Почему Азия для «Формулы-1» привлекательнее Европы
Глеб Каланов – о потенциале, которого нет у классических автодромов.
Одна из главных тенденций «Формулы-1» XXI века – движение на Восток, от классических европейских Гран-при на стареньких трассах к сверхсовременным (но часто – безликим) автодромам. Всего 20 лет назад в календаре чемпионата из 16 этапов 11 проходили в Европе и лишь один – в Азии. Сейчас же восточные Гран-при не экзотика, а привычный элемент «Формулы-1».
Когда все началось?
Гонки Гран-при проходили в Азии еще в шестидесятых годах прошлого века на территории Японии, Малайзии и Сингапура, но в зачет «Формулы-1» не входили. Первый же полноценный этап «Ф-1» прошел на Востоке в 1976 году на трассе «Фудзи» и запомнился потрясающей развязкой в битве за титул между Лаудой и Хантом. Тем не менее, Гран-при Японии удалось закрепиться в календаре лишь спустя 10 лет.
Полноценная экспансия «Формулы-1» в Азию началась в конце 90-х – «пионером» среди новых трасс стал международный автодром «Сепанг» в Куала-Лумпуре. В 1999 году этот трек казался настоящим чудом света – он блистал великолепной инфраструктурой на фоне морально устаревших треков Европы и Америки. Гран-при Малайзии оказался настоящим прорывом для Больших Призов – и Берни Экклстоун, учуяв огромные перспективы, потянулся к Азии.
Вслед за Малайзией последовал Гран-при Бахрейна, затем пришел черед Китая, страны с самым большим населением в мире и гигантским рынком. Оба этапа в плане зрелищности не поражают воображения, но исправно приносят прибыль в казну «Формулы-1». А в конце нулевых продвижение в Азию достигло новой высоты – в календаре появились трассы в Сингапуре и Абу-Даби, спорные с точки зрения конфигурации, но ошеломляюще красивые в плане антуража.
Остановка в развитии
Казалось бы, число азиатских этапов в календаре вот-вот превзойдет количество европейских гонок, но затем что-то пошло не так. Полным провалом обернулся Гран-при Кореи – построенный на болотах международный автодром «Йонам», планировавшийся как пилотный проект будущего города, оказался убыточным и никому не нужным. Никак не может решить проблемы и этап в Индии – запутанная схема налоговых сборов, действующая в этой стране, заставила фонд CVC и Экклстоуна отказаться от проведения Гран-при. Проект этапа в Таиланде остался на бумаге после принятия закона, запрещающего гонки в историческом центре Бангкока.
За последние годы из календаря «Ф-1» исчезли сразу два азиатских этапа – еще недавно такое трудно было представить, тренд был иным. Стоит ли ждать дальнейшего исчезновения азиатских треков или же напротив, экспансия на Восток вскоре возобновится снова?
Текущий статус
Большинству действующих азиатских Гран-при ничего не угрожает. Контракт на проведение Гран-при Японии заключен до 2018 года, и, учитывая возвращение в чемпионат «Хонды», которая является владельцем «Сузуки», можно быть спокойным за будущее трассы. Не ожидается проблем и у «Яс-Марины» – арабские шейхи платят самую высокую цену за проведение Гран-при (по слухам, около 72 млн долларов ежегодно). Данные о длительности контракта конфиденциальные, но чтобы из календаря выпал этап с такой инфраструктурой и щедрыми спонсорами, как в Эмиратах, должно произойти нечто экстраординарное.
Все выглядит неплохо у малайзийского Гран-при – соглашение с Берни также действует до 2018 года, у этапа есть титульный спонсор в лице нефтяной компании «Петронас», а организаторы рассчитывают увеличить прибыль благодаря переносу гонки на осень, сразу после Гран-при в соседнем Сингапуре. Гонка в городе-государстве имеет контракт до 2017 года и пользуется поддержкой правительства и крупного бизнеса – у Гран-при есть авиакомпания Singapore Airlines в качестве титульного спонсора и деньги миллиардера Он Бен Сена, владеющего сетью отелей. Хотя проведение этапа в центре крупного мегалополиса является затратным мероприятием (только лишь взнос за проведение этапа составляет 65 млн долларов), Гран-при Сингапура окупается благодаря росту туристического потока – проблем с продлением контракта наверняка не возникнет.
Не все так очевидно с Гран-при Китая – представители этой гонки являются одними из немногих, кто может говорить с Берни Экклстоуном с позиции силы, пользуясь весом своей страны и ее важностью для «Формулы-1». Темпы роста китайской экономики замедляются, у этапа значительно упала популярность, и организаторы винят в этом Берни:
«Спорту нужны перемены. Гонки не такие прекрасные, какими были 10 лет назад. Возможно, мы увидим что-то новое, когда закончится эра Берни», – заявил в прошлом году промоутер Гран-при Китая Ян Ибинь, намекая на возможный отказ от продления контракта с «Ф-1» после 2017 года.
