5 мин.

Недипломатичный ответ. 4 ключевых момента матча ЦСКА – «Реал»

1. Мессина все же создал машину

Середина первой четверти. Кульминация игры. Теодосич и Хряпа вдвоем улетают в отрыв и мешкают в излишних церемониях: Хряпа отдает передачу разыгрывающему, тот возвращает – капитан ставит сверху – восклицательный знак, подводящий итог стартовому рывку – 17:6.

Здесь были стартовый настрой, эмоции из-за долгожданного аншлага, воспоминания об обидном поражении в гостях, но было и что-то другое. Возможно, это просто феномен «хорошего Милоша». Возможно, команды Мессина все же сделала шаг, которого не все уже и ждали: матч с «Реалом» подтвердил, что проблема ЦСКА все же заключается в стабильности, а не в объективной силе команды. Любые вопросы, имевшие под собой основания раньше – победы над обескровленными, уступающими в классе или ослабленными по тем или иным обстоятельствам соперниками – к этой игре не имели никакого отношения: «Реал» выступал в оптимальном составе и старался выйти из кризиса прямо сейчас. Но мадридцев смяли и растоптали.

Мессина подготовился к «Реалу» едва ли не идеально. С одной стороны, гостей закрыли в нападении: каскадная атака мадридцев с забеганиями снайперов и проникновением под щит «малышей» вышло из строя сразу же. Сонни Уимс не нашел оправданий, чтобы не настроиться на серьезного противника, а потому задушил Руди Фернандеса: если бы не жалостливые судьи, выдавшие на лидере испанцев пару неочевидных нарушений, все смотрелось бы еще печальнее. Мощная игра подвижных Кауна, Хряпы и Эрцега в передней линии оставила за ЦСКА щит, а «Реал» – без Миротича, получившего 2 фола за три минуты. Так что, лишившись набирающего очки «большого», «Реал» все больше скатывался к дальним броскам и все чаще терял мяч на периметре (5 после первой четверти, 8 – после второй).

С другой, нападение ЦСКА работало как отлаженный механизм. И дело не в быстрых атаках, которые попадут в хайлайты. Сработало именно позиционное нападение: Уимс не стал инородным телом на втором номере, а центральным стержнем оказался Теодосич, набравший больше очков, чем вся команда из Мадрида (9 + 3 передачи). Двойки с Кауном и Эрцегом, забегания и передачи Хряпы – все знают, что «хороший Милош» – лучший разыгрывающий Европы. И остановить его может лишь его коварный двойник – «плохой Милош».

2. Сбои в механизме и репрессии

Отсутствие стабильности – неотъемлемая часть игры ЦСКА: в каждом матче армейцы катаются на американских (no pun intended) горках, бросая вызов самим себе. Вообще Мессина уже не первый раз призывает всех не быть испанскими журналистами и «не искать дерьмо» после добротных матчей, но, когда он сам находился на площадке и разгонял пробку на Лениградке, то не следовал собственным советам.

Моментов экспрессивного недовольства было два (эпизод с Воронцевичем, за три минуты получившим два фола и гневную отповедь тренера, нужно вынести за скобки).

Первый приключился в начале третьей четверти, когда армейское нападение перестало быть эффективным: его квинтэссенцией стал блок-шот Миротича, остановившего под щитом Кауна – оставшись без пик-н-роллов, ЦСКА потерял ориентиры, начал совершать поспешные броски и перестал задействовать «больших». Непродолжительную потерю ориентации в пространстве Мессина исправил за один тайм-аут: Хряпа и Уимс стали брать на себя инициативу и идти под щит, а Каун и Крстич продолжили крушить соперников в усах. «+19» на старте третьей четверти были безвозвратно потеряны, но 16, 15, 14 очков преимущества оставались.

Прелюдия второго психологического коллапса случилась еще в конце третьей четверти. Армейцы закрыли в ловушке под кольцом одного из «больших» «Реала» и вынудили его потерять мяч: важный эмоциональный момент должен был стать ключевым в игре. Но празднования затянулись: Теодосич со скамейки выбежал на боковую помахать полотенцем, Мессина был тут же и яростно хлопал, предвкушая итоговую атаку, а в это время Уимс и Папалукас умудрились потерять мяч на своей половине при минимальном прессинге. В середине четвертой четверти такие моменты стали уже систематическими, и Мессина с площадки не уходил. Берегущие мяч внимательные и расчетливые армейцы неожиданно потеряли голову и приняли участие в забеге «7 секунд и меньше»: суета отразилась не только в метаниях тренера, но и трех потерях Хряпы и Теодосича, а главное – в сокращении разницы до семи очков (76:69).

3. Герой матча

Ничто так не характеризует европейский баскетбол, как сам феномен Руди Фернандеса. Нельзя же любить то, что ненавидишь? Европейский баскетбол таков, что такие парадоксы теряют кажущуюся абсурдность.

В матче с ЦСКА Руди был все тем же Руди: рисовал арбитрам, как попал под самосвал грудной клетки Сонни Уимса, после каждого свистка хватался за голову, развлекал арбитров бесконечными беседами, передвигался по площадке, скрючившись и держась за ту часть тела, на которой, как ему казалось, нарушили правила.

Но каждый его шаг нельзя было оставить без внимания. Отыграв очередную драму, Фернандес брал мяч и был все тем же Фернандесом. Самый неевропейский игрок Евролиги порхал на своих реактивных голеностопах, разрезал армейскую защиту собственной невесомостью и каждым броском подчеркивал понимание того, что, кроме него, реанимировать команду некому. Именно его три трехочковых (плюс передачи на Миротича) настроили «Реал» на борьбу. Именно его акробатический этюд и трехочковый оставили «Реал» в игре в начале четвертой. И именно он в итоге зафиксировал поражение: нарушение на Фернандесе привело к неожиданным последствиям – его двум промахам с линии. После этого Руди схватился за ушибленный локоть и показал всем, что лишь его недуг помог ЦСКА. Ему можно даже не верить, просто его баскетбол на протяжении 30 минут был практически безупречен: когда неевропейская грация, удивительная легкость, наглость стритболиста оказываются эффективными, это заставляет задуматься. Все же нельзя любить то, что ненавидишь?

4. Победа в битве за разницу

К середине четвертой четверти зрители потянулись к выходу, и тут как раз началась веселая беготня, потери, Мессина на трехочковой дуге. Когда разница сократилась до семи очков, умершая с промахами Руди интрига воскресла в новом свете. Под пристальными взглядами раздумавших уходить зрителей команды приступили к главной схватке вечера – за разницу в 9 очков. Получилось так, что в основном бескомпромиссная борьба свелась к пробиванию штрафных, но задумка Мессины все решила в пользу его команды. За 6 секунд до конца (при счете 81:71) ушедшего от заступа Серхио Родригеса все же остановил Крстич: как объяснил потом тренер, команде, специализирующейся на трехочковых, нельзя было давать атаковать из-за дуги. А потом разрешилось все само собой: Родригес не забил один из штрафных, и счет приобрел необходимую завершенность.

Была ли эта встреча принципиальной?

– Конечно, была. Как же вы думаете?! Вы хотите, чтобы я был джентльменом и предложил вам дипломатичный ответ?! Да нет, само собой, для меня это была очень важная игра. Я рассчитывал победить. И победить с разницей в 9 очков.