8 случаев, когда НБА меняли не суперзвезды
У «Южного Парка» есть замечательная серия в шестом сезоне «Это уже было в «Симпсонах». Это та, где Баттерс в образе Профессора Хаоса пытается придумать способ завоевать мир, но оказывается, что все придуманные им варианты уже были до него изображены в «Симпсонах».
В моем случае это звучит не как «Это уже было в «Симпсонах», а как «Про это на Трибуне уже писали до тебя». Изначально я хотел написать текст про то, как появились различные технические приемы современного баскетбола, но потом наткнулся на материал «Элементарная игра. Кто создал баскетбол в современном виде».
Было обидно. Поэтому я решил немного изменить формат и сделать список незвездных (ну или по крайней мере нелегендарных) игроков, внесших вклад в игру НБА, о котором мало кто вспоминает или знает.
Уверен, что кто-то уже писал что-то подобное. Но если эпизод про вторичность творчества у «Южного парка» был аж в 2002-м году, то уж в 2018 году претендовать на оригинальность явно нет никакого смысла.
Марк Прайс – прохождение двойных заслонов
Одно из самых недооцененных нововведений для одного из самых недооцененных игроков.
Ситуация: разыгрывающему ставит заслон один из игроков передней линии. Вместе с «большим» атакующей команды наверх поднимается игрок, который держит его в защите. Так вот Прайс был первым, кто додумался не оббегать вышедшего на подстраховку «большого», а резко просачиваться между своим защитником и игроком передней линии соперника.
Прайс как бы раздваивал заслоны и научился оставлять позади себя сразу двоих защитников, что давало ему метр-два свободного пространства для среднего броска или флоутера.
«Забавная история. Впервые этот прием получился у меня случайно в игре против «Филадельфии». Это был мой второй год в лиге, так что я всеми силами старался улучшить свою игру и добавлять в свой арсенал новые движения. Против меня тогда защищался Морис Чикс, четырехкратный участник Матчей звезд и один из лучших оборонительных игроков лиги, которого много раз выбирали в сборную лучших игроков защиты.
Так вот я в одном из эпизодов прошел заслон и внезапно увидел перед абсолютно пустое пространство, как будто Красное море передо мной расступилось. Я сразу же юркнул в этот коридор и забил легкий мяч. Помню, как мы возвращались на свою половину и Чикс сказал мне: «Классно у тебя получилось». Эти слова мне запомнились, так что сразу после игры я пересмотрел тот эпизод в записи. Позднее я чаще искать возможности пройти таким образом заслон, поэтому это движение вошло в мой атакующий репертуар», – рассказывал сам Прайс.
Сегодня в свою игру этот элемент органично вписали Дуэйн Уэйд...
...Расселл Уэстбрук...
...Дэмиан Лиллард (с пробежкой).
Сегодня каждый уважающий себя разыгрывающий должен знать, что при прохождении заслона у него есть такая опция. Спасибо за это Марку Прайсу.
Тим Хардуэй – UTEP Two-Step
Упомянутый в подзаголовке прием – это подвид кроссовера, когда сначала игрок делает перевод под ногой, после чего еще раз резко переводит мяч на другую руку уже перед собой. (Оригинальное название приема – это отсылка к университету Техаса в Эль-Пасо, где и учился Тим). Хардуэй владел этим приемом филигранно и стал одним из первых в НБА, кто сделал кроссовер своих фирменным оружием.
Уже после него своей «фишкой» переводы мяча сделал Аллен Айверсон, поэтому я посчитал нужным включить Хардуэя в свой список, ведь этот чувак успел порвать «кресты», вернуться и продолжить терроризировать защитников своими трюками еще задолго до того, как в НБА повсеместно въехали элементы стритбола и показушные размашистые переводы мяча.
В 1991-м году Чарльз Баркли заявлял, что «Тим Хардуэя невозможно остановить». Мэджик Джонсон тоже восхищался его резкими переводами мяча: «Он прямо как шериф с Дикого Запада. Два выстрела мячом в пол, бах-бах, и ты мертв. Обожаю, как он это делает».
В отношении кроссоверов люди всегда сравнивали крестного отца, Хардуэя, и главное лицо этого приема – Айверсона. Сам Хардуэй естественно сам считал себя отцом этого технического элемента и утверждал, что «Айверсон всегда делал пронос мяча, а не кроссовер». Как бы там ни было, благодаря Хардуэю у современных баскетболистов появился еще один способ обыграть соперника, без которого сегодня сложно представить современное искусство дриблинга.
(И да, Хардуэй был приличной звездой в свое время, но как-то так получилось, что его наследие сегодня ценится не так высоко, как, например, айверсоновское).
Келвин Мерфи – «малыш» среди великанов
Нэйт Робинсон, Эрл Бойкинс. Маггси Богз – все это круто, конечно. Но как в начале было Слово, так и в начале был Келвин Мерфи. Человек, который доказал, что даже будучи ростом 175 см можно не заблудиться среди сосен-великанов и доказать свою состоятельность.
