Эй, ухнем!
У десятитонного вертолета Ми-24 два газотурбинных мотора мощностью 2200 л.с. каждый... К чему это я? А к тому, что у трактора Whispering Giant (“Шепчущий гигант”) на одном карданном валу сразу четыре таких турбины! При том, что весит он вдвое меньше вертолета – 8800 л.с. двигают всего 4500 кг. Внушает, правда?
Но серьезные цифры – это еще цветочки. Когда такой монстр с чудовищным ревом проходит по трассе на полном газу в каких-то пятнадцати метрах от твоих ушей – это реально больно даже сквозь беруши! А самым громким из тех, что слышал я, был трактор команды “Ламбада”: неистовый рев его четырех V8 я запомню надолго.
Сегодня в мире две ассоциации трактор-пуллинга – европейская и американская. Каждая из них проводит свой чемпионат. Регламенты почти не отличаются, техника похожая. Отличие в том, что в Америке эта дисциплина, конечно же, более развита – сотни участников, десятки тысяч зрителей. Европейские этапы не могут похвастаться таким размахом – и участников, и зрителей меньше в разы. Но зрелищность от этого не страдает. Я побывал на финском этапе европейского чемпионата: феерия, удар по всем органам чувств! Такое не забудешь.
А начало было положено давным-давно. Полторы сотни лет назад крутизна американского фермера определялась крутизной его коня. А как понять, чья лошадь круче? Надо измерить, которая больше утащит! Делалось это очень просто: брали амбарную дверь поувесистей, клали ее на землю и привязывали к лошади. А затем выясняли, сколько людей должны встать на эту дверь, чтобы лошадь не смогла двигаться дальше. Такие соревнования проходят по сей день и называются “хорс-пуллинг”.
Как только особо продвинутые фермеры сменили лошадей на трактора, им тут же захотелось узнать, у кого и трактор самый крутой. Отработанную на лошадях методику менять не стали. Первые такие соревнования прошли почти сто лет назад – в далеком 1929 году в штатах Миссури и Огайо. А к 1969 году забава доросла до создания Национальной Ассоциации Тракторных Гонок (NTPA), в которую вошли представители восьми государств. До этого времени в соревнованиях принимали участие только серийные трактора, которые вне гонок использовались по прямому назначению. Но в 70-х трактор-пуллинг расцвел: именно в это время стали появляться чумовые тягачи, созданные специально для турниров.
В ход пошли моторы от танков, самолетов и вертолетов. На один карданный вал стали ставить по два, три, четыре огромных мотора. В 88-м году был поставлен рекорд – 7 двигателей на одном валу! Выглядят такие “тракстеры” весьма внушительно. Особенно на ходу.
Сегодня все трактора делят на несколько классов. Младший Pro Stock – турбодизели. Затем Super Stock – в нем дизельные моторы переводят на метанол и снимают c них по 3500-4000 л.с., что в 20-30 раз больше исходной мощности. Но самые ураганные аппараты – в классе Modifieds. Их мощность до 10 000 л.с. Здесь используются и классические V8 или V12, и газотурбинные, и даже реактивные двигатели! Шины для них еще недавно были самодельными, но теперь их по единым спецификациям выпускает уже не одна шинная компания.
Чтобы управлять такой колоссальной мощью, нужны особые навыки. Порой большую часть дистанции или даже всю ее трактор проходит на дыбах, а рулежка осуществляется независимым подтормаживанием каждого из задних колес отдельно. Для этого у пилота есть специальные педали, это позволяет тянуть обузу в нужном направлении. Кстати, о прицепе: это уже давно не амбарная дверь. К трактору цепляют специальную конструкцию – сани. Они устроены таким образом, что чем дальше от старта, тем тяжелее их тянуть. Это достигается смещением подвижного груза от задней оси тележки в переднюю часть, которая во время гонки волочится по прямой глинистой трассе – стрипу. Побеждает тот, кто утащит сани дальше других. На исходную позицию такие телегосани возвращаются самостоятельно, для чего в передней части есть выдвижная пара колес, а в задней – пилотская кабина. В ночь перед гонкой глину на стрипе вспахивают, а потом укатывают. После каждого заезда укатывают снова. Причем глина должна быть строго определенной: организатор соревнований обязан экспресс-почтой отослать в Ассоциацию образец на утверждение.
