Доводя до максимума. Что ждет Макса Ферстаппена в «Формуле-1»
Ожидаемый дебют Макса Ферстаппена завершил летний перерыв раньше срока, взбудоражив умы всех, кто следит за «Формулой-1». Уилл Бакстон имеет свое мнение на счет того, что ждет нас в следующем сезоне.
В доме Макса Ферстаппена не найти первого трофея, который он выиграл в одиночных гонках. Этот трофей стоит в кабинете «Према Пауэртим» и он посвящен парням, которые работали с его машиной в зимней серии «Феррари Флорида». Ошибка в управлении стоила схода во второй гонке в первом уик-энде в Себринге, но его команда механиков (состоящая из двух человек) без устали работала, чтобы устранить повреждения и дать Максу возможность выйти на старт в финальной заезде. Неделю спустя в первой гонке на Палм-Бич Ферстаппен финишировал вторым. Шестнадцатилетний парень не знал другого способа поблагодарить механиков за их тяжелую работу, кроме как отдать им стеклянную вазу, олицетворяющую его первый шаг после картинга. Но день спустя передачи первой награды он одержал первую победу.
Он сошел с подиума, улыбнулся и сказал: «Этот я оставлю себе».
Я знаю об этом, потому что удостоился чести гоняться с ним в обоих местах.
Удивительно даже думать о том, что всего шесть месяцев спустя своей первой победы в одиночных гонках Макс Ферстаппен получил подтверждение о том, что он будет пилотом «Формулы-1» в 2015-м. Но и сам Макс Ферстаппен – достаточно удивительный талант. Настолько удивительный, что некоторые источники заставили меня поверить, что он вообще будет замещать Верня с этого уик-энда! Для меня он именно настолько хорош, что такой сценарий казался вполне возможным.
Но многим дебют Ферстаппена даже в 2015 году видится преждевременным. Я долго выступал за то, что пилотам нужно давать время, проводя их через различные молодежные «формулы» и проявляя тем самым лучшее, что в них есть. Возраст, как я всегда думал, был преимуществом в этой игре, так как он выступал вместе с опытом, сглаживая неровности, с которыми не стоит бороться в высшем эшелоне гонок.
Когда «Ред Булл» протолкнул Хайме Альгерсуари в «Формулу-1» в возрасте 19 лет прямо из Мировой Серии «Рено», его несправедливо прозвали «самый опасный парень в гонках», ссылаясь на его относительную неопытность.
Когда Макс Ферстаппен дебютирует в «Ф-1», он будет слишком молод для того, чтобы управлять машиной в его родной Голландии в отсутствии кого-нибудь, старше 18 лет, для того, чтобы пить шампанское вне подиума. Следует ли из этого, что он слишком молод? Опасен ли он? Не рановато ли?
Старинная пословица гласит, что если ты достаточно хорош, то ты достаточно стар. И вот, в 2015-м, в возрасте 17 лет Макс Ферстаппен станет самым молодым пилотом «Формулы-1» за всю ее историю. Такое решение, конечно, расколет аудиторию на два лагеря с противоположными мнениями.
То, что Ферстаппен талантлив, ясно без сомнений. Еще с тех ранних гонок во Флориде он доставал пилотов, которые были гораздо опытнее, чем он. Виды Антонио Фуоко, уже участвующего в Академии пилотов «Феррари», изменились к началу практики в Палм-Бич. Этот молодой парень делал быстрые ходы и удивлял всех.
Он делал так во Флориде, и шел тем же путем в «Формуле-3». Решение дебютировать на таком уровне было само по себе сюрпризом, так как стандартный путь начинается парой серий ниже. Но как это уже становится привычно с молодым Ферстаппеном, нормальное вообще ничего не значит.
На момент написания этой статьи Макс занимает второе место в европейской «Ф-3» в свой дебютный сезон с 8 победами, 13 подиумами, 5 поулами и 5 быстрейшими кругами. Он выиграл «Ф-3 Мастерс» в Зандворте. Да, такой же новичок Эстебан Окон лидирует в борьбе за титул, но Окон уже входит в юниорскую программу «Лотуса». А Макс Ферстаппен перестал быть свободным агентом неделю назад.
Были слухи о том, что «Мерседес» заинтересовался в работе с Ферстаппеном настолько, что предложил довольно хороший контракт. Без сомнений, «Мерседес» бы никуда не торопился, предварительно прогнав Макса через низшие серии, готовя его к месту в «Формуле-1»… или в ДТМ, если бы одиночные гонки не принесли хорошего результата. Наверное, что-то очень серьезное убедило Ферстаппена не подписывать контракт с производителем, доминирующим в современной «Формуле-1».
