Формула-1. Сочи. Первомай
Недавно вспомнилось: лет десять назад доводилось отдыхать на наших курортах Краснодарского края, в Анапе и Геленджике. Уже тогда можно было видеть рекламные плакаты с надписью Sochi2014, посвященные Олимпиаде. Но разве мог тогда кто-то подумать, что совсем рядом скоро будет проходить Гран-при Формулы-1, сюда приедут все звезды, все команды Больших призов?! На самом деле то, что это сбылось - просто фантастика!
Сочи Автодром – это безусловно удача. Интересная трасса, узнаваемая, со своим характером. Это современный автодром, но он имеет свое лицо, свою изюминку – полугородской характер трассы сказывается. И это явно не тот случай, что все трассы Германа Тильке на одно лицо.
Отличный климат. Пока все прошедшие Гран-при в Сочи прошли при хорошей погоде, даже если в прошлом октябре здесь и было прохладно.
Удобство инфраструктуры. Рядом с трассой расположен современный аэропорт, практически к самому автодрому подходят железнодорожные пути, рядом расположен морской порт и пристань.
Сточки зрения удобства болельщиков все организовано на высочайшем уровне. Я, останавливаясь в старом районе Адлера, добирался до железнодорожного вокзала Адлера за каких-то 10 минут, а далее – электричка, которая идет до вокзала Олимпийского парка тоже где-то минут 10-15. Причем электричек в дни гоночного уик-энда очень много, и они бесплатны. Вокзал же Олимпийского парка расположен практически рядом со входом на трассу – нужно пройти наверно метров 50. Итого, до трассы вполне реально добраться за полчаса, в моем случае. Но можно останавливаться и в отелях Имеретинского курорта –нового района около Олимпийского парка. Тогда до трассы можно добираться пешком или на регулярно курсирующих шатлах.
Достаточно забавно при этом вспоминать истории о том, как в свое время люди добирались до Зандфорта, где проходил Гран-при Голландии, доехав до маленькой железнодорожной станции, а затем плутая по дюнам, не зная где располагается трасса… Да и все традиционные рассказы об огромных пробках на пути к Сильверстоуну и т.д. В некоторых отношениях сочинский Гран-при сразу же стал образцовым.
Немаловажным фактором для зрителя выступает и удобство трибун. Мне, например, полюбилась Т1, с хорошим обзором старта и выезда с пит-лейн, прямо напротив первого скоростного поворота, с обзором трех медленных поворотов третьего сектора. Безусловно представляют интерес также Т2, где как на ладони разворачиваются все действия на критически важном торможении перед вторым поворотом, и Т3 «имени Даниила Квята», где в затяжном третьем вираже можно наблюдать всю красоту болида Формулы-1, проходящего длинный скоростной поворот.
Еще одно соображение: на Гран-при лучше ехать заранее, за день-два до начала событий. Некоторые лица из паддока жалуются, что в их случае переезд на очередной Гран-при означает лишь то, что одна асфальтовая площадка меняется на другую такую же; все чрезвычайно однообразно. Зритель может избежать такого эффекта, запланировав посещение интересных достопримечательностей рядом с местом, где проходит Гран-при. И в Сочи с этим проблем явно нет. Я, например, с удовольствием ездил в Красную поляну, но есть и другие варианты. Вообще если говорить о Гран-при, наверно только в случае с Кореей и, может быть, Индией, смотреть рядом с трассой совсем было нечего. В других случаях разнообразить программу можно и нужно – в таком случае впечатления остаются более яркие и полные.
Пару впечатлений о событиях на автодроме. Во-первых, побывав на тренировочных заездах в пятницу сразу можно сделать некоторые выводы по поводу распорядка уик-энда Гран-при. Конечно в Сочи асфальт очень гладкий и почти не изнашивает шины. Как обычно в пятницу команды делают прикидки по резине, сколько кругов может выдержать тот или иной состав шин. В Сочи эти отрезки получались очень длинными, в результате гонщики в течение двух сессий по 1,5 часа работали просто ударно. Зрители могли быть довольны, наблюдая за гоночными болидами практически без перерывов. Конечно, на трассах где шины изнашиваются быстрее, отрезки, которые проводят гонщики, становятся меньше и зрители видят меньше действия. К тому же иногда бывает портится погода. В Сочи она в пятницу была великолепна - и гонщики поработали на славу.
