26 мин.

No Angel и компания: кризис [3/3]

Возможно, я нарушаю какой-то закон, связанный с правообладателями, интеллектуальной собственностью и иже с ними, но не могу удержаться.

Итак, на прошлой неделе в загребущие руки аффтара попала ссылка на книгу про Бернарда Экклстоуна, он же Берни, он же жадный коротышка, который готов устроить Гран-при хоть в Эфиопии, если те заплатят достаточно денег, а Тильке не побоится построить там очередную трассу своего имени.

Книгу можно разобрать на цитаты и эпизоды. А книга эта довольно-таки большая, поэтому в этом посте будет очень много букв, слов и абзацев. Это даже не простыня, это целая ковровая дорожка. Поэтому будут три части разной длины. Перед вами последняя, наиболее актуальная и обязательная к прочтению.

Ах да, формат такой же, что и в обзорах комментариев. Жирные буквы привлекают ваше внимание, а неудобный для чтения курсив рекомендуется только фанатам бредней аффтара :)

Внимание, конечная остановка!

***

Позже Экклстоун не отрицал своей ответственности за то, что «Формула-1» вышла из-под контроля. Если бы он не продал акции, то «всей этой чепухи не случилось бы». Не желая признаться в собственной слабости, он делал вид, что не подозревал о цели, которую преследуют команды: «Я не знаю, чего они хотят. Думаю, они и сами не знают. Скорее всего, как обычно бывает, кто-то что-то сказал, а потом сильно пожалел, и теперь они уже сами мечтают, чтобы это поскорее закончилось».

По другим вопросам он высказывался с куда более убедительной прямотой: «Раньше было что-то вроде диктатуры. Диктатором был я. Теперь же у нас скорее демократия, и, похоже, она не работает: стало многовато свободы, и каждый болтает что хочет».

Когда вопрос ставился напрямик, он возлагал вину на руководство команд: «Я уже устал от пререканий и от тех, кто постоянно выпячивает свое эго, хотя сами они никто и взялись из ниоткуда. Мы это уже много раз проходили. Говорю им: «Пойдемте на кладбище — я покажу могилы ваших предшественников».

Особенно его злили люди вроде Денниса, обязанные ему своим богатством. «Сами не вложили ни доллара, а выручили куда больше. Теперь у них самолеты, яхты и по три дома. Не стоит ли этим людям проявить хоть немного благодарности?» Он решил, что пришло время разоблачить блеф.

***

После пяти этапов «Феррари» и «Макларен» шли почти вровень — итальянцы чуть впереди, — и тут, в середине июня, Жану Тодту сообщили, что в «Феррари» позвонил англичанин Гарри Монтейт — менеджер полиграфического салона и большой поклонник «Формулы-1». Монтейт рассказывал поразительные вещи. По его словам, жена одного из главных инженеров «Макларена» Майка Кохлена принесла ему восьмисотстраничное техническое руководство «Феррари» на 2007 год — полнейший свод всех технических и финансовых данных итальянской команды, а также сведений о персонале — и попросила скопировать его на диск.

После сообщения Монтейта было проведено расследование, по результатам которого Высокий суд 3 июля на закрытом заседании выдал ордер на обыск в доме Кохлена. Следователи обнаружили диск и установили, что Кохлен получал информацию от Найджела Степни, который работал в «Феррари» главным инженером по тестированию и сопровождению гонок. С марта 2007 года Степни передавал Кохлену по электронной почте и курьерской службой новые разработки «Феррари», в том числе чертежи тормозной системы и рассекателя на заднем антикрыле. Накануне гонки в Сильверстоуне Тодт позвонил на Сицилию Мосли и сообщил тому новости. «Вот черт. Все лето псу под хвост», — подумал президент ФИА.

Гонку выиграл Кими Райкконен на «феррари», а через три дня, 11 июля, на заседании Высокого суда в Лондоне Кохлен признался, что получал конфиденциальные документы от Степни. Сам Степни все обвинения отверг.

<...> Даже без понуканий Тодта Мосли 12 июля обвинил «Макларен» в нарушении Кодекса ФИА.

Экклстоуна события не особенно взволновали. Он заявил: «Ничего нового. Так всегда было». Экклстоун отлично знал, что мошенничество в «Формуле-1» случается сплошь и рядом. В погоне за информацией все команды регулярно сманивали у конкурентов ключевых специалистов. Правда, ему пришлось согласиться с Мосли: дело дошло до полиции и судов, так что «замять» обвинения уже не получится. ФИА назначила слушания в Париже на 26 июля.

Экклстоун понимал, что за жалобами «Феррари» стоит не просто заурядный случай мошенничества. Недавние финансовые склоки испортили отношения между руководством команд — и не в последнюю очередь между «Феррари» и «Маклареном». Тем не менее Денниса разозлили нападки Тодта на него лично, и в Париже он выставил «Макларен» невинной жертвой обиженного сотрудника. Деннис выбрал очень простую линию защиты: никакого шпионажа не было, никаких доказательств, что «Макларен» как-то воспользовался информацией, тоже нет.

