Уничтожение «беспилотного самолета»
Нужно признать, что от матча с греками даже после убедительной победы над мощными хорватами никто не ждал ничего хорошего. Очередной и даже еще более явный фаворит с хитрым тренером и неудобной для россиян мощной и вариативной передней линией, в ленивом стиле проехавшийся катком в контрольном матче накануне турнира, внушал не просто пиетет, а заставлял отложить четвертьфинальные амбиции на игру с Македонией. Дэвид Блатт, казалось бы, был такого же мнения, когда отвешивал пространный и не совсем лестный для Казлаускаса комплимент сопернику. Желая подчеркнуть сыгранность балканской команды, американский главком назвал сборную Греции «беспилотным самолетом», тем самым словно сведя на нет роль тренера. Вряд ли Дэвид хотел как-то обидеть коллегу, самоутвердившись за его счет, но идея вышла двусмысленной. Хотя смысл был тем же – матч ожидался невероятно сложным, и мысль об оформлении путевки в четвертьфинал именно после этой встречи не могла бы прийти даже в мечтах.
Единственное, что могло бы подвигнуть на подобные рассуждения, это то, что греки уже обеспечили себе выход в плей-офф, а с учетом спонтанного выступления испанской сборной в параллельном секстете борьба за конкретное место уходит на второй план. Как ни странно, именно эта расслабленность, присущая грекам еще во время матча Кубка Акрополя, отчетливо проявилась поначалу. «Этот матч был нам гораздо нужнее, чем грекам, что и сыграло свою роль в первой половине, – заметил Блатт после игры. – Игроки – обыкновенные люди. Думаю, греческая команда немного расслабилась, а мы этим всласть воспользовались». Преимущество росло с каждой минутой: активность Мозгова против Бурусиса на первых минутах вывела команду вперед – 6:2, выход на замену Виталия Фридзона, набравшего пять очков подряд, заставил Казлаускаса просить первую паузу в матче – 11:3, еще один трехочковый Фридзона, идеальный пас на Моню Антона Понкрашова, вышедшего на две атаки (во второй Антон совершил поспешный бросок в быстром нападении и вновь отправился на скамейку), и дальнее попадание Андрея Воронцевича, напомнившего соперникам про 20 очков в товарищеском матче, – и максимальное преимущество в первой десятиминутке – «+11» (21:10).
Атакующая мощь команды Блатта была лишь производным от продуктивных действий в защите. Способности Тимофея Мозгова, умело нейтрализовавшего некогда грозного Бурусиса, признал даже Зисис: «Мозгов – это сила в «краске»: он помешал множеству бросков с ближней дистанции, что и предопределило рывок россиян». От великана и не думал отставать Сергей Моня, отметившийся двумя блок-шотами за первый отрезок игры. Остальные рубились в привычном для себя стиле: игроки задней линии настолько удачно закрыли Спанулиса, что свои первые очки он набрал под самую концовку первой десятиминутки. Достаточно отметить, что из 14 бросков соперники смогли реализовать лишь три.
Накачанный в перерыве Казлаускасом Спанулис предстал более собранным во второй четверти: его четыре очка и две быстрые атаки с участием Константиноса Каймакоглу сократили отставание до четырех – 25:21. Но россияне быстро оправились и моментально возродили комфортное преимущество. Мозгов, которого Блатт, как кажется, переучивает играть прямо по ходу матчей, набрал очередные очки, а вместе с Соколовым центровые проделали колоссальную работу: паритет в отскоках (при наличии у греков столь сильной обоймы высоких игроков) и характерные 15 подборов на чужом щите определили доминирование россиян и во второй десятиминутке. Казлаускас пробовал выпускать Софоклиса Схорцианидиса, старающегося продавить оппонентов, и использовал сдвоенный центр в лице Схорцианидиса, усиленного Бурусисом, но остроумный Блатт решил на такие отрезки и вовсе отказаться от введения в игру номинальных пятых номеров: ужас на греков был призван наводить Андрей Воронцевич. В итоге точку в отрезке поставил Понкрашов, в неимоверном проходе залезший под щит и перебросивший Бурусиса – 39:32.
