11 мин.

НБА еще не видела такого лета: лучшие на рынке, «Лейкерс» строят империю, контракты на 4 миллиарда

Ничего нельзя предсказать.

 

Финал НБА не просто решает, кто становится чемпионом, он подводит итоги сезона. Да, лига теперь зачем-то оттягивает вручение наград до конца июня, но по-настоящему баскетбольный сезон завершается не на этой фэйковой гала-церемонии, а на вручении всего одного трофея – чемпионского.

После чего наступает одновременно унылая и веселая пора – межсезонье.

Вообще слово «межсезонье» – в стоп-листе большинства спортивных медиа. «Если его видишь в заголовке, эрекция сразу пропадает на три дня», – признается один из небаскетбольных редакторов Sports.ru. Действительно, большая часть баскетбольного отпуска проходит с минимумом инфоповодов и с постоянными репликами в комментариях к летним новостям: «Когда уже начнется сезон?».

Но только не старт.

Начало межсезонья – это максимально бодрый отрезок, который часто веселее и плей-офф, и Матча всех звезд, и иногда даже февральского дедлайна на обмены. В этот период меняется судьба абсолютно всех 30 команд НБА, а плотность слухов, переходов и обсуждения этого всего достигает максимальной отметки.

В 2019 году межсезонье становится одним из самых громких и насыщенных в истории. И этому есть несколько объяснений.

Уже произошло многое

История этого баскетбольного лета тянется еще с зимы – когда Энтони Дэвис через своего агента-глашатая публично потребовал обмен из «Нового Орлеана».

Сейчас его желание было выполнено, «Пеликанс» выторговали за Дэвиса все то, о чем мечтали, но еще до этого получили гораздо большее – первый пик драфта. Пик, который стал Зайоном Уильямсоном. Ни на кого не похожий форвард успел очаровать всех своими носорожьими данками еще в школе, оказался неожиданно эффективен в колледже, а теперь будет покорять НБА. От того, в какую команду он попадал, зависело многое – повезло «Новому Орлеану», который теперь был уверен в своем будущем и мог вести переговоры по уходящему Дэвису с позиции силы.

«Лейкерс» на той лотерее драфта повезло не так сильно, но и они получили четвертый номер, на который не рассчитывали. Этот драфт-пик помог им вылезти в фавориты гонки за Дэвиса, когда «Бостон» отказался обсуждать в сделке Тэйтума, а «Никс» – Митчелла Робинсона.

В погоне за Большим Трио ЛАЛ успели до конца июня еще и договориться с «Вашингтоном» о содействии обмену Дэвиса – скинули балласт в виде молодежи. Так у них появляется место еще на одну звезду: 32 млн в платежке на свободного агента.

Лучшие игроки двух лучших команд НБА одновременно выходят на рынок

MVP финала может покинуть клуб, поскольку у него заканчивается контракт. Лидер клуба-чемпиона на истекающем контракте – редкая, практически уникальная ситуация, подобных в истории НБА было крайне мало: Майкл Джордан в 1996, Тим Данкан в 2003, Леброн Джеймс в 2016. Но в каждом из тех случаев было понятно, что суперзвезда после финальной серии продлит контракт, ведь каждый из них возвращался в свою команду за два-три года до этого (Джордан из бейсбола, Данкан из переговоров с «Орландо», Леброн из командировки на Саут-Бич) не ради одного титула.

Сейчас ситуация другая. Кавай – лучший игрок «Торонто», лучший игрок финала и, вполне возможно, вообще лучший игрок НБА прямо сейчас, но, отыграв в Канаде всего год, он может перейти в новый клуб.

Еще больше уникальности этому придает то, что «Торонто» прекрасно осознавал мотивы Кавая и риск того, что у них есть всего один год, чтобы получить пользу от его обмена. Но они на этот риск пошли – и стали чемпионами.

Теперь Кавай с чувством выполненного долга перед канадцами может подписаться с «Клипперс» или «Лейкерс» из родного Лос-Анджелеса.

Теперь Кавай знает, что с этим составом «Торонто» можно становиться чемпионом и догонять Леброна по числу перстней.

Выбирайте себе любое из двух вышестоящих предложений.

