Почему «Формула-1» должна изменить формат гоночного уик-энда
Перемены сделают Гран-при интереснее.
Чем меньше знают команды, тем лучше
Второй в истории Гран-при в Сочи прошел так, словно его участники и организаторы находились в состоянии легкого опьянения – некий сумбур присутствовал со старта гоночного уик-энда: сначала несколько поворотов залили соляркой, затем тренировку сорвал дождь, в заключительной практике улетел в отбойники Сайнс-младший, а в гонке странные вещи произошли с Грожаном, храбрым маршалом, а также двумя обычно рассудительными и аккуратными на трассе финнами (о безумствах в заездах молодежных серий GP2 и GP3 я даже не вспоминаю).
Для полноты картины не хватало еще заменить подиумное шампанское на водку, и Гран-при превратился бы в полный улет.
Нетрудно догадаться, что вышеперечисленные происшествия на практиках и стали причиной воскресного веселья – у команд не было времени хорошо подготовиться к гонке. Обычно инженеры приезжают на Гран-при прекрасно осведомленными о характеристиках трассы и поведении шин (для этого и нужны дорогие симуляторы), затем проводят коррекцию в расчетах после сбора дополнительных данных на свободных заездах и закидывают информацию в крутые компьютеры, которые дают оптимальные прогнозы по стратегиям.
Однако в Сочи одна накладка следовала за другой, состояние дорожного полотна постоянно менялось, и было трудно рассчитать, сколько кругов протянет каждый тип шин. Из-за неабразивного асфальта общий план все равно состоял в том, чтобы проехать с одним пит-стопом, но ранний выезд автомобиля безопасности (из-за аварии Грожана) окончательно все запутал – капитанские мостики оказались перед дилеммой: менять шины на четверти дистанции и рисковать их состоянием в конце заезда или поступить консервативно и провести пит-стопы позднее. Лидеры по традиции отказались от опасных игр, зато конюшням вроде «Форс-Индии» терять было нечего, и они повысили ставки. Вроде бы затея удалась, но давайте честно признаем, что папа Серхио Переса после финиша не бегал бы в паддоке с мексиканским флагом, если бы два горячих финских парня на последнем круге действовали чуть более осторожно.
Разумнее всех поступили команды, разделившие стратегии своих гонщиков, ведь одна из них должна была стать выигрышной! Так, «Ред Булл» провел раннюю остановку Даниэля Риккадо и затянул пит-стоп Даниила Квята. Забавным оказалось то, что ни одна из ракет цели – подиума, который в такой хаотичной гонке был все-таки возможен – не достигла: Риккардо сошел, а Квята передержали на пару кругов на первом гоночном отрезке.
Формат уик-энда требует пересмотра
Уверен, что если бы это была не вторая гонка в Сочи, а десятая, и если бы все сессии прошли, как планировалось изначально, нас ждал бы совсем другой заезд: как на «Сузуке» двумя неделями ранее – в виде скучной процессии болидов. Между тем, мне, как болельщику, хотелось бы всегда видеть слегка сумасшедшие гонки с непредсказуемым исходом и драмами на последних кругах. Возможно ли это?
Я уже говорил, и повторю снова: все зло и все счастье в «Формуле-1» – от инженеров. Чем больше знают эти ребята и чем лучше они готовы, тем более предсказуемым становится Гран-при (и тем хуже для болельщика). К счастью, руководство серии это тоже понимает и потихоньку старается снизить влияние умных парней на пилотов – в частности, последние уже не слышат тонны подсказок во время процедуры старта или в гонке. Однако этих шагов недостаточно, чтобы события, подобные вчерашнему, были частым явлением.
Глядя на трудности, с которыми столкнулись конюшни «Ф-1» в Сочи, в голову лезет мысль: может, сделать так, чтобы у инженеров было меньше времени реагировать на что-либо? Самый простой способ – изменить формат уик-энда.
Сейчас в распоряжении команд есть три часа тренировок в пятницу (при этом чуть ли не половину времени спортсмены торчат в боксах), еще один час свободных заездов в субботу, а затем, днем, начинается квалификация и в воскресенье примерно в те же часы – гонка.
