Трибуна
13 мин.

«Купила собаку и уехала в сборную — она решила, что я ее бросила!» Жизнь российской Премьер-лиги

От редакции: вы читаете пользовательский блог «Баскетбол. 63-й регион», где рассказывают о баскетболе в Самаре. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе.

Дарья Колосовская, один из лидеров женской «Самары», рассказала, как благодаря бабушке пришла в баскетбол, как просила у мамы 50 тысяч на билеты до Видного и как летом решилась на переезд в Самару.

- Позади первый месяц сезона в Премьер-лиге. У «Самары» пока только одна победа в пяти матчах. Это объективный результат — или вы рассчитывали на другой?

- Нет, это совсем не то, на что мы рассчитывали. Мы отдали «свои» очки, проиграв дома московскому «Динамо» и Новосибирску. Мы должны были выигрывать эти матчи. К сожалению, не получилось. Но сезон длинный, надеюсь, мы исправимся.

- Чего не хватило в тех матчах? Ведь вы уступали буквально один-два броска...

- Мы не очень хорошо начинали те игры, позволяя сопернику далеко убежать. А весь матч догонять — это очень тяжело. Не хватает времени, не хватает сил — отсюда и поражения...

- Много говорят о том, что у нас новая команда. Но ведь и многие игроки уже имеют опыт выступления в Премьер-лиге, и друг с другом практически все так или иначе пересекались. Ты, наверное, в «Спарте» или «Енисее» почти со всеми поиграла?

- Да, наверное, одна я так и играла со всеми. Хотя даже я некоторых наших девочек в августе увидела первый раз: я не играла ни с ними, ни против них. И это очень тяжело. Плюс новый тренер. Мне в этом отношении попроще: я работала с Дмитрием Федоровичем в сборных и знаю его тактику — а для многих это в новинку. При таком раскладе команда должна сформироваться где-то к декабрю.

Это ведь кажется, что все легко. Но ведь постоянно идут всякие маленькие притирки. Например, когда «маленький» с «большим» играет пик-н-ролл — и «большой» чувствует, насколько быстро или, наоборот, медленно ему нужно провалиться. И пока мы все друг друга не почувствуем — эти притирки будут продолжаться. И это, повторюсь, случиться ближе к декабрю. Тем более, сейчас у нас есть большая пауза из-за матчей сборных, чтобы наработать все необходимое.

- При этом на старте сезона ты показываешь едва ли не лучшую результативность в карьере. Игра сейчас строится под тебя?

- Думаю, все зависит от конкретной ситуации. Я впервые оказалась в Самаре, никогда за 25 лет я здесь раньше не была — но мне так комфортно, я настолько умиротворенно себя чувствую, что ни о чем постороннем даже не задумываюсь. Я просто выхожу на площадку и делаю то, что я умею. Когда я была в Красноярске, а это еще наложилось и на пандемию, там было столько разных факторов — вроде бы маленьких, но они так отвлекали... И я не могла показать свою игру. Не думаю, что за три летних месяца я научилась как-то по-другому играть. Конечно же, нет.

В день игры нужно быть максимально сконцентрированным, не поддаваться на какие-то раздражители, беречь энергию. Даже если общаешься с семьей. У меня мама знает, что утром в день игры все общение: «Привет, как дела? Все хорошо? Ну ладно, после игры созвонимся!» Пожелала удачи — и только после игры я с ней уже «нормально» пообщаюсь. Я стараюсь никуда не ходить, ни на что не обращать внимания... Иду на игру — наушники в уши — и все, никого не замечаю.

Не как некоторые: переходишь улицу, тебе кто-то посигналил, ты обернулся — и все, завелся... Такие «случайные» выплески эмоций очень сильно, на самом деле, влияют. Почему команды проигрывают в концовках? Иногда им попросту не хватает каких-то эмоций. Вот наша мужская команда на последних секундах проиграла ЦСКА-2: Саша Гаврилов вроде очень хорошо пошел в проход, но, видимо, не хватило эмоций или сил — мяч попросту выкрутился из кольца.

- Ты сказала, что до нынешнего лета никогда не была в Самаре. Но сейчас, судя по твоему инстаграму, активно наверстываешь...

