Сочи. Росберг. Семь в ряд
Как известно, первые два Гран-при России в Сочи прошли в октябре прежде чем третий Гран-при перенесли на начало сезона, прямо на Первомай. В прошлом году здесь Льюис Хэмилтон совершил еще один большой шаг к чемпионскому титулу, прежде чем окончательно оформить его в Остине, и уже после этого, в Мексике Нико Росберг, с которого спало давление, начал свою победную серию. Так Нико и приехал в Сочи, чтобы продолжить побеждать.
Росберг продолжил свою победную поступь на Сочи Автодроме, доминируя во всех основных сессиях. Он выиграл квалификацию, уже второй раз в Сочи после прошлого года, а в гонке фактически не имел сколь-нибудь серьезного сопротивления. Как итог, Нико не только прибавил к своей коллекции призов победный трофей за Гран-при России, но и впервые в карьере завоевал так называемый «Большой шлем». Поул, победа, лучший круг по ходу гонки да вдобавок и лидирование от старта до финиша. Неслабо так. За что заслуженно получил свой приз из рук Президента России. Это тоже уже становится традицией сочинского Гран-при, практически как в Монако.
Нико сумел победить в седьмой гонке подряд, и это очень заметное достижение. Семь побед подряд имел на своем счету Михаэль Шумахер в 2004 году, также семь подряд этапов чемпионата мира выиграл в 1952-1953 гг. Альберто Аскари. Некоторые статистики вообще считают у Аскари девять побед подряд, но в такой статистике игнорируется Indianapolis 500. Для Нико Росберга становится уже привычным делом сравниваться по различным достижениям с легендами Формулы-1. Кстати, рекорд по победам подряд равен как раз девяти и принадлежит Себастьяну Феттелю, отличившемуся в концовке 2013 года. Интересно как долго еще продержится Росберг.
Не менее весомо выглядит и тот факт, что Нико выиграл все четыре гонки на старте чемпионата. В этом плане Росберг повторил статистику Айртона Сенны в 1991-м, Найджела Мэнселла в 1992-м, Михаэля Шумахера в 1994 и 2004 гг. Нет нужды напоминать как закончились для вышеупомянутых гонщиков те сезоны. Но Нико старается не говорить о борьбе за чемпионат, и правильно делает.
Кстати, в лице Росберга Гран-при в Сочи наконец получил второго победителя, так как две первые гонки выиграл Льюис Хэмилтон. Но оба раза Росберг тогда боролся за победу: в 2014-м он выиграл старт, прежде чем промазать с заблокированными шинами на торможении перед вторым поворотом, а годом спустя на болиде лидирующего Росберга отвалилась педаль газа. Наконец с третьей попытки у Нико все получилось.
Однако при всей значимости седьмой подряд победы Росберга, самым ярким и самым резонансным событием сочинской гонки стал старт, в котором произошла цепочка столкновений, спровоцированная Даниилом Квятом. При всей симпатии к Дане, вина его очевидна. Квят просто слишком поздно начал торможение перед вторым поворотом, из-за чего ударил сзади Ferrari Феттеля. Дестабилизированный алый болид снесло на Red Bull Даниэля Риккьярдо, что привело к его повреждению, а австралиец в свою очередь задел Force India Серхио Переса, что стало причиной прокола задней шины на болиде мексиканца. Таким образом, уже на старте действия Квята испортили гонку не только ему самому, но и напарнику. Перес в отличие от гонщиков Red Bull сумел провести яркую гонку и поднялся в очки, сочинская трасса ему благоволит, чего не скажешь о его напарнике – Нико Хюлкенберг второй год подряд попал в Сочи в стартовый замес, что привело к сходу.
Но действиями во втором повороте «экшн» первого круга не ограничился. В скоростной дуге третьего поворота, проходящего мимо трибуны его имени, Даня Квят второй раз нагнал Ferrari Феттеля, и на этот раз отправил Себастьяна в стену. Честно говоря, после гонки было забавно слышать разные предположения и шутки на данную тему.
На деле как раз во второй части инцидента вина Квята уже не столь очевидна. Себастьян сбросил газ, так как впереди него оказался Перес с проколотой шиной, но Квят не мог этого видеть и никак не ожидал, что в месте, где все идут газ в пол впереди идущая машина внезапно замедлится. Даниил просто не успел среагировать. Таков был импровизированный «брейк-тест» в исполнении четырехкратного чемпиона мира.
У Квята много спрашивали про борьбу в первом повороте Шанхая, присвоили ему прозвище «торпеда». Один журналист в преддверии сочинского Гран-при в интервью спросил Квята, не собирается ли он снова торпедировать Феттеля. Глупый вопрос, на самом деле, но в итоге именно в этот раз все так и получилось.
Бывает что огромное желание показать высокий результат приводит гонщиков к излишне оптимистичным действиям, а в итоге к авариям. Скажем, для знаменитого Пастора Мальдонадо это была стандартная программа, так что различные инциденты с его участием были привычным зрелищем последних лет в Ф1. За Даней такое поведение как раз не замечалось, но все-таки это был особенный день. Хотя гонщики и говорят, что все Гран-при одинаковы, везде дают одно количество очков, но желание показать себя дома отсюда никуда не девается.
Неудивительно, что инцидент привел к значительной критике в отношении Квята, да и наказание, назначенное стюардами Гран-при, было весьма суровым. 10 секунд Stop&Go. Это окончательно добило и без того испорченную гонку Квята.
Хотя по большему счету, авария первого круга – это просто гоночный инцидент. Наверно, не найдется ни одного известного гонщика, который не побывал бы в подобной переделке. Ральф Шумахер выносил своего брата, чем ударял по его шансам на чемпионство, а сам Михаэль Шумахер однажды вынес в Маньи-Куре Сенну. Это бывает, и это тоже часть гонок, частьФ1. Безусловно, Феттель был разозлен, а руководство Ferrari и Red Bull недовольно. Но Квят не сделал чего-то экстраординарного. Скорее вызывает удивление, если гонщик вообще не попадает в подобные ситуации. Хотя конечно было обидно, что именно так завершился домашний Гран-при, тем более после довольно неплохо прошедшей квалификации.
Что касается гонщиков, составивших компанию Росбергу на подиуме в Сочи – Льюиса Хэмилтона и Кими Райкконена. Почему же никто из них не смог навязать борьбу Нико за победу? Льюис шел вровеь с Нико на протяжении тренировок, пока не дошло дело до решающих заездов. В квалификации, увы, повторилась шанхайская история с выходом из строя гибридной части силовой установки. Хэмилтон прошел в итоговые Топ-10, но в заключительной сессии уже на трассу не выезжал. Затем команда предпринимала героические усилия, чтобы выпустить его на старт. В Британию ночью слетал чартер за необходимыми запчастями, чтобы Льюису не пришлось менять очередную силовую установку и отправляться в гонку с пит-лейн. На старте Льюису повезло не попасть второй раз подряд в завал. Он как раз находился в гуще событий горячей группы с участием Квята, но увидев начавшиеся «разборки», вовремя среагировал и ушел по большому радиусу, срезав по зоне безопасности второго поворота. Так он уберег свою машину, в отличие от Риккьярдо и Переса.
Далее уже было делом техники, что Льюис прорывался, и прорывался успешно, уверенно опередив Райкконена и Боттаса. Затем, правда, телеметрия показала, что не все в порядке на борту Mercedes, поэтому Льюису пришлось сбросить темп. Как сказал Тото Вольфф, была вероятность схода обеих машин, так что не все было так просто и гладко на пути к еще одному дублю Mercedes.
Кими Райкконен оказался на стартовой решетке более высоко расположенным из Ferrari, после того как на болиде Себастьяна Феттеля внепланово сменили коробку передач. Уже на первом круге Кими остался единственным, кому предстояло защищать честь Скудерии. Несмотря на то, что представители Ferrari при каждом удобном случае говорят о борьбе с Mercedes, на практике выигрывать пока не удается. Так, на этот раз Райкконен не смог что-либо противопоставить скорости Хэмилтона. Трасса в Сочи – «мерседесовская», с ее протяженными прямыми, где вовсю проявляются преимущества мощных двигателей. Но тактически гонка Райкконена была выстроена грамотно, и он уверенно оставил позади оба Williams.
Хотя Валттери Боттас впервые с 2014 года стартовал с первого ряда, ни он, ни Фелипе Масса не смогли удивить особо выдающимся выступлением, хотя и набрали хорошие очки. Возможно Williams третья или четвертая по силе команда, но по факту она сейчас не представляет силы, способной реально навязывать борьбу Mercedes и Ferrari.
Инциденты на старте, как обычно, перемешали пелотон, и, отбросив назад некоторых из лидирующей группы, дали шанс на высокий результат представителям менее сильных команд. Так, хотя Серхио Пересу удалось прорваться в десятку лучших после неудачи на первом круге, сделать тоже самое ни Риккьярдо, ни Квяту не удалось. Зато первые очки для Renault в сезоне принес Кевин Магнуссен, который провел очень хорошую гонку и даже выиграл болельщицкое голосование на «Гонщика дня». Довольно уверенно выглядел Маркус Эриксон, но ему все-таки не удалось открыть счет очкам для Sauber. Зато очень удачно гонка сложилась для McLaren Honda, которая пока не набрала ожидаемой формы, несмотря на уверения о прогрессе. Фернандо Алонсо выглядел очень уверенно, заняв в первой шестерке позицию сразу позади Mercedes, Ferrari и Williams, а Дженсон Баттон большую часть гонки провел на пороге десятки лучших, в которую попал после того как Карлос Сайнс откатился назад. И Алонсо, и Баттон набрали в Сочи первые очки в сезоне. Интересно, что McLaren как правило проводит неплохие гонки в России, хотя в двух последних случаях трасса не выглядела особенно подходящей для команды. А вот в цветах Red Bull ни один гонщик приехать в очки на черноморском побережье так и не смог. Макс Ферстаппен проводил очень хорошую гонку (как раз в тот день, когда Квят «отличился»), занимал шестое место, но сошел из-за отказа силовой установки. Мог бы набрать очки Сайнс, но был оштрафован строгими в этот день стюардами. Зато в третий раз из четырех гонок привел в очки свой болид команды Haas Роман Грожан, вновь продемонстрировавший зрелый пилотаж.
Третий Гран-при России в Сочи собрал в первомайский уик-энд очередной аншлаг, постепенно становясь привычным событием в календаре Ф1 и потихоньку обрастая своими традициями. Одной из которых, похоже, становятся победы Mercedes на нашем черноморском побережье.