10 мин.

7 попыток провести гонку «Формулы-1» в России

От советских времен до новой эпохи.

1. 1960 годы, Тушино

Первый серьезный проект проведения гонки «Формулы-1» появился в СССР в 60-х годах. Разработкой конфигурации автодрома занялась кафедра проектирования автомобильных дорог МАДИ, делегация Федерации автомобильного спорта СССР побывала на этапе в Сильверстоуне, а строить трек были готовы в любом месте: на Минском шоссе, на люберецких карьерах. В итоге выбор пал на пойму реки Сходня в Тушино.

Причина провала

Проект даже по нынешним меркам получился слишком шикарным – гостиница на 5000 мест, трибуны на 150 тысяч зрителей. Общая стоимость по тем временам составляла 40 миллионов рублей, и в итоге от строительства было решено отказаться.

2. 1980 годы, Воробьевы горы

alt

К идее проведения Гран-при в Москве вернулись только через полтора десятилетия, и то во многом благодаря успеху Олимпиады-80. Берни Экклстоун, уже тогда являвшийся ключевой фигурой в «Формуле-1» и фактическим владельцем коммерческим прав, не скрывал интереса к проведению этапа.

«Олимпийские игры проходят в одной стране в лучшем случае раз в 50 лет, в то время как гонку «Формулы-1» можно проводить каждый год», – заявил тогда Берни.

В июне 1982 года он написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу и получил добро. Брежнев считался большим любителем автоспорта, поэтому, наверное, как никто другой в СССР был заинтересован в проведении Гран-при. Но больше остальных к этому стремился Экклстоун, который во что бы то ни стало хотел организовать гонку за «железным занавесом». Ради Гран-при СССР англичанин был готов даже оплатить все расходы.

alt

В итоге предварительная договоренность была достигнута – гонка должна была состояться в августе 1983 года на Воробьевых горах и даже была включена в календарь чемпионата мира.

Причина провала

Все сорвалось из-за отсутствия должного интереса в правительстве СССР после смерти Брежнева, а также смерти вице-президента Международной федерации автоспорта Афанасьева (одной из ключевых фигур в подготовке Гран-при). О гонке предпочли забыть, а письмо Экклстоуна, написанное Андропову, так и осталось без ответа.

3. Конец 1980-х, Тушино

После провала предыдущего проекта Экклстоун несколько охладел к Москве, к тому же он добился своего и все-таки провел Гран-при за «железным занавесом» – в Венгрии. Но окончательно от первоначальной идеи не отказался. Очередная попытка была предпринята в конце 80-х, причем речь шла не только о строительстве трассы в Тушино, но и подготовке советского гонщика и команды, которые должны были выйти на старт дебютного этапа.

Причина провала

Из-за политических разногласий проект потерпел неудачу еще на начальной стадии. Единственным завершенным пунктом программы стал отбор пилотов – из пятерых кандидатов лучшее время на тестах «Формулы-3» в Имоле показал Виктор Козанков – именно он должен был выйти на старт Гран-при в Москве и стать первым российским гонщиком «Формулы-1».

4. 1992 год, трасса вокруг Кремля

После развала СССР проектов по проведению теперь уже Гран-при России хватало с лихвой: трасса в Калининграде, Новоподрезкове и Чехове, в Крылатском, Туле. В большинстве случаев дело не шло дальше разговоров, и никаких реальных действий не предпринималось – из-за отсутствия инвесторов. О некоторых проектах-однодневках не знали даже ФИА и Берни Экклстоун.

В 1992-м итальянская фирма Press Link обратилась к московским властям с предложением провести Гран-при неподалеку от Кремля – от площади Дзержинского до набережной Москвы-реки. Итальянцы предлагали шестилетний контракт с условием взять все расходы на себя и разрешили забирать российской стороне доходы от продажи билетов. Гонку хотели провести в августе 1993-го, и правительство Москвы даже выпустило распоряжение по этому поводу.

Причина провала

Вся сделка оказалась чистой воды аферой, устроенной итальянцами, которые никоим образом не были связаны с промоутерами «Формулы-1».

Когда Берни Экклстоун узнал из газет о том, что в Москве намерены провести Гран-при, то пришел в ярость, которую обрушил на вице-президента Федерации автомобильного спорта и туризма Игоря Ермилина:

«Я никогда раньше не видел президента FOCA в таком возбужденно-агрессивном состоянии. Встретив меня в приемной, он едва сдерживался и, усадив в кресло, резко задал вопрос: «Что у вас там происходит с «Формулой-1?».

Только поняв, что я не имею отношения к этому проекту, Экклстоун чуть успокоился. Он возмущался тем, что «Формулой-1» в России занимаются неграмотно, грубо, непрофессионально... Экклстоун сказал, что без развитого национального спорта он не заинтересован в проведении гонки в России».

5. 2000 год, Молжаниново

Самым серьезным и перспективным проектом после тушинского стала трасса около поселка Молжаниново, неподалеку от аэропорта Шереметьево. Разработкой конфигурации занялся Герман Тильке, уже построивший крутую трассу в Малайзии. Расположение было более чем удачным – рядом с Ленинградским шоссе и аэропортом. Кроме того, проект поддерживал Шамиль Тарпищев, советник мэра Москвы по спорту.

Причина провала

Как и во всех предыдущих случаях, все заглохло на начальной стадии, и переговоры правительства с организаторами прекратились. В следующие годы, в частности в 2007-м, проект попытались реанимировать, но безуспешно.

