Блэйк Гриффин вернул «Детройту» 13 млн, чтобы уйти из команды. Это один из крупнейших выкупов контракта в истории НБА
В НБА практически ничего нельзя купить.
Нельзя купить игрока – все баскетболисты переходят из клуба в клуб или как свободные агенты, или в результате обмена на другого игрока.
Нельзя купить клуб – только франшизу. Это как с сетевым фастфуд-рестораном: появляется право зарабатывать деньги на имени команды, на имени НБА, но сам бренд принадлежит лиге, и она устанавливает внутренние правила и распорядки. А если владелец начнет их нарушать – у него это право заберут, пускай и за хорошую компенсацию (см. Стерлинг, Дональд).
Нельзя купить чемпионство – в XXI веке только дважды титул достался командам с самым дорогим составом («Лейкерс»-2010 и «Кливленд»-2016) и только четыре раза – самым высокооплачиваемым игрокам сезона (Шакил О‘Нил в 2006-м, Кевин Гарнетт в 2008-м, Кобе Брайант в 2010-м, Стефен Карри в 2018-м).
Но можно купить свободу.
Блэйк Гриффин потерял остатки мотивации в «Детройте», на данный момент предпоследней команде НБА. Обменять его невозможно: за текущий сезон ему было положено почти 37 млн долларов, за следующий – 39. Такой возможности, как в НХЛ, когда старая команда оставляет в своей платежке часть зарплаты при обмене игрока в новую, в НБА не предусмотрено.
«Детройту», в свою очередь, нет смысла держать Блэйка в составе – клуб, который находится на 27-м месте из 30 по стоимости по оценке Forbes, должен уходить в перестройку, заигрывать молодежь, чистить платежку, экономить, работать в следующее межсезонье по методике «Оклахомы» – принимать от других команд плохие контракты с довесками в виде молодежи и выборов на драфте.
Массивная зарплата Гриффина мешает этому, но скинуть ее из ведомости невозможно. Что же делать?
Стороны согласились пойти на взаимовыгодные финансовые жертвы и договорились о выкупе контракта.
Как происходит выкуп?
Выкупом в НБА называется комбинация двух разных действий с контрактом игрока.
Первое действие всегда происходит по инициативе исключительно клуба: это отчисление. Игрок не нужен команде, его убирают из заявки, но продолжают платить всю гарантированную зарплату. Баскетболист становится свободным агентом и может уйти в любой другой клуб НБА.
(про заблуждения о драфте отказов и «стретче» я расскажу в комментариях к тексту, чтобы не нагружать этот материал).
Второе действие – согласованное с игроком: уменьшение гарантированной части контракта – той, которая останется у игрока в случае отчисления. Обычно это и подразумевается под «выкупом» – какую скидку игрок готов сделать клубу, чтобы разорвать контракт и сменить команду.
Выгода клуба при выкупе заключается в трех пунктах:
освобождение места в заявке на сезон («Детройт» подпишет какого-то молодого игрока вместо Гриффина);
освобождение места под потолком (в этом сезоне «Пистонс» все равно будут выше потолка и ничего не добьются выкупом, зато в следующем смогут расчистить несколько миллионов).
экономия.
В случае с Блэйком эта экономия будет внушительной – 13,3 млн долларов. В абсолютных цифрах – это седьмая самая большая скидка игрока клубу при выкупе. Эти тринадцать миллионов вычтут из зарплаты Гриффина пропорционально остатку: 4,1 млн – в этом сезоне, половина которого уже прошла, и 9,2 – в следующем.
13 млн – всего лишь 5% карьерного заработка Блэйка. Но личное благосостояние не главный фактор решения о выкупе. Важнее не то, сколько игрок уже заработал, а сколько он планирует заработать еще.
Блэйк может компенсировать большую часть потерянного в новом контракте. Особенно выгодное положение у фаворитов на подписание Гриффина, «Нетс» – они могут подписать игрока за 5,7 млн до конца сезона, могут дать контракт 11/2 или 17/3. Чаще всего игроки идут на уступки при выкупе, когда у них уже есть вариант продолжения карьеры с минимальными денежными потерями. Дуайт Ховард отдал «Бруклину» (да, было такое) 5 млн, за которые тут же подписался в «Вашингтон», Кармело Энтони уступил «Атланте» (и такое было) 2,5 млн – размер его минималки, которую он в итоге получил от «Рокетс».
Кто же отказывался от больших денег, чем Кармело, Дуайт и даже Блэйк Гриффин?