<...> — Неужели хоть кто-то верит Деннису? — спросил Экклстоун за обедом.

В поддержку «Макларена» не прозвучало ни единого голоса.

— Но у нас ведь нет неопровержимых улик, — возразил Мосли. Обвинения обвинениями, но невозможно доказать, что в «Макларене» пользовались украденной документацией или хотя бы держали ее в руках. — Придется выносить оправдательный вердикт.

<...> В середине июля состоялась гонка в Сильверстоуне, где Фернандо Алонсо с трудом опередил своего партнера по «Макларену» Льюиса Хэмилтона в борьбе за второе место. Льюис всегда пользовался неограниченной поддержкой отца и считался любимчиком Денниса, поскольку, прежде чем попасть в «Формулу-1», он выиграл для «Макларена» все младшие гоночные серии.

Особое отношение к Хэмилтону привело к яростному соперничеству двух партнеров по команде. Алонсо считал, что напарник мешает ему вести борьбу с Кими Райкконеном из «Феррари», хотя между Хэмилтоном и Деннисом временами случались разногласия.

В результате испанец решил уйти из «Макларена», но на финансово выгодных условиях. Он позвонил своему прежнему работодателю Флавио Бриаторе и рассказал про электронные письма одного из инженеров команды, судя по которым в «Макларене» пользовались похищенной у «Феррари» документацией. Ничуть не жалея, что его бывший пилот так усложняет жизнь Деннису, Бриаторе сообщил обо всем Экклстоуну, а тот пересказал Мосли. Все трое решили ничего не делать, поскольку не видели смысла снова поднимать шумиху. Вскоре Алонсо пришел первым на «Нюрбургринге» и возглавил зачет чемпионата.

Однако через две недели в Венгрии все его надежды пошли прахом после того, как решение по инциденту во время квалификации было принято в пользу Хэмилтона. Перед гонкой раздосадованный чемпион подошел к Деннису и заявил:

— Оставьте Хэмилтона с пустым баком.

По версии Денниса, он еще добавил: «А не то я обнародую электронные письма, из которых ясно, что в «Макларене» знали об украденных документах». Ошарашенный этим заявлением (в порыве чувств он слегка сгустил краски и назвал его «шантажом»), Деннис подозвал руководителя команды Мартина Уитмарша и велел:

— Повтори Мартину, что ты только что сказал.

Алонсо повторил свою угрозу и ушел, а Деннис позвонил Мосли, который проводил выходные во Франции.

— Меня шантажируют, — заявил он и пересказал слова Алонсо.

— И что ты собираешься делать?

— Выгоню его.

— Успокойся, — посоветовал президент ФИА, сомневаясь в применимости к ситуации слова «шантаж». — Пусть Алонсо выходит на старт.

 Ладно, — согласился Деннис, не подозревая, что Мосли уже известно об электронных письмах, хранящихся у испанца.

В конце месяца Мосли получил копии писем и объявил о внеочередной сессии мирового совета в сентябре. Эпопея вдруг вышла на новый виток, катастрофические последствия которого «Формуле-1» придется расхлебывать вплоть до 2010 года.

<...> Алонсо считался превосходным пилотом, но весьма неприятным человеком. Кое-кто из испанцев утверждал, что болезненная амбициозность сформировалась у него под вилянием отца — тот был инженером по взрывным работам, и подчиненные его терпеть не могли. Однако Мосли не волновал характер гонщика, и он заверил Алонсо, что все будет в порядке. Друзьям Экклстоун объяснял: «Максу не нравится, что Рон выпендривается. Рон ведь лично руководит командой. Наверняка он что-то знал».

<...> Перед слушанием Экклстоун с Деннисом много разговаривали по телефону.

— Приходи один в чистой рубахе и сдавайся, — посоветовал Экклстоун.

— Но я же невиновен! — упорствовал Деннис, не желая слушать своего «бессердечного» собеседника. — Послушай, Берни, Кохлен же всего один. Как он мог рассказать что-то 136 конструкторам «Макларена»? Это невозможно, и никаких доказательств нет. Я не собираюсь сдаваться.

Деннис не был силен в интригах. Экклстоун мог бы выторговать для него прощение, как в 94-м для Бриаторе в Париже, однако их отношения исключали всякие дружеские услуги.

<...> В «Формуле-1» Экклстоун ставил личность выше каких-то материальных аспектов. Если другие пытались договориться, то Деннису непременно нужно было затеять ссору — а там уж кто первый ошибется. В этот раз промашку чуть было не допустил Мосли. Экклстоун посоветовал наложить невиданный доселе штраф — 100 миллионов долларов, и после долгих споров президент ФИА согласился.