Нарратив был бы иным, если бы не лидер соперника «Торонто» по финалу. Кевин Дюрэнт тоже поставил себе конкретный временной промежуток, который планировал провести игроком «Уорриорз»: три года. Он выиграл все в первый год, выиграл все во второй, но третий, как обычно, стал самым сложным – еще до травмы. Кевин проводил свою наименее яркую регулярку за 10 лет, получил дополнительную критику на самом старте сезона, когда без Карри ГСВ проиграл 4 матча подряд. Было заметно, как Кевину некомфортно в «Голден Стэйт», команде Карри, команде Сплэш-Бразерс, команде Стефа-Дрэя-Клэя, но не команде Кей-Ди.

Сложный сезон, конфликты в клубе, первая травма ноги в плей-офф, разочарование от поражения в финале, разрыв ахилла, недоверие к медштабу и менеджменту «Уорриорз» – не так Дюрэнт хотел завершить этот трехлетний цикл.

ГСВ и «Торонто» проводили финал с пониманием, что это могут быть последние игры Кевина и Кавая в их майках, и ставки были высоки.

Теперь два главных действующих лица финала – один из-за того, как он играл, второй из-за того, как он не играл – становятся двумя главными действующими лицами и межсезонья и теперь будут разыгрывать между собой не чемпионство, а всю НБА.

На рынке особенно много звезд в этом году

Но не Ленардом и Дюрэнтом едиными.

Межсезонье-2019 еще год назад получило прозвище «лето 6К», по именам шести основных свободных агентов: Кевин, Кавай, Кайри, Клэй, Кемба, Кристапс (то же самое латиницей: Kevin, Kawhi, Kyrie, Klay, Kemba, Kristaps). Это несправедливо к еще одному игроку, который получит сейчас максимальный контракт – Джимми Батлеру (или он на самом деле Кимми?), но год назад Батлер скандалил в «Миннесоте» и потому немножко игнорировался.

За прошедший сезон еще один K влетел на уровень максималки – Крис Миддлтон из «Милуоки», но перечень звезд-свободных агентов как будто вовсе не заканчивается.

На рынке – 12 человек, игравших на Матче всех звезд в последние два сезона. И многие из них планируют сменить клуб.

Одна из причин такого высокого предложения – цикличность. В 2011 году прошел мощный и очень глубокий драфт: именно там задрафтовали Ленарда, Ирвинга, Томпсона, Уокера, Батлера, Вучевича, Тобайаса Харриса, близнецов Моррисов и даже Айзейю Томаса под самым последним пиком. Прошло 8 лет – и логично, что именно после этого все выходят на рынок, ведь первые четыре года игроки проводят в НБА на фиксированном контракте новичка, а затем продлевают его еще на четыре года уже на взрослые деньги – и после этого становятся неограниченно свободными агентами.

В прошлом году по такой же системе свободными агентами оказались Пол Джордж, Гордон Хэйворд и Демаркус Казинс из класса-2010, в следующем повторится сценарий для Энтони Дэвиса, первого пика-2012.

Но набор-2011 не только стоит особняком по глубине пула звезд – все они, так уж совпало, решили не продлеваться заранее со старыми командами (в отличие от Уолла или Лилларда). И все выходят на рынок одновременно.

У команд наконец-то появились деньги

Клубы подготовились к такому рынку – сразу у 11 команд есть место под потолком на максимальный контракт, а у некоторых даже на два.

Но это в меньшей степени заслуга менеджеров, и в большей – дело случая. Два ключевых фактора повлияли на то, что так много клубов вновь готовы бросаться деньгами в свободных агентов:

Во-первых, впервые за три сезона потолок существенно вырос. После безумного скачка-2016, когда с 70 млн мы сразу скакнули на отметку в 94, потолок два лета подряд подрастал незначительно. В 2017 году – меньше, чем на 5 млн, в 2018 – вообще меньше, чем на 3.

Сейчас с отметки в 101,9 млн потолок по оценкам НБА должен дойти до 109 млн (точные цифры станут известны только после июльского аудита, когда НБА посчитает прибыли за прошедший сезон и спрогнозирует их на следующий).

В абсолютных цифрах – около 7 млн – этот прирост уступит только лету-2016.