К сожалению, точку Антон поставил не только первой половине, но и в целом в атакующем порыве российской команды. Следующие очки подопечные Блатта набрали спустя семь минут, как и в контрольном матче споткнувшись о проклятье третьей четверти. Греки чередовали зону и персональную защиту и стали действовать гораздо плотнее, и пришел уже черед россиян мазать. Десять бросков ушли в «молоко» (особенно в этом преуспел Сергей Быков (0 из 9 со средней дистанции, 1 из 3 трехочковых по итогам матча), и, даже несмотря на по-прежнему сверхплотную оборону, последовал закономерный рывок греческой команды, позволивший выйти вперед (39:40).
Печать всеобщего атакующего умопомрачения снял самый опытный игрок российской команды Келли Маккарти, по ходу матча часто действовавший на позиции второго номера. Трехочковое попадание американца спровоцировало залп дальнобойной артиллерии с обеих сторон. Зозулин и Маккарти ответили Вассилису Спанулису еще в третьей четверти и сохранили психологическое преимущество за своей командой по ее итогам – 48:47, а Сергей Моня заблистал на старте четвертой. Капитан российской команды фактически самостоятельно решил выиграть матч: стоило грекам выставить зону (дело было при счете 48:48), как Моня начал поражать кольцо с дальнего расстояния. Удалось это ему трижды: после очередного попадания (после того как Понкрашов почти потерял мяч, а Зозулин выцарапал его у собравшихся в отрыв греков) его команда была уже далеко впереди – 57:48. Благодаря партнерам вроде бы не делавший чего-то особенного Понкрашов сразу же выдвинулся в лучшие ассистенты: отдавая мяч выбегавшим под бросок свингменам, Антон записал на свой счет семь передач. Несмотря на неспортивный фол разыгрывающего на Схорцианидисе, российская команда вновь вырвалась вперед на десять очков (63:53) после удачного завершения Келли Маккарти.
Грекам все же удалось спровоцировать череду ошибок у россиян: Понкрашов терял мяч и фолил, Быков заработал странноватый фол в нападении, «большие» начали уступать подбор на своем щите. Усилиями активизировавшегося Принтезиса и положившего трехочковый за полторы минуты до сирены Фоциса разница катастрофически сократилась (63:61), но опыт нервных концовок уже сыграл за игроков Блатта. Маккарти обеспечил комфортное преимущество в четыре очка (65:61), а дальнейшая череда обоюдных промахов с линии прервалась на дальнем попадании Принтезиса (67:65). Вновь взявший слово Сергей Моня сделал главное: реализация одного штрафного вынудила греков искать выход из ситуации в виде дальнего попадания, но удача не захотела улыбаться Принтезису дважды подряд.
Остается надеяться, что сказка про Золушку получит свое продолжение через два дня в матче против сборной Македонии.
Греция – Россия – 65:68 (12:21, 20:18, 15:9, 18:20)
ГРЕЦИЯ: Бурусис (12 + 7 подборов), Спанулис (12 + 7 передач), Фоцис (10 + 9 подборов), Перпероглу (4), Зисис (3 + 6 подборов) – старт; Схорцианидис (13 + 5 подборов), Принтезис (7), Каймакоглу (4), Калампокис (0).
РОССИЯ: Маккарти (17 + 9 подборов), Моня (16), Мозгов (10 + 6 подборов), Быков (3 + 4 передачи), Зозулин (3) – старт; Фридзон (8 + 5 подборов), Понкрашов (4 + 7 передачи), Воронцевич (4), Курбанов (3), Соколов (0).
Да, он родился в Америке, но
Блатт,еврей, играл как баскетболист в Израильской лиге, и как тренер становление происходило в Израиле.
Это не больщой стыд иметь тренера израильтянина, Гомельский вам скажет :)