7 мин.

«Мерседес» и «Ред Булл» отвергли Сайнса – и тот ушел к аутсайдерам. Это продуманный шаг назад

С наступлением большой паузы между гонками наконец-то закрылась и важная глава в трансферных историях «Ф-1» 2024 года: Карлос Сайнс подписал многолетний контракт с «Уильямсом»

Сериал «Сайнс ищет команду» начался почти с той же секунды, когда стало известно о переходе Льюиса Хэмилтона в «Феррари». Практически каждую неделю «осведомленные» итальянские, французские, немецкие и английские издания утверждали, что Карлос вот-вот подпишет контракт – правда, все почему-то называли разные команды. 

Похоже, Сайнс очень хотел в «Мерседес»

Главным вариантом продолжения карьеры поначалу считался «Заубер» (который в 2026-м трансформируется в «Ауди»), затем – «Уильямс» и «Альпин». Сам же Сайнс несомненно понимал, что переход в любую из названных конюшен будет шагом назад – от потенциальных побед или хотя бы подиумов до (не)регулярных битв за скромные очки, – поэтому долго и выжидающе посматривал в сторону топ-команд, особенно «Мерседеса». 

С «серебряными стрелами» все понятно: даже в кризисные времена дружина Тото Вольффа не падала на самое дно, а по ходу нынешнего чемпионата вовсе продемонстрировала впечатляющий прогресс и вернулась к борьбе за первые места в отдельных Гран-при. К тому же «Мерседес» – заводская команда с собственным моторным подразделением, уже не раз доказывавшим способность хорошо переходить на новый технический регламент – и это очень важный фактор для потенциального успеха. 

Но боссы «Мерседеса» никак не желали дать семейству Сайнсов четкий ответ, а вместо этого через прессу заигрывали с Максом Ферстаппеном и все серьезнее приглядывались к собственному юниору Кими Антонелли. Кстати, странные отношения Ферстаппена с «Ред Булл» тоже потенциально приоткрывали Карлосу возможность попасть в топовый коллектив – уже в Милтон-Кейнс (брать же испанца в напарники к Максу в «Ред Булл» точно никто не хотел). 

И все же бесконечно жонглировать словами невозможно: к концу июля стало известно, что Ферстаппен никуда не уйдет, и «Мерседес» окончательно сфокусировался на подготовке Антонелли к «Ф-1». 

«Критерии простые: нам нужен лучший пилот из доступных, – поделился соображениями Вольфф в дни Гран-при Бельгии. – В данный момент мой первый выбор – Кими Антонелли. Разумеется, есть риски, однако у Кими огромный потенциал. У него уже есть определенный уровень скорости и таланта, просто не хватает опыта. Альтернативный сценарий – конечно, Ферстаппен, однако в данный момент он не кажется мне реалистичным». 

Карлос, разумеется, узнал об этом чуть раньше – и потому поспешил закончить переговоры о своем будущем до перерыва. 

«Уильямс» – самый разумный вариант из оставшихся

Давно прошли времена, когда переход из «Феррари» в «Уильямс» считался солидным маневром. Да и, кстати, последние гонщики, менявшие красное на синее, тоже делали это в своеобразных ситуациях: Найджела Мэнселла так одолели итальянские дрязги в 1990-м, что он вообще-то хотел завершить карьеру, но дал себя уговорить и вернулся к Фрэнку Уильямсу (не зря – в 1992-м он взял титул), а Ален Прост попросту разругался с боссами Скудерии в 1991-м, остался без работы, а через годик простоя, конечно, уже не мог совершить ошибку в выборе команды – и заскочил к доминаторам. 

В последние семь лет «Уильямс» болтается между 7-10 местами в Кубке конструкторов, последняя победа датируется 2012 годом, а регулярные подиумы закончились в 2015-м (были одиночные успехи в 2016-2017 годах, а также великий успех Расселла в однокруговой бельгийской гонке в 2021-м – но это все трудно назвать честным отражением скорости болида). 

В общем, трудно представить, чтобы Карлос с радостью летел в Гроув, но проблема в том, что другие опции в 2024-м выглядят еще менее разумными и надежными для карьеры. 