6. Дерон Уильямс («Бруклин») – 16 млн
К тому моменту заработал: 145 млн
До конца карьеры получил еще: 15 млн
Первая суперкоманда, которую пытались построить в «Бруклине», рушилась с грохотом. Пол Пирс и Шон Ливингстон ушли как свободные агенты после всего одного сезона в команде, вскоре обменяли Кевина Гарнетта, Андрея Кириленко и Брука Лопеса. Контракты Дерона Уильямса и Джо Джонсона пришлось выкупать.
Но если Джонсону в момент выкупа оставалось доиграть до конца контракта всего несколько месяцев, то контракт Дерона летом 2015 года предполагал еще два сезона в «Нетс» – с зарплатой выше 20 млн долларов за сезон.
Ситуация, очень похожая на гриффиновскую: человек, который считался франчайз-игроком, но вообще ничего не выиграл в статусе первой звезды, к 30 годам организм изношен, кому-то в лиге еще нужен, но не за такую зарплату.
Получив «вольную» от «Нетс» и оставив треть своей зарплаты, Дерон перешел в «Мэверикс» из родного Далласа, которые после чемпионства-2011 хаотично перебирали все варианты в поисках партнера/преемника Новицки. Уильямс подписал средний контракт на два года с опцией игрока, провел стабильный год в «Далласе» и переподписался на лучших условиях – но уже через полгода вновь выкупал контракт, чтобы доиграть остаток сезона на минималке в «Кэвс», дойти с Леброном до финала, завершить карьеру.
На пенсии Дерон получал зарплату от «Нетс» по выкупленному контракту еще целых три года. Текущий сезон – первый, в котором контракт Уильямса не висит в платежке «Бруклина».
5. Вин Бэйкер («Бостон») – 17 млн
К тому моменту заработал: 89 млн
До конца карьеры получил еще: 7 млн
Локаут 1998 года уничтожил карьеру Вина Бэйкера. Но не его банковский счет: один из лучших бигменов конца 90-х провел очень слабый сезон, однако объяснял свою плохую форму, травмы и лишний вес тяжелым вкатыванием в локаутный сезон без нормального тренировочного лагеря. Уверенно отказавшись от опции игрока и став свободным агентом, Вин всеми своими действиями показывал – я заслуживаю больших денег. «Сиэтл» дал ему максималку, а Вин даже начал возвращаться к своей звездной форме в команде, где были все еще грозный Гэри Пэйтон и восходящий Рашард Льюис.
Но потом Бэйкер снова сдулся (к сожалению, ментально, а не телесно). Потому что причина его проблем – не отсутствие тренировочного лагеря. Без игр во время локаута-1998 Бэйкер крепко запил и, по сути, так и не вышел из запоя.
Правда, вскрылось это уже после обмена в «Бостон» через несколько лет, когда на медосмотре у Вина обнаружили цирроз печени. Бэйкер едва мог передвигаться, набирал по 5 очков за игру, а «кельтам» предстояло платить за это максимальную зарплату еще 4 года.
В общем, контракт Гриффина – далеко не худший в истории. Еще неопытный генменеджер «Бостона» Дэнни Эйндж, как только пришел вытаскивать клуб из болота, сразу попытался аннулировать соглашение с Бэйкером – тот в середине своего второго сезона в клубе нарушил условия программы реабилитации. Но арбитраж НБА рассудил, что клуб не имеет права разрывать контракт в такой ситуации. «Бостон», лига, профсоюз и агент игрока договорились о том, что отчисленный Бэйкер получит только половину от оставшейся зарплаты.
В тот момент Вин должен был остаться без работы, но на его удачу в «Никс» только что назначили президентом Айзейю Томаса. Тот предложил Бэйкеру контракт – причем не минимальный и не до конца сезона, как было бы логичнее, а 6,5 млн за полтора года. Правда, конец карьеры и игра за «Никс» Томаса – примерно равнозначные понятия.
Бэйкеру никак не помогли ни деньги «Никс», ни помощь профсоюза, «отбившего» 17 млн у Эйнджа. Вин обанкротился довольно скоро, после чего вернулся в Сиэтл – работать в «Старбаксе». Кофе победил алкоголь – Бэйкер трезв уже 10 лет, и с 2018 года помогает в тренерском штабе «Милуоки».
4. Шон Кемп («Портленд») – 19 млн
К тому моменту заработал: 63 млн
До конца карьеры получил еще: 1 млн
На своем пике Вин Бэйкер был настолько хорош, что считался адекватной компенсацией за Шона Кемпа. Кемпа, у которого тоже пока не было проблем с алкоголем, наркотиками и бесконечными детьми.
Но были проблемы с руководством «Суперсоникс» – после финала-1996 Кемп рассчитывал на прибавку, вместо этого «Сиэтл» подписал деревянного центрового Джима Макилвэйна на остаток места под потолком зарплат.
