Альтернативная универсиада. Как это делают на Бермудах
– Багамы? Ха! Багамы – это третий мир. А мы – это Великобритания. Ну, почти Великобритания.
Так ответил мне один житель Бермуд на вопрос, в чем состоит разница между ними и соседями. И действительно, еще в 1970-х о Бермудах писали как о последнем убежище «старой доброй» викторианской Англии. Не только с ее плюсами, но и минусами – в частности, слугами и расизмом.
За 40 лет глобализация все-таки добралась до Бермуд. Говорят, пышные парики судьи и адвокаты носят до сих пор, и еду в магазины завозят в основном из Англии, и самосознание осталось – но, к счастью, острова перестали быть настолько уж застёгнутыми на все пуговицы. Но в любом случае, хотя два бермудских пляжа (если верить путеводителю) входят в топ-10 в мире, особого разврата вы там не найдете. За этим, видимо, на Багамы.
Острова (Бермуды все-таки архипелаг, хотя вся жизнь происходит на одном крупнейшем острове) открыл испанец Хуан Бермудес в 1503 году. В 1609 году на Бермуды попали первые англичане. На острове не было ничего – ни людей, ни животных, ни еды, ни пресной воды, ни фруктов, ни культуры. Можно бы списать это на козни Бермудского треугольника – но вот беда, для самих бермудцев этот мем какой-то очень второстепенный, в путеводителях о нем пишут мелким шрифтом. Да и если посмотреть на карту, то большая часть гипотетического треугольника находится в районе Майами.
С тех пор прошло 400 лет, и сейчас население делится на две четкие группы: белых, у которых, как правило, есть вторые дома в Лондоне или Нью-Йорке, да и вообще они отличаются высокой культурой: сидящий на входе в национальную галерею дядечка рассказал мне, как он трижды ходил в круизы по рекам России. То, что не врал, доказывало правильное произношение слов «Углич», «Кижи» и «Йа-рос-ла-вил».
Многочисленные же афробермудцы постоянно с тобой разговаривают и варьируются от очень обаятельных до нагловатых и считающих тебя чужим. Разговаривают непонятно – поэтому на прилавках книжных имеет место англо-бермудский словарь (официально, конечно, все говорят по-английски).
Типичный пейзаж Бермуд
В остальном на Бермудах наблюдаются: пляжи, виллы, маяки, круизные корабли, бойкие паромы, левостороннее движение, бешеные рейсовые автобусы и все такое. За дни своего пребывания на Бермудах я услышал или прочитал утверждения, что Бермуды входят в тройку в мире по - плотности застройки (верю, но стоит иметь в виду, что все дома низкие); - количеству потребления алкоголя на душу населения (за счет туристов – возможно); - количеству пляжей по отношению к территории (возможно); - количеству пещер по отношению к территории (как это ни странно, вполне вероятно – известняковых пещер там много и туристов туда водят).
Именно главный остров Бермуд, который можно проехать на автобусе из конца в конец за полтора часа, оргкомитет Островных игр избрал местом проведения соревнований в 2013 году. Впервые в истории игр они выехали за пределы Европы.
История Островных игр началась в 1985 году на острове Мэн. Успех мероприятия был так велик, что с тех пор игры проводятся каждые два года. Участвуют в них в основном приближенные к Великобритании острова, однако за почти тридцать лет география заметно расширилась. Большинство островов небольшие (Гренландия не в счет) и отличаются либо проживающей на них самостоятельной народностью, либо просто какими-либо особенными чертами.
Спонсирует игры вот уже много лет банк National Westminster, сокращенно Natwest. Он вполне себе английский (ну, Великобритания – тоже остров), но вот считает нужным поддерживать и такое соревнование. Мне сразу захотелось из уважения открыть там счет.
Итак, в 2013 году Островные игры впервые приняли Бермуды. Экспансия за пределы Европы – это, конечно, хорошо, но в итоге возникли некоторые проблемы с логистикой. Не приехал вообще никто с острова Родос – старинного участника игр.
– Нет с Родоса, так хоть бы с Лесбоса вместо кого-нибудь привезли, – ворчал английский журналист, изучая заявочные списки.
Логично, что пострадали заведомо многочисленные футбольные и баскетбольные сборные. Мужской баскетбольный турнир состоял из четырех матчей между одними и теми же командами – Бермудами и Сааремаа. Бермуды выиграли все четыре.
Футбольный турнир тоже вышел странным. Играли хозяева, сборная Гренландии, Фолклендские острова и норвежцы с острова Фройя. Все многочисленные и неслабые британские острова воздержались, а Фареры традиционно футбольную команду не возят: ну, негуманно как-то по отношению к остальным.