Во-вторых, мы еще раз вспоминаем 2016-й. Тем летом слишком многие клубы слишком переплатили средним игрокам – просто потому что могли. Сейчас от тех четырехлетних контрактов остался лишь год, и даже самые плохие зарплаты удается куда-то скинуть без серьезных затрат. Перестраивающаяся «Атланта» с пустой платежкой приняла на себя переплаченных Майлза Пламли, Соломона Хилла, Аллена Крэбба и Эвана Тернера. «Лейкерс» выкупили Луола Денга, а «Никс» – Жоакима Ноа. Даже Чендлер Парсонс и Райан Андерсон упоминаются в каких-то слухах, потому что пережить один год с плохим контрактом в платежке уже не так страшно, как два и уж тем более четыре.

(однако мы все еще ждем, когда в этих слухах появится Тимофей Мозгов).

И наконец, все факторы складываются в то, что рекорд в 4,1 млрд по общей сумме заключенных контрактов будет побит.

Топ-рынки настроены агрессивно

Лос-Анджелес и Нью-Йорк готовы к торговой войне. Обе команды из ЛА – «Лейкерс» и «Клипперс» – хотят получить Кавая Ленарда, Кайри Ирвинга, Джимми Батлера, причем ЛАК могут даже подписать двоих. «Никс» и «Нетс» долго спорили за право объединить Кайри и Кевина Дюрэнта, но теперь рассматривают и иные варианты.

Все это по цепочке затрагивает другие клубы и других игроков.

«Клипперс», готовясь к этому лету, сбросили Тобайаса Харриса в «Филадельфию» – та, получив Харриса, готова пережить расставание с Батлером – на него уже нацелились в «Хьюстоне», но им нужно для этого устроить сайн-энд-трейд, а заодно как-то сбросить Криса Пола.

«Никс» отдали Порзингиса, чтобы освободить место под потолком на звезд; его приютил «Даллас», который в ответ избавился от Харрисона Барнса с опцией игрока на сезон-2019/20, а поскольку тот попал в «Сакраменто», то решил от этой опции продления отказаться.

«Нетс» в случае успеха с Кайри будут расставаться с ограниченно свободным агентом Д’Анджело Расселлом, им уже интересуются в «Миннесоте», «Финиксе» и даже готовы помириться «Лейкерс».

Сами ЛАЛ уже закрыли гештальт по Дэвису, но пока закрывали, вроде бы вылетели из претендентов на Кембу – того уже охмуряет «Бостон».

И так далее.

В межсезонье всегда есть агрессивные клубы, но когда в их число попадают самые богатые франшизы НБА, а потом это накладывается на сильный и разнообразный набор свободных агентов – мы получаем ядерное баскетбольное лето.

Открытая гонка за титулом

Возможно, основная причина такой повышенной активности – вовсе не попытки перехватить Дюрэнта (который вообще выбыл на год), не свободный MVP финала Кавай (который еще может никуда не уйти из «Торонто»), не исправление ошибок 2016-го и не объединение Леброна с Дэвисом на площадках «Космического джема-2» и домашнего стадиона «Лейкерс».

Впервые за долгое время в лиге нет доминанты – ни игрока, ни клуба.

Леброн впервые за 100 миллиардов лет не попал в плей-офф и потерял статус суперчеловека, который может все.

«Уорриорз», казавшиеся непобедимыми еще пару месяцев назад, не просто упустили титул, но и лишились двух из четырех своих ключевых игроков как минимум на год – а то и больше; рано говорить о конце династии, но точно нужно говорить о паузе.

Столько лет подпиравшие команду Карри-Дюрэнта на Западе «Рокетс» уже разочаровались в союзе Хардена и Пола, готовы полностью все взорвать и строить совершенно другой состав вокруг Бороды.

Один шаг Кавая может отбросить чемпиона НБА на сто шагов.

Букмекеры называют «Лейкерс» главными претендентами на титул, но таких низких котировок у фаворита не было больше 10 лет. На данную минуту у «Лейкерс» целых три игрока в составе. Но сейчас в НБА стоит просто объединить двух звезд – даже проваливших прошлый сезон – как ты тут же становишься лидером чемпионской гонки.

В этой непредсказуемости ближайшего будущего НБА и кроется основная интрига предстоящего лета.

В НБА – жара для менеджеров. Важнее всего урвать правильных ролевиков

Все платежные ведомости клубов НБА перед открытием рынка

Фото: Gettyimages.ru/Mike Lawrie; REUTERS/Derick E. Hingle/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Vaughn Ridley, Thearon W. Henderson, Streeter Lecka; globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Ethan Miller, Gregory Shamus