6 мин.

Что «Движение вверх» говорит о нас самих и о современной России

Мы любим кино про историю и спорт, но не очень разбираемся в спорте или истории.

Давайте проведем краткий ликбез по историчности «Движения вверх» и проверим, какие из конфликтов в фильме действительно имели место быть. Если хотите более детальный разбор – читайте, например, статью из «Аргументов и фактов» «Не верьте глазам. 7 исторических несоответствий в фильме «Движение вверх» или материал «Что вы должны знать, если собираетесь смотреть «Движение вверх».

Если вкратце – на один правдивый факт приходится примерно пять «исторических неточностей». У Жармухамедова были проблемы со зрением, но история с линзами случилась уже после мюнхенского финала. Паулаускас был капитаном и душой команды, а не озлобленным козлом-антисоветчиком, каким он изображен в фильме. История про то, как его пытались вывезти из олимпийского городка какие-то литовские сепаратисты – курам на смех. Проигрыш черным ребятам из гетто и последующий дебош в какой-то пивнухе – это вообще за гранью добра и зла. Намек на то, что дружественные Союзу кубинцы сдали полуфинал и СССР выиграл полуфинал у очень мощной на тот момент сборной без вмешательства главного тренера – это уже попахивает глумлением над историей. Но история Александра Белова меня укольнула больнее всего.

В фильме показано, что Белов играет чуть ли не при смерти из-за проблем с сердцем и вообще ему остается жить от силы год. На самом деле проблемы Белова с сердцем всплыли только пять лет спустя после Олимпиады, поэтому вся его линию можно рассматривать либо как очень вольную трактовку жизни реального человека, либо как оскорбление памяти великого игрока. И проблема в том, что если убрать из сюжета фильма болезнь Белова, то тогда рассыпается и любовная линия, и сюжет с деньгами, которые Гаранжин-Кондрашин копил на лечение сыну, и значительная доля мотивации объединения персонажей

На протяжении всего просмотра фильма я кусал локти и задавал себе вопрос, можно ли так извращать историю и оправдывать «художественностью» такие фортеля. И, если честно, меня весь фильм не покидало ощущение, что меня, как знакомого с реальной историей зрителя, просто не уважают и суют мне фуфло и брак. Я на протяжении всех двух часов четко понимал, что показанная история имеет очень мало общего с действительностью. На какое-то время мне даже удалось себя успокоить. Но потом начался баскетбол.

В 2012-м году мне пришло в голову сходить в кино на американскую экранизацию «Анны Карениной» (ту, где Кира Найтли) в компании моей тети-школьной учительницы русского языка и литературы с 30-летним стажем. Это был один из худших походов в кино в моей жизни. Тетя ворчала, ерзала в кресле, кусала ногти, ругалась на экран, охала и хаяла Джо Райта и вообще всех, кто приложил руку к этому «оскорблению классики».

Примерно так же я чувствовал себя, когда увидел, как выглядит баскетбол в фильме «Движение вверх». 80% всех очков игроки набирают бросками сверху, а в особо выдающихся случаях – слэм-данками мельницей/с разворотом на 180 или 360 градусов после фантастических пасов из-за спины/из-за головы/из-под ноги. Когда разыгрывающий Коркия вдолбил данк со штрафной линии через двоих соперников, я даже как-то выпал в осадок. Наверное, почувствовал себя то ли занудой, то ли каким-то баскетбольным пуританином. Для меня такая «зрелищность» в фильме про баскетбол 70-х – это все равно, как если бы в фильме про Великую Отечественную были бластеры и световые мечи.

Мы утратили всякую идентичность

Если бы я был большим циником, то вообще наверняка назвал бы «Движение вверх» клюквой. Ведь этот фильм такой и есть. Раньше советское наследие в эстетике Голливуда непременно превращалось в нечто, вызывающее разве что любопытство из-за собственной несуразности. А теперь, получается, что мы превратились в клюкву сами, ведь снимаем про себя по чужим правилам. 

В каком-то смысле, «Движение вверх» – отличная демонстрация того, что мы потеряли всякую идентичность. Как в фильмах про войну мы утратили понимание, что такое война и какая страна ее выиграла, так и в фильмах про советский баскетбол мы держимся в рамках стереотипных представлений о том, что должно быть в фильме про Советский Союз (скользкие чиновники, дефицит и подвиг вопреки).

Запрос на советское присутствует во всех сферах российской жизни, как бы Юрий Дудь не пытался смазывать всю нашу историю в некую абстрактную мешанину понятием «русский». Проблема в том, что кино про советское, например, превращается в некое абстрактное полотно, написанное буйной кистью безымяннного художника. Фильмы про СССР сегодня – это уже какая-то своеобразная эксплуатация, погоня за сенсацией. Высоцкий – наркоман! Цой – гей! Яшин! Харламов! ВОВ! ВОВ! ВОВ!

В этом смысле для оказались очень показательными титры «Движения вверх». В них сначала показывается хроника тех самых трёх секунд (я даже пустил слезу, когда услышал тот самый искренний и звонкий комментарий Нины Ереминой), а после нее – нарезку знаменитых спортивных моментов из истории нашей страны: открытие Олимпиады-80, победы Александра Карелина уже в российской форме, Алексей Немов, успокаивающий трибуны в 2004-м, победа волейбольной сборной в 2012-м. Только вот как эти кадры относятся к победе баскетбольной команды в Мюнхене? Никак. Но нам очень хочется, чтобы они были как-то связано, потому что…

Нам нечем гордиться, кроме спорта и истории

Третьего дня я узнал, что в 2018-м году на экраны выйдет фильм про трагедию подводной лодки «Курск». Но снимает его не Россия, а датчанин Томас Винтерберг на французские и бельгийские деньги. В главных ролях – Леа Сейду и Колин Фёрт. И наверняка в момент выхода фильма Винтерберга на экраны окажется очень важным то, что француженка Сейду как-то раз играла лесбиянку, а британец Ферт – гея. Но сам факт того, что одна из величайших трагедий России 21 века будет трактоваться Европой, а не Россией – вполне себе показатель полной профнепригодности всей нашей культурной политики.

История 21 века – под замком. Идеальная формула для кино сегодня – чтобы было пафосно и желательно про ту эпоху, которую помнит как можно меньше людей. Кино про современную Россию – чернуха и артхаус, а про вчерашнюю – крупнобюджетно и с размахом. Победы в войнах, космосе и спорте – наше все. А раз из этого триумвирата, воплощающего мощь государства, остался худо-бедно только последний пункт, то и нет ничего удивительно, что за последние несколько лет вкладываются большие деньги в производство и продвижение именно таких фильмов, как «Легенда №17», «Поддубный», «Воин», «Чемпионы» и «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее».

В 2018-м нас порадует «Лед» про фигурное катание и «Тренер» про Данилу Козловского, так что улыбаемся и машем дальше.

(Очень забавно, что значительная доля показанного в трейлере материала «Тренера», который приурочен к чемпионату мира, была снята на стадионе в Краснодаре, который, как известно, матчи чемпионата мира принимать не будет).

***

«Движение вверх» – это кино по реальным событиям, в котором очень мало что соответствует реальности. Кино про Советский Союз, который дышит антисоветчиной. Кино про баскетбол, в котором нет ни капли правдивости изображения игры.

Так и живем.

Фото: russia.tv; kinopoisk.ru (3)