— Пять миллионов за нарушение и еще девяносто пять за то, что Рон ведет себя как гондон.

Унизительный приговор потряс Денниса, а его последствия были просто ужасны — особенно реакция «Мерседеса», которому принадлежало 40% акций команды. Немецкой корпорации категорически не понравилось, что пресса клеймит ее за связь с «горсткой мошенников». Это больше всего возмущало босса «Макларена» — ведь он знал, что Экклстоун и Мосли как раз обсуждали судьбу его контракта с «Мерседесом». «Посмотрите, как штрафуют корпорации, когда кто-то гибнет на производстве, — заявлял он. — Они платят миллион фунтов, максимум два — а «Макларену» дали в пятьдесят раз больше! Безумие».

<...> Вердикт ФИА вызвал волну недовольства. Так, Джеки Стюарт счел его «несправедливым и неоправданным». Мосли же терпеть не мог «совершенно беспочвенной» критики тех, кто не берет в расчет сложный баланс сил в «Формуле-1». Он заявил: «Стюарт говорит без умолку и никогда никого не слушает, поэтому и понятия не имеет, что происходит. Разоделся, как звезда эстрады тридцатых годов — просто посмешище. Никто его всерьез не воспринимает».

Сам Стюарт и не подозревал, что вскоре после заседания Мосли получил отчет «Сидли Остин». На компьютерах «Макларена» хранилось больше терабайта различных данных (это порядка 80 миллионов страниц), и в переписке руководства упоминался «наш источник в «Феррари». Экклстоун и Мосли пришли к выводу, что дальнейшие разбирательства просто уничтожат «Макларен» и саму «Формулу-1». Они позвонили в «Мерседес» и посоветовали избавиться от Денниса.

«Незачем было искать неприятности на свою голову, — хладнокровно прокомментировал Экклстоун. Мне все равно, что будет с Роном».

***

Деннис был уничтожен, но к радости Мосли примешивалась горечь. Защищать «Формулу-1» от пороков ее вождей — неблагодарное занятие, однако ему требовалось утвердить собственный авторитет для решения главной задачи. Мосли не сомневался: если не считать безопасности, основная проблема «Формулы-1» — непомерные расходы команд. Их необходимо сократить, иначе «королевские автогонки» ждет гибель.

<...> Мосли тосковал по 70-м, когда в его команде «Марч» было четырнадцать человек, а за рулем болида сидел Ники Лауда. Всего четыре конструктора совершили настоящую революцию в «Формуле-1». Теперь же в «Феррари», «Тойоте» и «Макларене» трудится по тысяче квалифицированных специалистов. Сто двадцать инженеров с кандидатскими степенями занимались в «Макларене» исключительно тем, что выискивали в техническом регламенте ФИА нечеткие формулировки, которые позволили бы внести нужные изменения в аэродинамику болида. Лучшие в мире конструкторы получали по 10 миллионов долларов в год за то, чтобы выгадать одну десятую секунды на круге. Играя с ними в «кошки-мышки», ФИА оказалась в заведомом проигрыше. Мосли хотел навести хоть какой-то порядок в этой дорогостоящей неразберихе.

<...> Ранним утром Экклстоуну позвонил Эд Горман, который вел в «Таймс» раздел автоспорта, и сообщил, что таблоид «Ньюс оф де уорлд» опубликовал на семи страницах материал о Максе Мосли, которого сфотографировали в Лондоне с пятью проститутками за садомазохистскими забавами. Это считалось бы вторжением в личную жизнь, однако его компаньонки были облачены в нацистскую форму и вдобавок надсмехались над жертвами холокоста, что обретало дополнительный смысл в связи со взглядами Освальда Мосли.

— Вот же черт, — выругался Экклстоун, — устрой такое кто-то другой, его бы пристрелить было мало.

Горман неверно понял эту фразу: он решил, что Экклстоун зол на Мосли, однако в действительности тот просто недоумевал по поводу его эротических забав. «Я этого не понимаю», — говорил Берни.

<...> Экклстоун решил чуть разрядить обстановку и согласился дать интервью «Дейли телеграф». Он объяснил: Мосли сейчас испытывает колоссальное давление, и никто в мире «Формулы-1» не понимает, почему он не подал в отставку в первые же сутки. «Жаль, ведь теперь с ним не будут иметь дело», — заметил Экклстоун. Впрочем, надеясь смягчить свою речь, он добавил: «Макс не заслуживает такого наказания».

Интервью вышло 31 мая, и Мосли перестал отвечать на его звонки, чем ужасно обидел Экклстоуна. Он считал, что товарищ к нему несправедлив. Мосли приобрел благодаря их дружбе куда больше, чем Экклстоун. Они действовали сообща, пока это было выгодно президенту ФИА, а теперь он вдруг обиделся, не желая посмотреть правде в глаза.

Мосли, конечно же, думал иначе.