Будь моя воля, я бы сократил общее время тренировок с четырех часов до двух, сделал из трех сессий одну и перенес ее на ранний вечер субботы. Квалификация начиналась бы в воскресенье утром, а днем, так и быть, по традиции – гонка. Во-первых, это заставит команды по полной использовать предоставленное время на трассе; во-вторых, все заезды будут проходить в разное время в разных условиях (командам будет сложнее оценивать состояние дорожного полотна к часу Х); в-третьих, у инженеров будет меньше времени между сессиями на обдумывание всяких дьявольских планов.
Признаю, мой формат не идеальный. Что будет, если кто-то разобьет в квалификации машину и ее не успеют собрать к гонке? В каком физическом и моральном состоянии будут механики из-за близко расположенных друг к другу сессий? На эти вопросы я ответы дать не могу, но есть ощущение, что что-то надо менять.
Как и многие болельщики со стажем, я тоже консерватор, и понимаю, почему серьезные перемены могут быть опасными – они могут оттолкнуть истинных фанатов. Но замечу, что формат уик-энда – не самая стабильная вещь в истории «Ф-1». К примеру, не так давно, всего лишь в начале 90-х, квалификация состояла из двух сессий и проводилась в пятницу и субботу. Разве кто-то сейчас сильно горюет об этой утрате? В общем, надо относиться к возможным переменам смелее.
Ради зрителей
Если вы внимательно читаете новости, то знаете, что на самом деле изменение формата уик-энда уже обсуждается, но по несколько иной причине – текущий распорядок кажется слишком скучным, особенно болельщикам, пришедшим на автодром. Вспомните, что если в пятницу льет дождь, то все собравшиеся на трибунах фаны в итоге страдают больше всех, поскольку они мокнут и ничего интересного не наблюдают.
Гонщикам это тоже не нравится, и хорошо, что они не стесняются высказать свои ощущения. К примеру, в выходные в паддоке обсуждалась идея проведения развлекательных гонок в четверг или пятницу, как в MotoGP (звезды мотоспорта прокатились на мини-байках на мини-трассе, чем несказанно порадовали всех вокруг). В «Формуле-1» тоже можно сделать один из дней чисто развлекательным и медийным – пилоты будут больше общаться с болельщиками, раздавать интервью и участвовать в интересных конкурсах и мероприятиях. Почему бы по примеру мотогонок не организовать картинговый заезд? Да даже турнир по шахматам с участием Алонсо, Феттеля и Хэмилтона будет куда интереснее, чем стандартные пятничные пресс-релизы.
Хорошо, что «Формула-1» всерьез задумалась о том, как стать лучше – это один из немногих позитивных моментов в нынешнем беспросветном сезоне.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Mark Thompson; photos.motogp.com
Не жалуюсь, но вот на какой мысли себя поймал в тот вечер. Скучаю по старым добрым хаккиненам, шумахерам и обгонам с участием рикардо зонт вот почему: раньше, черт, возьми, выше была цена одного обгона. Ты видел, как условный ирвайн сидит в Маньи-Куре за условным панисом и раз за разом пробует обойти его по внешней в "Аделаиде" - там, где мистер Култхард, весь из себя чопорный британец, показал Михаэлю на весь честной свет средний палец. А потом в один прекрасный момент условный панис смещается на внешку заранее, не глядя в зеркала - он думает, что условный ирвайн в надцатый раз подряд сделает одно и то же, но условный ирвайн не зря такой хитрый ловелас - в этот-то момент он проскальзывает по внутреннему и делает ему диффузором.
И пока все это происходит, у Леши Попова есть время потолковать с нами о том о сем, о тактике, о топливе, о том, кто и когда заедет в боксы. Суета - не добродетель гонок, вот что я хотел сказать.
Я на то намекаю, что, если забрать у инженеров данные, риска, естественно, будет больше. Только вот опасного риска. А для улучшения зрелищности, достаточно вернуть моторы V8, дозаправки и ещё одного поставщика шин. Всё остальное - от лукавого
С движками... Да, это помогло бы...Но V8 в обозримом будущем вряд ли вернут, ибо, как я говорил пару дней назад, не для этого Даймлер и Фиат вбухали тучу денег а разработку нынешней СУ... А учитывая их политический вес, то в нынешней ситуации ни ФИА, ни Бернард на конфликт с ними не пойдут...
А вот с шинами, действительно, интересная ситуация: то Пирелли не довольна тем, что ей диктуют какие шины им делать и как быстро они должны умирать (или наоборот), потом Мишлен говорит, что готова вернуться, а потом в Сочи постфактум на стартовой решетке объявляют, что будет только Пирелли... Видимо у Бернарда личная заинтересованность имеется...
Я, конечно, выгляжу наивно, но считаю, что убрать всю эти электронные примочки из кокпитов.. на руль смотришь - страшно становится: тумблеры режимом, кнопки всякие,в том числе для постоянной скорости на питлейн - гонщики уже разучились и не превышать?) Оставить исключительно то, что обеспечивает безопасность пилота... И прекратить песни о том, что Ф1 это венец автоспорта и мы испытываем передовые технологии, которые будут устанавливаться в будущем на серийные авто... ОК, а как без Ф1 тот же Мерседес раньше то жил? И АБС придумали и серийно установили и кучу всего - немецкая инженерная мысль великолепна... но какое отношение это имеет к Ф1? И что участники Ф1 привнесли такого в обычные доступные массовому покупателю дорожные автомобили, кроме этих лепестковых переключателей?
А переломы и травмы, конечно же не нужны.. в плане безопасности, прочности материалов инженеры Ф1 достигли огромного прогресса по сравнению с 80-90-ми гг... и это радует..
Действия.
Убрать ограничения на:
1) расход топлива;
2) доработку двигателя и других узлов по ходу сезона;
3) закрытый парк;
4) количество комплектов шин;
5) использование запасной машины;
6) работу на базе (включая ВГД и аэродинамическую трубу);
Увеличить:
7) количество тестов;
8) количество поставщиков шин;
Ввести:
8) третьи машины;
Ограничить:
9) переговоры с инженерами по ходу гонки;
10) кретинские штрафы по ходу гонки непонятно за что;
Развивать развлекательную часть:
11) в пт и сб по предложению автора;
Вернуть:
12) рычащие моторы;
13) селебритиз и красивых девочек в паддок;
14) дозаправки;
15) квалификационные машины / моторы;
16) тестовых пилотов.
Кто не может себе позволить - нафик с пляжа! Ф-1 - спорт для богатых команд. Остальные в ГП 2,3,4 и т.п.
- в субботу квалификация в виде часовой гонки, в которой все стартуют в порядке, обратном положению в чемпионате;
- в воскресенье обычная гонка по результатам квалификации.
Но это кому зрелище подавай :))
---------------------
А что делать новичкам, во время когда тестов почти нет и вот таком раскладе? В гонке учиться? Слишком опасно.
Логичней или дать новичкам дополнительные тесты, либо по пятницам давать гоняться только новичкам/вторым пилотам.
Квалификация в воскресенье утром - бред, это резко снизит число ее зрителей, потому что в условные 10 утра вскр. у людей зачастую один план - отоспаться.
2) пилоты будут больше общаться с болельщиками, раздавать интервью и участвовать в интересных конкурсах и мероприятиях.
---------------------------
Пилотов и так дико утомляют постоянные ,,спонсорские мероприятия,, и т.п. Пилоты Ф1 всегда были, в основном, индивидуалистами и закрытыми людьми - не стоит из них делать рубах-парней. Вью и сейчас более-чем достаточно, а конкурсы - ну вот раньше была футбольная команда пилотов ( с Михаэлем во главе), не сказать что к ней был большой интерес. Лучше уж именно и персонально для зрителей что-то придумать, разыгрывая,например, билет в паддок-клуб или сувениры от команд/пилотов.