Да, Мерфи был не первым – даже в тексте «10 лучших «малышей» в истории НБА» есть люди, которые играли до него – но именно он рассматривается как «пионер», сделавший себе имя в лиге, которая стремительно прибавляла в росте. Он умудрялся демонстрировать свой лучший баскетбол в те годы, когда средний рост игрока в НБА установился на современных величинах и больше существенно не менялся до сих пор (в 1983-м, когда Мерфи завершил карьеру, средний рост игроков НБА в дюймах был 78,95, в 2015-м году – 78,93; с 83-го были отклонения в обе стороны, но, например, по данным basketball-reference.com средний рост менялся в пределах одного дюйма).
Малый рост Мерфи, как и в случае афроамериканцев, с натяжкой можно назвать нововведением, но его успех стал хорошим примером для будущих поколений и доказательством того, что для попадания в НБА необязательно быть Шоном Брэдли.
Трент Такер – правило 0,3 секунды
15 января 1990 года за 0,1 секунды до конца игры с «Чикаго» игрок «Никс» Трент Такер умудрился получить мяч и забить трехочковый до истечения времени матча. Бросок засчитали, «Никс» победили.
После игры тренер «Буллс» Фил Джексон яростно протестовал, а НБА быстренько приняла новое правило, согласно которому на секундомере должно быть минимум 0,3 секунды для совершения полноценного броска. Меньше 0,3 на часах – и остается только вариант с набросом на кольцо. С тех пор единственный матч за 0,1 выиграл только Дэвид Ли.
Майкл Адамс – первая «пулялка»
Первый трехочковый бросок в истории НБА забил Крис Форд из «Селтикс» 12 октября 1979-го. Все мы знаем, что Ларри Берд стал одним из ранних специалистов по дальним броскам, который взял на вооружение трехочковый как полноценную часть своей игры. Но знаете, сколько трехочковых в среднем за игру бросал Берд? Не больше 3 штук в лучшие годы.
В 90-е в НБА появилась целая плеяда талантливых снайперов, которые сделали трехочковый бросок неотъемлемым элементом своего атакующего арсенала. Вот список из некоторых из них. При этом в скобочках я указал число дальних бросков за игру в рекордный по этому показателю сезон в карьере игрока.
Стив Керр (2,9)
Тим Леглер (3,2)
Джефф Хорнасек (3,2)
Делл Карри (5,2)
Марк Прайс (5,3)
Глен Райс (5,6)
Митч Ричмонд (6,4)
Дэйл Эллис (6,4)
Чем дальше по списку, тем внушительнее цифры. Тем удивительнее было найти парня, который в 90-х умудрился сотворить нечто такое, что удалось повторить лишь спустя десяток лет, либо благодаря изменениям в правилах.
Майкл Адамс, разыгрывающий «Денвера», сезон-1990/91. 66 игр, 35,5 минут, 26,5 очков, 10,5 передач и 8,5 (!!!) трехочковых бросков за игру при 2,5 попаданиях и проценте реализации 29,6.
Это был идеальный шторм – максимально бесполезная команда (20 побед), играющая в крышесносном темпе (113,7 владений за игру) без защиты (1-е место в лиге по очкам за игру и последнее – по пропущенным). Адамс был не просто пулялкой, он был уникальным для своего времени персонажем, который на один год превратился в самого бессовестно неэффективного лжеснайпера в лиге.
Со времен его потрясающего по аномальности сезона планку в 8 трехочковых за игру до конца века удалось покорить лишь Джорджу Макклауду из «Далласа» в сезоне-1995/96, который вышвыривал по 8,6 трехочковых. При этом нельзя забывать, что Макклауд практически читерил, поскольку с 1994 по 1997 год трехочковую дугу в НБА подвинули ближе к кольцу на полметра, чтобы повысить результативность.
Можно сказать, что антидостижение Адамса дожило до нового века, когда в сезоне-2003/04 Бэрон Дэвис еще в форме «Хорнетс» бросал по 8,7 трехочковых за игру с процентом 32,1.
С момента введения трехочковой линии лишь 10 игроков бросали больше 8 трешек за сезон – уже упомянутые Макклауд, Адамс и Дэвис, а также признанные специалисты этого дела – Айзейя Томас (1 раз) Клэй Томпсон (2), Эрик Гордон (2), Рэй Аллен (2), Джеймс Харден (3) и Стеф Карри (4).
При этом именно Адамс и Дэвис занимают два последних места по проценту реализации. Адамс так и вовсе отстает от худшего игрока в этом списке после Дэвиса (Джеймс Харден сезона-2016/17, 34,7%) на 5% по точности реализации. Так что именно его можно считать прародителем всего рода пулялок.
А еще он странно бросал штрафные:
Дэррил Доукинс – новая конструкция колец и щитов
Простая история. В 1979 году в игре против «Канзас-Сити Кингз» форвард «Филадельфии» Дэррил Доукинс забил сверху так сильно, что сломал щит. Ну прямо как в «Движении вверх», только по-настоящему. Щит просто рассыпался на куски.