<...> Ассамблея ФИА должна была собраться в Париже 3 июня. «Преданность — это не про Берни», — сокрушался Мосли. День ассамблеи подвел черту под их долгой и нерушимой дружбой. Они не разговаривали еще несколько недель, однако Мосли надо было отдать должное: ассамблея поддержала его 103 голосами против 55. Пришло его время продемонстрировать свою власть.

Мосли осмелел и тут же ввел меры по снижению расходов, а также ряд поправок в технический регламент. Монтеземоло объявил ему войну: «Так дальше продолжаться не может. Макс совсем из ума выжил». Все команды разделяли его возмущение. Шлюхами и нацистской формой никого не удивишь, но когда Мосли осмелился не просто указывать богатым корпорациям, как тратить деньги, но еще и пригрозил прислать аудиторов, которые станут проверять их расходы, — тут уж все возмутились.

<...> За 27 лет Экклстоун пережил великое множество битв за власть в «Формуле-1» — и всякий раз его поддерживал Мосли. Берни понял, что зря выступал за уход своего товарища. Весь жизненный путь Экклстоуна строился на верности данному слову. Теперь он поступился принципами, а в ответ команды атаковали единым фронтом. Чтобы укрепить свои позиции, Экклстоун написал президентам всех автоклубов — членов ФИА о поддержке курса Мосли и абсолютной верности «моему другу на протяжении вот уже сорока лет».

***

Когда команды 6 июля 2008 года прибыли в Сильверстоун, всеобщая враждебность в отношении Экклстоуна только возросла. Владелец команды «Ред булл» австриец Дитрих Матешиц отказался от ранее объявленного нейтралитета в политических вопросах и выступил вместе с Хауэттом против новых финансовых правил.

Матешиц пришел в «Формулу-1» в 1994 году, и с тех пор продажи его энергетического напитка взлетели до небес, особенно после выхода на ближневосточный и азиатский рынки, где в 2008 году оборот вырос на 79%. Гонки стоили недешево. Матешиц тратил на команду примерно 400 миллионов долларов в год, а выплаты «Си-ви-си» покрывали в лучшем случае 15% инвестиций. «Ред булл» получил неплохую рекламу в прессе и частично компенсировал потери, однако австрийцев совершенно не устраивал план инвестора извлечь за десять лет шестимиллиардную прибыль. Матешиц без лишних слов присоединился к тем, кто рассчитывал забрать у Экклстоуна и Мосли все рычаги власти и управлять «Формулой-1» совместно с «Си-ви-си».

***

Чтобы успокоить жену, он отправился летом с ней, обеими дочерьми и их молодыми людьми в плавание вдоль побережья Хорватии на своей яхте «Петара».

«Не хочешь заехать на пару дней?» — позвонил он оттуда Ники Лауде. Тот удивился. Всего пару недель назад, когда он ходил на костылях после операции на бедре, австриец попросил у Экклстоуна пропуск в паддок для своего сына, однако тот отказал.

— Берни, — сказал Лауда, опираясь на костыль, — я ухожу. Не желаю больше терпеть таких оскорблений.

Экклстоун тут же позвонил Паскуале Латтунедду:

— Ты что, не получил мое СМС по поводу Ники? Почему Ники не сделали еще один пропуск?

Лауда расплылся в улыбке. Экклстоун в жизни не написал ни единого СМС.

***

Зная, что на смену Мосли придет его бывший подчиненный Тодт и что позиции Экклстоуна значительно ослабли, Монтеземоло вышел из офиса ФИА на площадь Согласия и направился прямо к корреспондентам итальянского телевидения. До этого момента за него всегда говорил Бриаторе, но теперь можно было уже не сдерживаться.— Я сверг диктатора! — заявил Монтеземоло.

Его слова немедленно передали Мосли. Конечно же, он был диктатором. Кому еще управлять автоспортом? Он как-то говорил Экклстоуну: «Люди слушаются только диктаторов».

И все же злорадство Монтеземоло оскорбило раненого визиря. Он долгие годы помогал «Феррари», а недоброжелатели твердили, что Шумахер обязан двумя своими чемпионскими титулами именно благосклонности Мосли. Теперь же Монтеземоло отплатил ему черной неблагодарностью.

«Я никуда не уйду, — заявил он Экклстоуну. — Мне плевать. Если эти ублюдки хотят драки — пожалуйста, я готов. Я выставлю свою кандидатуру на следующий срок и выиграю. Пущу ко дну и Флавио, и Луку».

***

За несколько недель до этого известная политическая журналистка из «Таймс» Рейчел Сильвестр обратилась к Экклстоуну с просьбой об интервью, причем без особого повода — просто он показался ей вполне подходящим персонажем для традиционной субботней рубрики. У Экклстоуна не было пресс-секретаря, и Сильвестр названивала секретарше, пока тот наконец не согласился. Интервью в «газете для элиты», да еще и с учетом его хороших отношений с шефом раздела автоспорта Эдом Горманом, выглядело отличной возможностью продемонстрировать свой по-прежнему высокий авторитет в «Формуле-1». Экклстоун, как обычно, не стал ни у кого просить совета. Его недоброжелатели потом скажут, что он отбросил свою всегдашнюю скрытность из любви к славе.

