7 мин.

Грандиозный день Ферстаппена в США: уничтожил конкурентов на фоне трудностей «Макларена»

Макс уверенно забрал поул «Ф-1» в Остине.

Квалификация к Гран-при США подтвердила увиденное в спринтерских сессиях: «Ред Булл» и Ферстаппен – лучшие на местном треке. Как так вышло?

Ферстаппен снова впереди

Трасса Гран-при США очень своеобразна. Здесь сочетаются практически все возможные участки: есть прямые, зоны жесткого торможения, среднескоростные и медленные повороты – причем с перепадами высот. Все это приправлено высокими поребриками и кочками, которые меняются каждый год из-за того, что трасса построена на глинистой почве.

Нельзя забывать и про высокие температуры: во время квалификации воздух нагрелся до 34 градусов, а трасса – примерно до 45 градусов. Это сильно бьет по состоянию шин, которые и без того испытывают сильную нагрузку на местном треке.  

В таких условиях довольно трудно найти подходящие настройки. К счастью для команд, к основной квалификации у них накопилось много данных: единственная практика, спринт и квалификация к нему позволили подготовить болиды наиболее – по крайней мере в теории – подходящим образом.

Но есть нюанс: нагретая трасса стала гораздо сложнее и требовательнее – так что даже улучшенные настройки могли не спасти. К тому же команды были вынуждены увеличить дорожный просвет, чтобы избежать проблем с планкой в гонке (ведь если стереть ее до определенного уровня, можно получить дисквалификацию) — а это потери в прижимной силе и, соответственно, в стабильности.  

В теории в таких обстоятельствах наилучшее положение было у «Макларена» – даже несмотря на двойной сход в спринте. MCL39 лучше всех справляется с прохождением среднескоростных поворотов и отличается хорошим балансом в жарких условиях.

Однако оранжевый болид давно не обновлялся, так что уже не обладает тем преимуществом, что в прошлых гонках сезона.

Этим и воспользовался «Ред Булл», о котором не перестают говорить на протяжении последних недель. Агрессивный подход при выборе настроек помог команде лучше понять болид, а последние обновления усовершенствовали его баланс. Этим прогрессом в очередной раз удачно воспользовался Макс Ферстаппен и взял поул к основной гонке – и это после победы в спринте, где он также стартовал с первого места. Феноменальное доминирование нидерландца.

Коронное simply lovely («просто чудесно») по радио на месте.

«Феррари» наконец не провалилась

Это удивительно: в прошлых сессиях SF-25 традиционно показывал себя с не лучшей стороны. Недостаточная поворачиваемость, проблемы со сцеплением и балансом – фактически в основной квалификации ситуация должна была ухудшиться из-за увеличенного клиренса.

Но вместо этого Шарль Леклер показал третье время, а Льюис Хэмилтон – пятое. Как так?

Вероятно, дело в провале конкурентов. «Мерседес» оказался в не самых комфортных условиях, а Оскар Пиастри из «Макларена» банально провалился: у него были все шансы попасть хотя бы в первую тройку – но австралиец просто не смог выжать весь имевшийся темп (возможно, из-за проблем, связанных с повреждениями в спринте) и стал лишь шестым.

Не исключено, что также Скудерии удалось улучшить настройки. Все-таки после спринта Хэмилтон с большим позитивом уверял, что команда сможет добиться прогресса в последующих сессиях.

Однако такое утверждение все еще сомнительно: в квалификации Леклер столкнулся с сильным разворотом в самом начале одной из попыток. Не похоже на признак хорошего баланса.

Похоже, что болид «Феррари» – это загадка не только для экспертов и болельщиков, но и для самой команды.

«Третье место стало большим сюрпризом, – сказал Леклер после квалификации. – Особенно если учитывать то, что уик-энд с самого начала складывался для «Феррари» весьма тяжело.

Мы постарались все сделать правильно в квалификации, и нам это удалось, но я думаю, что нам предстоит еще во многом разобраться в работе с нашим болидом. Потому что сейчас мы наблюдаем слишком большие перепады в скорости по ходу уик-энда без фундаментальных изменений».

Неожиданная авария лучшего юниора

Едва ли не лучший новичок этого сезона Изак Аджар провел худшую квалификацию в сезоне. Во многом потому, что он даже не успел показать время: пилота «Рейсинг Буллз» снесло уже в первых поворотах. Вероятно, он наехал на кочку и потерял сцепление.

Неудача постигла и Алекса Албона из «Уильямса». У тайца сильно не ладится в квалификациях: последний раз Алекс опережал напарника в Бельгии. Здесь он вновь оказался на грани вылета — но спасся благодаря хорошей финальной попытке в первом сегменте. Которую испортил нарушением границ трассы. Итог – удаленное время и предпоследняя строчка перед разбившим машину Аджаром.

К этому списку можно смело добавить Юки Цуноду из «Ред Булл». Японец большую часть квалификации жаловался на трафик, в который попал и на последнем круге во втором сегменте. Там №22 наткнулся на два болида по ходу попытки.

После встречи со второй машиной («Альпин») Цунода выплеснул эмоции.

«Чувак! Ну же! Какого ### он творит? Он просто заблокировал меня #####, бро!», – сообщил Юки инженеру.

Здесь можно отметить провал с обеих сторон: «Ред Булл» уже не в первый раз ошибается с выбором момента для выпуска Цуноды на трассу, но и сам японец все никак не выжмет темп из болида.

Гельмут Марко обещал решить судьбу второго пилота команды после этапа в Мексике. Но ответ уже кажется очевидным.   

Чего ждать от гонки

Трасса в Остине довольно обгонная, поэтому не исключено, что гонка получится довольно зрелищной. Однако, как это свойственно современной «Формуле-1», очень многое будет зависеть от работы с шинами – что весьма непросто, если учитывать жару и конфигурацию трека.

В спринте Ферстаппену удалось удержать лидерство, однако в определенной степени ему повезло, ведь оба «Макларена» выбыли еще после первого поворота. Скорее всего, против Норриса нидерландцу придется непросто, но это не значит, что он не справится.

Итоги квалификации

Что еще почитать о Гран-при США:

Фото: Gettyimages/Clive Mason