Непосредственная возможность гоняться в «Ф-1», кажется, и решила дело.
Семь (или теперь восемь) дней назад он подписал контракт с «Ред Булл». В последний уик-энд на «Нюрбургринге» он выиграл первую гонку, лидировал во второй вплоть до отказа мотора. Он получил штраф на десять позиций (и так будет еще две гонки), но, стартовав двенадцатым, избежал кучи в первом повороте, выйдя на пятое место к концу первого круга. Он финишировал третьим. Это было откровенно блестящее пилотирование, построившее платформу, с которой его запускают в «Ф-1».
Однако «Ред Булл» не славится теплой и уютной атмосферой. История последнего «самого молодого» может быть поучительна для Ферстаппена. Если ему дается ровно столько же времени на рост в «Ф-1», сколько дали Альгерсуари, то он лишится места в королевских гонках раньше, чем разменяет второй десяток. Но Ферстаппен и Альгерсуари – два очень разных человека.
Макс Ферстаппен не является первым гонщиком, который так рано стартует в «Формуле-1» и я не думаю, что он будет последним. Его отец тоже быстро поднялся на высший уровень. Однако взлет Макса настолько быстр, что он дебютирует против гонщиков, которые сражались еще с его отцом: Фернандо Алонсо, Кими Райкконен и Дженсон Баттон.
Захватывает то, что и Райкконен, и Баттон тоже сравнительно быстро попали в «Формулу-1». Для Райкконена все развивалось настолько быстро, что он начал карьеру в «Ф-1» с временной суперлицензией. Как мы знаем, оба завоевали по титулу, но пока Райкконен рос в «Заубере», а затем и в «Макларене», Баттона через год выставили из «Уильямса» и отправили в тяжелую школу, которой оказался «Бенеттон». Можно только гадать о том, дали ли бы Дженсону столько времени, сколько ему понадобилось для того, чтобы превратиться в зрелого гонщика, выигравшего чемпионат в 2009 году. Честно говоря, это очень сомнительно.
Что же до Ферстаппена, люди будут шутить о его возрасте. Люди будут говорить, что он не готов, что «Ф-1» следует быть строже, что случилось с «Ф-1» и так далее. Справедливые вопросы возникнуть насчет программы Ред Булл и того, что теперь будет с видами Да Кошты (уже перемещенного в ДТМ), гоняющегося в Мировой Серии «Рено» Сайнса-младшего и участвующего в GP3 мега-таланта Алекса Линна. Очередные вопросы будут и насчет Мировой Серии «Рено» и GP2. Вопрос насчет того, что случится с Вернем, немного проще, так как все было ясно еще с того момента, как Риккардо взяли в «Ред Булл» – у Жана-Эрика не было много времени.
В прошлом году я поклялся, что Гельмут Марко совершил ошибку, повышая такого молодого Даню Квята. Я оказался чертовски неправ, и я счастлив признать это. В этом же случае я буду рад просто встать в сторонке и с интересом наблюдать.
Появление таланта типа Ферстаппена в невероятно нежном возрасте – исключение, а не норма. Такое исключение должно заставить нас всех просто отойти и смотреть. Оно должно заставить нас проявлять огромный интерес к тому, как он выступит. Оно должно держать нас всех в предвкушении. Для проповедников тьмы и тех, кто всегда все отрицает, конечно, будет не так. Просто добавится проблем в смысле тьмы и пессимизма.
Но эти новости должны привести к тому, что у нас потекут слюнки в ожидании дебюта того, кто может оказаться исключительным.
Мне нравится Макс. Я люблю смотреть на то, как он гоняется. Мне понравилось то, как я пытался гоняться с ним на одной трассе.
И я не могу дождаться того, чтобы увидеть, как установившийся порядок «Формулы-1» будет стоять в благоговейном удивлении, в котором был я, глядя на коробку передач Ферстаппена.
Слева – автор :)
Фото: fiaf3europe.com
может я включаю Вильнева, но мне кажется, ничего хорошего из этого не выйдет
В эфодине толковый моторист или конструктор принесет больше пользы, чем даже топовый пилот. А к хорошей машине и хорошие пилоты подтянутся, поэтому совершенно не понимаю эту возню команд с академиями и подростками.
Похоже на какую-то аферу или глубоко продуманный рекламный ход.
а справа кто?