8 мин.

«Хороших судей за один или два года не подготовишь». Интервью арбитра ПБЛ Станислава Валеева. Часть 2

 

Баскетбольные судьи, как, впрочем, и их коллеги из других видов спорта, редко дают интервью. А ведь рассказать им есть что. Один из самых молодых арбитров ПБЛ Станислав Валеев любезно согласился ответить на наши вопросы. Во второй части интервью - рассказ о том, как приходят в судейство, отношении судей к Кириленко и другим "звездам", а также о тех мерах, которые принимаются в Самаре для подготовки новых судейских кадров.

Первая часть 

- Как обычный человек, спортсмен, приходит к мысли стать судьей?.. Ведь судья – это, пожалуй, самая неблагодарная роль в спорте…

- Я с 7 лет играл в баскетбол, достиг неплохих высот. С командой юношей 1984 г.р. мы два раза становились чемпионами России, играя против таких известных сейчас баскетболистов, как Сергей Моня или Виктор Кейру. К 20 годам я «дорос» до уровня команды Высшей лиги (нынешняя Суперлига). Но в какой-то момент, как нередко бывает, появились трения с тогдашним моим тренером. Как альтернативу переезду в другой город мне знакомые предложили попробовать себя в судействе. Сейчас, по прошествии уже 9 лет, я не жалею, что в итоге принял это решение. Все-таки век спортсмена короток, а в судействе можно оставаться на высоком уровне до 50 лет, так у меня в запасе еще очень много времени… А по поводу «неблагодарного дела»… Все профессии по своему хороши, и наша – не исключение…

- Насколько тяжело после карьеры игрока было перейти в судьи?

- Не скрою, первый год был очень тяжелым, постоянно тянуло на площадку, иногда даже хотелось забрать у кого-то из игроков мяч и самому забросить его в кольцо… Со многими судьями, которые теперь стали моими партнерами, я пересекался в бытность игроком, они судили игры с моим участием, и не со всеми у меня были идеальные отношения. Но жизнь меняется, постепенно все нормализовалось, и теперь я полноценный член российского судейского корпуса.

- В Самаре и области есть несколько десятков судей, работающих на матчах самого разного уровня – от городских и районных соревнований до турнира АСБ. Как удалось выбиться из общей массы, перейти на самый высокий уровень?

- Сделать это действительно очень сложно. Конкуренция в последние два-три года очень высокая. Многие поняли, что это не самая худшая, скажем так, профессия, которая может приносить весьма неплохой доход, если, конечно, ты достигнешь определенного уровня. Но самое главное – уровень твоего судейства. Если ты хороший судья, если ты правильно трактуешь все возникающие на площадке ситуации – тебя заметят, и ты поднимешься на самый высокий уровень. Также важно, чтобы ты был вовремя замечен хорошим комиссаром, наставником, который бы тебе помогал. Без этого очень сложно.

Слева напрво: глава Судейского Комитета РФБ С.Г. Фомин, С. Валеев, исполнительный директор ФИБА-Европа и в прошлом один из авторитетнейших судей мира Мигель Бетанкур, инструктор и член технической комиссии ФИБА-Европа Алан Ричардсон:

- А как удается правильно построить свои отношения во время матча с игроками, многие из которых – твои хорошие знакомые в обычной жизни?

- Здесь то же самое, что и между самими баскетболистами, которые могут быть друзьями в жизни, но спортивная судьба разводит их по разным командам, и во время матчей им приходится чуть ли не драться друг с другом. И у меня очень много друзей, выступающих и в ПБЛ, и в Суперлиге. Для меня это, наверное, даже лучше: я хорошо знаю этих ребят, они меня знают, и прекрасно понимают, что в игре никаких послаблений с моей стороны им ждать не приходится. А все общение и все шутки во время или после игры – это именно общение. Отработали игру – претензий друг к другу нет, можно и пошутить…

- А возникают ли иногда мысли вроде: «Вот это мой хороший знакомый, не буду ему фолы свистеть»?.. Или, например, когда на площадке игрок калибра Андрея Кириленко – насколько это тяжело психологически?

- Если честно, таких игроков, как Кириленко, все же замечают и выделяют. Что в России, что в Европе, что в НБА есть такие игроки – «иконы баскетбола». В России это Кириленко. Естественно, на нем практически все фолы свистятся – просто потому, что такого игрока оберегают, таких игроков вообще не очень много. Что же касается остальных игроков, которые могут быть твоими друзьями-товарищами – в игре приходится так быстро принимать решения, что буквально только после своего свистка ты понимаешь, кому именно свистнул. Все происходит на уровне рефлексов, решения принимаются в доли секунды, и времени посмотреть, друг это твой или нет, просто нет.

- Можно ли говорить о судействе как о профессии?

- Это вообще проблема российских спортивных судей – то, что наше занятие не признано пока профессией. Представители Министерства спорта который год бьются, чтобы появилась, наконец, такая профессия: «судья по спорту». Пока же процентов девяносто из нас имеют какую-либо вторую работу: кто-то работает в федерации баскетбола, кто-то – в компьютерной фирме, кто-то – юрист, кто-то – директор спортшколы… Такова жизнь: сегодня ты «на коне», а завтра обстоятельства изменились, ты получаешь меньше назначений, тебе нужно зарабатывать, а у тебя нет стабильного оклада… Поэтому каждый из нас старается иметь какой-то «запасной аэродром». Я сам помимо судейской практики еще и руководитель судейского комитета Федерации баскетбола Самарской области.

