспользовалась, не будем (будем) вспоминать. Но боссы «Джаз» паникуют, у них нет пиков и на следующем драфте, поэтому они подписывают легенду «Лейкерс» Гэйла Гудрича (неважно, что он дублирует Маравича во всем, включая последнии буквы фамилии).
Свободные агенты не свободные, и арбитраж присуждает «Лейкерс» компенсацию за Гудрича. Пик первого раунда-1977. Своп пиками первого раунда-1978. И пик первого раунда-1979.
5 лет «Нью-Орлинс Джаз» существовали в НБА, и все 5 лет не выбирали под своими пиками в первом раунде. Пики-1977 (№6) и 1978 (№8) не принесли «Лейкерс» хороших новичков. Зато в 1979-м, в последний год до переезда в Юту, «Джаз» вновь оказались абсолютно худшей командой НБА. Первый пик драфта достается «Лейкерс». В команду к Кариму Абдул-Джаббар приходит улыбчивый новичок по прозвищу «Мэджик».

Матч всех звезд-1983. В стартовой пятерке команды Запада выходят Мэджик Джонсон, Дэвид Томпсон и Алекс Инглиш. Четвертым в той пятерке точно был бы лидер НБА по результативности Эдриан Дэнтли (по иронии судьбы, форвард «Юты», куда его занесло после нескольких обменов), но в декабре он порвал связки на бросковой руке. Все эти четыре человека могли быть одноклубниками в «Новом Орлеане», если бы не аттракцион невиданной джазовой щедрости.
Кто был бы центровым великой династии «Нью-Орлинс Джаз» в нашей альтернативной истории НБА?
Узнаете во второй части текста – о самых громких обменах в день драфта. Но небольшой спойлер: первая часть текста отнюдь не случайно заканчивается на 1983-м.
Фото: Gettyimages.ru/Jacek Boczarski/Anadolu, Mike Powell/Allsport, Alvin Chung/Allsport
Самый обменянный пик в истории - пик второго раунда Портленда 2023 года. В дедлайн 2019 его обменяли в Кливленд, летом оттуда - в Детройт. В 2020-м попал в Клипперс. В дедлайн-2021 - в Атланту, следующим летом - в Бостон. Шесть команд, но и это не всё.
Бостон незадолго до драфта договорился об обмене этого пика в Вашингтон, который финализировали уже после драфта, но и Вашингтон по ходу драфта договорился, что права на выбранного игрока отойдут Чикаго.
Итого - 8 владельцев, 6 до драфта и 2 номинально после церемонии.
А кого выбрали? А выбрали Джулиана Филлипса. Может, и выйдет из него что-то путное, но уже так он попал в историю.