Концерт для фортепиано с оркестром
Пока болельщики «Маккаби» готовились к главному для себя матчу дня, барселонский дворец Палау Сант-Жорди окрасился в необычные для себя цвета. На болотном фоне, создавшем рабочую атмосферу для обоих соперников по первому полуфиналу, выделялось лишь одно яркое пятно – красное лицо Желимира Обрадовича. Именитый специалист, неоднократно признававшийся, что Финалы четырех это лучшее время его жизни, развернулся по полной и уже в первой четверти продемонстрировал болельщикам все танцы, заготовленные за два последних сезона. Его пляски были столь зажигательны, что подключились не только помощники, но даже гораздо менее темпераментный Пьяниджани. Атмосфера главного события Евролиги захватила всех.
Здесь не было места для хитроумных шахматных блицкригов, полного элегантности пижонства или какого-либо проявления героизма. Все участники смирено уподобились сизифам и покатили каждый свой камень в 40-минутную гору, особенно не надеясь на какие-либо чудеса или внезапное освобождение.
Даже игроки задней линии не могли помыслить о каком-либо креативе: на сцене показывали лишь то, что заучено до скрежета зубов – бесконечные пик-н-роллы у «Пао», вариации на тему 1-4 у «Сиены». «Малыши» упирались, не давали друг другу продохнуть, не стесняясь дубасить оппонентов, сразу же ограничили количество сложных передач (после 4 потерь на старте у «Пао») и думали лишь о следующем шаге – пасе, броске, рывке. Нервы, напряжение всех сил, удушающая страсть, приводившая их в партер – электричество, возникшее при соприкосновении двух равновеликих элементов, практически нивелировало индивидуальную манеру. Сато бодался с Хэйрстоуном, Мосс не давал пространства Калатесу, Диамантидис сошелся в клинче с Яричем. Из этого клубка противоречий подчас вылетали яркие баскетбольные искры – сабонисовский пас Вугиукаса на Калатеса, трехочковый Лавриновича, порывы улетающего Маккалеба, фантастический момент на исходе первой четверти, когда трехочковый Диамантидиса не был засчитан из-за касания Батистом дужки, а в ответ тут же прилетел мяч от Зисиса через руки Димитриса.
Но все это были частности. Как и в любом матче, где играет «Панатинаикос» все свелось к генеральному плану, вариации на который пишутся по ходу пьесы – противостоянию передних линий и мгновенной (то есть длящейся какие-то секунды) трансформации рядовых фигур в знаковые. Эта фортепьянная игра, легкий бег по клавишам, являющийся в конечном счете изматывающей физической работой, именно то, что так привлекает Обрадовича в матчах, подобным таковым по накалу. Ракович, Лавринович и Стоунрук смотрелись больше, сильнее, надежнее своих оппонентов поначалу, задавили их на щите, заставили забыть о всяком желании импровизировать в атаке, но за счет ротации, за счет вовремя переставленных акцентов Обрадович добился своей главной цели в этом матче – все они подсели на фолы, а Акинделе, которого Пьяниджани отрядил помогать товарищам уже во первой четверти, выделялся в основном своими физическими достоинствами. Несколько промахов нигерийца из-под щита довели итальянского рулевого до состояния, близкого к Обрадовичу, но ничего лучше у него не было.
За счет «больших» «Сиена» добилась максимального преимущества в 7 очков в середине 2-й четверти (24:17). Дальше основная троица итальянцев в основном наблюдала матч со скамейки, так что Пьяниджани пришлось подключать даже седовласого Ресса. Без опоры внизу уже в середине второй четверти явственно подсел периметр – «Пао», наконец, начал двигать мяч, и защитники не успевали, пытаясь уловить ускользающий солнечный зайчик. Не помог даже выход не долечившего повреждение Маккалеба – шустрый американец делал примерно то же, что всегда, но как-то невпопад, диссонируя с действиями партнеров.
Но чтобы заслужить победу, «Пао» еще пришлось пройти через чистилище старта третьей четверти. Половину десятиминутки участники соревнований мучили себя и зрителей: баскетбола становилось все меньше, брака – наоборот. Плохие передачи улетали в аут, хорошие поймать не было сил, проходы превращались в футбольные, борцовские объятия на паркете стали нормой, а немногие разумные действия заканчивались получением блок-шотов.
Не получалось у обеих команд, но фанаты «Пао» пели все громче и громче. Огромный трилистник навис над площадкой, знамена и баннер затряслись как предзнаменование чего-то важного, гул перешел в стадию невыносимого – на плохо выбритых лицах завсегдатаев Финалов четырех читалось понимание сути происходящего. Коронное построение 2-3, не подразумевающее отказов общение Обрадовича с арбитрами, несколько откровений со стороны Калатеса, презревшего свалившую всех усталость, и две трехочковых торпеды от Фоциса – греки вышли вперед на 12 очков (52:40) и дали понять, что свое отдавать никому не намерены.
Агония «Сиены» продолжалась долго, почти до самой финальной сирены, но на каждое движение оппонента «Пао» всегда находил ответ, затрачивая минимальные усилия. Уходил разгоряченный Обрадович из зала, продолжая размахивать руками и требуя болельщиков отдать должное победителем. Ну или хотя бы соответствовать эмоциональному настрою краснолицевого вождя торсиды.
Панатинаикос Греция – Сиена Италия – 77:69 (17:21, 23:15, 16:11, 21:22)
ПАНАТИНАИКОС: Диамантидис (8 + 9 передач), Калатес (17 + 6 подборов), Сато (6 + 5 подборов), Фоцис (14), Вугиукас (6) – старт; Тепич (н.в.), Марич (н.в.), Перпероглу (5), Батист (16 + 7 подборов), Николас (3), Царцарис (2), Каимакоглу (н.в.).
СИЕНА: Ярич (3 перехвата), Хэйрстон (12), Мосс (6), Лавринович (7, 5 фолов), Ракович (10) – старт; МакКалебб (7 + 4 передачи), Зисис (4), Карраретто (2), Каукенас (13), Ресс, Акинделе (4), Стоунрук (4 + 14 подборов + 3 передачи, 5 фолов).
Пока по уровню всех четырех участников смотрится так, что Пао выше остальных на голову и разберет в финале Маков, и сегодняшняя их двадцатка Реалу не показатель, потому что Реал ну просто беспомощен в атаке был. Но посмотрим, как там будет, один матч и есть один матч.