- Мы с Настей Комаровой, это она в основном ищет, куда сходить и что посмотреть, пытаемся все свои выходные проводить активно. Когда было тепло — мы часто ходили на набережную. Причем могли просто заказать пиццу, взять кофеек, сесть на качельки — и болтать... Недавно вот ездили на «вертолётку». Теперь собираемся, как будут выходные, в замок Гарибальди.

Мне Самара очень по душе! Даже не думала, что город мне так понравится. Единственная проблема — с водой. Но вообще мне очень здесь нравится. И если бы мне предложили здесь остаться на следующий год — я бы осталась, правда.

 

- Как вообще ты планируешь свои выходные?

- В выходные я обычно, как белка в колесе: нужно все успеть! Иногда я чуть ли не по минутам высчитываю, особенно, если мне нужно сходить на какие-нибудь процедуры, например, к косметологу. Но если вдруг у меня прям совсем свободный выходной, а такое бывает крайне редко, я встаю в 11-12 утра, не спеша варю себе кофеек и завтракаю за просмотром сериалов. А потом с Настей идем куда-то гулять или кушать. А во время «локдауна», например, сидели и смотрели игры парней, потому что нельзя было прийти в зал и поболеть за них. Еще хожу в тренажерный зал — но это в качестве восстановления: покрутить велик 20 минут, покачать пресс...

- Ты сама из Братска. Как из города в Сибири попасть в Видное и «большой» баскетбол?

- Моя бабушка Светлана Ананьевна — тренер. И, когда я пошла в первый класс, она специально «под меня» собрала команду. Но поскольку я уже умела делать ведение и два шага, со сверстницами мне было не очень интересно — и она меня постоянно подключала к старшим девочкам. Я играла в команде, где все были старше меня на два, а то и на три года. Как-то раз, когда мне было 12 лет, мы поехали на первенство России по девушкам 1994 года рождения — и там «Спарта» искала себе игроков. Они вообще снимали видео по другой девочке, а про меня и так знали, что я младше всех. Мы отыграли, заняли пятое место, вернулись домой — и я поехала уже со своим возрастом играть в Иркутск.

И тут нам позвонили из Москвы: так и так, приглашаем в «Спарту». У меня было столько радости! Я тут же позвонила маме: «Мама, мне нужно пятьдесят тысяч рублей!» У мамы, конечно, шок: «Даша, что случилось?» А деньги нужны были, чтобы купить билеты до Москвы — потом нам их, конечно, вернули.

Первый год я в Видное ездила только на соревнования. А когда исполнилось 13 — летом поехала со «Спартой», командой своего возраста, на сборы, а потом так и осталась в Видном.

Из Братска, кстати, сейчас в Премьер-лиге играют трое: я, Карина Низамова из МБА и Валя Кожухарь из «Ники».

- Как часто удается бывать дома?

- Пытаюсь ездить туда, как только появляется возможность. Но дорога, к сожалению, занимает очень много времени. Например, летом я летела в Самару — дорога через Москву заняла 12 часов. Обычно я приезжаю сразу по завершении сезона и месяц-полтора провожу с семьей. Потом улетаю в Москву или куда-то отдыхать. Но перед началом сборов я вновь возвращаюсь в Братск. К своей любимой собаке...

Когда мне было 20 лет, я купила собаку. Но почти сразу уехала в сборную и попросила маму летом посидеть с ней. А она подумала, что я ее бросила! И в маме она нашла новую хозяйку. Мама мне привозила ее в Москву, чтобы оставить — ни в какую! Мама уходит — Винчи скулит... В конце ноября будет шесть лет, как моя собака живет с родителями. Но когда я приезжаю — радости у Винчи полный хвост!

- В «Спарте» ты застала становление нынешних лидеров сборной России — Раисы Мусиной и Марии Вадеевой. Какими они были, когда им было по 16-17 лет?

- Маша — работяга! Я до сих пор с ней очень хорошо общаюсь. У нее вся семья — баскетболисты, и с детства ей прививали: работа, работа, работа!.. С Раей я меньше общалась. Но мы с ними много чего повыигрывали, это было классное время!

