Появится ли в «Формуле-1» русская команда?
Глеб Каланов – о перспективах нового проекта.
На прошлой неделе бизнесмен и руководитель программы «СМП Рейсинг» Борис Ротенберг сделал смелое заявление: «Хотим, чтобы у нас появилась своя команда в «Формуле-1». Делаем все возможное, но не все от нас зависит. Но мы учимся. И проект «СМП Рейсинг» – это наш полигон. Мы медленно, шаг за шагом идем к «Ф-1». Очень хочется, чтобы была российская команда».
Ротенберг не первым задумался о создании конюшни из России – до него уже были две попытки, которые трудно назвать удачными. Еще больше планов так и остались нереализованными – но, кажется, на этот раз может получиться иначе.
Что такое «СМП Рейсинг»?
Программа поддержки автоспорта, основанная Борисом Ротенбергом в 2013 году для популяризации гонок в России и развития молодых талантов. За три с небольшим года существования «СМП» сумела стать заметной: в проекте участвует около трех десятков пилотов, которые гоняются в самых разных чемпионатах – от картинга до «Индикара» и гонок на выносливость.
Кроме того, у «СМП» есть собственные команды в WEC, Европейской серии «Ле-Ман», «Формуле V8 3,5» (бывшая Мировая серия «Рено»), а также полноценный чемпионат «Формулы-4». Недавно русский гонщик Сергей Сироткин смог при поддержке программы «СМП» стать тест-пилотом конюшни «Ф-1» «Рено».
Кто за все это платит?
Главные спонсоры программы – Борис Ротенберг и подконтрольные ему структуры, в первую очередь – «СМП Банк» (активы превышают 370 млрд рублей, входит в топ-30 крупнейших банков России). Борис Ротенберг и его брат Аркадий в 2014 году попали под действие экономических санкций, введенных США и Евросоюзом после присоединения Крыма, и в результате были вынуждены продать большую часть активов. Таким образом акции «ТПС Недвижимость», «ТЭК Мосэнерго», «Газпром бурение» и ряда других активов перешли в собственность сыновьям – Игорю и Роману.
Состояние Бориса Ротенберга оценивается в 1 млрд долларов – он занимает 76-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России. Кроме того, в отличие от брата, Борис не попал под санкции Евросоюза (но попал под американские), поскольку является гражданином Финляндии – во многом из-за этого именно он занимается проектом «СМП Рейсинг», где важны международные связи.
Насколько серьезны планы «СМП»?
Пока что тема появления российской команды в «Формуле-1» остается на уровне разговоров – Ротенберг только обозначил намерение прийти в главные гонки планеты. Бюджет конюшни средней руки сейчас составляет около 100-130 млн евро, часть средств компенсируется за счет денег от телетрансляций и рекламы, распределяемых ФОМ. Финансовые возможности «СМП Рейсинг», обеспечиваемые семьей Ротенбергов, позволяют создать коллектив «Ф-1».
Нельзя игнорировать фактор Владимира Путина – российский президент находится в отличных отношениях с промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном. Англичанин не раз восторженно отзывался о Путине, а перспективы «Ф-1» в России он видит огромными – не так давно Берни даже заговорил о возможном проведение второго Гран-при в нашей стране. Ни для кого ни секрет, что братья Ротенберги – близкие друзья российского президента; вполне возможно, инициатива создания российской команды исходит именно от Путина.
Россия уже приходила в «Формулу». Чем все закончилось?
В 2005 году группа компаний «Мидленд», возглавляемая канадским миллиардером российского происхождения Алексом Шнайдером, выкупила команду «Джордан». Проведя сезон под старым названием, в 2006 году они сменили вывеску на «Мидленд» и начали выступать под российским флагом. Шнайдер был заинтересован в продвижении компании на территории России и СНГ, обещал привлечь в состав русских пилотов, однако дело не пошло дальше участия Романа Русинова в тестах. Результатами команда также не блистала (ни одного очка в сезоне-2006) и вскоре была продана нидерландскому производителю спортивных автомобилей «Спайкер».
Вторая попытка была предпринята спустя пять лет: компания «Маруся Моторс» приобрела у Ричарда Брэнсона неудачно дебютировавшую в «Формуле-1» команду «Верджин». Впрочем, кроме владельца Андрея Чеглакова и Николая Фоменко, который одно время занимал место главы инженерного департамента, от России в этой команде особо ничего и не было. Что при Брэнсоне, что при русских владельцах коллектив продолжал барахтаться на дне пелотона, единственный всплеск – героические два очка Жюля Бьянки на Гран-при Монако-2014. В апреле 2014 года проект «Маруси Моторс» загнулся, а осенью Чеглаков объявил о прекращении спонсорства и «формульной» команды.