Но все равно, кое-какой вывод сделать можно. Мое личное впечатление было таково, что уже в пятницу можно было объестся зрелищем болидов Ф1 на трассе. Для зрителя это, в общем-то, хорошо. Но с точки зрения подготовки к Гран-при – две сессии по 1,5 часа плюс еще час утром в субботу. За это время можно подготовиться к квалификации с гонкой очень хорошо, ну просто прекрасно. Провести тесты с новинками, обкатать шины, произвести всю необходимую работу над настройками болида. В Сочи в пятницу можно было в течение тренировок провести две симуляции гонки. Ладно, в Сочи такие условия. Но и на других трассах подготовиться можно более чем достаточно. А затем потом удивляемся, почему в Ф1 все настолько отлажено и предсказуемо, что команды просто выстраиваются по ранжиру.
Поэтому не зря есть мнения, что программу тренировок нужно подсократить. Я лично не считаю что зрителей нужно лишать зрелища болидов Ф1 по пятницам. Почему зритель должен получать за свои деньги меньше зрелища? Но команды сами подсказывают возможные пути, нередко сажая в кокпит во время первой пятничной сессии тест-пилотов или молодых гонщиков с определенными перспективами. В Сочи первую тренировку за рулем Renault провел, кстати, Сергей Сироткин, провел очень даже на хорошем уровне, опередив по времени Джолиона Палмера. Это кстати, не дебют Сергея в рамках уик-энда Гран-при – два года назад, в 2014-м он уже провел первую пятничную сессию в Сочи, тогда в составе Sauber.
Мое мнение – гонщик не должен иметь возможность проехать в пятницу больше кругов, чем дистанция гонки. Выход? Первую сессию в пятницу нужно отдать тест-пилотам и гонщикам из молодежных программ развития. Это решает сразу две задачи. Основные гонщики получают меньше времени на подготовку (но, что важно, - у них все равно остается достаточно много времени на подготовку к основным сессиям), следовательно появляется больше возможности для каких-либо неожиданностей. А так как сейчас время работы команд на тестах сильно ограничено, известна проблема, что молодые пилоты имеют крайне мало возможностей пилотировать болиды Ф1 до своего дебюта в гонках. На тестах команды предпочитают работать с основными пилотами, практически лишив работы тест-пилотов. Но если отдать первую тренировку не основным гонщикам - каждая команда получит возможность обкатать в течение уик-энда Гран-при сразу двух молодых гонщиков. Это во многом решило бы проблему подготовки молодежи к Ф1. Провести тесты новинок, проверить работу составов шин и поработать с базовыми настройками могут и такие тест-пилоты. Ну а основные гонщики садились бы за руль на следующие 1,5 часа уже для более тонкой работы.
Что касается гонок поддержки, лично я жалел, что в этом году в Сочи не приехали серии GP2 и GP3, основные молодежные чемпионаты. Но и SMP Формула-4, и Миджеты, где выступали некоторые отечественные известные гонщики, например Алексей Басов и Борис Шульмейстер выглядели весьма неплохо для разогрева. Однако гуляя по Олимпийскому парку в промежутках между заездами я как-то зашел на главную площадь – медальную, где на сцене происходили автограф-сессии: сначала Ф4, а потом Миджетов. И ведущий этого мероприятия удивил и повеселил, не знаю уж, что это за персона… Но может неплохо владея своим языком, он показал себя совсем не в теме автоспорта, читая по бумажке достижения вышедших на сцену гонщиков, явно не понимая, о чем он читает. Особенно впечатлил перл про знаменитую уличную гонку Гран-при Де Пау. Да, это «Де Пау» способно запомниться надолго… Это проблема – журналисты и ведущие, которые возможно и неплохо подготовлены по своим специальностям, то есть по основным навыкам, которые требуются журналистам и ведущим, но совершенно не владеют при этом предметом, с которым работают. Собственно, это и называется непрофессионализм. И, к сожалению, иногда примеры такого непрофессионализма можно увидеть даже на Первом канале ТВ. В настоящее время культура автоспорта в стране активно развивается, чему главным примером - Гран-при в Сочи, но также и открытие разных новых автодромов, и трек-дни, и т.д. Так что можно было бы подготовить журналистов и ведущих, имеющих какое-то отношение к теме и владеющих предметом, а то просто неловко даже становится.
Главный же итог, который можно подвести: Гран-при России в Сочи – мероприятие, безусловно, обязательное к посещению.