6. 2002 год, Нагатинская пойма

alt

Кто знает, может быть, и была бы построена трасса в Молжаниново, если бы в правительстве Москвы оказали всю необходимую поддержку, но вместо этого оно разделилось на две стороны: первая поддерживала проект рядом с Шереметьево, а вторая – в Нагатинской пойме. В результате предпочтение было отдано именно второму, учитывая близость к центру города. Привлекательностью проекта в Нагатинской пойме стала не только постройка трассы «Формулы-1», но и целого парка развлечений, включая яхт-клуб и казино.

Примечательно, что стоимость всего проекта составляла около 100 миллиардов долларов, а самой трассы – 100 миллионов. Для участия был приглашен известный махинатор – глава инжиниринговой компании TWR Том Уокиншоу и владелец команды «Формулы-1» «Эрроуз».

Причина провала

Подписание контракта с промоутерами чемпионата каждый раз переносилось, Берни несколько раз приезжал в Москву, но уезжал ни с чем. Главным камнем преткновения стало разделение будущих доходов.

Компромисс так и не был найден, и в 2003 году все завершилось обвинениями со стороны правительства Москвы, ну а на месте, где планировалось построить трассу, был возведен торговый центр.

alt

У Экклстоуна нашлись другие объяснения:

«Я уверен, что лично господин Лужков на 100 процентов поддерживал проект проведения Гран-при России и строительства соответствующего автодрома. Такую же поддержку я встретил и со стороны министра спорта. Поэтому не думаю, что проблема изначально была в российской стороне. Она была в Уокиншоу: Он-то всех и запутал. Том оказался не способен выполнить то, что обещал. И мы не можем винить кого-либо в московском правительстве.

Надо было учесть, что, как я говорил с самого начала, проект Гран-при России не принесет никаких прямых доходов. Только прямые расходы, и немалые. Но при этом косвенные доходы могут быть огромными, и в целом для страны будет очень значительная выгода и польза – за счет большого притока туристов, тратящих огромные деньги, как и во всех странах, где проводятся Гран-при. Да, это не «быстрые деньги», к которым, быть может, привыкли в России».

7. 2008 год, трасса в Пулково

Разговоры о строительстве трассы «Формулы-1» в Санкт-Петербурге появились еще в конце 90-х. Речь шла о сразу двух проектах: на Крестовском острове и в Пулково. Второй проект даже получил одобрение Владимира Путина, но реализован так и не был.

В начале 2008 года Экклстоун во время визита в Санкт-Петербург встретился с губернатором Валентиной Матвиенко и обсудил возможность проведения этапа.

«Это был бы очень интересный проект с точки зрения развития спорта. Мы заинтересованы в том, чтобы гонка появилась в календаре как можно скорее, но все будет зависеть от российской стороны: от желания властей и сроков строительства необходимых объектов», – заявил Берни перед встречей.

Причина провала

Сразу после встречи промоутера «Ф-1» с властями Санкт-Петербурга стало понятно, что ни о какой реализации проекта и речи быть не может. Похоже, российские чиновники все еще жили в 80-х и надеялись, что коммерческий босс «Формулы-1» построит трассу сам, но тот поставил стандартные условия: проведение Гран-при, строительство и содержание трассы оплачивает город.

«Сочи Автодром» – успех, в который мало кто верил

alt

После трех десятков лет, бесчисленных попыток и удивительного упорства Экклстоуна положительный результат все-таки был достигнут. 14 октября 2010 года в Сочи был подписан контракт на проведение Гран-при России.

В первые полтора года о строительстве трассы не было практически никакой информации. Неоднократно появлялись разговоры о том, что из-за подготовки к Олимпиаде-2014 трассу не успеют построить вовремя и Гран-при будет перенесен на 2015 год.

«Мне кажется, что должны хотя бы в прессе рассказывать о строительстве, идет ли оно вообще, а не держать людей в неведении – будет ли этот Гран-при или нет. Ведь даже мы, не последние люди в российском автоспорте, практически ничего об этом не знаем», – говорил Виталий Петров в 2012-м. – «С одной стороны, это не наше дело, но мне бы очень хотелось почитать в новостях о том, как все идет, переносят ли этап на 2015 год или нет».

В последние два года работа в Сочи закипела по полной, и даже когда трасса была готова, а дата проведения гонки утверждена, сомнения оставались. Вплоть до последних недель были опасения по поводу отмены Гран-при России из-за политических событий. В конце концов, тот же тайфун «Фанфон» в Японии едва не сорвал отправку грузов команд из Сузуки в Сочи.

Тем не менее, все прошло настолько удачно, что в итоге Гран-при России получил приз за лучшую организацию этапа в 2014 году.

Бонус. Гран-при России 1913 и 1914 годов

Россия не обладает большой историей в мировом автоспорте, но стала одной из первых, принявших заезды со статусом Гран-при задолго до появления чемпионата мира «Формулы-1» – в июне 1913-го и мае 1914 года Санкт-Петербургский автомобильный клуб проводил гонки на Большой Приз.

На шоссе под Лигово и Пулково была проложена 30,5-километровая трасса и построены трибуны. В 1913-м на старт вышел 21 участник, а через год – 12.

Дальнейшему развитию помешали естественные причины – спустя несколько недель после Гран-при 1914 года началась Первая мировая война, затем – революция и гражданская война…

Следующий Гран-при России пришлось ждать 100 лет.

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин; Fotobank/Getty Images/Bryn Colton; motor.ru; Коммерсантъ/Сергей Михеев; REUTERS/Sergei Karpukhin