7 больших талантов «Формулы-1», не оправдавших ожиданий
Глеб Каланов – о многообещающих гонщиках, не раскрывших талант или сделавших это слишком поздно.
Макс Ферстаппен – один из наиболее обсуждаемых пилотов года. Действующие и бывшие гонщики, руководители команд, журналисты и эксперты поют оды юному голландцу, рисуя будущее, сопоставимое с карьерным путем Михаэля Шумахера. Конечно, Ферстаппен выглядит в дебютном сезоне очень здорово и заслуживает лестных слов, а общественность «Формулы-1», часто называемая «клубом пираний», не станет расточать комплименты за красивые глаза. Макс – самый перспективный гонщик прямо сейчас, и эти разговоры не утихнут как минимум до старта следующего сезона.
Большой талант редко проходит незамеченным – имя Льюиса Хэмилтона мелькало в прессе еще в конце прошлого века, за Себастьяном Феттелем многие начали следить задолго до дебюта в «Формуле-1», а первые же сезоны Фернандо Алонсо и Кими Райкконена не оставили сомнений, что эти парни однажды станут большими звездами. Но вместе с этими прекрасными спортсменами од и дифирамбов удостаивались и пилоты, чьи карьеры складывались отнюдь не так здорово, как это казалось многим в начале их пути в «Формуле-1». Далеко не все гонщики, которым прочили яркое будущее, могут похвастаться раскрытием потенциала и большими победами – чьи истории не должны стать примером для Макса Фертсаппена и других многообещающих пилотов?
Ян Магнуссен
Как начиналось: отец Кевина Магнуссена когда-то считался одним из самых перспективных гонщиков, и его история может служить примером всем, считающим, что в жизни можно выезжать только лишь на одном таланте. Многочисленные победы в картинге и молодежных сериях привлекли к Магнуссену огромное внимание в мире автоспорта, особенно им восторгались отец и сын Стюарты, в чьих командах он сначала выступал в «Формуле-3», а затем и в «Формуле-1». В 1995 году Ян проехал одну гонку за «Макларен», заменяя слегшего с аппендицитом Мику Хаккинена, и лишь немного уступил своему напарнику Марку Бланделлу. После пары сильных сезонов в американских гоночных сериях, в 1997 году Магнуссен был объявлен боевым пилотом «Стюарт Гран-при».
Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира, 1994 год: «Магнуссен – самый талантливый гонщик со времен Айртона Сенны!»
Что вышло: болид «Стюарта» вышел, мягко говоря, не самым удачным – поломки и технические проблемы преследовали британский коллектив весь сезон, скоростью машина также не отличалась. Привыкший к хорошей технике Магнуссен же не смог помочь команде исправить ситуацию – датчанин не сработался с инженерами и не отличался хорошей обратной связью. Также Ян регулярно демонстрировал отсутствие дисциплины, опаздывая на брифинги и мероприятия команды, на трассе же выглядя явно слабее своего партнера Рубенса Баррикелло. Джеки Стюарт искренне верил в молодого гонщика, но спустя полтора сезона, не видя прогресса в выступлениях Яна, шотландец выгнал Магнуссена из команды и, как оказалось, из «Формулы-1». Большой талант датчанина оказался зарыт в землю.
Дженсон Баттон
Как начиналось: Англичанин привлек внимание к себе задолго до дебюта в «Формуле-1» – Дженсон в детстве был настоящим «богом картинга». В 1991 году одиннадцатилетний Баттон выиграл все до единой гонки английского чемпионата по картингу среди юниоров и с тех пор попросту не имел себе равных в этом виде спорта, не оставляя сомнений в будущей ярчайшей карьере.
Повзрослев, в 1998 году Дженсон порвал всех в «Формуле-Форд», удостоившись престижной премии «Young Driver of the Year Award», а после всего лишь года в британской «Ф-3» оказался в «Формуле-1». Команды устроили за многообещающего англичанина настоящую схватку, победителем из которой вышел «Уильямс», в отличие от конкурентов предложивший место боевого гонщика. Столь стремительная карьера не могла не восхищать – казалось, буквально три-четыре года, и Баттон станет чемпионом и главной звездой британского автоспорта.