Всего пару недель спустя в матче против «Сан-Антонио» Доукинс повторил этот трюк. На этот раз он не просто сломал щит, но и вырвал из него кольцо с корнем.
НБА сначала понятия не имела, как быть. Сперва представители лиги предупредили Доукинса, что в следующий раз за сломанный щит его оштрафуют на 5 тысяч долларов. Потом оказалось, что болельщики остались в восторге от данков Доукинса и придумали ему кучу прозвищ. НБА поменяла стратегию и включила моменты с ломанием щитов в свои телевизионные промо-ролики.
А в сезоне-1981/82 было принято от греха подальше сменить конструкцию колец. Именно тогда появились первые кольца на пружинах, которые гасили энергию бросков сверху и переносили их на всю конструкцию кольца, а не только щит. Именно поэтому Шакил О’Нил в сезоне-1992/93 «повалил» два кольца, но так и не сломал щит. К тому же, к тому времени и сами щиты уже стали делать из другого материала.
К слову, игрок «Кингз», попавший под осколки щита, сломанного Доукинсом, спустя три года после этого момента вылетел из лиги в возрасте 29 лет и в сентябре 1982-го совершил самоубийство, отравившись угарным газом в своей машине.
Кэрон Батлер – запрет на жевание пластиковых трубочек
Батлер начал жевать пластиковые трубочки для распития напитков еще в юности. Так он справлялся со стрессом.
В НБА он не изменил своей привычке и, по его собственному признанию, сжевывал за игру около 10-12 трубочек. В 2010 году лига запретила ему это делать из-за «вопросов безопасности».
Шарунас Марчюленис – евростеп
Евростеп – это такой баскетбольный прием, когда игрок с мячом прекращает дриблинг и сначала делает шаг в одну сторону, после чего резко меняет направление движения и второй шаг делает в другую сторону. Звучит очень просто, но прием действительно очень эффектный и, при наличии правильного исполнителя, эффективный.
«Это очень креативная штука, очень отличается от того, чему учат нас, – рассказывал в 2010-м тогда еще игрок «Торонто» Демар Дерозан. – Ты как бы создаешь иллюзию того, что движешься в одну сторону, но на самом деле идешь в другую».
Считается, что одним из первых баскетболистов, кто привнес этот элемент в НБА, стал литовец Шарунас Марчюленис. Это распространенное мнение, но оно граничит с заблуждением.
Даже до 80-х тем, что сегодня называется евростепом, баловались и Джулиус Ирвинг, и Элджин Бэйлор, но не использовали этот трюк на постоянной основе по двум причинам. Во-первых, высок риск нарваться на пробежку. Резкая смена направления заставляет игрока с мячом как бы застыть на одной ноге, поэтому у судьи возникает жгучее желание свистнуть нарушение. Во-вторых, до массового вливания европейской крови в НБА, вся лига играла, как не сложно догадаться, по американским канонам, который завязан на атлетизме, а не сложных технических навыках.
«Американцы больше видят в баскетболе прямые линии, в то время как европейцы – они более изобретательны и придумывают разные способы обойти соперника со стороны», – поясняет персональный тренер игроков НБА Дэвид Торп.
Марчюленис по характеру, физическому сложению и стати был совершенно не похож на то, что в 90-х в НБА понимали под «европейским игроком». Он был жестким, крепким, цепким и агрессивным. При этом он сохранил в себе европейское баскетбольное образование, которое позволило ему стать поистине уникальным и крайне самобытным игроком, а также оставить после себя наследие в виде любопытного технического приема.
Сам Марчюленис признавался, что во многих аспектах своей игры подражал Дражену Петровичу, хотя советский литовец был даже старше югославского конкурента и соперника.
После Марюлениса евростеп в НБА окончательно популяризовал Ману Джинобили – еще один игрок, который даром что аргентинец, все равно американцами воспринимается как воспитанник европейской игры и системы баскетбольных ценностей. Ману вообще по меркам НБА всегда был люто изобретательным игроком, чьи фишки и креативность нельзя скопировать. Тем не менее, сегодня в НБА евростепом пользуются даже центровые, вроде Джоэла Эмбиида, Энтони Дэвиса или Руди Гобера.
Конечно, нельзя не упомянуть, что среди американских игроков настоящим виртуозом евростепа стал Дуэйн Уэйд.
Интересно, что самыми успешными мастерами евростепа становятся левши – помимо Шарунаса и Ману на ум приходят Джеймс Харден и Горан Драгич.
P.S. «Это уже было в «Симпсонах»:
Смертельное оружие: 12 неудержимых приемов в истории НБА
10 лучших «малышей» в истории НБА (про Мерфи и Адамса)
Звезды НБА 90-х. Где они сейчас + Легенды НБА, которых до сих пор нет в Зале славы баскетбола (про Тима Хардуэя)
«Шоколадный гром». 7 фактов, благодаря которым Дэррил Доукинс останется в истории НБА навсегда + Как 20 лет назад Дэррил Доукинс проходил просмотр в «Бостоне», пытаясь вернуться в НБА
Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel