«Нисколько не жалею, что пропустил детский «клубный» баскетбол». Начать карьеру в 20 лет и играть в Суперлиге
Форвард «Самары» Никита Иванов рассказывает, почему до 20 лет играл только на любительском уровне, и вспоминает, как ему далось начало профессиональной карьеры. А заодно приглашает всех желающих сыграть с ним в хоккей.
Никита Иванов. Центровой/форвард. Род. 31 октября 1991 г. Рост 205 см. Выступал за: молодежную команду «Красных Крыльев» (Самара, 2012-2013), «ЦСК ВВС-Красные Крылья» (Самара, 2013/2014), команды БК «Химки» (2014-2016). С лета 2016 г. — в БК «Самара». Участник Всемирной Летней Универсиады 2011 г. в составе студенческой сборной России. Обладатель Еврокубка-2014/2015 в составе «Химок».
- Ты второй раз играешь за самарскую команду. Как изменился город за это время?
– Первый мой «заезд» в Самару был больше юношеским. Сейчас же я играю в команде, перед которой стоят серьезные задачи, да и чемпионат, по сравнению с последними годами, стал сильнее. За те два года, что я провел в Химках, Самара заметно преобразилась: к чемпионату мира-2018 начали строить дороги — это очень приятно. Я сам из Сибири, из Красноярска, и каждую весну думал, что самые плохие дороги — у нас. Но впервые приехав в Самару в 2012 году, увидел, что есть регионы, даже и отстающие от Красноярска в этом плане. Но в целом Самара — красивый город, здесь красивая набережная, которая особенно хороша летом. Мы с ребятами в свободное время ходили туда поиграть в пляжный волейбол, искупаться — в Сибири для этого нужно выбираться далеко за город, здесь же все рядом, так что многие города могут Самаре и позавидовать.
- Ты ведь именно в Самаре начал профессиональную карьеру...
– Так получилось, что я не прошел традиционную «школу» баскетбола. Юношеские первенства России, ДЮБЛ — все это я пропустил. И в профессиональную команду я пришел из студенческого баскетбола: играл за команду СФУ в чемпионате АСБ, а после четвертого курса решил попробовать себя в профессиональном спорте. Сначала поехал на просмотр в «Нижний Новгород», поучаствовал с командой в предсезонном турнире, где меня и заметили тренеры «Красных Крыльев» — так я переехал в Тольятти, где тогда базировалась их молодежка. Меня считали перспективным парнем, с хорошими физическими данными — и «подтягивали» к основной команде. Тем более, там у игроков случались травмы, вот меня и брали потренироваться, почувствовать вкус профессионального баскетбола.
Баскетбол мне всегда был интересен, мне всегда нравилось заниматься и отдаваться делу. И с университетской командой мы играли на высоком уровне: Всероссийские универсиады, финалы АСБ... Да и ребята в команде были опытные, поигравшие на профессиональном уровне, в том же «Енисее». Детский баскетбол в Красноярске — под эгидой «Енисея», но как-то так получается, что в главной команде нет ни одного своего воспитанника... И я решил, что буду учиться и играть, а шаг к профессиональному спорту сделаю уже под конец обучения в университете.
А вообще заниматься я начал в обычной районной школе. Там сложилась хорошая компания, вместе мы и в баскетбол рубились на улице, и бегали кроссы за школу, и участвовали в районных соревнованиях по волейболу и хоккею — спортивное развитие у нас было разносторонним. Постепенно мне больше полюбился баскетбол, тем более у меня генетически был заложен высокий рост, и начал больше внимания и времени уделять ему. И сейчас я нисколько не жалею, что пропустил детский «клубный» баскетбол. В юношеском возрасте такие нагрузки, а вдруг травма — и все, до профессионалов уже можно и не «доехать».
Хотя впервые «вкус» профессионального спорта я почувствовал в 2011 году. Перед Всемирной универсиадой меня вместе с группой игроков из АСБ и американских университетов взяли на сборы студенческой сборной России. Там также были и игроки профессиональных клубов: Дмитрий Головин, Петр Губанов, Вячеслав Зайцев, Анатолий Каширов, а тренером был Евгений Пашутин. В итоге я и еще один парень из Сибири, Александр Каленов (сейчас играет в Суперлиге за «Темп-СУМЗ-УГМК — прим. авт.) прошли сборы и попали в состав команды. Конечно, особой роли мы не играли, но на тренировках, в плане энергии и эмоций выкладывались по максимуму. Тогда я «вживую» увидел мир профессионального баскетбола — это и предрешило мое стремление после университета попробовать себя на этом уровне.
- Сейчас чем-то еще кроме баскетбола интересуешься или занимаешься?
– Недавно вот волейбольная «Нова» переехала в «МТЛ Арену», а я, Дмитрий Головин и Евгений Минченко живем совсем рядом. Бывает, заходим к ним на матчи поддержать ребят. Народу там, конечно, очень много, есть разные нюансы вроде того, что и сесть даже некуда. Также люблю покататься на коньках. С Димой Головиным купили по клюшке, ездим на одну из городских «коробок», катаемся, отрабатываем какие-то элементы — это достаточно интересно и одновременно сложно: работают непривычные связки и суставы, идет хорошая нагрузка. Если у кого-то есть желание — приходите на площадку на проспекте Ленина, увидимся с вами не только на баскетболе. Бывало, что с ребятами, которые там занимаются, ставим ворота и играем, пытаемся что-то на скорости «изобразить», похожее на хоккей. Но все аккуратно, все-таки основное наше занятие — баскетбол.
Капитан «Новы» Владимир Съёмщиков: «Успей я принять присягу — был бы сейчас военным»
- Что самое сложное, когда ты начинаешь профессиональную карьеру в 20 лет?
– В плане «физики» было гораздо легче. А вот в понимании игровых ситуаций, в ответственности за результат — все совсем иначе. Например, «по юношам» у тебя большой кредит доверия, ты бегаешь и делаешь все, что захочешь. А здесь уже все строже. У каждого игрока есть свои сильные и слабые стороны, в нападении нужно доводить мяч до «снайперов», искать выгодные ситуации для партнеров, при том, что время на принятие решений сведено к минимуму: нужно все делать быстрее, чтобы защита не успела среагировать и вы забили легкие очки. В этом основное отличие.
Хотя я бы не сказал, что уровень студенческого баскетбола очень слабый. Когда я учился и играл, за сезон у нас было порядка 70 матчей — первенство города, чемпионат АСБ, полупрофессиональная Первая лига, где мы объездили, наверное, половину Сибири... Тренировались мы, может быть, и по минимуму, зато игровая практика у нас всегда была хорошая: ты всегда в ритме, всегда «бежишь». Это было классно. Считаю, что такую систему нужно практиковать. Думаю, она может дать результат даже лучший, чем когда ты, как у нас в Суперлиге, проводишь за сезон 22 матча. Получается, что каждая игра ответственная, ты не можешь ни капли расслабиться — это эмоционально очень сковывает, от этого страдает и уровень «игрового» развития. Хотя это только лишь мое личное мнение.
- При этом Сергей Базаревич практически сразу стал привлекать тебя к тренировкам с основным составом «Красных Крыльев». Какие впечатления остались от работы с этим тренером?
– Про себя могу сказать, что тогда я оказался немного не готов к новому уровню. Прежде всего, именно психологически. В плане принятия решений, каких-то навыков я заметно отставал от партнеров. Тем не менее, к тренировкам с основой меня подключали. Парень я физически крепкий, всегда боролся до конца, не сдавался — и за счет упорства добивался своего. А Сергей Базаревич — очень грамотный и хороший тренер, развивает молодых игроков, для которых у него есть кредит доверия. У него всегда энергичные тренировки, его любимая фраза: «Главное — хорошее настроение и давать энергию!»
- Потом ты оказался в похожей ситуации в Химках: игровую практику получаешь во второй команде в Суперлиге, но регулярно тренируешься с основой...
– Если в главной команде были проблемы с составом, много травмированных — тогда да, привлекали в том числе и меня. Это же одна структура, один клуб. И «Химки-Подмосковье» — это ступенька между молодежной командой и основной, чтобы свои кадры не терялись, чтобы молодые ребята не разъезжались куда-то, а оставались и набирались опыта в своем клубе, имея возможность потолкаться с «мужиками». А если хорошо себя проявишь — тебя обязательно заметят и дадут шанс попробовать себя на более высоком уровне.
О разнице в работе с молодежью у Римаса Куртинайтиса и Сергея Базаревича мне судить тяжело. Тренеры главных команд не могут слишком долго смотреть на молодежь: от них ведь ждут результата, и бесконечно давать шансы молодым игрокам они, наверное, не смогут. «Химки» — один из сильнейших клубов страны, там выступают игроки сборной России. Финансовые возможности у команды огромны, но и степень ответственности перед теми же спонсорами также велика. Здесь уже не до развития молодежи, главное — результат.
Вот в этом, наверное, одна из основных проблем нашего спорта. Руководители хотят всё и сразу. И ладно, если частные средства: можно «забить» на своих игроков, привозить легионеров и делать шоу. Хотя, как мы видим, народ все равно ходит не так массово: открываешь трансляцию — а там полупустые залы. С другой стороны, есть команды, существующие на бюджетные средства, то есть на деньги простых налогоплательщиков — и при этом не развивают своих, местных воспитанников. Вот на это смотреть горько.
Ведь и в Сибири, и на Дальнем Востоке есть много нераскрытых талантов. Взять того же Александра Кауна: простой парень из Томска — и раз, многократный чемпион России, игрок сборной, чемпион НБА... В России много талантливых ребят. Но их надо искать, раскрывать, популяризировать баскетбол, чтобы и им это было интересно.