- Переходя к самарским делам… В области есть сформировавшийся судейский корпус. Насколько реально попасть туда новому человеку?

- Мы будем только рады появлению новых лиц. Какие-то подвижки в положительную сторону в развитии судейского корпуса у нас начались только года два назад. До этого почти десять лет был застой. Сейчас, если говорить объективно, квалифицированных судей не хватает, потому что значительно выросло число матчей. Нам, конечно, нужны новые кадры.

- Сейчас в Самаре регулярно проводятся судейские семинары. Чья это инициатива и как это работает?

- Инициатива была моя, как руководителя судейского комитета Федерации баскетбола Самарской области и она была поддержана как руководителями Федерации так и людьми из РФБ . За последний год в Самаре прошло четыре судейских семинара с участием ведущих российских специалистов. Можно с уверенностью сказать, что подобных мероприятий нет больше ни в одном городе, ни в одном регионе. Для самарских слушателей выступали судьи, обслуживающие матчи ПБЛ и Евролиги: Сергей Фомин, Сергей Михайлов, Юрий Дерганов, Сергей Буланов... В наших планах – проведение еще одного семинара во время самарского Финала Четырех Кубка России, с привлечением  иностранных инструкторов.

Практические занятия на семинаре:

- Если говорить о персоналиях, кого из самарских судей можно выделить?

- У нас есть два ведущих судьи: Максим Яковенко и я. Есть арбитры, которые судят также на очень хорошем уровне: Сергей Негирев, Евгений Крылов и Александр Кучканов. Есть судьи, которые у нас «на подходе», мы их «натаскиваем» последние год-два. Также за последний год большого прогресса добилась судья-девушка, Алина Федорова, которую мы на следующий сезон будем рекомендовать к работе на матчах всероссийских турниров (детских или ДЮБЛ).

- Если сравнивать уровень судей и судейства в нашей области и в других регионах – какая картина вырисовывается?

- В сравнении с некоторыми регионами мы выигрываем, с некоторыми – проигрываем. Просто где-то есть человек, который занимался и сейчас занимается подготовкой судей. А у нас до последнего времени никто этим не занимался. Сейчас началась определенная работа, но ведь хороших судей за один или два года не подготовишь, нужна кропотливая работа. И мы ее проводим, а в следующем сезоне увеличим ее интенсивность и объемы: планируется, к примеру, создание «школы молодого арбитра». Туда мы хотим набрать ребят 16-20 лет, с которыми будем работать по программам лучших методистов Европы (работа в зале, теоретическая подготовка, использование видеоматериалов). То есть работа ведется и будет вестись в дальнейшем, но чтобы увидеть ее результаты, нужно время.

- Какие практические шаги должен предпринять человек, решивший стать баскетбольным судьей?

- Большим плюсом будет, если этот человек сам играл в баскетбол и, соответственно, понимает игру. Еще важно желание. И, наконец, терпение: он должен понимать, что первые несколько лет не будет получать заоблачных гонораров, набивая руку на судействе простых городских соревнований. Со следующего сезона мы, вполне возможно, будем организовывать полноценные судейские сборы, где будем показывать именно начинающим арбитрам, где они должны стоять, куда бежать. Раньше у нас не было такой системы «наставничества», судья бросался в «одиночное плавание» в детских или городских соревнованиях. И там уже только от него зависело, «выплывет» он или нет. Сейчас же мы будем целенаправленно с начинающими работать, показывать им все судейские движения, объяснять особенности применения различных правил и так далее.

- В 27 лет вы уже достаточно опытный арбитр, добившийся права обслуживать матчи ПБЛ. Есть ли в Лиге более молодые арбитры?

- В России есть судья, который выбивается из общего ряда – Алексей Давыдов. Сын Михаила Алексеевича Давыдова, арбитра ФИБА и самого знаменитого российского баскетбольного судьи, он сам начал судить чуть ли не с пеленок. И имея такого наставника, Алексей стал, наверное, рекордсменом на все времена, уже в 20 лет работая на матчах под эгидой ФИБА. Сейчас в ПБЛ есть два-три моих ровесника (тому же Алексею Давыдову – 27).

27 лет – как раз тот возраст, когда необходимо начинать обслуживать матчи самого высокого уровня, если ты планируешь получить лицензию ФИБА и работать на матчах в Европе. А для получения лицензии ФИБА необходимо минимум два-три года отработать на самом высоком национальном уровне, то есть в ПБЛ. Сейчас у меня первая категория. Вообще сейчас есть некоторые проблемы с категориями. Раньше была республиканская, теперь появилась еще и всероссийская, чтобы получить ее, нужно отсудить 20 матчей высшего дивизиона (то есть ПБЛ или женской Премьер-лиги). Это достаточно сложно. В России немало судей, достойных всероссийской категории, но из-за этих проволочек имеющих только первую.

Фото с сайта sambasket.ru/