Патрик Хэд после первых тестов Баттона за рулем «Уильямса», 1999 год: «Дженсон удивительно зрело пилотирует для 19-летнего гонщика, и без сомнений станет звездой в будущем»
Что вышло: Баттон много лет никак не мог перейти из статуса «перспективного пилота» в ранг звезды. Первые два сезона Дженсон вчистую проиграл напарникам по команде и в британской прессе его стали иронично звать «плейбоем», затем же, став показывать более пристойные результаты, никак не мог получить конкурентоспобный автомобиль. В итоге первую победу англичанин одержал лишь в своей 113-й гонке, прошедшей на залитом дождем «Хунгароринге».
Чуть позже в «Формуле-1» появился Льюис Хэмилтон и, казалось, Баттон не затмит достижения соотечественника, однако Росс Браун был иного мнения и в 2009 году, наконец-то получив «самовоз», Дженсон своего шанса не упустил и стал чемпионом мира, когда от него уже никто не ждал подвигов. После титула англичанин перешел в «Макларен», где выступает до сих пор. Баттон все же смог реализовать свой огромный потенциал, однако на это ему потребовалось 10 долгих лет.
Ник Хайдфельд
Как начиналось: Хайдфельд, как и Баттон, выигрывал и в картинге, и в «Формуле-Форд», но его путь к «Формуле-1» был более долгим. В 1996 году Ник оказался в «Формуле-3», которую не смог выиграть с наскока, зато блестяще выступил на знаменитом Гран-при Макао, после чего серьезные дяди из «Мерседес-Бенц» позвали немца в программу поддержки молодых пилотов. Хайдфельд в 1998 году попал в «Формулу-3000» – предшественницу нынешней GP2, где в первый сезон стал вторым, уступив сенсационному Хуану-Пабло Монтойе, а через год легко выиграл серию. Ожидалось, что Ник вскоре попадет в чемпионский «Макларен» и уж там его талант заблистает сразу всеми гранями.
Дэвид Браун, инженер «Макларена», 1999 год: «У него выдающееся умение показать в квалификации лучшее время, даже если машина плохо настроена. Я раньше видел это только у Мэнселла и Сенны – только очень хорошие гонщики обладают такой чертой. И это просто незаменимо в нервной обстановке Формулы-3000. Ник просто прыгает в кокпит и показывает все, на что способен».
Что вышло: Рон Деннис не пожелал увольнять ни Култхарда, ни тем более оформившего второй титул Хаккинена, и Хайдфельду пришлось отправиться в слабеющий «Прост». Эта неудача стала первой в карьере немца в «Ф-1». После ужасного (из-за уровня болида) первого сезона Ник отправился в «Заубер». В тот же год Хаккинен решил покинуть «Формулу-1», но Рон Деннис снова «кинул» немца, взяв на место одного финна другого – напарника Ника по «Зауберу» Кими Райкконена, которого Хайдфельд опередил. Дальнейшие сезоны Хайдфельда проходили похоже – немец получал в свое распоряжение либо «ведра», либо неплохие, но ни разу не чемпионские машины, на которых выступал обычно как минимум не хуже напарников, но в топ-команду при этом никак попасть не мог, как не мог и одержать первую победу. Карьеру в Больших призах Ник завершил бесславно – в 2011 году, в последний момент получив место в «Лотус-Рено», Хайдфельд не справился с ролью лидера коллектива и был уволен в середине сезона. После 186 проведенных Гран-при Ник так и не смог выиграть ни одной гонки – кто мог такого ожидать в 1999 году?
Энтони Дэвидсон
Как начиналось: Дэвидсон сильно полюбился британской прессе после титула в британской «Ф-3» и получения премии «Young Driver of the Year Award». «Будущий чемпион», «новая британская звезда», «яркое будущее» – журналисты не скупились на эпитеты в отношении Энтони. Но карьеру англичанина сгубила нетривиальная вещь – Дэвидсон засиделся в тест-пилотах. С 2001 по 2006 года британский гонщик провел лишь три Гран-при, даже ни разу не сумев финишировать – все остальное время англичанин наматывал круги на тестах. Впрочем, в него продолжали верить даже в те годы.
