Точка невозврата
Сузука регулярно решала судьбу чемпионского титула. Сейчас Гран-при Японии стоит в календаре чемпионата мира далековато от финала сезона, тем не менее, события на Сузуке все равно зачастую оказывают решающее значение на исход гонки за титул. Словно сказывается аура Сузуки как "решательницы" чемпионских судеб.
Вот и сейчас после Сузуки фактически чемпионат мира Формулы-1 2018 года можно закрывать. По сути все ясно. Хотя, по большему счету ясно стало еще неделей ранее в Сочи. Но в Сузуке наступила окончательная ясность.
Mercedes выступил на Сузуке даже как-то буднично. Как-то буднично и спокойно выиграл эту гонку, взял победный дубль, накануне квалифицировавшись двумя гонщиками на первом ряду стартового поля. В совершенно доминирующем стиле, не давая никому усомниться, кто на самом деле сильнейший в Ф1. Льюис Хэмилтон очень уверенно, и при этом очень спокойно выиграл эту гонку. При этом Льюис лидировал от старта и до финиша, и дело логично шло к первому в 2018 году "Большому шлему". Но тут уж Феттель не сплоховал, и хоть что-то отобрал у главного конкурента, на последнем круге установив лучший круг гонки. Так что "Большой шлем" на этот раз из рук Хэмилтона уплыл, что, скорее всего, его совсем не расстроило. Ведь главной задачи он добился. Это была уже девятая победа Льюиса Хэмилтона в 2018 году, и четвертая подряд. Начиная с Монцы британец каждый раз поднимался на верхнюю ступеньку подиума. Вообще-то гонщик, выигрывавший четыре гонки подряд по ходу одного чемпионата практически всегда становился чемпионом мира. Но у Льюиса и ранее были подобные серии, и выглядели они более славно. Все-таки в этом "покере" не дает покоя предыдущая победа в Сочи, по сути дела Льюису подаренная.
В отличие от Сочи на Сузуке Льюис Хэмилтон выиграл совершенно без вариантов, и это как раз то, что ему в данный момент и было нужно.
К сожалению, остается констатировать что Ferrari и Себастьян Феттель также буднично проиграли очередной поход за чемпионством. Это дало основание Жаку Вильневу посоветовать Себу написать книгу на тему "Как проигрывать чемпионский титул". Жестковатый троллинг. И это говорится гонщику, который четыре года подряд выигрывал чемпионат, причем в некоторых случаях все решилось благодаря фортуне, сопутствовавшей немецкому пилоту. Но тогда он выступал в других цветах. Порой кажется, что для того чтобы принести победу алым цветам, нужны какие-то особые сверхусилия. Хотя в прошлом безусловно бывали и обратные примеры.
Но последние сезоны все проходит словно под копирку.
2017 год, сентябрь, Монца. Mercedes доминирует на сверхскоростной трассе, но есть все основания полагать, что в следующих гонках у Феттеля и Ferrari есть все шансы в свою пользу решить исход чемпионской борьбы. Несколько трасс в концовке сезона должны хорошо подходить Ferrari. Далее следует серия выездных гонок: Сингапур, Сепанг и Сузука, где Себастьян попадает в невероятную полосу неудач, и лишается шансов на победу в чемпионате. Заключительные гонки сезона уже мало что решают.
Отметим, что в 2017 году преимущество машины все-таки было у Mercedes, хотя Ferrari была близка. Но все-таки на большем количестве трасс Mercedes оказывался быстрее.
В 2018 году ситуация изменилась, и уже зачастую Ferrari оказывалась быстрее Mercedes. Казалось, на этот раз "Скудерия" решит спор в свою пользу.
И снова Монца. В отличие от прошлого года, на этот раз Ferrari дает бой "серебряным стрелам" на домашней гонке. Тем не менее, Хэмилтон вырывает победу. Но у Ferrari все равно остаются хорошие шансы взять свое в оставшихся гонках, благо SF71H весьма хороша. Далее следует серия выездных гонок: Сингапур, Сочи, Сузука. Хэмилтон и Mercedes прекрасно проводят эти гонки, в то время как Ferrari и Феттель теряют то здесь, то там, и оказываются не в состоянии навязать серьезную борьбу лидеру. Это уже отдает какой-то закономерностью. Конечно, есть нюансы. В прошлом году в Монцу Феттель приехал лидером сезона (но в целом его машина уступала Mercedes). В этом году к Монце Себастьян уже уступал Хэмилтону, из-за ряда летних неудач (но зато на этот раз его машина кажется была как минимум не хуже). Но итог один. И кажется теперь мы знаем, какой отрезок сезона становится решающим.
Было даже удивительно, как с самого начала Mercedes оказался быстрее в Сузуке, с самой первой тренировки. Ferrari все время была позади. Это не было бы удивительным год назад, но в 2018-м Ferrari блестяще выглядела и в Сильверстоуне, и в Спа. То есть на трассах, по характеристикам максимально близким к Сузуке. Именно на скоростных трассах, с большим количеством быстрых поворотов Ferrari в этом году сильно подтянулась к Mercedes и даже, казалось в какой-то момент, сумела превзойти соперника. Что же пошло не так в Японии?
Конечно, на итоги квалификации повлияло и то, что финальный сегмент проходил в сложных условиях. Над трассой начал накрапывать дождик, постепенно смачивая асфальт, что добавило нервотрепки. И Ferrari похоже напряжения не выдержала. В то время как все прошедшие в финал постарались успеть проехать первую попытку на сликах, пока еще не стало слишком мокро, "Скудерия" начала предпринимать попытки рискнуть, или наоборот перестраховаться, в общем действовать не так как все. В расчете видимо на то, чтобы получить преимущество. В общем, выпустили Феттеля и Райкконена на первую попытку на промежуточных шинах, - чтобы они убедились, что эта резина не подходит текущим условиям. Момент был безвозвратно упущен. Далее переход на слики, суета в стремлении показать какое-то время. Феттель ошибается, его первая попытка откровенно плоха. Затем дождь усиливается, никто не может улучшить времени. Себастьян пытается атаковать, совершает еще одну ошибку в ухудшившихся условиях, и остается только девятым. Кими выступил удачнее, показав четвертый результат.
Неудивительно, что в таких промежуточных условиях быстрейшим был Льюис Хэмилтон, завоевавший свой восьмой поул по ходу сезона и 80-й в карьере. Валттери Боттас подкрепил успех "серебряных стрел", квалифицировавшись на первом ряду. Макс Ферстаппен замкнул тройку быстрейших.
Если Роман Грожан уже как-то не удивил своим пятым результатом, француз уже не раз в этом году подобным образом хорошо квалифицировался и совершенно логичным выглядит факт продления его контракта с Haas на следующий сезон. То практически сенсацией квалификации стал Брендон Хартли. Первый визит на сложнейшую Сузуку - и такой успех! Новозеландец показал шестое время, впереди своего напарника Пьера Гасли. Это было очень круто!
Причем как и Force India, что в исполнении "розовых пантер" привычно, Toro Rosso-Honda смогла квалифицироваться в десятке лучших обеими машинами. Это был потрясающий успех на трассе Honda, на Гран-при Японии, который в этом году спонсировала Honda в качестве титульного спонсора в честь тридцатилетия Гран-при на Сузуке. Toro Rosso выступила даже успешнее старшей команды Red Bull, которая прошла в финал единственной машиной после того, как Дэн Риккьярдо выбыл ранее по ходу сессии из-за неполадок. И уж что говорить о McLaren, пилоты которого, Фернандо Алонсо и Стоффель Вандорн не смогли даже выйти из первого сегмента. Кто, напомните, кто три года подряд твердил о том, что Honda не умеет делать двигатели!
Уже после квалификации многое выглядело предопределенным. Но гонки бывают разные. Тем не менее, на этот раз чудес на Сузуке не случилось.
В то время как Хэмилтон и Mercedes со старта контролировали ситуацию, Себастьян Феттель был вынужден прорываться. И он делал это очень неплохо. На старте поборолся с Пьером Гасли, в первых двух поворотах. Грамотно и уверенно, как и подобает опытному бойцу. Далее, красивым и рискованным маневром прошел Романа Грожана. Начало было успешно положено. Пока на пути Себастьяна не возник Макс Ферстаппен.
Макс уже успел к этому моменту "наломать дров". Причем с другой Ferrari, с Кими Райкконеном. Промазав на торможении в шикане Casio, Макс, совершенно бездумно, вернулся на трассу почти поперек, на маленькой скорости, и буквально выкинул с трассы Райкконена. Голландец заслуженно получил за этот инцидент штраф. Ну нельзя так не глядя выезжать на трассу, когда позади могут мчаться другие гонщики. Макс как будто даже не посмотрел, есть ли кто поблизости. В общем это был совершенно безумный маневр, окончившийся контактом Red Bull и Ferrari. Кими потерял скорость, и мимо него мгновенно промчался напарник, Феттель. И теперь Себ оказался позади Макса.
На некоторое время гонку нейтрализовал пейс-кар, после столкновения Шарля Леклера и Кевина Магнуссена на стартовой прямой. На мой взгляд, виноват был Кевин, резко сменивший направление движения прямо перед носом Леклера.
А после рестарта Макс окончательно убил гонку Ferrari. Справедливости ради следует заметить, что в отличие от безумного маневра с Райкконеном, теперь долю вины можно приписать и Феттелю. Себастьян рискованно атаковал, в самый последний момент. На торможении перед Spoon Себ в последний момент увидел открывшееся пространство на внутренней траектории, и рванул туда, тормозя предельно поздно. Ферстаппен скорее всего его просто не увидел и "захлопнул калитку". В результате столкновения Ferrari Феттеля развернуло и отбросило в конец пелотона, в то время как Ферстаппен как ни в чем ни бывало продолжил гонку.
Накануне на пресс-конференции Макса спросили на тему того, что он квалифицировался между Mercedes и Ferrari, и разделяет претендентов на титул, а значит может вмешаться в их борьбу. На что Макс прореагировал: "А разве Феттель еще борется за титул?" Можно посмеяться над реакцией молодого голландца, отметив его прямоту и иронию. По сути то своим вопросом Макс был прав. Но это не отменяет того, что ему следовало быть осмотрительным в сражении с Ferrari. И уж конечно в случае с Феттелем Ферстаппену следовало внимательнее контролировать зеркала заднего вида, несмотря на то, что по его мнению в этом месте атаковать было невозможно.
Можно поспорить о том, что Феттель излишне рисковал, но Себ оказался в ситуации, когда он был вынужден рисковать.
Ферстаппен слишком часто вмешивается в борьбу претендентов на титул, внося в нее смуту и нервотрепку.
И хотя гонка Макса в Сузуке, в отличие от великолепно проведенной в Сочи, была весьма неоднозначной: один отвратительный, и один очень сомнительный маневр, за что он вполне заслужил проклятия болельщиков Ferrari, тем не менее, в концовке было даже настроение поболеть за Макса. Когда он вплотную нагонял Боттаса, а лидеры прорывались сквозь трафик круговых. Хотелось, чтобы в столь однозначный и ровный ход этого Гран-при было внесено некое разнообразие. Но не удалось. Гонка завершилась вторым подряд дублем Mercedes.
Опять, как и в Сочи, три сильнейшие команды финишировали попарно. Но в этот раз роль второй по силе как бы перешла к Red Bull. Ибо позади двух Mercedes, Хэмилтона и Боттаса, финишировали два гонщика Red Bull. Макс Ферстаппен поднялся на подиум, Даниэль Риккьярдо финишировал следом, неплохо прорвавшись после неудачной квалификации. Тем не менее, не оставляет впечатление, что после подписания контракта на следующий год с Renault, Дэн словно стал второстепенным гонщиком для Red Bull.
Позади двух Red Bull финишировали две Ferrari, хотя это и не было в следствие чистой скорости. Кими был пятым, Феттель шестым, совершив впечатляющий прорыв после разворота. Этой осенью совершать подобный прорыв Себу не впервой, достаточно вспомнить Монцу.
Хэмилтон победитель, Феттель шестой в Гран-при, в котором Себу следовало обязательно опережать Льюиса, отыгрываться и побеждать. По сути это все, что следует знать о сражении за чемпионство, о решающей, по сути, гонке. В тот момент когда отступать далее было уже некуда.
Впереди у нас еще американский выезд, спарка Остина и Мехико, затем Интерлагос. И это не считая уже традиционного финала в Абу-Даби.
Но принимать ставки теперь следует только на какой из гонок Льюис Хэмилтон официально возьмет свой пятый титул чемпиона мира. Кстати, и в Остине, и в Мехико, и в Интерлагосе Хэмилтон уже короновался. Как, в общем-то, и в Абу-Даби. Так что новой трассы для чемпионства у Льюиса не будет.
По сути дела, фокус в последних гонках должен перенестись на среднюю группу, где борьба по-настоящему интересная. В Сузуке Force India, которая теперь Racing Point вновь выступила мощно. Серхио Перес финишировал седьмым, "лучшим из остальных", а Эстебан Окон девятым. Но вряд ли в Кубке конструкторов "розовым пантерам" удастся нагнать окончательно сникший McLaren, который в последних гонках выглядит зачастую, если называть вещи своими именами, просто позорно.
Уверенную, сильную гонку провел вновь и Роман Грожан, который финишировал восьмым. В конце сезона Haas выглядит сильнее Renault. Тем не менее, на Сузуке парни из Энстоуна не остались без очков, после того как Карлос Сайнс незадолго до финиша опередил Пьера Гасли. Таким образом, Toro Rosso-Honda после блестящей квалификации финишировать в десятке сильнейших в гонке не удалось. Сумеет ли Haas опередить все-таки Renault в сражении за четвертую строчку в Кубке конструкторов - вопрос открытый.
Как вопрос и в том, сумеет ли еще хоть раз выстрелить в этом году Williams, который на требовательной к технике Сузуке выглядел просто никаким, не дав ни малейшего шанса проявить себя ни Сергею Сироткину, ни Лэнсу Строллу.