В «Спарте» вообще очень хорошо развивают детей: тебе многое дают. Когда я пришла в команду ДЮБЛ, главным тренером там был Сергей Данилин — сейчас он возглавляет команду Премьер-лиги. Получается, что и я, и те же Вадеева с Мусиной — мы вместе с ним прошли несколько уровней. Он очень сильный тренер в плане индивидуальной работы.

И «Спарта» — это клуб, где дают играть молодым. Сейчас там вновь сменилось поколение, ушли легионеры и взрослые игроки — на смену им пришла своя молодежь.

«Всего два года назад я играла на первенстве города!» От студенческой команды — до сборной России

- Ты прошла все юношеские и молодежные сборные, в 20 лет дебютировала в главной сборной. Но пока в ней так и не закрепилась...

- Если рассуждать с моей стороны: я выхожу — и делаю на площадке все, что я умею. Дальше уже зависит от главного тренера, насколько он видит меня в команде. Если он посчитает нужным — он меня вызовет.

Я всегда переживаю за девчонок. Сборная — это ведь лицо нашей страны. Летом, когда они играли на Евробаскете, я была очень рада, что они смогли отобраться на чемпионат мира, куда мы уже довольно давно не выходили. Уверена, что девчонки и ноябрьские матчи с легкостью выиграют.

Еще я рада, что сейчас омолаживают состав сборной, как мужской, так и женской. Я согласна, что нужны и опытные игроки, возрастные — но в основном сейчас все играют молодежью. Нам в этом плане тяжело: молодым в клубах не дают так много игрового времени — и, когда ты приезжаешь в сборную, конечно, ты начинаешь теряться. Ты выходишь на три минуты — а у тебя стресс: за эти три минуты ты хочешь сделать буквально все! Я была точно такой же, когда только пришла в Премьер-лигу — думала: ну все, я за свои пять минут сейчас здесь все горы сверну!

- Последний раз, когда ты играла за сборную России — Универсиада в Неаполе два года назад. И там была какая-то история с теплоходом...

- В Неаполе, уж не знаю, почему, не построили гостиницы, и мы должны были жить на огромном лайнере. Но поскольку баскетболисты — люди не самые маленькие, мы все-таки жили в обычной гостинице, на тот теплоход даже и не ездили. Как и волейболисты, кстати. Точно знаю, что там жили, например, гимнастки — и потом, когда мы с ними разговаривали, они рассказывали, что на теплоходе их просто ужас как укачивало. Да и каюты там, говорят, были настолько маленькие, что нам нельзя было бы даже развернуться.

- Еще ты привлекалась в сборную России по баскетболу 3х3...

- Могу сказать так: чтобы играть в 3х3, нужно иметь просто феноменальную физическую подготовку. Это очень тяжелый и очень жесткий вид спорта. И, по мне, это не мой вид спорта. Мне не очень понравилось еще и потому, что я тренировалась всего три дня — а потом сразу поехала на турнир. Я никого и ничего не понимала, да еще и этот тяжелый мяч... Мне говорили: вот сейчас привыкнешь к этому мячу — потом обычным мячом все попадать будешь! Так я потом чуть ли не щиты ломала! Еще я переживала за свои ахиллы — все-таки новое непривычное покрытие. Один раз мы играли вообще в бассейне! Мне было так страшно... Так что я 3х3 даже как «развлечение» на лето сейчас не рассматриваю.

«Призовую машину перевез в Екатеринбург. Теперь нужно сдавать на права». Илья Карпенков – о серебре Олимпиады и суперлиге

- Тогда вернемся к «классике». Как часто смотришь баскетбол?

- Всегда! Я обожаю мужскую Евролигу — это моя любовь! Я смотрю всех, не важно, наши команды там играют или нет. В этом сезоне начала, конечно, смотреть и мужскую Суперлигу-1, хотя раньше никогда ее не смотрела. Смотрю женскую Суперлигу-1, Премьер-лигу, Единую лигу ВТБ — если позволяет время, я смотрю все! Вот ДЮБЛ и всякие детские соревнования я сейчас смотрю гораздо меньше: прошло то поколение, которое я хоть как-то могла знать. Но только не игры бабушки! Она до сих пор тренирует, до сих пор ездит на соревнования.

- На какую из команд Премьер-лиги тебе в нынешнем сезоне интересно смотреть?