Дэвид Ричардс, директор «БАР», 2004 год: «Наш тест-пилот Энтони Дэвидсон сегодня дебютировал в Монако и сразу стал настоящей звездой этой трассы, уступив Михаэлю Шумахеру всего четыре десятых в свободных заездах. У меня нет сомнений в том, что этого гонщика ждет блестящее будущее».
Что вышло: в 2007 году Энтони наконец-то дождался своего шанса, подписав контракт боевого пилота с одним из аутсайдеров чемпионата «Супер Агури». Но приход столь многоопытного тестера помог коллективу Агури Сузуки слабо – команда набрала за сезон лишь 4 очка, и те усилиями Такумы Сато. Дэвидсон же запомнился главным образом выступлением на Гран-при Канады – после ряда пертурбаций англичанин смог выбраться на третье место, но гонку для «Супер Агури» испортил… бобер, невовремя выбежавший на трассу и принявший смерть от колес болида Энтони. Столкновение не прошло даром и стоило Дэвидсону лишнего пит-стопа.
Этот эпизод стал самым ярким в карьере некогда перспективного пилота – уже в следующем году Энтони вернулся в тестеры, а вскоре вовсе покинул чемпионат. Некоторым российским болельщикам англичанин запомнился еще и по оговорке Алексея Попова, который спутал имена Дэвидсона и отца Льюиса Хэмилтона, ставшей когда-то интернет-мемом. Сейчас бывший гонщик трудится аналитиком на Sky Sports.
Марк Уэббер
Как начиналось: парень с чертами лица настоящего мужика появился на орбите «Формулы-1» на рубеже веков, когда австралийца заприметил Пол Стоддарт. Австралийский бизнесмен мечтал о собственной команде в Больших призах, а за рулем не прочь был видеть гонщика с Зеленого континента. Стоддарт профинансировал выступление Уэббера в «Формуле-3000», и попутно помог Марку стать тест-пилотом в «Эрроуз», который сам и спонсировал. В 2002 году Уэббер стал боевым пилотом «Минарди» – команды, приобретенной Стоддартом, набрал лишь два очка (у себя на родине в Австралии, где его на радостях в виде исключения пустили постоять на подиуме) и разгромил напарника (хотя его партнеру Алекс Йонгу скорее подходит термин «мобильная шикана»). Тем не менее, Марк удостоился прекрасной прессы после того сезона, перешел в «Ягуар», а после направился в «Уильямс», и журнал F1 Racing устами Питера Уиндзора превратил Марка в Геракла, которому предстояло совершить множество спортивных подвигов.
Что вышло: из Уэббера получился хороший, добротный гонщик, однако до дифирамбов Уиндзора явно не дотягивающий. Марк регулярно опережал напарников и в «Ягуаре», и в «Уильямсе» и все-таки стал пилотом топ-коллектива, в который постепенно превратился при нем «Ред Булл». В австрийской команде в 2010 году у Уэббера был реальнейший шанс выиграть титул, но Марк во всех смыслах разбил надежды на чемпионство в Корее, а окончательно их похоронил тусклым выступлением в Абу-Даби. После того сезона Уэббер и близко не соответствовал уровню своего напарника Себастьяна Феттеля, чему, возможно, способствовала сама команда, и два года назад австралиец покинул чемпионат. Впрочем, перебравшись в гонки на выносливость, Марк все же сумел стать чемпионом WEC.