<...> Тому, кто попадал в его кабинет на первом этаже, сложно было остаться равнодушным. Кожаная мебель; большой ухоженный сад за окном; броские сувениры и фотографии с королевой Англии, Нельсоном Манделой, Пеле и Фанхио — шестидесятилетняя карьера хозяина выдалась исключительной. Имелся там и шлем. Как объяснял гостям Экклстоун: «Я ведь работаю пожарным».

У себя в кабинете Экклстоун был не прочь поговорить о разных вещах, в том числе о политике. Он заявил журналисткам, что успехи «Формулы-1» были бы немыслимы без его диктатуры. Он критиковал вторжения в Ирак и Афганистан, скептически относился к западному миру: «Кстати, о демократии — она ведь не принесла особой радости очень многим странам, в том числе и нашей». Он вполне закономерно восхищался сильными политическими фигурами вроде Маргарет Тэтчер, которая «принимала решения быстро и всегда добивалась результата», и не любил «Гордона с Тони — они пытаются угодить всем одновременно». Развивая эту тему, он объяснил, что предпочитает быстрые решения долгим консультациям. Макс Мосли, по его мнению, стал бы отличным премьер-министром и «справился бы просто блестяще». Это оригинальное суждение он подкрепил словами поддержки в адрес писателя Джеффри Арчера, который как раз отбывал срок за лжесвидетельство — его Берни прочил в мэры Лондона.

Поскольку Экклстоун не жалел ярких фраз и явно предпочитал демократии диктатуру, его попросили назвать своего «любимого диктатора». Немного подумав, он ответил: «Как бы ужасно это ни звучало, мне кажется, Гитлера отвлекли и заставили заниматься тем, чего он сам ни за что бы не сделал. В остальном же он, надо признать, замечательно управлял большой страной и добивался достойных результатов». Он продолжал: «В конце концов он запутался, так что особенно уж хорошим диктатором Гитлер не был. Либо он знал, что творится, и поддерживал это, либо просто плыл по течению — в любом случае его нельзя назвать диктатором».

Журналистки ушли, довольные очень ярким интервью. Они прекрасно понимали, насколько спорными выглядят высказывания Экклстоуна. Тот даже не подозревал, что сам просунул голову в петлю.

Бессвязные мысли о Гитлере и диктатуре, несомненно, отражали идеи Экклстоуна об эффективном управлении. Его деспотизм, хитроумие и умение воспользоваться слабостью оппонента привели «Формулу-1» к успеху. Однако, развивая свою мысль, он чересчур уж сочувствовал этому злодею и убийце. Хуже того, он повторял аргументы неонацистов, что, мол, Гитлер не знал о творящихся от его имени злодеяниях.

Наверное, его высказывания можно было списать на нервозность. Экклстоун видел, что гостьи совершенно не интересуются «Формулой-1», и решил заинтересовать их громкими заявлениями. Столь искаженное понимание истории объясняется обычным невежеством. Все его знания по поводу Третьего рейха были почерпнуты из голливудских фильмов, и Экклстоун искренне полагал, что фюрер твердой рукой спас страну от банкротства, отстроил экономику Германии и вернул ее народу веру в себя — совсем как Тэтчер. В понимании Экклстоуна, ничего особенно страшного не происходило до сентября 1939 года, когда бомбардировщики Люфтваффе завыли в небе над его домом в Дартфорде. Как говорили друзья, он просто не понимал, что такое нацизм, не знал, что немецкая государственная машина истребляла собственный народ с 1933 года, а Гитлер еще до войны строил концентрационные лагеря и наполнял их невинными людьми.

К счастью для Экклстоуна, никто не знал про один из экспонатов его личной коллекции винтажных автомобилей в Биггин-Хилл — отполированный до блеска лимузин «Лянча-астура» с открытым верхом. В нем Гитлер и Муссолини вместе ехали по Риму перед подписанием «Стального пакта». Фотографии этого события в больших рамах стояли тут же, рядом с машиной. Муссолини преподнес этот лимузин в подарок Гитлеру.

Однако субботним утром пробелы в образовании Экклстоуна никого не волновали. Он предстал перед публикой антисемитом, который восхищается Гитлером.

***

Экклстоун только усмехнулся. От «Тойоты», считал он, «Формуле-1» никакой пользы — одни неприятности, а проиграв, японцы сразу убежали, поджав хвост. А вот Монтеземоло с Маккензи были в ужасе от потери крупнейшего мирового автопроизводителя. Они боялись, что в «королевских автогонках» просто не останется достойных команд — ведь «Рено» из-за обвинения в мошенничестве решила последовать примеру «Тойоты». Экклстоун тут же объяснил сменившему Бриаторе на посту босса команды Бернару Рею, что «Рено» может с выгодой для себя остаться в «Формуле-1», если объединит усилия с «Жени» — финансовой компанией из Люксембурга. К его радости, французская корпорация передумала уходить.