Кемп потребовал обмена, «Сиэтл» получил вместо него Бэйкера, а сам Шон – один из всего пяти 100-миллионных контрактов в истории НБА к тому моменту. Конкретно – 107 млн на 7 лет от «Кливленда».
Правда, «Рейнмен» так и не получил эту сотню миллионов. За два года до окончания контракта его контракт выкупил «Портленд» – главные транжиры начала XXI века поняли, что сжигают деньги и не могут побороть «Лейкерс» и «Сперс». Как и в случае с Бэйкером, клуб угрожал разорвать контракт Шона, когда тот сорвал свою антинаркотическую реабилитацию. Здесь тоже стороны сошлись на денежном компромиссе, а остаток зарплаты (27 млн) Кемпу выплачивали 10 лет.
3. Дерек Фишер («Юта») – 21 млн
К тому моменту заработал: 37 млн
До конца карьеры получил еще: 22 млн
Дерек Фишер не просто так был главой профсоюза. Он настоящий король выкупов контракта – за карьеру у него набралось три!
Последние два были обыденными – в марте 2012 года «Лейкерс» обменяли его в «Хьюстон», а Дерек хотел играть за контендер и договорился об уходе, после чего перешел в «Оклахому». Летом защитник подписался на минималку с «Далласом», но уже в декабре ему разонравилось в «Мэвс», и он вернулся в «Тандер».
Никто не удивился маневрам Фишера, потому что он уже исполнял подобное – только в более крупных масштабах. В 2006 году он перешел в «Юту» из «Голден Стэйт», и в его контракте оставалось еще 4 года. Фишер и еще один герой текста, Дерон Уильямс, успешно играли сдвоенных стартовых разыгрывающих, но во время плей-офф выяснилось, что у дочери Дерека – ретинобластома, опухоль в глазу.
Фишер впервые за сезон пропустил игру, чтобы быть с дочерью во время операции, а это был первый матч полуфинала Запада. Операция прошла успешно, разыгрывающий вернулся в команду прямо по ходу следующего матча, который «Юта» вырвала у его бывшей команды ГСВ в овертайме…
В общем, как будто бы сказка. После сезона Дерек попросил «Джаз» разорвать контракт, чтобы быть рядом с больной дочерью. И почти сразу подписался с Лейкерс», где играл в 1996–2004 – на три года и 14 млн.
Болельщики «Юты» подозревали Дерека в том, что тот использовал болезнь ребенка, чтобы слинять из штата мормонов к старому другу Кобе, и через год встретили его в плей-офф оскорбительными кричалками «cancer» («рак»).
Вы все еще удивляетесь, почему у игроков НБА такое отношение к Юте?
2. Лэрри Сэндерс («Милуоки») – 22 млн
К тому моменту заработал: 31 млн
До конца карьеры получил еще: 200 тысяч
Как можно увидеть из текста, развод с клубом может проходить как бизнес-решение, как у Дерона или Блэйка, но чаще связан с небаскетбольными причинами.
В 2013 году центровой «Милуоки» Лэрри Сэндерс совершил прорыв – 24-летний бигмен по данным продвинутой статистики запер «краску» под кольцом своей команды на такой замок, какого не было со времен Бена Уоллеса. Это был первый сезон Лэрри в старте, но клуб тут же предложил игроку продление контракта на 44 млн за 4 года.
А дальше… дальше лучше расскажет вот этот текст:
Еще до вступления в силу нового соглашения Сэндерс перестал интересоваться баскетболом. В сезоне-2014/15 он вновь попался на марихуане, получил очередную дисквалификацию и объявил о том, что уходит из НБА, потому что не может преодолеть проблемы с тревожностью и депрессией.
Из 44 млн Сэндерс получил половину – как негласно и полагается игроку, которого выкупают, чтобы не доводить до тяжб по аннулированию контракта (таких прецедентов в современной истории НБА не было). Подобная пенсия позволила Сэндерсу заниматься чем угодно, он и занимался чем угодно: сочинял музыку, рисовал, разрабатывал линейку модной одежды.
В 2017-м Лэрри объявил, что возвращается в НБА и даже чуть-чуть поиграл за «Кливленд», но был отчислен перед плей-офф.
Больше Сэндерс в баскетбол не играл. Зато «Бакс» продолжают выплачивать ему остатки зарлпаты. Последний матч за команду он провел 23 декабря 2014-го, последний чек за это он получит 1 ноября 2022-го – почти 8 лет спустя.
1. Байсон Деле («Детройт») – 36 млн
К тому моменту заработал: 16 млн
До конца карьеры получил еще: 0
Вы думали, Лэрри Сэндерс – странный? Тогда вы ничего не понимаете в баскетбольных чудиках.
Отказ Байсона Деле от 36 млн не попадет и в топ-5 самых диких поступков в его жизни.
В свой пятый сезон в НБА центровой, которого тогда еще звали «Брайан Уильямс», удивил прогрессом в «Клипперс», но когда те попытались продлить его контракт, отказался, заявив, что ему слишком мало предлагают. В итоге он пропустил почти весь сезон – потому что столько, сколько хотел Брайан, не предлагал никто.
Бигмен подписался прямо перед плей-офф с «Чикаго», где помог команде Джордана взять титул в 1997 году – и наконец получил предложение своей мечты: почти 50 млн на 7 лет от «Детройта».
В «Детройте» он провел всего два года из семи – но и туда вместилось многое, от романа с Мадонной до смены имени в честь своих индейских («Бизон») и африканских («Деле», «возвращение домой» на йоруба) корней.
Через два года Байсон внезапно завершил карьеру. Просто отказался от 36,45 млн за следующие пять лет по контракту. Сейчас, по нынешним правилам НБА и рекомендациям профсоюза, какую-то часть из этих денег Деле сохранил бы, как Сэндерс. И «Пистонс» выплачивали бы ему что-то еще 11 лет.
Подобный 11-летний аннуитет мог бы стать неплохой пенсией, но у Байсона и так оставались накопления, которые он тратил на путешествия по всему миру. И, как оказалось, эти 11 лет Деле и не прожил бы:
* * *
В случае с Деле и его рекордным выкупом «Пистонс» не остались должны игроку ни цента, зато сейчас нарратив о выкупе Блэйка можно повернуть и иначе: «Детройт» заплатит 44 млн за то, чтобы Гриффин играл за другую команду. И тогда это будет рекордом НБА – если счиать, сколько «мертвых денег» остается в платежке.
Рекорд когда-то принадлежал Кемпу – «Портленд» продолжал платить ему 27 млн после выкупа. Затем первенство перехватил Дерон Уильямс (28 млн), но ненадолго – через полгода «Детройт» (опять «Детройт»!) провернул что-то нелепое, отчислив Джоша Смита в середине сезона, даже не договариваясь о выкупе. Джош получил все положенные ему 37 млн, и в платежке «Пистонс» его зарплата висела до 2020 года.
К тому моменту в НБА случились еще два массивных выкупа: Кармело Энтони за 25,5 млн от «Атланты», Луол Денг за 29 млн от «Лейкерс». В конце концов и Смита подвинули – Жоаким Ноа расстался с «Никс», получив за это 38 млн долларов (зависли в зарплатной ведомости по 6,4 млн в год до 2022-го).
Но «Детройт» не мог не вернуть себе первую строчку.
Фото: Gettyimages.ru/Leon Halip, Kevin C. Cox, Jed Jacobsohn/Allsport, Ronald Martinez, Mike McGinnis, Ezra Shaw
«Частичные уэйверы», когда можно было сделать ставку и забрать игрока за часть его контракта, не полностью, существовали только во времена правила амнистии. По Коллективному соглашению 2017 года правило амнистии не было предусмотрено, так что и вспоминать о нем незачем до следующего CBA.
О «стретче», т.е. расписывании зарплаты отчисленного на несколько сезонов: во-первых, расписываются только будущие сезоны. То есть текущий сезон оплачивается по обычному графику – то, что Блэйк должен был заработать в этом сезоне (минус его уступка), он так же получит в этом сезоне. Но вот зарплата следующие сезоны размазывается на несколько лет: 1 сезон оставался – на три года, 2 сезона – на пять лет, и так далее по формуле 2n+1.
Это речь о фактической выплате зарплаты. В платежке клуб может оставить старый график или поменять его на «растянутый». У него нет обязанности стретчить контракт в платежке. Только возможность.
С Гриффином стретч не будут использовать, «Детройт» в 2022 году избавится от его зарплаты в платежке (хотя в реальности выплачивать деньги ему будут до 2024-го).
Об отчисленных миллионах: В истории НБА было три мертвых контракта даже больше, чем у Блэйка, но в отличие от Гриффина, Смита и остальных, они не учитывались в платежке. В 2005 году «Даллас» списал 52 млн Майкла Финли по правилу «амнистии», которое ввели в том году с новым Коллективным соглашением. В 2011 году «Орландо» так же списал 61 млн Гилберта Аринаса, а в 2017-м два последних сезона в контракте Криса Боша (52 млн) списали по медицинскому исключению. Все эти деньги тоже заплатили игрокам, единственное отличие – ничто не учитывалось в платежке.
Оказывается, редкостный кадум. Спасибо.