10 мин.

Как проигрывают великие. Мотобольная Россия без золота

За этот отпуск мне дважды пришлось наблюдать редкое зрелище – как в решающем матче проигрывает главный фаворит. При этом один раз я очень сильно болел за главного фаворита, а второй раз очень сильно болел против. Но если о неожиданном коллапсе женской волейбольной сборной Сааремаа в уже почти выигранном матче я напишу попозже, то начать придётся с более грустного повода – впервые за много лет сборная России по мотоболу не завоевала золотые медали чемпионата Европы.

Лет прошло действительно много – предыдущий раз подобное случилось в 2005 году. В прошлом году, например, немцам отгрузили у них дома в финале 11 голов (тогда, правда, залетало всё, что могло и что не могло). Немцы обиделись – когда я приехал в Невилль-де-Пуату на второй день чемпионата-2013, в турнирной таблице, начерченной мелом на олдскульной доске, было написано «Россия – Германия – 3:4».

– Это как это так? – спросил я у вратаря Алексея Семенова.

– Да судьи вообще офигели! Всю игру голову поднять не давали, а в какой-то момент у нас Александра Сосницкого удалили, который на воротах стоял, а мне выйти вместо него не дали! В итоге на ворота встал полевой Володя Царёв.

– Много пропустил?

– Ничего! Единственный вратарь в истории чемпионатов Европы, не пропустивший ничего! Зато в других случаях нам назабивали.

Акробатические номера в перерывах
Акробатические номера в перерывах

В перерывах местные умельцы показывали акробатические номера

Невилль-де-Пуату – маленький городок в 15 километрах от Пуатье, тоже, пожалуй, города, существенно больше известного любителям истории, чем любителям спорта – во французской футбольной Лиге 1 команда из Пуатье не играла никогда, да и в Лиге-2 – только в сезоне 1996/1997.

Сам Пуатье – городок очень приятный; однако про грядущий чемпионат континента там ничего не напоминает. Странная политика, но у французов вообще какие-то свои понятия об организации таких мероприятий. Например, отелей в самом Пуатье сравнительно немного, зато в десяти километрах – развлекательный комплекс Futuroscope, некий аналог Диснейленда, но с уклоном в технологии, и он окружён дюжиной разномастных гостиниц.

Невилль бы у нас сошёл в лучшем случае за посёлок городского типа, однако именно он считается центром французского мотобола – его клуб даже позволяет себе заявить в чемпионат Франции свой дубль как отдельную команду. При этом стадион в Невилле критики не выдерживает – виденные мной российские и украинские стадионы на порядок лучше. Одна трибуна – и то за воротами, фотографировать неудобно, болеть за своих – тоже.

Что еще непривычно нашему взгляду – в Невилль из Пуатье ходит от нуля до трёх автобусов в сутки в зависимости от дня недели. У нас бы понадобилось 20-30. Провинциальная Франция – кошмар для людей без автомобиля; впрочем, надо сказать, что остальная Европа всё-таки движется в противоположном направлении, что оставляет надежду на лучшее будущее.

Мотобол ночью

Экономика турнира тоже видится мне необычной. Во-первых, денег за вход со зрителей, кроме как на финал, не брали. Во-вторых, вся еда, питье, а также места на единственной трибуне были платными, но распространялись не за наличные, а за бумажки-«тикеты», которые покупались в отдельной кассе и на которых был написан номинал в евро. Кроме того, вокруг стадиона была мини-ярмарка местных производителей всего – от еды до одежды (и, конечно, вина), которые распространяли свою продукцию.

Попытки выяснить, кто кому и в какой пропорции платил, успехом не увенчались – придётся мне повышать свой уровень знаний по теме «организация спортивных мероприятий». Что точно удалось узнать сквозь языковой барьер (отношение французов к английскому языку традиционно выражается в двух вариантах: не умеют говорить или не хотят говорить) – что дотирование из регионального бюджета всё-таки имело место.