К началу августа от бесконечных споров устал даже Экклстоун. Вопреки обыкновению, он решил отправиться на собственной яхте в круиз вдоль берегов Хорватии. Он пригласил с собой фокусника Давида Мерлини и своего старого друга Тамаша Рохоньи — организатора Гран-при Бразилии. Вместе с Рохоньи приехали его друзья, направлявшиеся на Гран-при Венгрии, — в их числе тридцатитрехлетняя бразильянка Фабиана Флози, которая уже пятнадцать лет вела юридические дела «Формулы-1» в Сан-Паулу. Эта умная, привлекательная, скромная и дипломатичная женщина была в разводе. Они с Экклстоуном работали вместе уже долгие годы. Яхта лавировала среди островов Адриатики, а у них меж тем завязался роман. Фабиана оказалась мирной спутницей, которой ему так не хватало.

В расслабленной атмосфере путешествия Экклстоун размышлял о конце эпохи. Не было больше Бриаторе и Хауэтта, а «Уильямс» еле держался на плаву. После очень некрасивой размолвки с Хэмилтоном Рон Деннис оставил пост главы «Макларена» и уступил свое место Мартину Уитмаршу. На прощальной вечеринке Макса Мосли журналисты подарили ему купленный на Пиккадилли хлыст.

— «D» сейчас сидит с ребенком, а вот девушкам «А», «В» и «С» эта штука понравится, — расхохотался президент ФИА.

Устав от постоянных скандалов, руководство «Мерседеса» заявило, что хочет продать свои 40% акций «Макларена» и воссоздать собственную команду «Серебряные стрелы», расформированную в 1955 году, когда одна из машин немецкого концерна вылетела в Ле-Мане в толпу зрителей, унеся жизни девяноста шести человек. Кроме того, «Мерседес» купил пакет акций «Брауна», тем самым подтвердив убежденность Мосли в превосходстве частных команд над заводскими. На стартовом поле из-за постоянных ссор оставалось все меньше и меньше команд.

Экклстоун окинул мысленным взором этот беспокойный год и понял, что в «Формуле-1» изменилось все — только он один остался на прежнем месте. Этот выдающийся эквилибрист пережил бесчисленные смены власти, потому что никогда и никому не верил — даже самым близким соратникам. В паддоке у него было немало врагов, однако до конца сезона в этом прежде неспокойном месте царили тишь и благодать.В середине октября Экклстоун отправился в Сан-Паулу. В Бразилии всегда было весело, Рохоньи радушно принимал гостей. К тому же там его ждала Фабиана.

Длиннющие очереди стояли у касс автодрома «Интерлагос» всю ночь. Напряжение витало в воздухе. Гонка прошла увлекательно, а победа в чемпионате досталась Дженсону Баттону из «Брауна». Экклстоун продрался сквозь толпу и лично поздравил Росса Брауна.

— Блестящая гонка, — сказал он. — Блестящий сезон!

***

Под палящим солнцем они пробирались сквозь толпу. Бриаторе держался чуть позади Экклстоуна с Фабианой. Этих двоих связывали уже вполне серьезные отношения, а там, глядишь, не за горами свадьба и даже дети. Они направились к болиду Себастьяна Феттеля, раскланиваясь на каждом шагу со звездами «Формулы-1» и фотографируясь с итальянцами, ужасно похожими на персонажей сериала «Клан Сопрано».

— Давай без ошибок, — сказал Экклстоун, опасаясь, как бы «человек-авария» не повторил безумный трюк, который не позволил ему финишировать две недели назад в Спа. — Не рискуй понапрасну, — напомнил он фавориту чемпионата, чьи шансы на победу теперь несколько упали.

На «Маленьком Шуми» был шлем с опущенным визором, поэтому он только моргнул в ответ. Больше ни к кому из пилотов Экклстоун не подходил — даже к Михаэлю Шумахеру, хотя они до того долго беседовали в моторхоуме. Публика вежливо посмеивалась над возвращением чемпиона, которому стукнул уже сорок один год, и над возрождением славных традиций под руководством Росса Брауна.

«Шуми получит машину на следующий сезон», — утверждал Экклстоун. Он ни секунды не сомневался, что в 2011-м находящийся в превосходной форме Шумахер заставит с собой считаться. Эх...

***

Провыла сирена. Гонка начнется через две минуты. Сотни механиков, сотрудников автодрома и спонсоров спешно расходились, освобождая трассу. Фернандо Алонсо, перешедший в «Феррари», чтобы вернуть итальянцам былую славу, сосредоточился на первом повороте. Испанцу ни в коем случае нельзя ошибиться — тогда победа уплывет из рук. Не желая пропустить самое интересное, Экклстоун бегом промчался сто метров до своего моторхоума.

