И снова клетчатый флаг
Заключительный уик-энд сезона 2018 года в Абу-Даби стал триумфальным для Льюиса Хэмилтона. Новоиспеченный пятикратный чемпион мира, как и двумя неделями ранее в Бразилии, первенствовал и в квалификации, и в гонке, завоевав свои, соответственно, 83 поул и 73 победу в карьере. И победа, и поул-позиция были для Льюиса одиннадцатыми в 2018 году. Пожалуй, это был логичный финал нынешнего сезона. Сезона, на протяжении которого долго шла напряженная борьба между Хэмилтоном и Феттелем, Mercedes и Ferrari, но в концовке которого преимущество Льюиса и "серебряных стрел" вновь стало неоспоримым.
По сути, это был вполне типичный Гран-при Абу-Даби. Автодром "Яс Марина" знаменит своей шикарной современной инфраструктурой и красивым антуражем гонки, с закатом и переходом в ночь, когда события квалификации и гонки развиваются под искусственным освещением. Трасса интересна и непроста для инженеров, из-за трех разных секторов, отличающихся своим характером, благодаря чему настроить машину в Абу-Даби выглядит очень интересным вызовом. Но сами гонки проходят обычно довольно спокойно, без какой-то особенно захватывающей и запоминающейся борьбы. Пожалуй, сказывается некоторая "стерильность" трассы. Конечно, дело меняется, когда в Абу-Даби ведется борьба за чемпионство. Организаторы Гран-при не зря "пробивали" себя в качестве последней гонки сезона, чтобы именно здесь разворачивались главные события борьбы за титул. И такие гонки здесь были - в 2010-м, 2014-м (тем более с двойными очками, в первый и единственный раз в истории Ф1) и 2016-м годах. Безусловно, тогда напряжение нервов из-за сражения за титул, как обычно бывает в таких случаях, зашкаливало. Но в Ф1 нередко чемпион определяется заранее, и поэтому нередко гонки в Абу-Даби весьма спокойны.
Не стал исключением и 2018 год.
В квалификации Себастьян Феттель пытался навязать борьбу Хэмилтону, но по большему счету, это не удалось. Себ уступил Льюису многовато - более 0,3 сек., более того, между Хэмилтоном и Феттелем вклинился еще и Боттас, оттеснив пилота Ferrari на второй ряд стартового поля. Благодаря выступлению Валттери Mercedes достался полностью первый ряд стартового поля. Чем-то удивительным и неожиданным это не выглядело, "серебряные стрелы" уже традиционно выглядят сверхуспешно на трассе "Яс Марина".
Удивляет насколько неуспешна в Абу-Даби Ferrari. Пожалуй, ни на одной трассе чемпионата у "Скудерии" нет столь малоуспешной статистики. При этом рядом с автодромом расположен первый в мире парк развлечений Ferrari World, и хотя бы с точки зрения бизнеса, маркетинга, Ferrari стоило бы быть более успешной на "Яс Марине". Да и с точки зрения борьбы за чемпионат. Конечно, и в этом, и в прошлом годах интрига борьбы не дожила до Абу-Даби, хотя большую часть сезона, и того, и этого руководители "Скудерии" твердили о том, что напряженная борьба продлится до заключительной гонки сезона в Абу-Даби. Но так как в "Скудерии" надеются рано или поздно продержаться в борьбе до финала, желательно в этом финале не сплоховать. Как это однажды в Абу-Даби уже случилось. Ferrari не добивалась успеха на "Яс Марине" не только в нынешнюю эру турбогибридов, но и до того, во времена атмосферных "восьмерок". И это действительно выглядит удивительным.
Интересно, насколько ровно, словно по ранжиру распределились итоговые результаты квалификации. Первый ряд у Mercedes, второй у Ferrari, где Феттель опередил Райкконена. На третьем ряду стартового поля два Red Bull, причем Даниэль Риккьярдо в своем последнем в составе "красных быков" уик-энде опередил Макса Ферстаппена, что случалось в этом году нечасто. Три топ-команды выстроились как на параде.
Также в десятку лучших прорвались Роман Грожан, Шарль Леклер, Эстебан Окон и Нико Хюлкенберг - представители быстрейших в концовке сезона команд средней группы: Haas, Sauber, Force India и Renault. Их напарники открывали вторую десятку - Карлос Сайнс, Маркус Эриксон, Кевин Магнуссен и Серхио Перес расположились на местах с 11-го по 14-е.
