6 мин.

Флинстоун-ралли

Почти вся гонка позади. Я стою на узкой асфальтовой дорожке рядом с трамплином, на который вот-вот со скоростью 70 км/ч влетит машина из фанеры. Я видел разные прыжки, но это зрелище не похоже ни на что. Самые быстрые успевают пролететь метров 15, до того как с грохотом приземлятся. Амортизаторов нет. Колеса деревянные. Звук такой, что совершенно непонятно, почему после удара машины едут дальше, а не разбираются на все свои пять деталей.

Этот трамплин собрали при мне сегодня утром, перед гонкой. Понаблюдав за тем, как на обочине с ним вяло ковыряются трое гонщиков, я решил – с такого, стыдно сказать, трамплина дальше плевка не улетишь. И расстроился, ведь мне сказали, что это самое интересное место гонки! С такими мыслями я побрел вверх по трассе к месту старта. Протяженность дистанции чуть более километра: крутые спуски горного серпантина вперемежку с жутковатыми поворотами. Было не очень понятно, каким образом редко расставленные тюки сена будут отлавливать летящих в железные отбойники участников. Я был уверен, что такие неминуемо будут. Высокая скорость, хилые тормоза, крутые виражи и колеса из фанеры – неужели с такой комбинацией можно проходить виражи? Но расспрашивать участников перед гонкой о том, как часто происходят серьезные аварии, я, естественно, не решился.

Немного истории. Название Soapbox Rally родом из США. Легенда гласит, что оно пошло от продавца мыла, который в 30-х годах для поднятия продаж дарил детям набор деталей, из которого они собирали игрушечную машинку. Есть и другая, более приземленная версия: подобные “машины” получи ли это название потому, что их часто делали из деревянных ящиков.

В любом случае развлекаться подобным образом начали давным-давно. Еще в 1914 году вышел фильм “Детские автомобильные гонки” (“Kid’s Auto Race”) с Чарли Чаплином в главной роли. К слову сказать, это был первый серьезный успех Чаплина в Голливуде, определивший всю его дальнейшую карьеру. Так вот, в том фильме он сыграл чудаковатого зрителя, мешающего съемочной группе делать репортаж о гонках в Калифор­нии. В запечатленном состязании участвовали разные автомобили, в том числе и небольшие машинки без мотора. С горы их разгоняла сила тяжести, а на равнинных участках и в гору машину подталкивал второй член экипажа.

Так или иначе, забава укоренилась в США. Официаль­но первую гонку провели в 1933 году в штате Огайо. В 1935 году одна из машин во время гонки угодила в известного комментатора NBC – это был Грэм МакНэйми. Он в тот момент вел прямой репортаж и не стал его прерывать. Комментатор отделался сотрясением мозга, а весть об этом случае облетела весь мир.

Поклонникам автоспорта идея понравилась, ведь до самого конца 50-х годов мир не знал картинга. Подрастающему поколению тренироваться было не на чем. В общем, всем стало ясно: если в жилах течет бензин, гонять можно и без мотора.

Сегодня эта забава в разном виде распространена и в США, и в Европе. Регламент везде разный: встречаются как одноместные, так и двухместные машины, в которых дети или взрослые могут сидеть, стоять, лежать.

Главная европейская арена – Северная Италия. Первая официальная гонка прошла здесь в 1955 году. Ее провела в Бергамо группа энтузиастов, вдохновленных телетрансляциями о покатушках в Америке. В те годы редкий мальчуган не грезил постройкой собственного безмоторного болида для прохвата по холмам родного городка с друзьями наперегонки. Теперь же для удовлетворения рейсерских амбиций чаще пользуются игровой приставкой с диском Grand Turismo или, на худой конец, NFS...

Но несмотря на это, в последние годы интерес к таким гонкам в северной Италии растет. В 2005 году была создана Лига Soapbox Rally. И благодаря слаженным действиям группы энтузиастов за следующую пятилетку дисциплину удалось фактически возродить. Один из таких людей – Мауро Феррари: этот человек 7 лет был президентом лиги Soapbox: “За пять лет благодаря Интернету нам удалось сделать эти гонки популярнее. Количество зарегистрированных машин выросло с 12 до 70. Теперь каждый год проходит более 10 гонок”.

Гоняют, как и прежде, на двухместных деревянных болидах. Из фанеры и брусков делают несущую конструкцию и колеса. В органах управления используется металл – так безопаснее. Строят и модернизируют машины участники самостоятельно и на свои деньги. В экипаже два человека: один рулит, другой тормозит и толкает. Точь-в-точь как в фильме Чаплина.

Двадцать именно таких машинок я и увидел на старте гонки, проходящей в окрестностях маленького городка Зандоббио – это неподалеку от Бергамо. Чего ждать здесь от этой забавы, было непонятно: то ли ненапряжного весе лья, где главное – это участие, то ли экстремального руби лова, на котором не для галочки дежурит каре та скорой помощи с бригадой серьезных медиков?

Впереди два заезда. Маршрут не меняется, но отличия есть: во втором заезде на трассу выставляют три заранее заготовленных препятствия. Первое представляет собой большую алюминиевую ванну с водой и маленьким трамплинчиком на выходе из нее. На радость зрителей, участники влетают в воду на полном ходу. Кроме этого, на фи­ниш­ной прямой ставят два трамплина, на первый из которых гонщики, как оказалось, попадают с приличной скоростью после длинного прямика. Немного жаль, что желание увидеть гонку с разных точек помешало мне добраться до трамплина раньше, чем его прошла большая часть участников. Но свою порцию удовольствия и восторга от увиденного я получил.

И не только от экстремальных прыжков. Soapbox Rally радует своей атмосферой – это смесь серьезного состязания с увеселительным мероприятием для друзей, где медали после финиша получает каждый участник, а по усло­виям пари, заключенного накануне, победителю бреют волосатую грудь.

Мне даже удалось прокатиться самому. В эксп­ресс-режиме и без прыжков я опробовал обе роли – чуть-чуть потолкал, малость потормозил и немного порулил: управляется плохо, тормоза никакие. Зато восторга – море!

Текст и фото: Влад Королев