Почему в автоспорте нет допинга
Мельдониевый скандал «Формуле-1» не грозит.
В последнее время в мире один за другим возникают громкие допинг-скандалы – кажется, не осталось ни одного популярного вида спорта, где не появлялись бы истории с употреблением запрещенных препаратов. На этом фоне «Формула-1» и другие гоночные серии по-прежнему выглядят образцом чистоты: здесь почти нет нарушений, а WADA не грозит расследованиями и массовыми дисквалификациями. Не пора ли фанам легкой атлетики, биатлона или велоспорта переключиться на автогонки? Риск разочароваться в спортсменах из-за допинга здесь минимален.
«Формула-1» – технический вид спорта, зачем тут допинг?
Действительно, в отличие от циклических или силовых видов, в автоспорте влияние фармакологии на уровень выступлений не столь велико. Гонки – это в первую очередь соревнования машин и инженеров. Однако пилоты – спортсмены, доля которых в успехе тоже велика, и потому использование ими допинга формально не исключено.
В «Формуле-1» чрезвычайно важны физическая подготовка и мускульная сила. Во время пилотирования спортсмены испытывают перегрузки в 5-6G – ключевое значение здесь имеют мощные мышцы шеи. При возможных авариях кратковременные перегрузки и вовсе могут быть гигантскими – на первый план выходят мышцы спины, принимающие на себя основной удар. Помочь нарастить мышечную массу могло бы использование стероидов.
Нагрузка на сердце также велика – в ходе гонки пульс пилота может достигать от 170 до 220 ударов в минуту (здесь вспоминается мельдоний и подобные ему препараты).
Мотор расположен близко к кокпиту и сильно нагревается, а на некоторых жарких этапах гонщик, «упакованный» в огнеупорный комбинезон и вынужденный управлять машиной на высочайшей скорости, словно принимает сауну. После обычных гонок пилот обычно теряет 1,5 – 2 килограмма веса, а уж в особенно жаркий день может скинуть более 4 кг! Как тут не вспомнить Нельсона Пике, который после некоторых Гран-при еле стоял на ногах на подиуме и был полностью обессилен. Такие нагрузки не выдержать без отменной физподготовки.
Также для пилотов очень важно контролировать вес подобно боксерам. Технический регламент «Формулы-1» предусматривает минимальный вес болида (вместе с гонщиком) в 702 кг. Превысить его – обречь себя на потери долей секунды, кроме того, чем меньше весит гонщик, тем больше у инженеров возможностей для оптимального размещения балласта в машине.
Так почему же о допинге почти не говорят?
Во-первых, в настоящее время не существует препаратов, которые смогли бы однозначно улучшить непосредственно навыки пилотирования. На ум приходят разве что амфетамины или психостимуляторы вроде аддерала, однако их прием сопряжен с рядом негативных эффектов (повышенное кровяное давление, нагрузка на сердце, возможные нарушения психики). Таким образом, даже если факт употребления амфетаминов удастся скрыть, его положительные аспекты будут как минимум уравновешены отрицательными.
Из этого вытекает вторая причина – не существует какого-то универсального допинга, который смог бы одновременно улучшить все нужные пилоту «Формулы-1» качества и вывести его на пик возможностей организма. Помимо физической силы и выносливости для гонщиков также важны скорость реакции, концентрация внимания, психологическая устойчивость, контроль веса. В большинстве случаев фармакологические средства улучшат одни качества в ущерб другим и побочные эффекты сведут на нет положительное воздействие допинга.
Кроме того, в автоспорте без допинга действительно можно обходиться – да, физическая подготовка и выносливость важны, но все же не являются определяющими. Необходимо достичь определенного уровня, чтобы быть конкурентоспособным и не допускать ошибок вследствие плохой физической формы, но дальше это уже не имеет большого значения – на первый план выходят пилотажные навыки. В конце концов, Кими Райкконен с его образом жизни вряд ли способен посоперничать с Дженсоном Баттоном в триатлоне, но превосходная форма англичанина не дает большого преимущества перед другими пилотами на трассе. А значит, принимать допинг и рисковать дисквалификацией нет смысла – всего необходимого можно достичь упорными тренировками и правильным питанием.
«Мы обходимся естественным методом тренировок», – размышляет Даниил Квят – «Допинг мало чем может помочь гонщикам. Есть несколько трасс, где мы выступаем на пределе физических возможностей. Но мы просто тренируемся достаточно много, чтобы большинство таких треков проходить без проблем. Так что в «Формуле-1» допинг не поможет».
Какой допинг запрещен в автоспорте?