Впрочем, скорее всего эти слова являются элементом торга – перед заключением долгосрочного соглашения в 2010 году организаторы также высказывали сомнения в целесообразности продления контракта, но тем не менее достигли компромисса. Китай слишком важен для «Формулы-1», так что, вероятно, Экклстоун и промоутеры найдут общий язык.
Наиболее непонятная ситуация сейчас с Гран-при Бахрейна – прямо сейчас у ближневосточного этапа нет контракта на сезон-2017. Вероятно, о пролонгации соглашения будет объявлено уже в этот уик-энд, но, возможно, у Берни есть весомые причины тянуть резину.
Будут ли новые гонки?
На Ближнем Востоке намечается конкуренция среди гоночных трасс – помимо Абу-Даби и Бахрейна в регионе хватает мест, где хотели бы принимать «Формулу-1». В первую очередь, речь идет о Катаре – в прошлом году президент автомобильной федерации страны Насер бен Халифа Аль-Аттия заявлял о переговорах с Экклстоуном. Проект Гран-при Катара предусматривает использование уже существующего автодрома «Лосайл», где проходят гонки MotoGP, или же сооружение городской трассы. «Лосайл» соответствует всем стандартам ФИА и готов к проведению этапа «Ф-1» уже в следующем сезоне. «Изюминкой» автодрома является система освещения, позволяющая проводить ночные гонки – в случае успешного завершения переговоров у катарского Гран-при будет удобное время для европейских зрителей и красивая телевизионная картинка.
Но катарский этап может только заменить гонку в Сахире – по условиям контракта Берни с организаторами Гран-при Бахрейна этап «Формулы-1» должен оставаться эксклюзивным событием на Ближнем Востоке. Для Гран-при Абу-Даби в свое время было сделано исключение, согласованное с промоутерами из Бахрейна, которые могут наложить «вето» на возможность проведения еще одного этапа в регионе. Третья гонка маловероятна, что признает сам Экклстоун:
«Думаю, у нас достаточно местных гонок, вам так не кажется? Мы спрашивали у Бахрейна разрешения для Абу-Даби, и они согласились. Однако третья гонка в этом регионе вряд ли состоится».
Возможно, переговоры с организаторами Гран-при Бахрейна, затянулись именно из-за «катарского фактора», и далеко не факт, что Сахиру удастся сохранить место в календаре, так как их конкуренты способны щедро оплатить свое присутствие в календаре чемпионата мира. По слухам, Катар готов побить рекорд Абу-Даби и выделить владельцам «Ф-1» 78 млн долларов.
Кроме того, на Ближнем Востоке, кажется, на подходе еще один игрок – недавно о планах построить трассу «Формулу-1» заявили в Иране. Конкретики по проекту пока мало, известно лишь, что в проведении этапа заинтересован ряд европейских компаний, а автодром планируется строить на острове Кешм в Персидском заливе, где действует свободная экономическая зона. Однако даже в случае воплощения всех планов в жизнь в ближайшие несколько лет Гран-при Ирана ждать не стоит.
Money talks
Хоть в последние годы продвижение «Формулы-1» на восток застопорилось, есть все основания полагать, что позиций в Азии серия как минимум не сдаст. Гран-при Индии все еще может вернуться в календарь, если Верховный суд Бомбея, ведущий дело по вопросу налогообложения «Формулы-1» на территории страны, решит вопрос в пользу чемпионата. Помимо этого, желание принять Большой цирк выказывают Катар и Иран, не собираются отказываться от чемпионата и действующие трассы.
Европейские организаторы не готовы платить за «престиж» – на первом месте стоит получение выгоды от проведения гонок, потому взносы за право проведения Гран-при сильно меньше аналогичных платежей от азиатских промоутеров, готовых выкладывать десятки миллионов долларов. Берни же никогда не отказывался от больших денег – в финансовом плане отдача от азиатских этапов в разы выше, чем от европейских Гран-при.
Кроме того, Европа попросту выглядит менее привлекательной для Экклстоуна и CVC – Старый Свет избалован гонками и ФОМ нужно проявлять чудеса маркетинга, чтобы резко увеличить зрительский интерес к «Формуле-1». Азия до сих пор в этом плане выглядит непаханым полем – в Китае и Индии живут 2,6 млрд человек, это огромный рынок с большим потенциалом. Помимо этого, интерес к гонкам демонстрируют Таиланд, Вьетнам и Ближний Восток. В Азии потенциально можно собирать полные автодромы и заставить людей «болеть» гонками – хотя можно и потерпеть неудачу, как в Корее. Так или иначе, продвигаясь в Азию, «Формула-1» стремится к расширению зрительского охвата, исповедуя экстенсивный путь развития – в Европе большинство возможностей для роста аудитории исчерпаны. Остановки не будет – экспансия в Азию обязательно продолжится.
Фото: Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Bongarts, Clive Mason; REUTERS/Stefano Rellandini; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Сузука - уже давно считается "классическим" ГП. Жаль, что кроме истории ничего в плюсах этого автодрома нет.
Помню как два макларена преследовали два редбула и из-за этого давления фетель пошел на обгон вебера, они столкнулись и в итоге выиграл хэмильтон.
Бабки правят