Себастьян Бурдэ
Как начиналось: после титула на третий сезон выступлений в «Формуле-3000» француз не сумел найти места в «Формуле-1» и отправился искать счастья за океаном, перейдя в «Чампкар». Это решение помогло: молодой гонщик сходу стал одним из лидеров серии, а начиная со второго сезона попросту начал доминировать на американских треках и выиграл четыре титула подряд в одну калитку. Уверенная карьерная поступь вернула к Бурдэ внимание со стороны «Формулы-1», что в итоге вылилось в довольно неожиданный контракт с «Торо Россо» на сезон-2008. К Бурдэ, может, не относились как к новой суперзвезде, но, по крайней мере, от четырехкратного чемпиона «Чампкара» ждали сильных, соответствующих статусу выступлений и превосходства над безусым юнцом Себастьяном Феттелем.
Герхард Бергер, совладелец «Торо Россо», 2007 год: «Бурдэ – очень быстрый пилот с менталитетом победителя. Думаю, что этот прекрасный гонщик обязательно проявит себя».
Что вышло: эпик фейл, лишний раз доказавший, что Жак Вильнев был скорее исключением, и гонщики, приезжающие из Америки в Европу не способны добиться успехов в Старом Свете. Машины «Чампкара» и «Ф-1» сильно отличались, кроме того, в Большом цирке в те годы использовалась резина с канавками вместо сликов – ко всему этому французский пилот адаптироваться не сумел. Бурдэ из этапа в этапа выглядел блекло, практически в каждом Гран-при сильно уступая Феттелю, и лишь дважды сумел добраться до очков. С грехом пополам француза продлили на сезон-2009, но результаты Себастьяна не улучшились: на сей раз Бурдэ начал проигрывать своему тезке Буэми. После Гран-при Германии терпение «Торо Россо» лопнуло и на этом карьера французского гонщика в Больших призах завершилась.
Роберт Кубица
Как начиналось: куча трофеев в картинге и молодежных сериях, статус одного из самых талантливых гонщиков поколения. Яркое выступление в Мировой серии «Рено» в сезоне-2005 впечатлило «БМВ-Заубер», пригласившего поляка в команду третьим пилотом в 2006 году. Однако Кубица смог дебютировать в роли боевого гонщика уже на Гран-при Венгрии того сезона, а в дождливой Монце Роберт сенсационно завоевал первый подиум. Чудовищно выглядевшая авария на Гран-при Канады-2007 не помешала польскому пилоту быстро восстановиться и выступать на еще более высоком уровне. Через год в той же Канаде Кубица завоевал первую победу в «Формуле-1».
«БМВ-Заубер» постоянно крутился где-то рядом с лидерами, но не участвовал в борьбе за самые высокие места – тем не менее, была уверенность, что баварский концерн вскоре неизбежно выйдет на ведущие роли в чемпионате, а вместе с ним еще ярче разгорится звезда Кубицы, неоднократно доказавшего, что он более чем достоин чемпионской машины.
Джеймс Эллисон, технический директор «Рено», 2010 год: «Если мы дадим Кубице машину, которая хотя бы наполовину будет соответствовать чемпионскому уровню, он выиграет титул. Без сомнения, он будущий чемпион мира. Он из тех очень, очень крутых парней, о которых можно сказать, что он не едет впереди всех лишь из-за машины, а не из-за себя самого».
Что вышло: в «БМВ» приняли решение покинуть «Ф-1», но Кубица ожидаемо не остался без работы, подписав контракт с «Рено» на 2010 год. Первый сезон в конюшне из Энстоуна лишь укрепил всех во мнении, что Роберт – будущий чемпион мира: поляк выжимал максимум буквально в каждом Гран-при и вчистую переиграл своего напарника Виталия Петрова. В Энстоуне связывали огромные надежды с Кубицей, надеясь предоставить ему конкурентоспособную машину уже в 2011 году, но больше управлять болидом «Формулы-1» Роберту было не суждено – в межсезонье, участвуя в ралли «Ронди ди Андорра», польский гонщик попал в жуткую аварию, получив множественные переломы правой руки, кисти и ноги. К счастью, итальянским врачам удалось спасти руку от ампутации, но полученные травмы оказались слишком тяжелы – путь в «Формулу-1» одному из самых многообещающих гонщиков нулевых с тех пор закрыт. Сейчас Кубица участвует в WRC и тоскует по «Формуле-1» – но исправить уже ничего нельзя.