Список запрещенных препаратов WADA един для всех видов спорта, но для автоспорта есть специальные добавления – в соревновательный период гонщикам также запрещен любой алкоголь (нарушением считается превышение пороговой концентрации этанола в крови более 0,10 г/л), а также различные бета-блокаторы. А вот этический вопрос применения допинга стоит острее, чем в других видах спорта – если легкоатлет или биатлонист, принимая запрещенные вещества, рискует только собственным здоровьем, то употребивший наркотики или другие опасные препараты гонщик ставит под угрозу еще и жизни других спортсменов, а также маршалов и зрителей.
Были ли вообще допинг-скандалы в автоспорте?
Сегодня ФИА активно сотрудничает с WADA – гонщики регулярно проходят допинг-контроль: офицеры организации могут заявиться рано утром или во время отпуска, а пилоты обязаны 365 дней в году держать автомобильную федерацию в курсе своего местонахождения. Однако в прошлом никто особенно не следил, какие «лекарства» используют гонщики.
«Я сам принимал наркотики. Не в кольцевых гонках, а во время выступлений в ралли. Тогда это считалось нормой, они даже не считались наркотиками», – признался легендарный британский гонщик Стирлинг Мосс – «Но, насколько я знаю, не было ничего, что могло бы улучшить навыки пилотирования. Амфетамины? Они просто могли держать тебя в форме, не более того. Хуан-Мануэль Фанхио дал мне несколько пилюль перед ралли «Милле Милья», которые должны были меня поддержать. Не знаю, что именно это было, но они работали, это точно. Я уверен, что сегодня эти препараты были бы запрещены».
Впрочем, в 50-е амфетамины не просто не были запрещены – их даже можно было купить в аптеке.
В 1913 году же и вовсе был вопиющий случай – знаменитую гонку «500 миль Индианаполиса» выиграл француз Жюль Гу, по ходу заезда употребивший несколько бутылок шампанского. Сейчас такое вспоминать весело, однако на самом деле это могло закончиться большой трагедией.
В современной эре гонщиков нечасто ловили на запрещенных веществах. В 2002 году Томаш Энге был уличен в курении марихуаны, получил дисквалификацию и лишился титула в «Формуле-3000». Чешский спортсмен заявил, что «травку» он не курил, а просто постоял рядом. Однако в 2012 году парень попался снова – на сей раз он объяснил пристрастие к марихуане проблемами со здоровьем.
В прошлом году бывший гонщик «Формулы-1» Франк Монтаньи, выступавший в «Формуле-Е» получил двухлетнюю дисквалификацию за положительный тест на кокаин. Это вызвало бурю возмущения в мире автоспорта, и знаменитый Марио Андретти вообще взбесился:
«Если бы от меня что-то зависело, то господин Монтаньи был бы отстранен от гонок на всю жизнь. Это большое разочарование для всех нас, потому что он ставил под угрозу жизнь всех остальных гонщиков. То, что он сделал, в нашем спорте непростительно».
За гонщиков можно не волноваться?
Проблема допинга в автоспорте не стоит остро, и нескоро может стать предметом серьезного скандала, подобного тому, что случилось с Лэнсом Армстронгом, Марией Шараповой или российскими легкоатлетами. Сегодняшний уровень фармакологии объективно мало что может дать гонщикам, чей вид спорта не зависит целиком от физических возможностей организма. А в тех случаях, когда у пилотов все же находят запрещенные вещества, обычно речь идет о наркотиках, употребление которых чаще связано с человеческой слабостью, а не с желанием улучшить результаты на трассе. Так что вряд ли WADA однажды выдвинет к «Формуле-1» или какой-нибудь другой серии серьезные претензии – автоспорт просто не дает такого повода.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene; РИА Новости/Алексей Куденко; Global Look Press/Keystone Pictures USA/ZUMAPRESS.com
«В мире нет ни одного другого вида спорта, который сравнится с «Формулой-1» в плане нагрузки на сердце. Пульс топ-пилота в среднем превышает 180 ударов в минуту по ходу гонки (в течение 90 минут или дольше) – это невероятно много, ни в одном другом спорте столь высокий пульс не держится так долго.
...
В квалификации на быстром круге гонщик пилотирует иначе, и физическая нагрузка становится интенсивнее. Как правило, в эти моменты спортсмен работает на пределе, на грани ошибки, и сердечный пульс может повыситься по сравнению с обычным кругом на 50 ударов в минуту. Организм в таких эпизодах работает колоссальным образом, и подобное возможно лишь на несколько минут, но не на всю гонку».
Авто- спорт, мото- спорт, да даже кибер- спорт это соревнование. Как и перед любыми соревнованиями, в любой из этих дисциплин человек тренируется физически, умственно, чтобы стать лучшим.
Легко поверю в то, что в квале так и происходит - нагрузки колоссальны. Легко поверю в то, что всю гонку такое было во времена Пике или даже в 2004 году, когда пилоты управляли монстрами, да еще с дозаправками.
Но сейчас-то пилоты бензовозят всю гонку, а в конце берегут резину. Послушайте радио Баттона 10 лет назад и сейчас. И все станет ясно.