Французские болельщики

С организацией покончили, теперь вернёмся к игре.

Итак, после первого матча турнира Россия вообще очков не имела; однако поводов для беспокойства не было. Увы, нынешний расклад дел в мотоболе и формула турнира сводят всё к тому, что всё равно всё решается начиная с полуфинала, куда в любом случае выходят сборные России, Белоруссии, Франции и Германии. Остальные участники не в состоянии им противостоять, хотя голландцы в этот раз приятно удивили, навязав серьёзную борьбу почти всем.

Фрагмент матча Россия – Франция
Фрагмент матча Россия – Нидерланды

Хуже того, было серьёзное опасение, что в этом году и Белоруссия будет неконкурентоспособна – государство резко сократило финансирование, лидеры команды уже немолоды; и первые матчи давались белорусам чудовищно тяжело.

Тем не менее, своё четвёртое место в групповом турнире они заняли, и в полуфинале вышли на непобедимую много лет Россию. Тут вышла какая-то фигня, другого слова не скажешь – после первого периода россияне выпустили второй состав, белорусы вообще играли без лидера Антона Власовца, и даже в этой ситуации наши чуть не доигрались. Когда на последней минуте счёт стал 6:5, вид наших тренеров не сулил второй четвёрке ничего хорошего; однако за оставшиеся 40 секунд белорусы даже не успели коснуться мяча.

Владимир Сосницкий с семьёй в перерыве между матчами

Владимир Сосницкий с семьёй в перерыве между матчами

Пожалуй, это был третий звонок, сигнализировавший о том, что у нашей команды что-то пошло не так. Напомню, в прошлом году был просто блестящий чемпионат, и я жалел, что те матчи никто из читателей этого блога и других хороших людей не видел. Но в этом году странным показался уже домашний матч «Металлурга», игроки которого составляют костяк сборной, с ипатовским «Колосом». Счёт-то, конечно, 4:0, но весь матч никакой командной игры не просматривалось, и если бы не два чудо-удара капитана и гения Владимира Сосницкого и один акробатический номер Геннадия Миця, непонятно, чем бы дело кончилось (четвёртый гол забили на последней минуте, когда всем всё было ясно).

За это время Геннадий Миць, на мой взгляд, совершенно незаменимый в сложных случаях игрок (в НХЛ он неизменно был бы MVP плей-офф), сломал ключицу и выбыл на неопределённый срок. После этого наши, пусть и при плохом судействе, проиграли в стартовом матче Германии.

Вдобавок заболел острый форвард-левша Иван Криштопа, а молодому и перспективному Никите Сёмину не дали визу; в результате чего вторая четвёрка играла в таком составе первый раз в жизни.

Но даже тогда, понимаете, даже тогда никто не мог предположить, что Россия не выиграет финал. Это сейчас, задним умом, мы начинаем искать причины (и находим их), а в финале должно было случиться что-то небывалое, чтобы Россия проиграла.

Оно и случилось.

Но сначала были два матча, ставшие украшением турнира. Вечерняя битва Германии и Франции в полуфинале была не на жизнь, а на смерть; соперники так и норовили друг другу от души вломить за все исторические грехи, поэтому для российских и белорусских судей игра была очень нервная. И когда при счёте 2:1 в пользу Германии они дали финальный свисток, а табло на стадионе показывало, что играть еще две минуты, зрители решили попробовать судейскую бригаду линчевать.

Однако французы – нация хоть и шумная, но трусоватая, поэтому линчевание ограничилось тем, что здоровая толпа собралась у выхода на поле и обсыпала арбитров ругательствами и иногда еще чем-нибудь недорогим, что попадётся под руку.

Французские болельщики пытаются линчевать судей

Рядом мрачно стояли делегации России и Белоруссии, готовые отбивать судей – впрочем, конечно, и без шуточек в их адрес тоже не обходилось. В итоге арбитров спустя сорок минут вывели в футболках мотоболистов через черный ход; попутно выяснилось, что часы подкрутил хронометрист на стадионе, чтобы дать своим шанс отыграться.

