Евробаскет-2017. Разбор матча со сборной Греции
В заключительном материале, посвященном событиям чемпионата Европы, главный тренер санкт-петербургских «Черных Медведей-Политеха» Кирилл Володин разбирает ключевой матч для сборной России.
Последний материал цикла посвящен исключительно четвертьфинальной встрече, так как она для нас оказалась ключевой.
В предыдущем разборе было видео о том, как мы защищаем Pick&Roll, и как у нас происходит подстраховка и ротация игроков в матчах с Бельгией и Грецией. Если обратить внимание только на моменты с участием гречанок, то можно увидеть даже в этой короткой нарезке (в которую вошли далеко не все моменты, а лишь некоторые примеры), что они совершили 4 промаха из-под кольца, что называется, в 100%-х ситуациях. Причем все незабитые мячи пришлись на первую половину встречи, после которой мы вели «+4». Еще без труда можно заметить, как мы даем сопернику играть 1х1 и на периметре, и под кольцом. Плюс в конце ролика есть отдельный момент только по игре с Грецией, где нам пробивают 7 трехочковых без сопротивления, причем каждый раз защитник находится рядом.
Это свидетельствует о том, что наша защита не была в полной мере готова к тому, чтобы нейтрализовать сильные стороны соперника и противостоять его нападению. Совсем обратное можно сказать про сборную Греции.
На видео явно видно – нас очень детально разобрали и знали, что мы собираемся делать в атаке. Гречанки проговаривали наши комбинации, наглухо закрыли нам краску. Нас провоцировали на самый плохой бросок в баскетболе – дальний средний. Перевести мяч в пост было практически невозможно. В краску приходило по 2 или даже по 3 человека. Когда время на атаку заканчивалось, у нас оставалось два варианта: все-таки пытаться дать рискованную передачу вниз (не факт, что она проходила и не факт, что наш «большой» мог разобраться с парой защитников) или бить с 5,5-6 метров и рассчитывать на подбор. План Греции был предельно понятен – максимально затруднить нам возможность набора очков из-под кольца, и в 3-й четверти он сработал на 100%.
Мы оказались не готовы к такому развитию событий. Не буду еще раз углубляться в наше командное нападение, ибо оно уже было разобрано, но покажу 3 атаки в концовках первых 3-х четвертей, которые, по моему мнению, говорят о нашем низком уровне игровой дисциплины.
Такая же проблема была и в игре с Бельгией. В атаке мы принимали довольно спорные решения в сложных игровых ситуациях. Самый яркий момент – овертайм. Что же касается матча с Грецией, то, что под сирену нам забили только одну «трешку» из трех – это дело случая. Задача команды с высоким уровнем организации вообще не допускать таких ситуаций. Если есть возможность, то последнее владение в четверти нужно забирать себе, оставляя сопернику минимальное количество времени на ответ.
Отдельно нужно сказать про то, как в четвертьфинале действовала в атаке Эпифания Принс. В итоговом протоколе цифры совсем неутешительные – 1 из 12 с игры. После встречи в ее адрес было довольно много критики, и я соглашусь с тем, что 8% реализации – это крайне неудовлетворительно и добавить здесь что-то сложно. Но давайте отойдем от статистики и посмотрим, как это выглядело вживую.
Как защищаться с Принс Греция тоже знала. Ее провоцировали на pull up и скидки, не давая идти в проход. За весь матч она лишь однажды совершила бросок из краски, обыграв защитника 1х1 в transition, но промахнулась. При этом нельзя сказать, что Принс не пыталась перестроиться – она регулярно раздавала передачи, когда понимала, что на нее идет страховка. Ее заменили после того, как в 4-й четверти она попыталась пройти под кольцо, смазав тяжелый поспешный бросок, и мы, в очередной раз в подобной ситуации, получили отрыв (об этом я тоже писал в прошлой заметке). В ее отсутствие на площадке ситуация не то что не стала лучше, а только ухудшилась – за 4 владения мы сделали 3 потери и мяч ни разу не коснулся дужки.
Это все к чему: Принс играла в точно такой же баскетбол, в который играла на протяжении всего турнира. Вы легко это поймете сами, если сравните этот ролик с роликом из самого первого поста, где показаны все ее набранные очки. Если провести параллель между матчем с Латвией и Грецией, то в первом случае Принс смогла нас «затащить», а во втором – нет. В концовке с Латвией она забила pull up после P&R и треху в отрыве, а потом сделала 2 скидки с проходов. В игре с Грецией точно такие же броски она не попала, а такое в баскетболе случается, особенно, если твою игру разобрали. Я совсем не пытаюсь ее оправдать, и когда я писал о том, что она является системообразующим игроком в этом составе, я не говорил, что это хорошо или плохо. Это просто факт. А как его воспринимать – это личное дело каждого. Мы набирали очки, используя преимущественно 2 вещи – индивидуальные навыки Принс и игру «больших» (в первую очередь Вадеевой) в посту. Если что-то из этого не работало, то перестроиться практически не удавалось. При таких вводных вряд ли можно считать озвученный выше факт, как положительный, но это вопрос не к Принс. Если кого-то не устраивает то, как она играет, не нужно давать ей так играть с самого начала и строить через нее нападение.
Что же до концовки этой встречи, то разобрав ее, избавиться от ощущения, что это где-то уже было, практически невозможно. Посмотрите еще раз видео про овертайм с Бельгией, а потом концовку с Грецией. Создается впечатление, что эта та же игра, только люди поменяли форму и 1х1 в посту играет не 5 против 5, а 3 против 3. Причем Кальциду делала это на протяжении всего матча (на видео это тоже есть), но как и в случае с бельгийками, больше всего нас за это наказали в самый ответственный момент. В защите Греция продолжала придерживаться своего плана, заставляя нас выполнять очень тяжелые броски или набирать очки со штрафного.
