Как видеть будущее?
Как автомобильные компании узнают, чего захочет мир через 5, 20, 50 лет? Ford, например, спрашивает Шерил Коннелли. Ее работа – предсказывать изменения в автомобильном мире еще до того, как он подумает измениться. Уроженка Мичигана, Шерил работает в Ford почти 20 лет. В прошлом году ее назвали одним из самых влиятельных креативщиков в мире. Можно ли увидеть будущее? На какую лошадь ставить на скачках? У нас сразу образовалась масса вопросов…
- Так что же делают футуристы?
- Футурист не предсказывает будущее. Для вывода машины на рынок нужно три года. Например, если сегодня нам придет в голову блестящая идея – шины зашуршат по дороге только через 36 месяцев. Поэтому мы в Ford каждый день думаем на три года вперед. Генри Форд говорил: “Если бы я спрашивал у людей, чего они хотят, они бы отвечали «лошадь порезвее»”. Бесполезно спрашивать, что нужно, чтобы твоя жизнь стала проще через три года. Никто не может представить, что им будет нужно через три недели или через три дня.
Мы фокусируемся на будущем, которое еще не возникло в воображении. Я помогаю продвинуть диалог, делая первый шаг в глобальных тенденциях пяти категорий: социальной, технологической, экономической, экологической и политической. Да, мы не можем предсказать будущее, но считаем, что именно эти силы его формируют.
- И как это работает?
- Я ищу паттерны – то, что повторяется снова и снова. Например, я смотрю на тенденции в демографии. Где растет население и как растет. Стареющее насе ление – один из наших объектов изучения.
В мире семь миллиардов человек, и за наш век это число легко превратится в девять или десять, а может быть, и одиннадцать миллиардов. Но в продвинутых экономиках (Западной Европе, Северной Америке) население убывает, потому что люди заводят меньше детей. То есть наше население стремительно стареет.
- Как это сказывается на автомобилях?
- Ты начинаешь понимать, каким ста нет рынок. Пожилое население – это медленные реакции, плохое зрение, ограниченная подвижность. У нас есть костюм для инженеров, который копи-рует движения пожилых людей, когда труд но поднять ногу, повернуть голову или попытаться согнуть колено. Есть очки с поцарапанными стеклами, имити рующие зрение при глаукоме. Здоровый 30-летний инженер, надев костюм, может почувствовать, каково быть 80-летним. Но мы хотим разрабатывать вещи, пригодные и для пожилых, и для молодых.
- Что вы думаете о будущем автомобилей?
- Я оптимистична. Для футуриста это главное, поскольку человек по своей природе легко представляет негативные ситуации. Нам труднее представить себе нечто хорошее. Я не могу предсказать будущее. А значит, нужно держать в голове обе модели.
- С 70-х, а может быть, и раньше, автомобилю предсказывали скорую кончину. Но, кажется, он все еще жив и почти не изменился…
- Да, но его значение постоянно меня ется. В Америке 50-60-х первая машина была типичным, универсальным символом статуса. Когда ты покупал свою машину, это был момент начала взрослой жизни, свободы и независимости. Не думаю, что сегодня это так. Если спросить нынешних двадцатилетних, они скажут, что телефон – мгновенно доступный девайс – гораздо важнее автомобиля в качестве символа статуса. Это не значит, что машина потеряла значение, это значит, что такие производители, как Ford, должны признать: автомобиль – больше, чем транспорт.
- Могут ли машины служить добру?
- Я надеюсь. Говоря словами Генри и Уильяма Форда, мобильность – решающий компонент для свободы и прогресса. Когда свобода людей ограничена, вне дрять новации гораздо труднее. И в будущем мы надеемся продвигать и то, и другое.
- У вас есть ответ на самый важный зеленый вопрос? Водород, электричество или что-нибудь еще?
Не думаю, что есть одно универсальное средство. 10 лет назад, когда я только начала работать, много говорилось о нефтяном кризисе. Теперь таких разго воров не слышно. Ford не знает, как пойдет дело с нефтью, и поэтому мы вкладываемся в разные платформы: улучшаем традиционные бензиновые двига тели, совершенствуем дизели, зани-маемся гибридами, электричеством и так далее.