К месту соревнований трактора приезжают на обычных фурах: их ширину специально подгоняют под ширину стандартного прицепа. Тренировок нет – для них понадобились бы те самые спецсани и спецтрасса, а такое никакой команде не по зубам. Так что все заезды – зачетные.
Нам было жутко интересно, откуда берутся пилоты трактор-пуллинга? Это профессиональные гонщики или любители? С этим вопросом я обратился к Яну Баутенхаису: уж он-то должен знать. Недаром его уже 24 года переизбирают на пост президента Европейского комитета трактор-пуллинга. Ян был категоричен: “Для всех пилотов трактор-пуллинг – это хобби! У каждого есть другая любимая работа, как и у меня”.
Работа эта, должно быть, высокооплачиваемая, потому что трактор-пуллинг – хобби недешевое. Купить крутой трактор обойдется в 100-200 тысяч евро. Суперкрутой – например, реактивный – непредсказуемо дороже. Тут все зависит от того, где и как вы будете добывать двигатели. А еще расходы на доставку техники к месту соревнований и содержание команды... Зато взнос за участие – всего €1000 в год.
И именно факт того, что все участники занимаются трактор-пуллингом для души, делает атмосферу турнира более теплой и открытой. Люблю я гонки, семейная атмосфера которых не омрачена грызней высокобюджетных заводских команд...
Конечно, я не мог не поинтересоваться у Яна, а не глядят ли его трактористы в сторону России? Ведь зрительский потенциал у пуллинга огромный! Не знаю, что может сравниться с ним по зрелищности. И смотреть удобно: все происходит на относительно небольшой площадке. “У нас уже есть официальный партнер в России. Уверен, в скором времени трактор-пуллинг появится и у вас”, – ответил Ян.
Я взял у него контакт и по приезде на родину встретился с Максимом Юденко, который намерен продвигать трактор-пуллинг в России. Он тоже не сомневается, что вскоре такие турниры обязательно пройдут и у нас. Летом россияне, возможно, увидят показательные выступления европейцев. Для начала Максим хочет привезти в Подмосковье по одному трактору каждого класса. Думаю, если это случится, возникнет цепная реакция: зрелище-то и правда фантастическое! Дело, как обычно, за спонсорами. И заинтересованные уже вроде бы есть, хотя подписей в бумагах еще никто не поставил. Но почему-то лично я не сомневаюсь, что контракты непременно случатся. Трактор-пуллинг этого заслуживает: восторг на лицах зрителей – лучшее тому подтверждение.
А я теперь наконец понял своего двоюродного брата, который сельхозтехнику, а особенно трактора, обожает с детства. Раньше не мог взять в толк: ну, что он нашел в этих кондовых, громыхающих, примитивных механизмах? Если бы так думали все, едва ли на свете появился бы трактор-пуллинг. Но каждый участник и организатор, с которыми я общался, любят трактора горячо и всем сердцем. И говорят о них только с горящими глазами!
Но, похоже, чудовищный рев этих агрегатов искажает реальность: я поймал себя на том, что в голову полезли бредовые мысли. Стало жаль, что по регламенту гипертракторам положено волочить дурацкие сани. А слабо запустить этих монстров всей толпой по овалу, где гоняется NASCAR? Скажете, нереально? Зато какая была бы красота: грохот, рев, черный дым до небес... Может, все-таки стоит попробовать? Думаю, будет покруче, чем гонки на подах из “Звездных войн”!
Текст и фото: Влад Королев
Сезоны TopGear: topgearrussia.ru/tv-show/sguide/
Новости: topgearrussia.ru/news/car-news/
Видео: topgearrussia.ru/videos/
А между тем, майский номер уже в продаже: