«Приходится учить азам: передачам, ведению, постановке заслона». Тренер «Зенита-2» — о проблемах молодежного баскетбола
На этой неделе стартовал очередной сезон Единой молодежной лиги ВТБ. Первую сенсацию турнира преподнесли баскетболисты «Зенита-2», на выезде дважды переигравшие «Самару-2». Пользуясь случаем, мы расспросили главного тренера команды из Санкт-Петербурга Геннадия Щетинина об ожиданиях от сезона, взаимодействии «молодежки» и «основы» и сложностях в работе. И заодно выяснили, стоит ли нам ждать появления «второго Кириленко».
- Первые матчи сезона — и уже неожиданные результаты. Сезон в Единой молодежной лиге обещает быть интересным?
- По сравнению с прошлым сезоном, в составе каждой команды произошли серьезные изменения. Об этом можно судить и по нашей команде, и по «Самаре». Составы серьезно омолодились. И поэтому говорить перед каким-то матчем, что кто-то является фаворитом... Только в паре «Енисей» — ЦСКА был явный фаворит, в других такого нет. И первый тур этим и интересен: любопытно было посмотреть, кто каких результатов добьется. Но, к сожалению, «призыв» новых игроков не означает, что мы получаем более качественный материал. Это общероссийская тенденция: мы вроде и развиваемся — но вот в какую сторону? Об этом говорить проблематично.
- Кстати, об изменениях в составе. Один из тех, кто должен был стать лидером вашей команды в нынешнем сезоне, Григорий Мотовилов, предпочел в 18 лет уйти в Суперлигу, в «Урал»...
- И это не только его решение. В большей степени это решение руководства нашего клуба: игрок должен развиваться. Мотовилов — физически достаточно крепкий парень, имеет опыт выступления на высоком уровне. К Единой лиге ВТБ он пока еще не готов, а для «молодежки» он уже на пике — значит, нужно идти и развиваться там, где ему будет сложно. Но мы, конечно, не берем этот случай как правило. Есть совокупность факторов, в том числе и собственные возможности, не все ведь достигают такого уровня и имеют такие возможности.
- Но на примере того же Мотовилова в прошлом сезоне было видно, что взаимодействие с основной командой у вас отлажено.
- «Зенит» же играл в Кубке России, поэтому взаимодействие было очень плотным: дефицит российских игроков восполнялся за счет молодежной команды. В нынешнем сезоне настолько глубокой ротации ждать не стоит, хотя наши ребята привлекались и к сборам основной команды, и к тренировочному процессу, думаю, будут привлекаться и к игровому. Хотя, судя по тому, как они проявляют себя на соревнованиях своего уровня, своего возраста, я бы не сказал, что на данный момент они готовы подключаться к «основе». Помимо физических данных очень важны и моральные, например, умение справляться с давлением в сложных ситуациях.
- На ваших глазах 20 лет назад в «Спартаке» дебютировал 16-летний Андрей Кириленко. Как по вашему, через сколько лет у нас появится еще один игрок такого масштаба?
- Давайте начнем с того: сколько сейчас людей в России занимается баскетболом? Никто не сможет сказать. Нет такой статистики. Но, например, по Санкт-Петербургу я могу сказать: тогда у нас было более двадцати пяти клубов, обществ и спортшкол. Сейчас — только восемь, если с натяжкой, если считать, когда просто приходят в секцию заниматься «по интересам» — десять. И это тенденция для всей России. Поэтому если раньше Кириленко появлялся среди десяти или даже десятков тысяч игроков, то сейчас он должен появиться среди одной тысячи. И через сколько лет мы сможем его дождаться?! Качество иногда зависит и от количества: когда много ребят занимаются — появляется настоящая, живая конкуренция, и средний уровень намного растет. Сейчас же этот средний уровень — «приходи, кто хочет». Хочет — уже хорошо.
- Кириленко ведь, наверное, и повезло, что в испытывавшем трудности «Спартаке» ему доверяли игровое время? Или он был уже в 16 настолько талантлив?
- То, что он был талантлив — это априори. И тренер видит: чтобы талантливый игрок развивался, умел принимать правильные решения — ему нужен игровой опыт. Любой грамотный тренер пойдет навстречу талантливому игроку, если видит, что будет результат и работа будет плодотворна. Это творческий процесс, любой тренер — творческий человек, он должен думать не только о том, чтобы выиграть сегодня: завтра мне этот игрок может помочь гораздо больше, но я специально дам ему побольше времени сегодня.
- Сейчас в Санкт-Петербурге появилась новая структура — Центр олимпийской подготовки Кондрашина и Белова. Можно встретить самые противоречивые мнения об идее ее создания. Вы, как человек, немало отдавший «Спартаку», как относитесь к этому Центру?
- Эта структура нацелена на то, чтобы юношеский баскетбол в Санкт-Петербурге развивался более эффективно. Но, поскольку она только-только образовалась, пока сложно судить, что там происходит. А в разговоры и публикации я не буду даже вдаваться: всегда найдется «желтая» пресса, имеющая какое-то свое мнение. Идея этого центра была давно, я знаю людей, которые им занимаются, они только начали работать — и время покажет, насколько эффективна эта работа. Все, что делается для баскетбола — это хорошо. Вот так я этому отношусь.
- Есть ли сейчас какие-нибудь отношения между баскетбольными «Зенитом» и «Спартаком»?
- Сейчас пока рано говорить о каких-либо отношениях. Баскетбольная команда «Зенит» основана всего три года назад в структуре футбольного клуба, имеющего многолетнюю историю, и перед нами, конечно, стоят самые высокие цели. Главная команда под руководством Василия Николаевича успешно выступает и в Единой Лиге, и Еврокубке. По сути, только «Зенит» представляет Петербург в России и Европе на самом высоком уровне и популяризует баскетбол в городе, плюс в «Зените» играет много воспитанников именно питерского баскетбола — мы должны сохранить эти традиции. У «Спартака», на мой взгляд, сейчас менее амбициозные задачи, учитывая их проблемы за последние несколько сезонов.
Знаете, всегда найдутся люди, которые любят выдумывать проблемы и привязывать политику. Давайте хоть мы не будем туда лезть. Я тренер, занимаюсь баскетболом и о другом говорить не хочу. У нас в «Зените» огромное внимание уделяют молодым игрокам, и наша задача раскрыть их, воспитать спортсменов, дать им любую возможность реализоваться по максимум. Я не буду им говорить, о чем они должны думать вне площадки — это их личная жизнь. Мы должны лишь следить, чтобы они вышли на площадку с желанием играть в баскетбол, с готовностью решать сложные задачи, которые ставят перед ними тренерский штаб и клуб.
- Приходилось общаться со многими тренерами, работающими с молодежью. У каждого свои проблемы в этой работе. Какая самая важная для вас?
- Уровень. Уровень подготовки ребят, которые к нам приходят — он с каждым годом только снижается. Это самая большая сложность, потому что приходится их учить азам: передачам, ведению, постановке заслона... Поэтому и наши сборные не всегда выступают так, как нам хотелось бы видеть. А все идет «снизу», с того, что дается в спортшколах, что затем получают наши ДЮБЛы, а ДЮБЛы выдают в «молодежку». Основная подпитка молодежных команд идет из ДЮБЛ. Но когда мы в августе набирали команду, я писал объявление на сайт: кто хочет — приходите на просмотр. Потому что тех игроков, которые переходят из ДЮБЛ, недостаточно, а привлечь качественных игроков откуда-то со стороны невозможно: каждый клуб, участвующий в молодежном чемпионате или Суперлиге, заинтересован в том, чтобы их приобрести. А их нет, дефицит.
Игорь Грачев — о молодежи и баскетболе 90-х
Евгений Кисурин — о резервных сборных, НБА и Суперлиге
- А что можно предпринять, чтобы как-то исправить ситуацию?
- Нужно понимать, что наши детско-юношеские спортшколы входят в образовательную систему. Насколько она гибкая? Я два года, 2005-й и 2006-й, тренировал в детской спортшколе. Первый год я получал 8 тыс. рублей, второй — 12. Но ведь невозможно на эти деньги существовать! И это у меня еще была высшая категория и три группы! Надо попасть в какую-нибудь спецспортшколу, чтобы там была какая-то надбавка. Но таких спортшкол, где платят много и тренер заинтересован, мало.
Я сейчас, получается, все свожу к деньгам, хотя они, конечно, не все определяют. И вот я с этой зарплатой прихожу в обычную школу набирать детей. Спрашиваю: кто хочет заниматься баскетболом? «А вы футбол не набираете?» — «Нет, только баскетбол» — «Значит, мы не хотим». Дети ведь и заниматься-то не хотят, все сидят с гаджетами, и нужно их уговаривать, чтобы они пришли на первую тренировку, позанимались там — может, и еще придти захотят. И нужно быть массовиком-затейником, чтобы детям понравилось и они вдоволь наигрались. Это тоже искусство — умение тренера на первом годе обучения быть для детей массовиком-затейником, чтобы у них просто появилось желание придти побегать и позаниматься.
Не все дети дают результат сразу, им нужно привить любовь к баскетболу. А как это сделать, если в голове мысли: сейчас я тут два часа позанимаюсь, а потом сюду в машину и буду «бомбить», чтобы принести домой пару тысяч и накормить семью.
И это я не к тому, что именно в баскетболе такая плохая система. Наверное, в целом жизнь такая. И она не способствует быстрому развитию баскетбола. В Москве, Санкт-Петербурге, где-то по регионам есть спортшколы, где условия намного лучше, чем я рассказываю. Но я беру среднестатистическое — а это и есть общий уровень. Поэтому руководство должно обратить внимание: какое качество набора, какая методика преподавания... Методика не должна быть «палочной»: сколько часов отведено на физподготовку, сколько еще на что-то — это только «палочки», за ними ничего не стоит. А учат ли здесь ведению мяча, обращают ли внимание, как дети бросают, как выполняют передачу? Проходят ли тренеры специальное обучение, курсы, услышанное и увиденное на которых они должны потом давать детям?
Я понимаю, что это сложно — но другого пути у нас нет. Мы должны прогрессировать. И прогрессировать, особенно на начальном этапе, должны дети.
Фото: БК «Самара»