- В «Химках» ты выходил на площадку и в Единой лиге ВТБ, и в Еврокубке. Помнишь свои ощущения?
– Конечно, выходить на площадку, когда против тебя — европейские звезды или лучшие российские игроки, эмоционально было очень сложно. Особенно, когда ты, по сути, здесь еще новичок. Примерно так у меня было и в 2011 году на сборах перед Универсиадой: приехал туда — а там профессионалы, которых я видел только по телевизору. Или с трибуны, когда «Енисей» играл, например, против «Нижнего Новгорода» с тем же Головиным и Иваном Савельевым в составе. «Прикасаешься» к ним — и эйфория...
- Кстати, как игроки профессиональных клубов относились к вам, «настоящим» студентам? Тот же Дмитрий Головин может ведь и подшутить довольно обидно...
– Ну, тогда он еще не был таким активным пользователем соцсетей. Да и вообще, все поддерживали друг друга, понимали ответственность. Каждый выкладывался, бились друг за друга — все это привилось еще с первой тренировки. Ты ошибаешься — тебя поддерживают и ты идешь дальше. Все вместе, как одна семья. А на Универсиаде мы очень обидно проиграли Литве в матче за третье место, хотя в группе у них выиграли. В равной концовке уступили очко или два — все ребята поникли, расстроились. Но и четвертое место — тоже хороший результат.
- Ты выступаешь в Суперлиге третий сезон. Как меняется твоя роль в командах?
– Когда я только приехал в Химки, главным тренером в команде Суперлиги был литовец Рамунас Цвирка, а основными были местные ребята, и в первый мой сезон там я был в основном на вторых ролях, потому что именно им давали больше шансов. Тем не менее, сколько бы минут мне ни давали — я всегда старался выходить с полной самоотдачей, выполняя задание тренера и набирая очки или делая какие-то важные подборы. А в конце сезона я сильно травмировался, мне сделали две операции на кисть — и вкатываться в новый сезон было тяжело. Только с января я начал потихоньку играть с бандажом на руке. Тренер у нас уже был новый, новые правила, но игрового времени мне доставалось больше.
А прошлым летом меня вновь пригласили в Самару. И здесь я тоже стараюсь свои минуты на площадке проводить с максимальной пользой. Хотя иногда что-то и не получается, но отчаиваться не стоит. Нужно работать дальше, прогрессировать и стараться вместе с командой добиваться результата. Команда у нас опытная, многие поиграли на самом высоком уровне, и нам нужно держать марку. Иногда случаются, конечно, и осечки. Но уровень Суперлиги в целом становится заметно сильнее. Все команды укрепляются, даже если взять зимний период: многие подписали игроков с опытом выступления в Единой лиге ВТБ. И просто нам не бывает ни в одном из матчей. Даже всегдашние вроде бы аутсайдеры запросто могут дать бой лидерам. Подножку можно ожидать от кого угодно, и это делает чемпионат только интереснее. Поэтому наша задача — готовиться к каждому конкретному матчу и биться за команду и Самару!
- В «Самаре» хороший подбор «больших», в том числе и с опытом игры в Единой лиге ВТБ и сборной России. Конкуренция между ними чувствуется?
– Не скажу, что чувствуется какая-то прям открытая конкуренция. У каждого игрока своя роль. Кому-то достается больше игрового времени, но от него и ждут больших результатов. А кто-то играет поменьше, но тоже должен приносить команде пользу: биться за каждый мяч, давать агрессию и энергию, позволяя передохнуть основным игрокам. И мы все выкладываемся на тренировках, пашем. И если ролевой, скажем так, игрок начнет всех разрывать на тренировке — тренер это увидит и даст ему шанс и игровое время.
- Нынешний сезон в Самаре ты начал с яркого эпизода — сломал кольцо в поединке с «Иркутом». Такие происшествия раньше бывали в твоей карьере?
– Именно такой момент у меня был впервые. Он стал для меня неожиданностью. Честно говоря, ломать кольцо я не планировал (смеется). Получилось забавно. Надеюсь, зрителям было весело и они получили какие-то эмоции. Да я и сам теперь знаю, что есть во мне мощь, чтобы кольца ломать (смеется). Потом в той же игре я нечаянно сломал нос Максиму Числову — такой вот насыщенный получился день... Раньше я если только руки резал об щиты — а вот кольца все оставались целы. Залов в России и так мало, так что к инвентарю мы относились всегда бережно. Поэтому вспомнить здесь мне больше и нечего...
Фото: БК «Самара», БК «Химки»
Что не так с химкинской молодежью? Четыре-пять 19-20 летних перспективных ребят обкатываются в условиях серьезного мужского баскета (не надо недооценивать мужскую суперлигу). Только за это надо сказать им и МБА спасибо.
Молодым будет у кого учиться. Перспективных хватает. Клюев может стать звездой в будущем.
Якушев тоже перспективы неплохие есть.