У кого получилось лучше
Фернандо Алонсо
В год дебюта испанца карьеры в «Формуле-1» ярко начали Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя, однако талант Фернандо был виден невооруженным глазом. Хвалебные оды гонщику «Минарди» лились рекой и неудивительно, Флавио Бриаторе взял молодого астурийца под свое крыло и вскоре Алонсо очутился в «Рено», где смог одержать главные победы в карьере. После двух титулов за рулем желто-синих машин, Фернандо до сих пор так и не может повторить те успехи, но вне всяких сомнений, все эти годы остается одним из лучших гонщиков пелотона.
Себастьян Феттель
Феттель пришел в «Формулу-1» совсем юным и до сих пор удерживает массу рекордов чемпионата с приставкой «самый молодой». Немец приехал в очках в первой же гонке, был перехвачен Гельмутом Марко у «БМВ» (напоминает историю Ферстаппена), а в первый полный сезон в «Торо Россо» сенсационно одержал победу на самом настоящем «ведре» в Монце, опередив всех на мокрой трассе. Что было после перехода Феттеля в «Ред Булл», все прекрасно помнят – четыре чемпионства кряду и немец уже сегодня является одним их самых титулованных пилотов в истории чемпионата.
Льюис Хэмилтон
Англичанина готовили к «Формуле-1» задолго до его дебюта, еще ребенком – вдумайтесь, Льюис попал в программу поддержки молодых пилотов «Макларена» аж в 1998 году, в 13 лет. С этого момента внимательная британская пресса уже не выпускала юное дарование со своих радаров и, как оказалось, не зря. Хэмилтон сразу начал выступать на равных с самим Алонсо и едва не выиграл титул в первый же сезон в «Формуле-1». Молодой гонщик стал чемпионом мира уже в 2008 году, и в общем-то все годы карьеры является топ-пилотом – много ли спортсменов в «Формуле-1» могут похвастаться отсутствием сезонов без хотя бы одной победы? Хэмилтон – звезда автоспорта номер один на сегодняшний день.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Cooper/Allsport; REUTERS; Gettyimages.ru/Michael Cooper/Allsport, Mark Thompson (4,5), Peter Fox, Lars Baron/Bongarts
2. Баттон - ШТОААА??!! Может, все ожидали от него 5 титулов? Разве что так.
3. Хайдфельд - ок.
4. Уэббер? Несколько классных побед, в шаге от титула. Большинству гонщиков Ф1 такая карьера и не снилась. Да и никто Уэббера новым Шумахером не считал никогда. Он особо не блистал в Ф3000, а в Минарди и Ягуаре с Уильямсом просто демонстрировал добротные выступления.
5. Кубица ту да же. Это не парень не оправдал надежд, это просто трагедия с ним случилась.
6. Дэвидсон особых надежд и не подавал никогда. Все примерно тоже и ожидали, что с ним случилось. Было бы странно, если бы Дэвидсон повторил бы хотя бы карьеру Уэббера.
7. Бурдэ ту да же. Он выиграл 3000 на 3-й или 4-й сезон. Пардон, это уровень Мальдонадо. А насчет успеха в Индикаре, как-будто все забыли 1999-й год и Занарди.
Ну раз ты такой знаток, скажи, сколько очков было у ТР в 2007 году до ГП Китая, т.е. предпоследнего ГП? Не трудись - 0. Адовое самовозище... Что не помешало Феттелю, дебютировавшему в середине сезона, в дождь прихать там 4-ым.
С той же долей успеха написать пост можно было добавить сюда и Барикелло с Массой.
И почему в этом списке нет Ральфа Шумахера, Монтойи, Бруну Сенны.
Включить чемпиона мира в список "неоправдавших ожидания" - это сильно. Автор явно не в курсе, что говорили о Мартине Брандле при его появлении в Ф1, как соловьём заливались о де Чезарисе (по факту Мальдонадо до него как до луны), каким многообещающим был де Анжелис. Да и швед Йоханссон тоже всех поражал своими возможностями.