Перешедший под крыло «Ауди» «Заубер» вместо постепенного прогресса запутался в реформаторской деятельности боссов немецкого концерна – в команде очевидные проблемы с сильными специалистами, очень плохое развитие болида и совершенно неясные перспективы перед 2026 годом. Управленческий кризис привел к отставкам на высоком уровне, а подхвативший руль проекта Маттиа Бинотто, известный мягким стилем работы, возможно, еще сам до конца не осознал, во что ввязался. 

С «Альпин» тоже все непросто. Команда превратилась для ее владельца, концерна «Рено», в чемодан без ручки – и нести тяжело, и выкинуть нельзя. Из коллектива разбежались ведущие инженеры, в руководстве непонятно, кто принимает решения. Исполнительный директор «Рено» Лука де Мео поставил на должность советника команды (с полномочиями) престарелого Флавио Бриаторе, которому, похоже, и будет подчиняться новый шеф команды. В многоступенчатой иерархической структуре к тому же отсекли головы мотористам – «Альпин» вскоре перейдет на двигатели «Мерседеса», а это приведет к очередным трудностям в адаптации к новому регламенту и затягиванию процесса подъема коллектива из середины пелотона к топам. 

Конечно, все это не означает, что году так к 2027-му или 2028-му «Альпин» и «Ауди» не подберутся к подиумам или победами. Но Сайнс, как расчетливый гонщик, прекрасно осознает: он может отдать очень важные годы карьеры на развитие этих проектов и остаться ни с чем – прозябание в конце пелотона никак не повысит его акции и сделает уязвимым перед следующим поколением талантливых пилотов. 

Как «Уильямс» убедил Сайнса?

Ключевая фигура в этой трансферной истории – руководитель «Уильямса» Джеймс Воулз. Амбициозный англичанин несколько лет назад взялся поднимать некогда великую команду из болота – и хоть пока не вывел коллектив в топы, все же добился определенного прогресса: одна из синих машин время от времени пробивается в третий сегмент квалификации, а также борется за очки. 

«С конца 2023 года я говорил Карлосу только правду о проекте – и хорошие детали, и плохие, – рассказал Воулз. – Я верю в этот проект. Я покинул комфортные условия в «Мерседесе» и перешел сюда не просто так. За нами история – мы вторая по успешности команда на решетке, есть серьезные инвесторы, мы стремимся к успеху. Подобное нельзя сказать в той же степени про любую команду». 

Гроув активно переманивает инженеров и развивает штат. Кроме того, у машины следующего сезона, похоже, не будет проблем с перевесом (как у болида 2024 года) – и это серьезно скажется на повышении ее скорости. 

К тому же Воулз постоянно подчеркивает: «Уильямс» видит в Сайнсе не просто высококлассного и думающего гонщика, но настоящего лидера, у которого будет не стыдно поучиться Алексу Албону: 

«Мне нужен лидер, а не просто быстрый пилот. Я хотел, чтобы у гонщика было все необходимое, чтобы способствовать эффективной работе. Карлос обладает такими качествами. Посмотрите на любую команду, за которую он выступал – где она была и где оказалась. Вы увидите, что есть тренд: команда оказывается в куда лучшем положении к моменту его ухода в сравнении с началом работы. 

Я не скрывал, что хочу видеть его часть коллектива. В таких случаях ты можешь оказаться героем или неудачником – я знал это с самого начала, однако хотел показать ему, что он будет важной частью будущего «Уильямса» в моем представлении». 

Итак, перед подписанием контракта Сайнс точно знал: его очень хотят видеть в этой команде, его уже сейчас видят лидером, и его полностью посвятили во все детали проекта. Так завлекают только лучших из лучших – несомненно, все это могло стать важным фактором в принятии решения.

Наконец, в речах Воулза проступает еще один маленький, но очень важный штрих – подписать контракт было очень непросто, согласование оказалось длительным и сложным. Вероятно, в условиях сотрудничества будет много оговорок и деталей, связанных как с формой команды, так и с потенциальными предложениями топов через годик-другой. 

Да, Карлос вынужден сделать шаг назад. Но нельзя сказать, что это движение было совершено наобум: гонщик в очередной раз постарался просчитать маневр так, чтобы вскоре вернуться к борьбе за самые высокие позиции. 

Есть ощущение, что мы не раз еще удивимся его карьере.

Что еще почитать о Сайнсе и переходах в «Ф-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Chris Graythen