Восьмой и девятый ряды поделили представители McLaren-Renault и Toro Rosso - Honda: Фернандо Алонсо и Брендон Хартли впереди, Пьер Гасли и Стоффель Вандорн позади них. Очень забавно выглядит факт, что в последней гонке сезона McLaren, столь усердно пытавшийся год назад избавиться от двигателей Honda, оказался по соседству с командой, которая ныне выступает как раз на моторах Honda. Вот только Toro Rosso не имеет такого шлейфа наследия и достижений как McLaren.
Наконец, последний - десятый ряд стартового поля, и два Williams. Сергей Сироткин в очередной раз впереди Лэнса Стролла.
Более выразительных результатов квалификации сложно и представить. Они словно подводят итог под этим годом. И у кого повернется язык после такой квалификации говорить, что Ferrari имела в этом году быстрейшую машину? Да, на каких-то трассах Ferrari была быстрее, но на каких-то - Mercedes, и в конце сезона преимущество "серебряных стрел" было более убедительным.
На старте гонки лидеры остались при своих позициях. Только Макс Ферстаппен провалил первые метры дистанции, а Шарль Леклер напротив выиграл пару мест.
Но уже на первом круге произошел инцидент, ставший, пожалуй, самым ярким эпизодом Гран-при Абу-Даби. Нико Хюлкенберг в борьбе с Романом Грожаном, задел колесо его Haas, и Renault отправилась в полет, пару раз перевернувшись, и повиснув на отбойнике днищем вверх. Выглядело страшновато. Но гонщику ничего не угрожало, благодаря системам безопасности современных болидов Ф1. Эпизод, в котором сражающиеся за четвертую позицию в Кубке конструкторов Renault и Haas, сошлись в непосредственном столкновении, привел к появлению на трассе сейфти-кара. Второй самый опасный эпизод в истории Гран-при Абу-Даби, после столкновения в 2010 году Михаэля Шумахера и Витантонио Лиуцци.
Вскоре после пейс-кара гонка была нейтрализована вновь - на этот раз был объявлен режим "виртуальной машины безопасности". Причиной послужил сход Кими Райкконена, остановившего свою машину на стартовой прямой. Технические неполадки прервали последнюю гонку Кими в составе Ferrari. Сход Райкконена также поставил под угрозу его третье место в чемпионате по итогам сезона. Благо у Кими был некоторый запас перед соперниками, но теперь он не получал очков в Абу-Даби, в то время как Боттас занимал высокую позицию, да и Макс Ферстаппен после неудачного старта постепенно прорывался и вернулся в первую пятерку. Конечно, третье место - не чемпионский титул, тем не менее, хотелось, чтобы Кими завершил этот сезон на высокой ноте. Сезон, последний для него в составе "Скудерии", в составе топ-команды, который он провел очень хорошо.
Льюис Хэмилтон воспользовался режимом VSC и отправился на пит-стоп, уступив лидерство Боттасу. Пит-стоп в режиме "виртуальной машины безопасности" конечно выгоден тем, что теряется меньше времени относительно соперников на трассе. Но теперь Льюису предстояла значительная дистанция до финиша. При том, что Pirelli привезла в Абу-Даби самые мягкие составы шин: HyperSoft, UltraSoft и SuperSoft.
Никто в лидирующей группе примеру Хэмилтона не последовал, предпочтя более консервативный вариант тактики. На том же седьмом круге пит-стопы совершили только Шарль Леклер и Роман Грожан. Впрочем, еще после первого круга гонки, в режиме автомобиля безопасности пит-стоп провел Брендон Хартли, после чего проехал всю дистанцию до финиша. Шины на гладком асфальте "Яс Марины" изнашивались слабо, видимо благодаря еще и мягкой, нежаркой погоде. Особенно самый жесткий состав SuperSoft.
Льюис после пит-стопа вернулся на трассу на пятой позиции, замкнув группу топ-команд, позади Боттаса, Феттеля и двух Red Bull. Надолго на этой позиции британец не задержался, так как в районе 15 круга гонки наступила волна пит-стопов, когда смену шин провели почти все гонщики лидирующей группы: Феттель, Боттас и Ферстаппен. Только Дэн Риккьярдо основательно задержался на трассе, продержавшись на стартовом комплекте UltraSoft до 33 круга, больше половины дистанции, благодаря чему долго лидировал в гонке. Но после пит-стопа Даниэля, Льюис Хэмилтон вернулся на лидирующую позицию, и уже не уступал ее вплоть до самого финиша.
Сложно сказать, выгадал ли что-нибудь Риккьярдо, благодаря своей отличающейся от ближайших соперников тактике. Одно сказать можно точно - позицию относительно своего напарника, Ферстаппена, Дэн проиграл. Так что наверно это было все-таки не лучшим решением, хотя благодаря нему Даниэль много лидировал в гонке, да и вообще видеть различные варианты тактики всегда интересно.
Все это время в лидирующей группе ничего особо не происходило, в отличие от середины пелотона, где было немало сражений, красивой борьбы и обгонов. Но средняя группа в Ф1 традиционно самая плотная.
Зато затем ситуация обострилась и в группе топ-команд. Сначала Феттель настиг Боттаса и красиво опередил его в сражении за вторую позицию. Вскоре на хвост Валттери сел Ферстаппен. Гонщики долго боролись между собой, было очевидно, что у Боттаса начались проблемы с темпом. Валттери один раз серьезно ошибся, срезав шикану, но остался впереди Макса. Но через некоторое время очередная атака Ферстаппена увенчалась успехом, Макс вышел на третье место. Обгон не обошелся без легкого столкновения Red Bull и Mercedes. Вслед за Максом, Боттаса атаковал и Риккьярдо, который к этому моменту настиг пару дуэлянтов. Долго обороняться от Даниэля у Валттери не получилось, Риккьярдо быстро прошел финна. Боттас пытался контратаковать, но безрезультатно. У Валттери начались проблемы с шинами и его зазвали на второй, внеплановый пит-стоп. Как и в Бразилии, эта гонка получилась для Боттаса тяжелой. По ходу дистанции он потерял темп и стал жертвой атак соперников. Сложная концовка чемпионата для Валттери.
После этого ситуация в гонке стабилизировалась, и ничего особенно яркого не происходило вплоть до финиша. Хотя лидирующая группа держалась с небольшими отрывами, и наверняка в Ferrari и Red Bull надеялись, что проблемы с шинами настигнут и Хэмилтона, шины которого прошли долгую дистанцию после раннего пит-стопа. Но шины на болиде Льюиса выдержали.
На подиум финальной гонки сезона поднялись представители трех топ-команд. Победителю Хэмилтону компанию составили Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен. И действительно, в этом сезоне, особенно ближе к его окончанию, борьба трех ведущих команд уплотнилась. Даниэль Риккьярдо финишировал четвертым в своей заключительной гонке в составе Red Bull. Валттери Боттас замкнул пятерку лучших. Кими Райкконен в итоге остался на третьем месте по итогам чемпионата, соперники не дотянулись до него. Чтобы опередить Кими, Боттасу нужно было финишировать третьим, а Ферстаппену вторым. Но Макс благодаря очередному подиуму и не слишком удачному выступлению Боттаса, опередил Валттери в чемпионате, поднявшись на четвертое место. В итоге Кими, Макса и Валттери разделяли по два очка между каждым.
Отличным шестым местом Карлос Сайнс завершил выступления в составе Renault. Шарль Леклер был седьмым. Серхио Перес финишировал в заключительной гонке сезона на восьмом месте. Замкнули десятку в Абу-Даби Роман Грожан и Кевин Магнуссен. Разумеется, Renault опередила Haas в сражении за четвертую позицию в Кубке конструкторов - с неплохим отрывом. Racing Point Force India не смогла дотянуться до McLaren, несмотря на очки Чеко, и осталась седьмой в Кубке конструкторов. Но не будем забывать, что команда стала набирать очки с нуля после перерыва в чемпионате. Если бы учитывались очки, набранные в первой половине сезона, Force India была бы гораздо выше.
Фернандо Алонсо завершил гонку одиннадцатым - и на этой же позиции завершил чемпионат. Конечно такие места плохо сочетаются с персоной Фернандо. Но на круге почета Алонсо присоединился к Хэмилтону и Феттелю, и они крутили "пончики" на главной прямой. Три великих чемпиона. Это был, пожалуй, самый красивый момент этого Гран-при, красивая точка в этом чемпионате.
Какой бы ни была финальная гонка, это всегда определенная веха. Гонка в Абу-Даби поздним ноябрем завершила сверхдлинный сезон из 21 этапа. И кто-то сейчас вздохнет с облегчением, что этот сезон наконец закончился, а кто-то с нетерпением будет ждать старта следующего, в грядущем марте.
Но просто отметим следующее. Шесть гонщиков - Кими Райкконен, Даниэль Риккьярдо, Карлос Сайнс, Шарль Леклер, Пьер Гасли и Лэнс Стролл сменят в это межсезонье команды, и уже на старт следующего сезона выйдут в других цветах. А еще шестеро - Фернандо Алонсо, Стоффель Вандорн, Эстебан Окон, Сергей Сироткин, Брендон Хартли и Маркус Эриксон не выйдут в следующем году на старт нового сезона. Надеюсь, что Окон, Сироткин, да и Вандорн еще найдут возможности вернуться в Ф1, пропустив следующий год. Но уже хотя бы поэтому гонка в Абу-Даби - особенная. А быть может, чем черт не шутит, вернется еще и Алонсо.