- Даже не знаю... Сейчас такой чемпионат, что все друг у друга выигрывают. Вот, например, мы выиграли у Видного — а Видное выиграло у московского «Динамо»! «Динамо» играло дома — но Видное его обыграло достаточно спокойно, там не было какой-то зарубы. Посмотрим, как будет дальше. Но сезон очень интересный!

- А почему летом ты решилась на переход в «Самару»? Новый для Премьер-лиги клуб, новый для тебя город... Как решиться?

- Дмитрий Федорович. Я пришла к Дмитрию Донскову, с которым начала работать в 18 лет в молодежной сборной. Тогда мы еще не были знакомы, я не знала его как тренера. Но мы сразу же выиграли чемпионат Европы, через год стали вторыми на чемпионате мира, еще через год — третьими на Европе. Получается, каждый год работы с Дмитрием Федоровичем мы что-то выигрывали. Он меня звал к себе в команду, еще когда работал в Новосибирске. Я сказала тогда: «Вы меня, конечно, извините — но я не поеду. Это очень далеко!» Хотя потом я сама была в Красноярске, а это еще дальше (смеется).

Вообще я хочу уехать в Европу. Хочу почувствовать себя легионером, мне интересно, каково это: когда ты в чужой стране, когда ты несешь еще больше ответственности, чем местный игрок. Но из-за пандемии уехать куда-то было очень сложно. Не столько даже сложно — страшно. Вот так взять, и уехать в чужую страну, не зная, когда ты сможешь вернуться к семье или когда семья сможет к тебе приехать.

Когда я пришла в «Енисей», я подружилась с игравшим в мужской команде Николой Ребичем. Он был первым номером, а приехал в Красноярск только в сентябре. И когда завершился сезон, он сказал: «Я больше никогда в жизни не буду подписывать контракты, если не смогу попасть с командой на предсезонку. Ведь команда именно в этот момент и формируется». Это как в любом коллективе: идет сплочение, люди начинают друг с другом общаться — и тут, месяц спустя, приезжаешь ты... Те же комбинации: тренер на предсезонке дозированно их дает, ты все прорабатываешь ногами и головой — а если ты приехал в сентябре, их нужно сразу учить, а ведь тебе нужно расселиться и решить какие-то бытовые вопросы. А сейчас, в период пандемии, приехать вовремя еще сложнее.

А Самара — это Россия: спокойно взяли билеты и прилетели, когда нужно. Закончился прошлый сезон — и мне позвонил Дмитрий Федорович. Спросил о моих планах на новый сезон, спросил, не хочу ли я с ним вновь поработать. Я ответила, что, конечно же, хотела бы. Он объяснил, что «Самара» еще не отыграла «Финал четырех» Суперлиги-1 и неизвестно, поднимется ли она в Премьер-лигу. Но «Финал четырех» завершился, Донсков связался с моим агентом, они все обсудили — и теперь уже агент меня спрашивает: «Ну что, «Самара», Премьер-лига — пойдем?» — «Пошли!»

Не было каких-то сомнений, а правильный выбор ли я сделала — нет, я была рада, и сейчас рада, что выбрала «Самару».

- К вопросу про желание поиграть в зарубежном клубе. К какой-то стране уже «присматривалась»?

- Наверное, Испания или Франция. Там и свои чемпионаты очень сильные, плюс еврокубки и Евролига. И у меня уже был в этом году вариант с Францией, но мы с агентом решили, что пока лучше остаться в России. В Европе есть такие клубы, особенно в Турции, которые подписывают игроков — но платят только своим, а легионеры должны добиваться заработанных денег через суд. Одно дело, когда я в России, говорю со всеми на одном языке и могу при необходимости сама рассказать о своих проблемах — а, не дай Бог, что-то случится заграницей?

Поэтому поиграть где-то в Европе очень бы хотелось — но для этого нужно хорошо знать язык. Я и сейчас могу объясняться на английском: летом ездила на отдых в Эмираты — сама везде справлялась без переводчиков. А в баскетболе-то еще легче: термины мы и так все знаем. Но хочется-то знать язык прям идеально! И уехать играть. Хотя, можно уехать, чтобы выучить язык... Посмотрим, как будет дальше.

Фото: БК «Самара»