Как «СМП» может прийти в «Формулу-1»?
Попасть в «Формулу-1» сегодня можно двумя путями: купить существующую команду или начать с нуля, пройдя процедуру тендера ФИА. В первом случае все сравнительно просто – «СМП» становится владельцем одной из действующих конюшен и может начинать выступления. Возможно даже, что «СМП» просто станет титульным спонсором одной из команд и сменит вывеску и флаг. Два самых очевидных варианта для шоппинга: «Манор» (бывшая «Маруся») и терпящий бедствие «Заубер», оба проекта нуждаются в деньгах. Подобный ход может порадовать Экклстоуна, который не любит терять участников чемпионата мира.
Кроме того, есть еще «Форс-Индия» – у нее все не так плохо, кроме того факта, что один совладелец уже сидит в тюрьме, а второй может составить ему компанию. Если Виджай Маллья все же попадется индийскому правосудию, вероятно, ему станет не до автоспорта и он может рассмотреть варианты с продажей.
Начать в «Формуле-1» с нуля еще недавно казалось утопией, но «Хаас», кажется, показал всем желающим правильную дорогу. В нынешнюю «Формулу-1» лучше приходить в качестве сателлита большой команды, как это сделали американцы – результаты «Хааса» уже превзошли ожидания. И в таком случае расширяющееся сотрудничество «СМП Рейсинг» с «Рено» выглядит очень интригующим.
Может ли «СМП» повторить путь «Хааса»?
Элита «Формулы-1» стремится завладеть все большим влиянием в чемпионате – и если идея с клиентскими шасси была воспринята большинством негативно, то тренд на команды-сателлиты становится более явным. У «Ред Булл» уже давно есть вторая команда – «Торо Россо», «Феррари» поддерживает «Хаас», «Мерседес», похоже, намерен сделать из «Манора» полноценного младшего партнера. Эта ситуация всех устраивает: малые команды получают поддержку, гарантию будущего в автоспорте и формально сохраняют независимость, а крупные увеличивают влияние, доходы от поставок комплектующих и получают «полигон» для обкатки молодых гонщиков и перспективных инженеров.
«Рено», в очередной раз вернувшаяся в «Формулу-1», явно намерена задержаться надолго: в Энстоуне строят грандиозные планы и намерены через несколько лет начать побеждать. Россия для «Рено» – важнейший рынок (подобно тому, как США важны для «Феррари») – французский концерн владеет контрольным пакетом «АвтоВАЗ», занимает четвертое место по объему продаж автомобилей в РФ и давно поддерживает автоспорт в нашей стране. Наверняка французский концерн также не отказался бы от собственного сателлита – им может стать именно проект Ротенберга.
В этом случае «Рено» и «СМП» могут скопировать схему «Феррари» и «Хааса» – французы будут поставлять разрешенные регламентом комплектующие, в первую очередь силовую установку, коробку передач, электронику и элементы подвески. Прочие запчасти «СМП» будет разрабатывать сама, но, возможно, при участии сторонних производителей, например, в кооперации с той же «Далларой». Как показал пример «Хааса», при таком «разделении обязанностей» можно сходу стать конкурентоспособными и ворваться в середину пелотона.
Такой подход способствует и экономии средств.
Пилотами новой команды могут стать как парни из программы «СМП Рейсинг» (в нее, кстати, входят не только русские спортсмены), так и гонщики из системы «Рено», которые будут проходить обкатку перед переходом в старший коллектив.
Впрочем, быстро все в любом случае не произойдет: у того же «Хааса» ушло два года на подготовку к дебюту. Однако России интересна «Формула-1», «Формула-1» заинтересована в России, и это значит одно: присутствие нашей страны в ведущей гоночной серии мира неизбежно будет увеличиваться.
Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; facebook.com/smpracingrussia; Gettyimages.ru/Julian Finney, Clive Mason
Уверен, В. Гафт был бы не против такой строки...
Роттенберги ничего не создали сами, как например тот же херр Матешиц. Все их миллиарды добыты исключительно благодаря лёгкому доступу к телу Великого Вождя, сомнительным тендерам, завышенным сметам. Т.е. типично олигархические миллиарды - благодаря сращиванию крупного бизнеса и власти.
Кстати, в этой СМП - тоже блат и кумовство. Сынки руководителей СМП (тот же Злобин), легко и непринуждённо попадают в престижные европейские серии , а более быстрые и талантливые попадают в Европу - минуя СМП...хе-хе.