5 мин.

Джереми Кларксон о знаках

На полотне M40, идущем на север, есть знак “Осторожно, морось”. Не знаю, сколько стоило поставить этот знак, но деньги были выброшены на ветер, потому что в солнечный июньский денек мороси тут отродясь не бывало.

Естественно, пасмурным февральским днем морось – обычное дело. Но чем она здесь хуже, чем везде? И зачем ставить знак? В дождь его даже не будет видно. Из-за всей этой мороси. Меня бесят и другие знаки. Рядом с моим домом есть один: он предупреждает, что впереди олени. И точно, есть все шансы встретить оленя. Но где их сейчас нет? Так почему именно эту обочину нужно уставить знаками?

Камнепад? Хорошо. Прекрасно понимаю. И что мне делать? Разог­наться в надежде проскочить опас­ное место побыстрее? Или притормозить? Не вижу разницы. Потому что когда на крышу приземляется двадцатитонный булыж­ник, не важно, на какой ско­рости это было: все, день пропал.

Не лучше ли пустить деньги, потраченные на установку знака, на то, чтобы на этом участке не было камней, которые внезапно обнаруживают, что притяжение все-таки есть?

И еще: знаки ограничения скорости абсолютно ни к чему. Мы и так знаем, сколько ехать, потому что мы – разумные существа и можем сами понять, какая скорость тут приемлема. И знак “Железнодорожный переезд” нам тоже не нужен, потому что и так видно, что тут переезд.

То же с кру­говыми перекрестками, поворотами и тому подобным – они отлично видны невооруженным глазом.

Но муниципальные советы и дорожники просто не могут понять это своими медленными мозгами и считают, что на каждый чих нужен знак… Вот почему то и дело видишь знак “Знак отменен”.

И вот почему таблички “Впереди новая развязка” стоят десятилетиями. Пока их не закроют указатели для пешеходов (куда смотреть), для автомобилистов (когда где парковаться) и объявления о перекрытии дороги (чтобы создать побольше пробок). Стращают, назидают и указывают. И эта глупость меня раздражает.

Ведь на все это уходит адская куча денег. Теперь все стремятся продемонстрировать экологическую сознательность и ставят светящиеся знаки, питающиеся от ветряков и солнечных батарей. А они стоят больше £10 000 шту­ка. И все это ради того, чтобы мы знали, что с набережной можно упасть в воду.

Единственные нужные знаки – те, которые указывают, куда ведет дорога. А еще лучше – большие табло над ней. Но только теоретически…

Теоретически есть смысл в том, что водителей информируют о том, что их ждет впереди. Я частенько думаю, где лучше въехать в Лондон: по М4 или М40? И было бы здорово, если бы всюду висели светодиодные табло, мгновенно информирующие о перекрытых дорогах и заторах.

К сожалению, когда нет аварий, табло передают совершенно бесполезную информацию – например, сколько добираться до следующего перекрестка.

Откуда диспетчеру это знать? Ведь это время зависит от того, на чем ты едешь: на Ferrari 458 или на тягаче с прицепом. С таким же успехом можно повесить знак, сообщающий, сколько тебе осталось жить.

Более того, когда бастовали пожарные, знаки предупреждали, чтобы все ехали очень осторожно. Но когда забастовка кончилась, не было информации, что можно гнать, как раньше. Перед Рождеством нам напоминали, что нельзя садиться за руль пьяным. А сейчас не напоминают. Значит, теперь можно? Недавнее нововведение – погодные сводки. Только вчера на одном табло значилось “Завтра ожидается снег”.

И что? В стране таких размеров, как Великобритания, даже самый медленный водитель в наихудшей машине доедет до дому сегодня.

А вот утром я видел: “Вы приготовили автомобиль к зиме”? И не поду­мал! Вообще-то Mercedes сделал это еще до того, как я купил машину. Но это послание хотя бы заставило меня задуматься. Раз уж эти табло используются даже тогда, когда впереди нет аварии, не стоит ли министерству транспорта придумать что-нибудь получше оруэлловских сентенций о погоде и о том, сколько ехать до Уорика?

Например, они могли бы сообщать, в какую страну вторглись французы в этот день. Или как дела на фондовых рынках. Или какая песня звучит на Radio One. Или, поскольку ехать по автостраде – скука смертная, можно посоветовать задуматься, как мы живем и счастливы ли мы.

Если это слишком глубоко, то, может быть, устраивать на табло общеобразовательную викторину? На въезде – вопрос: “Столица Португалии?” На выезде – ответ. Можно даже учесть региональную специфику: на М8 будут вопросы о Роберте Бернсе, а на М4 – о процессорах Pentium.

А как насчет шуток? В этом вопросе я эксперт. Вместо того чтобы вбивать в нас правила безо­пасности или сообщать о забастовках, почему бы не использовать тех нологию для того, чтобы люди могли посмеяться от души? Неужели нельзя вывести на табло карикатуру из свежего Daily Telegraph? А в школьные каникулы – шутки про пиписьки и какашки?

Вот в чем корень проблемы. Правительство использует новенькие сияющие знаки для того, чтобы заставить всех ехать медленно, сидеть прямо и не жевать жвачку. Оно видит себя оплотом морали, и ему, понятно, не до смеха. Сколько шуток, например, в Библии? Ни одной. Страница за страницей – нудные поучения, почему плохо воровать, мастурбировать и вожделеть соседского вола.

Поэтому я предлагаю вот что. Мы заберем дорожные знаки из рук свиты мистера Кэмерона, одержимой хорошим обзором, и передадим их в ведение английских комиков. Неделю Джеку Уайтхоллу, неделю – Майклу Макинтайру. А ночью, когда дети спят, отдадим их Джимми Карру.

Конечно, табло будут по-прежнему передавать информацию о пробках и авариях, но когда дороги будут свободны, ее место займут шутки и парадоксы от лучших комиков.

Я думаю, со времен гладиаторских боев в Риме это будет первый раз, когда правительство предпримет что-то для счастья своего народа. И думаю, нам всем это понравится.

Текст: Джереми Кларксон. Перевод: TopGear Россия