Даже если кто-то первым перейдет на аль тернативную технологию, вряд ли это будет глобальным решением. Например, в Бразилии богатые ресурсы сахарного тростника и они рассчитывают на этанол. Китай очень заинтересован в электричестве. Разные страны мира тяготеют к разным ресурсам.
- Будем ли мы гонять в будущем?
- Сложный вопрос. Недавнее исследование показало, что автомобилисты мира ездят со средней скоростью 40 км/ч. Не так уж и быстро. Романтическая идея свободных дорог с газом до отказа и ветром в волосах для многих непонятна. Я думаю, поэтому сегодня задумы-ваются о концепции автомобилей-роботов. Люди говорят, что они не получают такого уж огромного удовольствия от вождения. Я считаю, что и впредь можно будет отрываться по выходным – в Америке это до сих пор очень популярно. Но это не мировой тренд.
- Вот черт. В 50-х говорили, что в наше время будут летающие автомобили и такси на ядерном топливе. Почему у нас не получается верно предсказать будущее?
- Вообще-то мы боимся того, что не можем контролировать или на что не можем повлиять. Из-за неопределен-ности многим вообще трудно думать о будущем. Мы часто обращались к истории. Но если смотреть, так сказать, в зеркало заднего вида, то мы никогда не пой мем, что случится в будущем. Люди думают о будущем очень линейно, представляя эффект падающих фишек домино, но, по-моему, это больше похо же на эффект расходящихся по воде кругов.
- Но раз так, получается, что вообще невозможно дать какие-либо полезные рекомендации насчет будущего?
- Можно. Мы берем один вариант: во всем мире царит мир и человечество процветает. Что это значит для автопрома, и для Ford в частности? А что если представить все ровно наоборот: все плохо, геополитические отношения бес прецедентно провальные, экономика летит под откос, в обществе потрясения? Что будет со спросом, и как это повлияет на потребителей? Теперь берем оба вари анта и для каждого решаем, что будет делать Ford. Если можно придумать стра тегию, которая работает при любом развитии событий, то будущее знать не нужно.
Новейшая версия SYNC читает вслух эсэмэски. Не забывайте отключить ее, когда соберетесь подвозить бабушку
- А ваши прогнозы когда-нибудь били в цель?
- В 2004-м мы написали сценарий, который учитывал экономический кри зис и то, чем он может обернуться для автопрома. Рассуждали мы так. Если птичий грипп нарушит международную торговлю и экономика пойдет на спад по спирали, что будет с автопромом? Мы решили, что продажи новых автомобилей сократятся, станут популярны подержанные, дилеры забьют склады и перестанут заказывать автомобили с завода. Поэтому нам придется снизить объемы производства и меньше обращаться к поставщикам. А значит, их доходы снизятся, и многие уйдут из бизнеса. Мы решили, что если это будет продолжаться долго, экономика Америки поедет вниз, к банкротству. А правительство может отказаться или быть не в состоянии ей помочь. Удивительное дело: все так и случилось.
- Так, значит, вот, как оно работает?
- Около 100 сотрудников Ford разрабатывают эти прогнозы. А мне просто выпала честь о них говорить. Я лишь один из ингредиентов блюда.
- Насколько фантастическими бывают ваши прогнозы?
- Был один, где мы прикидывали, что будет, если прилетят инопланетяне и социальная инфраструктура будет разрушена. Нет, мы не считаем, что это возможно. Но чтобы планировать, мы должны отказаться от скепсиса и -рассчитывать, что возможно все. Если делать это со всей строгостью и тщательностью, то неизменно получится так, что вы попадете в точку.
ТЕКСТ: СЭМ ФИЛИПП / ПОРТРЕТ: ПИТЕР СТРЕЙН / РИСУНКИ: ШЕРИЛ КОННЕЛЛИ
---
Читайте еще:
Супертест: BMW i8. Возможно, самый важный автомобиль 2014 года.
Джипы, которые недостойны быть джипами
Циркачи-погрузчики показывают чудеса (видео)