— Спорим, Джамбо выиграет, — сказал он Бриаторе, имея в виду Льюиса Хэмилтона.

— Нет, победит Фернандо.

— Все решит резина в первом повороте, — объявил Лауда.

Всего через мгновение первым из решающего виража вышел Баттон, за ним Алонсо, а уже через минуту, в четвертом повороте, колесо Хэмилтона зацепило «феррари» Фелипе Массы. У «Макларена» сломалась рулевая тяга. «Нельзя допускать ошибок, — говорил Хэмилтон еще до старта. — Впереди самая сложная гонка в моей карьере».Один чемпион сошел, но на трассе остались еще трое. В острейшей борьбе они пытались опередить Марка Уэббера, который рвался к победе, опровергая слухи о своем уходе из гонок.

***

Ожидалось, что «Формулу-1» покинут две команды, но Экклстоун, наоборот, все время думал о расширении. Стоило ему появиться в Монце, как по газону перед моторхоумом зашагали взад-вперед всевозможные делегации. Из Болгарии приехало восемь человек, еще двое из Рима, а шестеро представляли российский город Сочи — все они мечтали принять этап «Формулы-1». Экклстоуну больше не приходилось убеждать власти разных стран, что им стоит вкладывать немалые средства в проведение гонок. Болгарам он сказал, что у них не хватит денег; римлянам — что поддержит их проект гонки вокруг «нового Колизея» Бенито Муссолини; русским — что они получат гонку, если заплатят сколько надо.

— Они прислали сообщение, что переведут деньги, как только Путин даст добро, — сообщила Саша Вудвард-Хилл. — Говорят, проблем не должно быть.

Через пять недель Экклстоун срочно вылетел в Сочи, где подписал семилетний контракт на 40 миллионов долларов в год, начиная с 2014-го. На торжественной церемонии присутствовал сам президент Путин, который до этого пятнадцать минут разговаривал с гостем наедине.

— А он скоро будет неплохо говорить по-английски, — заметил Экклстоун.

Через месяц фотографы запечатлели, как Путин в Санкт-Петербурге сел за руль болида «Формулы-1».

***

— Все решится на первом круге. Обязательно будет авария — она-то и определит судьбу сезона, — предсказал Деннис.

Сам он мечтал, чтобы Уэббер столкнулся с Алонсо, а у Феттеля снова отказал мотор — тогда Хэмилтон выиграет и гонку, и чемпионский титул. «Макларен» зря положился только на свой новый воздуховод и не скопировал выдумку Эдриана Ньюи — гибкие передние антикрылья. «Ред булл» оказался быстрее, и англичане растеряли все добытое в начале сезона преимущество. Однако босс «Макларена» не расстраивался: «На нас смотрит сто миллионов зрителей. Потрясающе». К Деннису Экклстоун заходить не стал.

Еще раньше он заглянул в расположившийся по соседству «Ред булл» — именно тогда, когда Дитрих Матешиц его не ждал. Когда Экклстоун вдруг вынырнул из шумной толпы и подошел к столику, где сидел долговязый и немногословный австриец с женой, тот прямо сиял от радости.

—Хотел поблагодарить за все, что ты сделал для «Формулы-1», — сказал Экклстоун, придвигая себе стул, — Это просто чудо.

Матешиц за шесть лет вложил в команду никак не меньше 700 миллионов долларов и очень рассчитывал обойти крупных автопроизводителей. С финансовой точки зрения он добился многого, чем вызвал зависть Ричарда Брэнсона, который бродил снаружи словно призрак, совершенно не привлекая внимания вездесущих журналистов. Экклстоун с самого начала посмеивался над этим авантюристом, не ожидая от него никакой пользы для «Формулы-1».

Вместе с Доминго они наконец добрались до ликующей толпы зрителей возле лагеря «Феррари». Все сразу впились глазами в знаменитого тенора.

— Вы не зря приехали. Сегодня наш праздник, — заметил ведущий итальянский обозреватель.

— Да, великий день, — улыбнулся Доминго.

— Лука здесь? — спросил Экклстоун уже внутри.

— Он занят.

— Пусть выйдет. У меня для него сюрприз.

Через некоторое время Монтеземоло спустился и потерял дар речи при виде гостя.

— Прямо места себе не нахожу, — сознался Монтеземоло, довольный успехами команды в последние месяцы.

— Я не мог пропустить эту гонку, — сказал Доминго.

Проходивший мимо Алонсо поблагодарил гостя за добрые пожелания. Мало кто сомневался, что титул у него в руках. Однако никто из них не услышал, как один из гостей пересказывал в сторонке сегодняшнюю статью Мосли в «Таймс». Бывший президент ФИА заявил, что победа в Хоккенхайме досталась Алонсо «не по праву», а в случае успеха в Абу-Даби нового чемпиона следует признать «мошенником». Испанец уже привык к таким обвинениям и пропускал их мимо ушей. Ему предстояло стартовать третьим, и победа, по его расчетам, заставит критиков замолчать.