1

А в матче за третье место Франция напоролась на отчаянную и очень желавшую медаль Белоруссию. Не сказать даже, что хозяева не отнеслись серьёзно к этой игре – нет, им не хотелось проигрывать перед своими зрителями два раза подряд. Но в голевой перестрелке белорусы были чуть лучше, а когда французы спохватились и зажали их на своей половине поля, гостям удалось додержаться до серии пенальти.

Серия пенальти в матче Франция – Белоруссия

Серии пенальти в мотоболе вообще происходят крайне редко; а тут еще и первые пять ударов победителя не выявили. Команды, казалось, были настроены выяснять отношения до утра, но седьмой удар резервного защитника белорусов Дмитрия Коваля принёс-таки победу красно-зелёным. Тот случай, когда матч за третье место оказался чудовищно важным – говорят, от завоевания медали зависело финансирование белорусов на ближайшие годы.

Белорусы празднуют бронзовую медали

Финал сборная России начала с некоторым преимуществом, однако блицкрига не получалось. Тренер сборной Германии Андреас Мисик проделал за год большую работу, и оборона немцев гнулась, но не ломалась. В какой-то момент мы сами помогли им, когда второе (!) удаление за турнир за споры с арбитром получил наш вратарь Александр Сосницкий. На поле на сей раз разрешили выйти Алексею Семёнову, но всё равно нам пришлось долго отбиваться в меньшинстве.

Болельщица сборной Германии

Во втором и третьем периоде немцы осмелели и несколько раз серьёзно угрожали нашим воротам. Я теперь думаю, что если бы они тогда забили, то, возможно, тренеры успели бы перестроить игру и отыграться; однако не забил никто, а лучший шанс у наших закончился попаданием Владимира Сосницкого в перекладину.

Михаил Григорьев (сборная России) волнуется

Перед заключительным периодом все уже существенно нервничали – ситуация была очень хрупкой, а мяч не шёл в ворота ни у кого из лидеров. Тем не менее, в начале у россиян было две хороших возможности забить – но всё мимо. А потом случился решающий эпизод всего чемпионата – в попытке не пустить форварда соперников на добивание Антон Гусев наехал на своего же вратаря Алексея Семёнова, и тот получил тяжелую травму. Увы, здесь обнаружилось несовершенство правил мотобола (и организации турнира) – пока все пытались понять, что произошло, пока искали носилки, прошло минут семь, а добавлять время в таком случае не положено.

В итоге в ворота вернулся Александр Сосницкий, и буквально в следующей атаке дурацкий отскок дезориентировал его, позволив не забивавшему до этого на чемпионате Мануэлю Фиттереру головой поразить пустой угол.

У наших было полторы минуты, и Владимир Сосницкий последним усилием вырвался на ударный простор, замахнулся – и в очередной раз в этом финале отправил мяч мимо.

Я далёк от мысли критиковать великую сборную. Если бы они реализовали хоть один из множества моментов, никто бы сейчас и не вспомнил обо всех перечисленных выше трудностях.

Тем не менее, вероятно, перезагрузка нужна – пока не стало совсем поздно.

Сборная России переживает поражение в финале

Думаю, в этой ситуации есть два варианта. Первый слегка панический, но интригующий – пробовать к чемпионату мира-2014 в Тихорецке наиграть какую-то совсем новую вторую пятерку, например, из южных команд. Второй вариант – собраться первым составом, нормально поговорить, что-то, может, поменять в тренировках и все равно всех порвать. Полагаю, что в Тихорецке наши выиграют.

Ну и немцы в этот раз очень хорошо сыграли, чего уж там.

А пока мы можем порадоваться, что есть еще те виды спорта, в которых серебряные медали для нас – это неудача.