В заключении хотел бы сказать еще два слова про индивидуальную защиту наших игроков задней линии. Про Беглову и Жедик уже писал, Принс вряд ли когда то получит приз лучшему защищающемуся, но откровенных провалов не делает, да и Белякова, на самом деле, выглядит прилично. Но вот к Кирилловой есть ряд вопросов по этой составляющей баскетбола. На видео все подписано, так что здесь ничего комментировать не буду, просто скажу, что есть моменты, которые можно и нужно улучшать.
Если говорить про наших «больших», когда никто из них не висит на фолах, то играть с ними 1х1 под кольцом – сложная история для любого нападающего, и это хорошо. Я сделал лишь одну нарезку и касается она Марии Вадеевой. Это видео больше относится к работе над концентрацией и closeout-ом. Мне известно, что этот элемент не является сильной стороной большинства высоких игроков как в женском, так и в мужском баскетболе. То, что доминирующий центровой не очень силен в защите прохода с периметра – обычное дело. Но вот если доминирующий центровой может еще и closeout сыграть – это просто клад. Мария, несмотря на уже солидный набор навыков и игровой опыт, еще очень молода, и мне кажется, она вполне способна добавить и в этом аспекте, что в свою очередь поднимет ее и всю нашу команду на одну маленькую ступеньку выше.
Подводя итог всему, что написано за эти 5 постов, я хотел бы пояснить, что целью данной работы не было заявить о себе, как о человеке, который лучше всех разбирается в баскетболе, и, уж тем более, кого-то задеть или обидеть, так что я заочно приношу извинения всем упомянутым здесь людям. Надеюсь, если что-то из этого материала дойдет до них, то воспринято это будет исключительно в конструктивном ключе. Я сам являюсь действующим тренером, хоть и на намного более низком уровне, и мне известно, что такое проигрывать ответственные игры, а потом сидеть над видео и разбирать свои же ошибки. Это действительно тяжелый процесс, в первую очередь, в эмоциональном плане. Более того, я убежден, что баскетбол нельзя свести только к цифрам, потому что это живая игра, но анализ собственных действий является неотъемлемым инструментом для самосовершенствования в современном спорте.
Также я прекрасно понимаю, что во всем моем разборе практически не предложено никаких решений, и идет лишь констатация уже состоявшихся фактов. Безусловно, объяснить почему не получилось – в 10 раз проще, чем сказать, как сделать так, чтобы получилось. Но подобная структура была выбрана вполне осознанно. Не потому что у меня нет идей или мыслей на эту тему, а потому что мне не кажется возможным предлагать сборной России что-то, не являясь при этом профессиональным работником в спортивной сфере. По этой же причине я старался разбирать исключительно то, что делают игроки, а не то, какие решения принимал тренерский штаб. Хотя командное нападение и особенно защита, это, в первую очередь, вотчина тренера, у игроков тоже должна быть ответственность за то, что происходит на площадке. Как говорит Грег Попович: «Я могу нарисовать вам самую лучшую в мире комбинацию, но, если вы не будете выполнять то, что я от вас требую, это пустая трата времени». Баскетбол – командная игра, а значит и ответственность за результат равномерно распределяется между всеми участниками событий.
Что ж до самих игроков, надо сказать, что у нас есть талантливые исполнители, и очень хочется верить, что они собираются прогрессировать, и что их не устраивают второстепенные роли в своих клубных командах. Надеюсь, что руководство федерации найдет способ сделать так, чтоб они развивались и росли. В большей степени это касается молодежи – Мусиной, Левченко, Тихоненко, Вадеевой, Майги… Плюс к этому, судя по тому, что мы выиграли чемпионат мира U19, у нас имеется очень серьезный пласт юных перспективных игроков, которых нельзя потерять. Особенно нужно обратить внимание на заднюю линию, так как это самые проблемные позиции в составе национальной команды на данный момент.
Нам пора искать пути решения сложившейся ситуации, иначе не стоит удивляться тому, что мы не знаем как играть в баскетбол, когда Принс выдает 1/12. При всем уважении к тому сколько она сделала для нашей команды (абсолютно искренне), она натурализованный игрок, а нам нужно думать о том, как развивать своих. И не одного или двух на всю страну, а по 5 равных игроков на позицию, чтобы тех, кто не попал в итоговый состав, хотели натурализовать другие сборные.
Конечно, это сложная ситуация, у клубов есть свои конкретные интересы, и никто не говорит, что им просто надо дать играть, ведь они русские и молодые. Но проблема реальна и существует уже давно. Все всегда имеет свою причину, игроки не просто так боятся взять на себя инициативу. Большая часть нашей сборной сидит на скамейке в моменты самых ответственных матчей Евролиги или других серьезных турниров. Безусловно в этом есть и их непосредственная вина – значит они слабее своих партнеров по команде. Но иногда для того, чтобы вырастить конкурентоспособных специалистов (в любой сфере, и спортивная не исключение), нужны временные искусственные ограничения.
Если из всего написанного лишь только один абзац заставит задуматься хотя бы одного из тех, кто это прочел, значит работа выполнена не зря. Главная мысль была не в том, что у нас все плохо, а в том, что надо работать. Много, честно, но еще более важно, с пониманием того, над чем именно и как именно это надо делать.
Ключевая составляющая любой успешной деятельности, это люди и то, как они организованы.
Иными словами – отношение определяет результат. Всегда.
Автор материала главный тренер «Черных Медведей-Политех» (Санкт-Петербург) Кирилл Володин