Экклстоун с Доминго отправились обратно. В «Мерседес» они заходить не стали. Глава команды Дитер Цетше приехал на гонку, однако крупные инвестиции пока принесли немцам сплошное разочарование. Все надежды концерна были связаны с 2011 годом и новой машиной, которую конструировали для Шумахера.

Король Хуан Карлос все еще ждал. К половине пятого должен был прибыть кронпринц Абу-Даби, причем даже ему, сыну короля Бахрейна, не позволили заехать на автомобиле в паддок.

— В этом году нам не нужно победы Феттеля. Да и Алонсо тоже. — Маккензи разъяснял собравшимся финансовые интересы «Си-ви-си», однако в его расчетах никто ничего не понимал.

— Приехал, — объявил Экклстоун.

Король с девятью телохранителями вышел наружу. Солнце палило вовсю. Монархи обнялись, и Экклстоун повел их к стартовому полю.

— Старт через двадцать пять минут, — объявил он.

Зрители на трибунах вскочили на ноги. Они кричали в основном «Берни! Берни!». Высокопоставленные гости подошли к Алонсо, и Хуан Карлос не удержался — приобнял соотечественника за плечи. В это время группка испанцев на трибуне во все горло скандировала: «ЭТА! ЭТА!» — в поддержку баскских сепаратистов.

— С Феттелем тоже поздоровайтесь! — прокричал Экклстоун.

Оба правителя пожали облаченную в перчатку руку немца и двинулись к своим местам, чтобы посмотреть гонку.

Вернувшись к себе, Экклстоун сказал Лауде:

— Победит Хэмилтон, а чемпионом будет Алонсо.

Австриец не стал спорить.

— Ну что, Карлхайнц, доиграем? — спросил Экклстоун, имея в виду нарды.

— Стартовали, — бросил Лауда.

Пока Экклстоун подкреплялся стейком, австриец комментировал события на трассе. Раннее столкновение с участием Шумахера заставило его вернуться к телевизору. Стюарды занялись расчисткой трассы, и решение ряда команд (в первую очередь «Феррари») провести в это время пит-стоп со сменой покрышек спутало все расклады.

— Возникли проблемы, — заметил Лауда.

Гонка приближалась к своему экватору, а Алонсо все никак не мог выбраться с двенадцатого места. Феттель шел первым. Даже великий австриец Лауда не взялся бы предсказать, чем это кончится. Как уверял стоявший за его спиной проектировщик автодрома Херман Тильке, у Алонсо не будет проблем с обгонами. Экклстоун, безмолвный, словно манекен, расположился рядом с русским вице-премьером Дмитрием Козаком, который отвечал на вопросы российских телевизионщиков.  Экклстоун полагал, что появление здесь высокопоставленного политика связано со скорым приходом «королевских автогонок» в Россию. Решающий этап делу не помеха.

— Поехали, — объявил Экклстоун, когда русские ушли. — Досмотрим в аэропорту.Дорога до частного аэропорта заняла двадцать минут, и все это время Экклстоун представлял, как Алонсо прорывается сквозь пелотон и выходит в лидеры. Новость о том, что испанец застрял на седьмом месте вслед за «рено» упрямого Виталия Петрова, была встречена гробовым молчанием. Тильке ошибся. Испанцу так и не удалось обогнать противника.

Экклстоун молча следил, как Феттель мчится к победе. Неожиданная, совершенно невероятная развязка этого умопомрачительного сезона лишила его дара речи.

— Он же плачет, — сказал Маккензи, когда из телевизора донеслись радиопереговоры команды с самым молодым в истории чемпионом, который ошарашенно повторял: «Поверить не могу...» — Что ж, в Германии дела пойдут лучше.

Непроницаемое лицо Экклстоуна медленно-медленно расплылось в улыбке.

— Я же говорил ему: «Без ошибок».

Прежде чем новоиспеченный чемпион выбрался из своего болида, «фалькон» уже промчался по взлетной полосе и, заложив резкий вираж над границей Ирана, взял курс на Лондон. Фабиана принесла Экклстоуну и его друзьям поднос с сэндвичами.

Экклстоун подумал, что на трассе сейчас царит торжественная суматоха. В «Феррари» все уныло винят друг друга, а рядом, в расположении «Ред булла», будут гулять до рассвета. Немного поразмыслив, он решил позвонить Феттелю по спутниковому телефону. Как и следовало ожидать, механический голос предложил оставить сообщение. Распорядитель этого цирка бросил в трубку одно-единственное слово: «Берни», нажал на красную кнопку и сунул телефон в карман.

P.S. Комментарии очень нужны!