К сожалению, свою лепту в минимализм футбольного турнира внесли и организаторы, отправив команды играть на запасное поле стадиона в столице Бермуд Гамильтоне. Хозяева на фоне своих соперников выглядели как какой-нибудь ФК «Ростов» против команды из ЛФЛ: массажисты, тренеры вратарей и несколько комплектов формы.
Сборная Бермудских островов 139-я в рейтинге ФИФА, а не так давно была на 76-м месте. С клубным футболом хуже: команда Bermuda Hogges недавно играла в четвертой лиге США, но в этом году не хватило денег на перелеты.
– А вы где обычно играете? – спросил я капитана команды Фройя.
– Ну, мы обычно в пятом норвежском дивизионе, – грустно ответил огромный бородатый викинг. – Но в этот раз не все смогли приехать, и многих пришлось взять из седьмого.
В первом тайме ребята с Фройи еще держались, но сложно играть, если у тебя в нападении бегают номера 3 и 4, и после перерыва хозяева их раздавили.
– Excuse me, sir, but why are you leaving the pitch? It’s an international game! – спросил комиссар матча у судьи, когда тот вышел за боковую линию попить воды.
Вообще, самым интересным днём футбольного турнира стал последний, когда Гренландия неожиданно уперлась против хозяев в финале и проиграла лишь 0:1 в дополнительное время; а в матче за третье место Фолкленды и Фройя устроили пиршество футбола в стиле низших английских дивизионов.
Гол сборной Фолклендских островов
– Keep it simple! – кричал фолклендским футболистам тренер;
–Too quiet, too quiet, let’s talk to each other! – заводили друг друга игроки.
Вообще, делегация Фолклендов внушала уважение. Если я правильно посчитал, на Игры приехал каждый тридцатый житель островов, а среди них – новая бадминтонная звёздочка Анастасия Маркина, уроженка Калининграда – судя по всему, единственный российский след на Островных играх, если не считать спонсирующую команду Шетлендов машиностроительную компанию Malakoff Limited. Поэтому, при всей любви к пятому и седьмому норвежским дивизионам, никто не расстроился, что Фолкленды победили 5:1.
В предыдущую секунду судья оступился и наступил на травмированного футболиста...
...Но тут его спасла героическая девушка-доктор.
Первые дни игр я постоянно ворчал в адрес незадачливых бермудцев. Они отправили все соревнования на довольно крутой Олимпийский центр на окраине Гамильтона – и это вызвало ощущение, что спортсмены – отдельно, а Бермуды – отдельно. На Аландах в 2009 году все острова были вовлечены в праздник, и это было прекрасно. А тут… Что уж там говорить, если даже пляжный волейбол прошел не на одном из знаменитых пляжей Бермуд, а около футбольного поля.
И когда я уже совсем было разочаровался, народ вдруг пошел на Игры, несколько раз случился аншлаг и с атмосферой как-то сразу стало получше.
После футбола и волейбола (см. отдельный текст) я уделил наибольшее внимание финалам в легкой атлетике. Здесь бермудцы, просевшие в плавании, активно жаждали выиграть большинство медалей. Британские острова неформально объединились против агрессора и активно друг друга поддерживали.
Небезуспешно – например, эстафету 4x400 эффектно выиграли крестьянского вида пареньки с Джерси, оставив позади экипированных по последней моде Усэйна Болта хозяев. Эффектен был и мужской полумарафон, проходивший, увы, в самый пик жары.
Победил фантастически худощавый Кевин Лоундс с острова Мэн, и его родина выиграла итоговый медальный зачет игр (впрочем, вряд ли зачет кого-то особо волновал). Но приз зрительских симпатий завоевал прибежавший вторым Томас Фэй из Оркни. Во-первых, он похож на актёра или качественную рок-звезду и офигительно обаятелен; во-вторых, форма Оркни уделала всех остальных под орех. С Фэем на церемонии закрытия сфотографировались, наверное, все девушки игр.
Томас Фэй
Девушки из сборной Оркни
Вскоре после полумарафона началась церемония закрытия. Пока не стемнело, можно было наблюдать быстро идущие над Бермудами облака. Идут себе такие облака над бесконечным океаном и идут себе, – подумал я, – а тут под ними вдруг Бермуды, жизнь и игры, и марафонцы финишируют. Может быть, в этом и есть концепция Острова – с большой буквы.
Впрочем, некоторая грусть во всем этом тоже была. Я чувствовал, что особенно хороши эти игры тогда, когда ты в них участвуешь. Никакой политической подоплеки, никакого, скорее всего, допинга; все друзья. Я, конечно же, тоже был очень счастлив, что попал на такой праздник, но своего острова у меня не было.
Написать в спорткомитет Сахалина и Курил что ли? Поймут ли они идею, как вы думаете?